«Зимний круиз по стране умных игр»

Татьяна Шерстнева
«Зимний круиз по стране умных игр»

Конспект занятия

(использование наглядно – игровых средств на занятиях по формированию ГСР у детей с ОНР)

Учитель – логопед Шерстнева Т. Ю.

Задачи:

• обогащение словарного запаса и уточнение значения слов;

• согласование существительных с местоименениями «мой», «моя», «мои», «моё»;

• практическое усвоение приставочных глаголов и употребление их в речи;

• согласование числительных с существительными;

• обогащение словаря антонимами за счет прилагательных, глаголов, наречий;

• работа над выразительностью речи и интонацией;

• развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, графомоторных навыков.

Оборудование и материалы:

ковролин; мольберт; вырезанные из бумаги солнышки и снежинки из поролона на ниточках (по количеству детей, пособие «Лесенка противоположностей», пособие «Речевой куб» (его варианты: «Магнитофон», «Сочиняйка»); 4 домика с окошками, подборка загадок,

комплекс для развития мелкой моторики «Зайчик», предметные картинки (снегирь, шарф, синица, лопата, санки, солнце, елка, пальто, снежинка, дед Мороз, снеговик, снегири, девочка, мальчик).

Ход занятия:

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся в зимнюю страну умных игр. А вы любите играть? Какие игры вам больше всего нравятся? (ответы детей).

- Ребята, пока вас не было, прилетала бабушка Вьюга. Она рассыпала свои снежинки. У нас тепло, а снежинки не растаяли. Как вы думаете, почему? (ответы детей).

Это не простые снежинки, а волшебные. Посмотрите на них. Подниму любую, послушаю, что она мне на ушко шепнет. Эта снежинка предлагает рассказать стихотворение о зиме (пальчиковая гимнастика):

Зайка выглянул в окошко,

Ушками пошевелил,

Кто – то ночью строил норку,

Кто – то елки побелил,

Кто – то яблоньку укутал,

Набросал на ветки снег,

У дверей следы запутал,

Заморозил речки все,

Это зимушка – зима за ночь сделала сама.

(дети выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения).

- А это снежинки – загадки. Слушайте до конца и только потом говорите отгадки. Кто отгадывает загадку, тот ставит картинку – отгадку на мольберт:

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке.

(снежинка)

Меня не растили,

Из снега лепили.

Вместо носа ловко

Вставили морковку.

(снеговик)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

(снегирь)

Есть, ребята, у меня

Два конечка, два конька.

Спят все лето напролет,

Любят кони только лёд.

(коньки)

Стоит стар старичок,

Среди рати одинок –

В сером сюртучке,

В белом колпачке.

У избы он побывал –

Всё окно разрисовал;

У реки погостил –

Во всю реку мост мостил.

(дед Мороз)

Я катаюсь на нем

До вечерней поры.

Но ленивый мой конь

Возит только с горы.

А на горку всегда

Сам пешком я хожу

И коня своего за веревку вожу

(санки)

- Молодцы, все загадки отгадали. А теперь закройте на минутку глазки. В это время логопед добавляет на мольберт предметные картинки (снегири, пальто, лопатка, синица, шарф, елка, дерево, мороженое, лыжи).

- Посмотрите, вьюга вновь закружила и к нам «прилетели новые картинки».

Ребята, про что не было загадок? (про снегирей, про пальто, про лопатку, про синицу, про шарф, про ёлку, про дерево, про мороженое, про лыжи). Дети отвечают на вопросы полным предложением (например: не было загадки про ёлку и т. п.)

- А давайте теперь поиграем в игру с этими картинками «Займи свой домик»

(в домике с девочкой будут жить картинки, про которые можно сказать «моя», в доме мальчика – картинки, про которые можно сказать «мой»; там, где мальчик и девочка – «мои», а в домике с солнышком – картинки, про которые можно сказать «моё»). Дети выполняют задание.

- Снегирь и синичка хотят поиграть с нами в игру «Находка» (диск телефона: на нём цифры 1,2,5; значки «*» и «-». Ребенок крутит диск телефона и произносит: «У меня один снегирь, два снегиря, пять снегирей, много снегирей, нет снегиря». Аналогично обыгрывается картинка – синичка.

- Молодцы, все картинки нашлись и заняли свои места.

- Возьму другую снежинку. Узнаю, в какую игру она хочет поиграть с ребятами.

Проводится игра с речевым кубом «Магнитофон». Логопед произносит двустишия, а дети заканчивают предложения подходящим по смыслу словом.

Тихо, тихо, как во сне

Падает на землю …снег.

А с небес летят пушинки –

Серебристые …снежинки.

На посёлок, на лужок

Сыплет беленький …снежок.

Словно в белый пуховик

Нарядился …снеговик.

Рядом снежная фигурка

Это девочка …снегурка.

На снегу – то, посмотри,

С красной грудкой…снегири.

А теперь мы поиграем в эту же игру, но только с кубиком.

«Буду кубик я вращать, ты голосок свой изменять» (произносим одно из двустиший по - разному: громко, шепотом, быстро, медленно, радостно, грустно).

- Пока мы с вами играли, опять выпало много снега. Возьмите снежинки и вставайте в круг.

Проводится динамическая пауза (упражнение для коррекции зрения).

Мы снежинку увидали,

Со снежинкою играли

(дети вытягивают руку со снежинкой на ниточке в руке перед собой, фокусируют взгляд на снежинке)

Снежинки вправо полетели,

Глазки вправо посмотрели

(отводят руку вправо, следя глазами за снежинкой)

Вот снежинки полетели,

Глазки влево посмотрели

(отводят руку влево, следя глазами за снежинкой)

Ветер вверх их поднимал

И на землю опускал

(поднимают руку вверх и опускают вниз, следя глазами за снежинкой; кружатся и приседают, опустив снежинку на пол)

Глазки закрываем

(закрывают глазами ладонями)

Глазки отдыхают

(кладут снежинки на стол и садятся).

- Ребята, посмотрите, а рядом с. этими снежинками лежит солнышко. Они нам, наверное приготовили сюрприз. Давайте я послушаю их. Проводится игра «Зима – лето». Логопед произносит предложения: если о лете, то дети

поднимают вверх веселое солнышко, а если о зиме – удивляются и поднимают снежинку.

• Дети пошли купаться на речку.

• Малыши дружно лепят снеговика.

• На поляне весело стрекочут кузнечики.

• Маша и Миша взяли санки и побежали кататься с горки.

• Прошел дождь, и над рекой появилась радуга.

• На улице морозно, дует холодный ветер.

• Мы с мамой пошли в магазин и купили ёлочные игрушки.

- Молодцы, солнышки и снежинки поднимали правильно, ни разу не ошиблись.

- Теперь садитесь на ковер (используется пособие «Лесенка противоположностей». Давайте быстро поднимемся по этой лесенке вверх, а солнышки и снежинки нам в этом помогут.

Внимание! Я начну предложение, а вы закончите. Если вы все предложения закончите правильно, то солнышко и снежинка быстро окажутся наверху лесенки. Но отвечать всем вместе не нужно; я буду обращаться к каждому из вас.

(начиная предложение, логопед выкладывает снежинку на первую ступеньку; когда ребенок верно заканчивает предложение, логопед выкладывает на эту же ступеньку солнышко).

• Гоша, зима холодная, а лето …теплое.

• Карина, зимой солнце низко, а летом …высоко.

• Настя, зимой идет снег, а летом …дождь.

• Настя, зимой можно кататься на санках, лыжах, а летом …купаться, загорать.

• Соня, зимой медведь спит, а летом …ходит, бродит.

• Арсений, зимой деревья стоят голые, а летом …на деревьях зелёные листья.

• Даша, зимой дни короткие, а летом …длинные.

- Какие же вы молодцы! Снежинка и солнышко быстро оказались на самом верху лесенки.

-Ребята, давайте представим, что подул очень сильный ветер (элементы психогимнастики). Что вы себе представляли, какое настроение у вас было?

Проводится игра с речевым кубом «Сочиняйка» (приставочные глаголы). «Будем кубик мы вращать и улетевшее словечко называть»

• Мальчик …подходит к горке.

• Мальчик …отходит от горки.

• Девочка …подъезжает к дому.

• Девочка …отъезжает от дома.

• Заяц …забегает под куст.

• Заяц …выбегает из – под куста.

- Вот и подходит к концу наше зимнее путешествие. Мне хочется у вас спросить, а вы ждете Новый год? А на чем к нам приедут дед Мороз со Снегурочкой? (ответы детей). Правильно, на санях.

А сани какие? (сказочные, волшебные, красивые, расписные).

Дети выполняют задание на индивидуальных листах (упражнение «Сани для деда Мороза»).Детям предлагается назвать предметы, изображенные на листах, сказать, для кого они подходят, а затем раскрасить сани для деда Мороза.

Угощение шоколадными дедами Морозами.

Публикации по теме:

Индивидуальный план работы с ребёнком на учебный год Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы на 2010-2011уч. г. Волостных Маша 1. Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке,.

Речевая карта для обследования речи детей .

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Зима
  • Одежда, обувь
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Зимний круиз по стране умных игр»
Опубликовано: 1 декабря 2012 в 15:39
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодний топиарий — мое творчество
Всем доброе воскресное утро, а у кого-то уже и день. Сегодня уважаемые коллеги, хочу предложить вашему вниманию новогодние топиарии, на мой взгляд...
Ждем Новый год или Адвент-календарь
Здравствуйте, дорогие коллеги и друзья! Вот и наступил декабрь. С каждым днем зима радует нас своим великолепием: пушистый снег, веселые и забавные игры на...
«Есть у нас огород» — фотоотчет
У нас в детском саду есть огород, с весны до осени мы работаем на нём. Здесь дети получают навыки выращивания растений, ухода за ними. Огород – это ещё и...
Новогодний шар из бумаги в технике оригами. Мастер-класс
Новогодний шар из бумаги в технике оригами. Мастер-класс Необходимые материалы и инструменты: • Белая бумага для принтера • Цветная бумага для...
Фотоотчет НОД по лепке с использованием природного материала «Паучки на паутинке».
Фотоотчет НОД по лепке с использованием природного материала «Паучки на паутинке». Цель: развивать умение лепить паука, передавая характерные...