«Зима». Конспект НОД по развитию грамматического строя речи в подготовительной группе для детей с ТНР

Татьяна Каргина
«Зима». Конспект НОД по развитию грамматического строя речи в подготовительной группе для детей с ТНР

ТЕМА: «ЗИМА»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ: расширять и обогащать знания детей об особенностях зимних природных явлений: (снегопад, метель, вьюга, упражнять в подборе слов – определений к заданным словам, закрепить употребление в речи детей глагола «хотеть».

2. РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ: развивать дыхание и правильный речевой выдох, общую и мелкую моторику рук.

3. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ЦЕЛЬ: профилактика утомления детей во время образовательной деятельности, сохранение функции зрения.

4. КОРРЕКЦИОННО- РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ : развивать слух и зрительное внимание, мышление, творческое воображение, координацию речи с движением. Подбирать прилагательные к существительным, согласовывая в роде (какой? Какая? Какое? Какие). Образовывать новые слова при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. Образовывать сравнительную степень имен прилагательных. Давать качественную оценку совершающихся действий, отвечая на вопрос: как? Закрепить в речи детей употребление глагола «хотеть». Использовать в речи местоимения : я, он, она…Использовать в речи глагольные приставки: у, пере, с, за, вы, про, под…Учить подбирать определения к заданным словам. Согласовывать существительные с числительными: 1,2,5.

5. ОБОРУДОВАНИЕ: иллюстрации с изображением зимы, аудиозапись «Зима» Г. Свиридов, снежинки на ниточках, «волшебная палочка», «снежок», иллюстрации с изображением сказочных героев: Деда Мороза, Снегурочки, Снеговика, Бабы – Яги, дидактические игры.

ХОД:

Воспитатель: «Оделась речка в тонкий лёд,

А снег идёт, идёт, идёт…

Вовсю старается зима:

Белит поля, белит дома,

Мостит дорогу для саней –

Поедет Дед Мороз по ней».

Восп.:

На улице ещё нет снега, а у нас в группе уже зимнее настроение: на окнах снежинки, висят гирлянды. Ёлочка готова к приёму нарядов. А некоторые новогодние герои прислали нам свои фотографии и задания для вас.

Восп.: Начнём по порядку. Угадайте, кто наш первый гость.

Мы слепили снежный ком,

Шляпу приладили на нём,

Морковку приделали и в миг

Получился…. снеговик!

А узнавать, где гости спрятали свои задания, мы будем по схеме нашей группы. Итак, задания Снеговика вот здесь. (находят).

1 ЗАДАНИЕ: У снеговика есть друг:

«Красногрудый, чернокрылый,

Любит ягодки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять».

«Зима». Конспект НОД по развитию грамматического строя речи в подготовительной группе для детей с ТНР

Восп.: Какие птицы к нам прилетают в сильные морозы с севера?

Представьте, что это уже произошло:

В сильные морозы к нам снегирь…прилетает

С ветки на землю …слетает

С ветки на ветку …перелетает

К ягодам рябины … подлетает

В чужой скворечник …влетает

А потом …вылетает

Вокруг нашего садика …облетает

А мимо другого …пролетает

Ягод наклюётся и …улетает

2. ЗАДАНИЕ: «Расскажите о снеге»

Без чего не бывает зимы? (без снега)

Из чего лепим снеговиков? (из снега)

По чему едут санки и лыжи? (по снегу)

Под чем спят зимой растения? (под снегом)

Летом мы вспоминаем о чём? (о снеге)

Наша одежда мокрая от чего? (от снега)

Новые снежинки ложатся на что, куда? (на снег).

3 ЗАДАНИЕ: «Кому что нужно в зимних видах спорта?»

Клюшка, шайба и коньки … хоккеисту

Санки … саночнику

Лыжи … лыжнику

Лыжи и винтовка … биатлонисту

Коньки конькобежцу и фигуристу.

ВОСП.: Молодцы! Со всеми заданиями Снеговика мы справились! Трудно было? Посмотрим, кто ещё к нам пожаловал, слушайте загадку до конца:

«Эта старушка не любит детей,

Часто пугают ею малышей,

У бабушки есть костяная нога,

Зовут ту бабусю…Баба – ЯГА.

ВОСП.: Скажите, а какая Баба-яга по характеру, что от неё можно ждать?

А задания от Бабы –Яги вот здесь (находят).

1 ЗАДАНИЕ: игра «Что лишнее?»

СНЕГ ЗАЯЦ СНЕГУРОЧКА СНЕГОВИК СНЕГИРЬ

2 ЗАДАНИЕ: игра «НАОБОРОТ»

НАЛИВАЕТ – ВЫЛИВАЕТ

ВХОДИТ – ВЫХОДИТ

ВЛЕТАЕТ – ВЫЛЕТАЕТ

ВНОСИТ – ВЫНОСИТ

ЗАКРЫВАЕТ – ОТКРЫВАЕТ

ЗАПИРАЕТ – ОТПИРАЕТ

ПРИКЛЕИВАЕТ – ОТКЛЕИВАЕТ

ПРИБЕГАЕТ – УБЕГАЕТ

УЛЕТАЕТ – ПРИЛЕТАЕТ

СГИБАЕТ – РАЗГИБАЕТ

3 ЗАДАНИЕ: игра «ЖАДИНА»:

ЧЕБУРАШКА ЯБЛОКО РОМАШКА МЯЧ БАНАНЫ БЕЛКА СОЛНЫШКО ПИНГВИНЫ МЕДВЕЖОНОК БОЖЬЯ КОРОВКА

4 ЗАДАНИЕ: Д/И «СКАЖИ ПО-ДРУГОМУ»

Птицы летом сытые, а зимой…голодные.

Заяц летом серый, а зимой…белый.

Белка летом рыжая, а зимой…серая.

5 ЗАДАНИЕ: Д/И «ИЗМЕНИ СЛОВО»

Ёлка высокая, а сосна ещё… выше.

Синичке зимой холодно, а воробьишке ещё…холоднее.

Куртка тёплая, а комбинезон ещё…теплее.

Лисья нора глубокая, а медвежья берлога ещё…глубже.

У папы лопата большая, а у дворника ещё…больше.

6 ЗАДАНИЕ: Д/И «КАК?»

Санки едет по полю медленно, а с горы …быстро.

Птицы летом поют много, а зимой…мало.

Птицы летом поют громко, а зимой…тихо.

Животным летом в лесу хорошо, а зимой…плохо.

Ёжику в норке тепло, а зайцу под кустиком…холодно.

Если на зимней прогулке не двигаемся, нам… холодно.

А когда побегаем, становится…жарко.

Если Дед Мороз задерживается, нам…грустно.

А когда приходит, нам…весело.

ВОСП.: Ну, что ж, и с заданиями Бабы – Яги мы справились.

Интересно, кто же будет следующим гостем?

ОНА ВНУЧКА МОРОЗА И ВЬЮГИ

ЯВЛЯЕТСЯ К НАМ КАЖДЫЙ ГОД,

И С НЕЮ СНЕЖИНКИ- ПОДРУГИ

ВЕСЁЛЫЙ ВЕДУТ ХОРОВОД (СНЕГУРОЧКА)

ВОСП.: ЗАДАНИЯ ОТ СНЕГУРОЧКИ ВОТ ЗДЕСЬ.

1 ЗАДАНИЕ: Пальчиковая игра:

РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ

МЫ ВО ДВОР ПОШЛИ ГУЛЯТЬ

БАБУ СНЕЖНУЮ ЛЕПИЛИ

ПТИЧЕК КРОШКАМИ КОРМИЛИ

С ГОРКИ МЫ ПОТОМ КАТАЛИСЬ

А ЕЩЁ В СНЕГУ КАТАЛИСЬ

ПОТОМ В САДИК МЫ ПРИШЛИ

СЪЕЛИ ОБЕД И СПАТЬ ЛЕГЛИ.

2 ЗАДАНИЕ: «ДЫХАТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ СО СНЕЖИНКАМИ»

ВОСП.: А вы знаете, что такое метель? А вьюга?

Мы сейчас с вами устроим небольшую метель прямо в группе.

Снегурочка нам прислала целую гору снежинок. Возьмите по одной. Не забывайте, что они очень нежные, хрупкие.

НАБЕРЁМ ВОЗДУХ НОСОМ,

ЩЁКИ ПРИЖМЁМ К ЗУБАМ,

ГУБЫ СЛОЖИМ НЕБОЛЬШОЙ ТРУБОЧКОЙ

И ПОДУЕМ НА СНЕЖИНКУ.

3 ЗАДАНИЕ: «УПРАЖНЕНИЕ НА КОРРЕКЦИЮ ЗРЕНИЯ»:

МЫ СНЕЖИНКУ УВИДАЛИ

СО СНЕЖИНКОЮ ИГРАЛИ

СНЕЖИНКИ ВПРАВО ПОЛЕТЕЛИ

ГЛАЗКИ ВПРАВО ПОСМОТРЕЛИ.

СНЕЖИНКИ ВЛЕВО ПОЛЕТЕЛИ,

ГЛАЗКИ ВЛЕВО ПОСМОТРЕЛИ.

ВЕТЕР ВВЕРХ ИХ ПОДНИМАЛ,

И НА ЗЕМЛЮ ОПУСКАЛ.

ВОСП.: ПОСЛУШАЙТЕ, О ЧЁМ ГОВОРЯТ СНЕЖИНКИ:

МЫ СНЕЖИНКИ, МЫ ПУШИНКИ

ПОКРУЖИТЬСЯ МЫ НЕ ПРОЧЬ.

МЫ СНЕЖИНКИ – БАЛЕРИНКИ

МЫ ТАНЦУЕМ ДЕНЬ И НОЧЬ.

КОГДА ВСТАНЕМ МЫ В КРУЖОК,

ПОЛУЧАЕТСЯ … СНЕЖОК.

ВОСП.: ПОЛОЖИТЕ СНЕЖИНКИ ПОД НАШУ ЁЛОЧКУ.

4 ЗАДАНИЕ ОТ СНЕГУРОЧКИ: игра «КАКОЙ,КАКАЯ, КАКОЕ, КАКИЕ?»

Я буду бросать вам снежок и задавать вопросы. А вы будете возвращать снежок мне и подбирать самые красивые слова к заданному слову:

ДЕНЬ

УТРО

НОЧЬ

СОСУЛЬКА

ГОРКА

СНЕГ

ЛЁД

ВЕТЕР

НЕБО

СНЕЖИНКА

ДЕНЬКИ

ПОГОДА

Сделаем разминку:

ОДИН, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ,

МЫ С ТОБОЙ СНЕЖОК СЛЕПИЛИ.

КРУГЛЫЙ, КРЕПКИЙ, ОЧЕНЬ ГЛАДКИЙ

И СОВСЕМ-СОВСЕМ НЕ СЛАДКИЙ.

РАЗ – ПОДБРОСИМ,

ДВА –ПОЙМАЕМ,

ТРИ –УРОНИМ

И СЛОМАЕМ.

ВОСП.: Все задания Снегурочки выполнили. Остался последний гость.

ЧЕЛОВЕК НЕМОЛОДОЙ

ОН С ОГРОМНОЙ БОРОДОЙ,

ПРИВЁЛ С СОБОЙ ЗА РУЧКУ

К НАМ НА ПРАЗДНИК ВНУЧКУ.

ОТВЕЧАЙТЕ НА ВОПРОС:

КТО ЖЕ ЭТО? …ДЕД МОРОЗ!

ЕГО ЗАДАНИЯНАХОДЯТСЯ ВОТ ЗДЕСЬ.

1 ЗАДАНИЕ: игра «ОТГАДАЙ-КА»:

ЧЕГО БОЛЬШЕ: СНЕГОПАДОВ ИЛИ СНЕЖИНОК?

ЧЕГО БОЛЬШЕ: ЗИМ ИЛИ СНЕГОПАДОВ?

2 ЗАДАНИЕ: у Деда Мороза есть посох. А нам он прислал волшебную палочку. С её помощью мы будем превращать предметы в маленькие и называть ласково. По очереди.

БЫК РЫБА ПТИЦА ДОМ БАНАНЫ ЯГОДА ПАРОВОЗ ПЧЕЛА СОБАКА МАТРЁШКА

ВОСП.: МОЛОДЦЫ! А сумеете ли вы превращать в огромное, большое?

ЧУДО

МОРОЗ

ХОЛОД

ВЕТЕР

3 ЗАДАНИЕ: игра «СОСЧИТАЙ». У Деда Мороза много дел: деревья снегом укутать, речку льдом заковать, подарки к Новому году приготовить. Давайте поможем ему подарки сосчитать.

1 2 5

ЧЕБУРАШКА МАШИНА ЗОНТ РОБОТ ЯБЛОКО

ВОСП.: Ребята! А что мы хотим от Деда Мороза на Новый год? (подарки).

А давайте ему об этом скажем: Д/И «ХОЧУ»:

Я ТЫ МЫ ВЫ ОН ОНА ОНИ

ВОСП.: До Нового года ещё далеко, но угощение вас ждёт:

Мне понравилось, как вы выполняли задания наших гостей. А вам понравилось? Что понравилось? Какое задание было трудным?

ВОСП.: НА РАДОСТЬ ВСЕМ, НА УДИВЛЕНИЕ

СНЕГУРКА ПРГОТОВИЛА ВАМ УГОЩЕНИЕ,

ПЕЧЕНЬЕ СНЕЖНОЕ, ВКУСНОЕ ДА НЕЖНОЕ.

НЕ СТЕСНЯЙТЕСЬ! УГОЩАЙТЕСЬ!

Публикации по теме:

«Звук [С], буква С». Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР. Провела учитель-логопед Анисимова Светлана Александровна.

Зимняя прогулка в старшей группе. «Зимнее путешествие»Зимняя прогулка в старшей группе. «Зимнее путешествие» Зимняя прогулка в старшей группе. «Зимнее путешествие» Цель: учить выделять основные признаки зимы, закреплять представления о разных состояниях.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Зима
  • Зима
Автор публикации:
«Зима». Конспект НОД по развитию грамматического строя речи в подготовительной группе для детей с ТНР
Опубликовано: 5 мая 2013 в 13:50
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (нестандартное оборудование).
Здоровье детей является одной из наиболее важных проблем настоящего времени. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования...
«Новый год в Ситцевой стране». Коллективная работа детей старшей группы.
Ну, вот и пришла Зимушка- Зима белоснежная! И скоро, совсем скоро всеми любимый, волшебный праздник- Новый год! Уж давайте признаемся- все мы перед Новым...
Фотоотчет «Наши меньшие друзья»
Пришла зима. У нас морозы уже под тридцать. На прогулке наблюдали за птицами спросила, легко ли птицам зимой. Дети ответили что им холодно и тяжело...
«Винни — Пух и его друзья.» Фотоотчёт. Художественное творчество детей.
На занятиях лингвистического кружка дети знакомятся с англоязычными писателями и их произведениями. В ноябре дети узнали , что историю про медвежонка...
Сценарий ООД по познавательному развитию в средней группе. Тема «Овощи»
Сценарий образовательной ситуации по ознакомлению с окружающим миром, средняя группа. Тема "Овощи". Программа "Мир открытий Тема: "Овощи". Цель: Расширять...