«Зимняя экскурсия в парк». Занятие по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста

Наталья Непомнящих
«Зимняя экскурсия в парк». Занятие по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста

Конспект занятия

«Зимняя зкскурсия в парк» - игровой вариант

Для детей подготовительной группы

Составила: Непомнящих Наталья Анатольевна

Воспитатель МБДОУ №7

Усть –Лабинского района

Краснодарского края

Цель экскурсии: Наблюдение за сезонными изменениями живой и неживой природы - уточнить признаки зимы; развивать наблюдательность, познавательную активность; показать, что природа не погибает, а как бы засыпает.

Предварительная работа: Наблюдение, беседа, трудовая деятельность, подвижные игры, самостоятельная часть.

В очередной раз, беседуя с детьми о временах года, я и дети пришли к выводу: увидеть всю красоту и изменения в природе можно только находясь у неё в гостях. Для того чтобы отследить последовательность сезонных изменений мы отправились на экскурсию в парк. Следуя к месту назначения, детям была дана возможность закрепить правила дорожного движения.

Ход экскурсии:

Воспитатель: "Ребята, сейчас зима, на улице холодно. Животным и растениям уже не так хорошо, как летом. Давайте с вами сходим в парк (на участок детского сада) и посмотрим, погибли растения или нет". Дети выходят на запланированное место.

Воспитатель: «Сейчас лето…» («Зима» - отвечают дети). «Почему вы решили, что зима? Объясните». «Давайте с вами назовём все признаки зимы. Договоримся, что отвечать вы будете громко, чтобы всем было слышно». (Дети выполняют просьбу воспитателя. Разговор продолжается до тех пор, пока не будет названо около 10 признаков. Назвав 4-5 признаков, дети начинают испытывать затруднения, тогда воспитатель предлагает внимательно посмотреть кругом, чтобы увидеть другие признаки. Детей не следует торопить или подсказывать им, называть признаки самому. Цель данного этапа – научить детей вглядываться в природу и находить признаки.

Воспитатель: «Молодцы, много мне рассказали». «Обратите внимание, что сказал Петя? Он сказал, что деревья стоят голые, на них нет листочков». «Давайте уточним, так ли это». «Я предлагаю вам подойти к дереву и рассмотреть его».(Дети рассматривают дерево) «Что мы видим? У дерева есть ствол, веточки». «Я каждому из вас дам по веточке. Рассмотрите её и скажите, чем она отличается от палки». (Ответ детей: на веточке есть почки) «Раскройте почку и постарайтесь разобраться самостоятельно, что она собой представляет». (Дети рассматривают строение почки, обсуждают увиденное между собой).

Воспитатель: «Ребята, кто из вас понял, что такое почка?» (Желательно так построить данный фрагмент экскурсии, чтобы дети сами догадались, что это – туго свернутые маленькие листочки, покрытые чешуйками, которые защищают нежные листочки от дождя, снега и холода. Воспитатель предлагает сравнить чешуйки с пальто, которое надевает человек зимой).

Воспитатель: «Таня, а почему твоё пальто не распахивается на ветру?» (Оно застёгнуто на пуговицы). «А почему не раскрываются чешуйки на ветру? Кто скажет?» (При рассматривании чешуек и потрогав их дети показывают свои липкие пальчики, и догадываются, что чешуйки склеены специальной смолой).

Цель данного этапа – понять, что почки являются настоящими листьями, которые спят до весны.

Воспитатель: «Ребята,положите себе на ладошку почку и внимательно рассмотрите её». «Скажите мне, какая она?» (цвет, размер). «С какого дерева или куста взяты почки?». (Дети рассматривают окружающие деревья, кусты и находят дерево или куст – беседу желательно проводить на некотором расстоянии, чтобы в поле зрения детей попало несколько деревьев и кустов).

Воспитатель: «Молодцы. Это дерево называется – тополем. Летом вы видели его с листьями, а теперь запомните, как оно выглядит без них. (Воспитатель предлагает поискать,нет ли здесь такого же дерева, а также предлагает рассмотреть и другие веточки).

Цель данного этапа – увидеть, что у разных растений форма и размер почек разные.

Воспитатель: «Чем эти веточки отличаются от ветки тополя?» (Обратить внимание детей не только на почку, но и на кору). (Ответы детей). «Хорошо. Найдите это дерево около нас. Внимательно посмотрите его и запомните, как оно выглядит зимой». (берёза, рябина, тополь, орех, дуб и др.)

Воспитатель: «Давайте сравним деревья, которые мы только что рассматривали». (Дети подходят к берёзе).

Вопросы детям: «Как называется это дерево?», «Чем это дерево отличается от других деревьев?», «Чем они похожи друг от друга?» (Ответы детей)

Цель данного этапа – научится различать деревья.

Воспитатель: «Ребята мы с вами видели разные деревья, а кто мне скажет как они приспосабливаются зимой?» (Теряют на зиму листья, стебли – стволы и ветки сохраняются, но обмен веществ в них значительно понижается. Подготовка растений начинается задолго до холодов – уменьшается световой день, понижается температура почвы.)

Воспитатель: «Мы узнали как деревья приспосабливаются, а кто мне скажет как приспосабливается трава?», «Она погибла или нет?», «Давайте с вами посмотрим?» (Дети рассматривают всё вокруг). «У нас с вами с собой имеются лопатки, раскопайте снег до земли. (Если нет снега, то предложить детям рассмотреть землю и уточнить какая трава под ногами (сухая, желтая) и предложить раскопать лопатками там, где большое скопление листьев. Как правило, под снегом или под кучей листвы обнаруживается зелёная трава. Она является молодой и имеет зелёный цвет.)

«Ребята, снег как листья для травы являются одеялом: не пропускают к земле сильный холод, а это значит трава как растение не погибла. Погибли только листики на деревьях».

«Что осталось в почве живое?» (корни, семена, «Какая польза от снега и листьев?» (Защита от холода, снег полезен весной – если его много, будет много воды, и почки распустятся быстрее; листья – являются хорошим компостом, т. е удобряется земля).

Цель данного этапа – уточнить роль снега и листьев для растений.

Игровая деятельность: Игра «Раз, два, три к (объекту) беги», «Угадай по описанию».(лиственные, хвойные деревья, кустарники)

Итог

Воспитатель: «Молодцы! Наша экскурсия заканчивается». «Давайте с вами вспомним: зимой природа погибает или только засыпает?» (Ответы детей). Возвращаясь обратно в детский сад подходя к каждому новому дереву дети останавливаясь называют его. (Если попадётся незнакомое дерево, название даёт воспитатель. На обратном пути воспитатель даёт задание на дом. Присмотреться во дворе или на улице к растениям и ответить на следующий день на два вопроса: «Как они приспосабливаются зимой?» и «Надёжно ли укрыты их корни снегом, листьями?»

Учитывая подготовленность детей, можно упростить или усложнить экскурсию.

Публикации по теме:

Прогулка-поход с детьми старшей группы в парк «Дружбы»Прогулка-поход с детьми старшей группы в парк «Дружбы» Цель: наблюдение за сезонными изменениями живой и неживой природы В настоящее время министерство здравоохранения и образования обеспокоены.

Занятие по изобразительной деятельности в подготовительной группе. Тема: «Природа нашего края» ЗАНЯТИЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ТЕМА: «ПРИРОДА НАШЕГО КРАЯ» составила: педагог дополнительного образования.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Одежда, обувь
  • Безопасность детей
Автор публикации:
«Зимняя экскурсия в парк». Занятие по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 2 января 2014 в 20:28
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Корзинка летних цветов!
Для работы с фоамираном необходим минимальный набор приспособлений. Обычно элементы изделий соединяют при помощи клеевого пистолета, однако за неимением...
Фото зарисовка «Эти летающие цветы — бабочки…».
Лето! Воздух пропитан ароматом цветов, удивительной красоты, а над ними порхают, кружатся бабочки – яркие, нарядные, одна другой краше! На Земле нет...
Фотоотчет «Счастлив тот, у кого есть семья. Я и моя семья. Акция «Чистый подъезд»
Соседи часто на людях могут казаться милыми, улыбчивыми. Но, улыбайся, не улыбайся, а мусор в подъезде все равно попадается на глаза. Многие думают, что...
Программа развития классного коллектива «Дружба»
Введение Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и...
Физические опыты для детей «Пакет — волчок» или «Реактивный двигатель»
Продолжая тему экспериментирования, хочу познакомить вас ещё с одним опытом для детей, на сей раз с физическим - реактивный двигатель. Однажды в группе у...