Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи «Зимушка-зима» (подготовительная группа)

Валентина Сорокина
Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи «Зимушка-зима» (подготовительная группа)

Воспитатель: Сорокина. В. И.

Программные задачи: 1. Развивать звуковую культуру речи.

2. Учить детей слушать рассказ и отвечать на вопросы полно и выразительно, использовать для описания зимы образные слова и выражения.

3. Активизировать употребление однократных слов.

4. Совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления.

5. Расширять словарный запас детей.

6. Воспитывать бережное отношение к живой природе.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, зима. И сегодня мы с вами поговорим о самом загадочном времени года – зиме.

каждый год приходит зимняя пора. Зима помогает нам снеговиков катать, посыпает дорожки снегом, чтоб на санках веселее кататься было.

- Скажите, а какие зимние месяцы вы знаете?

Ответы детей.

Воспитатель: Какие изменения происходят в природе?

Дети: (выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, стоят студеные морозные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет).

Воспитатель: Ребята, а помните когда выпал снег мы с вами лепили кого?

Дети: (снеговика).

Воспитатель: Сегодня снеговик прислал нам письмо и посылку.

Давайте сначала прочитаем письмо.

1. Письмо.

Здравствуйте, дорогие ребята. Зима уже подходит к концу. Стало теплее и я начинаю таять. Я пробовал договорится с зимой, чтобы ещё подержались морозы, но она мне в ответ прислала посылку с заданиями, с которыми я сам не в силах справиться, поэтому я эту посылку пересылаю вам. Помогите, пожалуйста, справиться с заданиями.

Воспитатель: Смотрите, а тут конверты подписаны цифрами. Давайте начнем, с какого?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, с первого.

А в первом конверте у нас игра «Придумай слово».

Сейчас мы будем с вами придумывать родственные слова к слову ЗИМА.

Дети: (зимний, зимушка, зимуют, зимовать, зимовье, перезимовать).

Воспитатель: А теперь второе слово СНЕГ.

Дети: (снежок, снежочек, снежинка, снеговик, снегирь, белоснежный, Белоснежка, подснежник).

Воспитатель: Молодцы, ребята, с первым заданием вы справились.

2. Вова, иди покажи, где конверт со вторым заданием.

Вова дает конверт.

Воспитатель: А в этом конверте нам принесла зима интересный рассказ. Называется он «Гостья – зима». Сейчас я вам его прочту, а потом ответим на вопросы по этому рассказу. Если вы правильно ответите, значит с заданием справились.

Рассказ «Гостья – зима»

«Пришла зима. Она накрыла землю белым покрывалом. Идет снег. Дует ветер. Трещит мороз. Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели и лед. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А ещё можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Мы очень любим зиму».

Воспитатель: Понравился рассказ? А теперь послушайте вопросы.

«Кто пришел к нам в гости?»

«Какое время года было до этого?»

«Чем зима накрыла землю?»

«Какие подарки принесла зима?»

«Для чего людям нужны эти подарки?»

«Что такое зимние забавы?»

3. Физминутка.

Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем, мы играем.

По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.

И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.

На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.

И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.

Гостью зиму любим мы, любим мы, любим мы.

Воспитатель: Диана, неси нам задание под № 4. А здесь в конверте игра, которая называется «Какая?».

Сейчас мы будем подбирать к слову «ЗИМА», т. е. Какая она?

Я буду бросать вам мяч и называть слова какая она зима, если определение подходит к слову «зима», значит, вы должны поймать мяч, а если не подходит, значит отбить мяч. При каждом правильном ответе вы получаете снежок.

(слова: холодная, ранняя, поздняя, снежная, злая, суровая, морозная, теплая, ветреная, веселая, нарядная).

Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько у нас снежков, но они не простые, в них что- то есть. Дай, Диана твой снежок.

Воспитатель достает загадку из снежка.

Загадки.

1. Хоть сама и снег и лед,

А уходит слезы льет. (зима).

2. Из овечьей шерсти тонкой

Как гулять, так надевать,

Чтоб не мерзли пять да пять. (руковичка).

3. Что за неленый человек

Пробрался к нам в двадцать первый век?

Морковный нос, в руке метла,

Боится солнца и тепла. (снеговик)

4. Он сверкает белой стаей и сверкает на лету

Он звездой прохладной тает на ладони и во рту. (снег).

5. С неба падает зимой

И кружатся над землею

Легкие пушинки

Белые (снежинки).

6. Белый дед, белее него.

Старый, горбаты,

Лежит возле хаты.

Лежит всю зиму

- Никого не поднимает

Весна придет

- он сам уйдет (сугроб).

7. Я снежная, я белая

Меня ребята сделали,

Днем они всегда со мною,

Вечером идут домой.

Ну, а ночью под луной

Очень грустно мне одной. (снежная баба).

8. Кручу, урчу

Знать никого не хочу. (метель).

Последней отгадываю загадку о снежинках, и воспитатель разбрасывает снежинки. Дети собирают. На обратной стороне нарисованы схемы слов.

Воспитатель предлагает детям составить слова по схемам.

(снег, лед, зима, метель, снеговик, снегурка).

А сейчас последнее задание, было 4, а следующее какое?

Дети: 5

Воспитатель: Правильно под номером 5.

А задание такое – придумать слова, в котором первым стоит звук «Р».

Дети: Рыба, рак и т. д.

Воспитатель: Молодцы, а теперь я вам скажу слова, а вы мне ответите, где в них находится звук «Р» в начале, в конце или в середине.

(Экскаватор, море, забор, ручей, сугроб).

Воспитатель: Придумайте слова, которые начинаются на звук «Л».

Дети: Лужа, лес.

Воспитатель: А теперь скажите мне в слове голубой – где находиться звук «Л» (привлекательный, метель, кошелек, лампа, стул).

Дети: (снег, лед, метель, санки, коньки, сугроб, снегурка, снеговик).

Воспитатель: А сейчас 6 задание, последнее. Открывайте конверт (если вы справились со всеми заданиями, вы должны хорошо знать приметы зимы).

У вас на столах лежат карточки, на которых изображены времена года.

Сейчас вы возьмите заштрихуйте кружочки под карточками. Где изображена зима, кружочек будет синий, где весна зеленый.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно сделали, какое же время года будет за зимой?

Ответы детей.

Воспитатель: Вот вы со всеми заданиями и справились. Вспомните, о чем мы с вами говорили на занятии?

Что мы делали?

Что вам понравилось?

Как вы думаете, выручили мы снеговика?

Ответы детей.

Воспитатель: Посмотрите, наш снеговик очень нами доволен, он поживает в группе, познакомьте его с игрушками.

Публикации по теме:

Перспективный план непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе (декабрь) ДЕКАБРЬ 1 «Вот так покатался!» Рассказывание по картине. Учить детей рассказывать по картине, не повторяя рассказов друг друга; использовать.

План самообразования на год (практическая часть 2) «Зимушка – зима» январь 1. Зима -учить детей отвечать на вопросы, поддерживать диалог, составлять с помощью педагога небольшой рассказ по.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Зима
  • Зима
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи «Зимушка-зима» (подготовительная группа)
Опубликовано: 21 февраля 2014 в 12:55
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Снеговик нового года»
Зимушка - зима продолжает нас радовать снежком и солнечными денечками! Задавая деткам вопросы о том, как они провели выходными дни, слышу однообразные...
«Зима-прекрасное время года» фото отчет наших творческих работ.
Все времена года прекрасны по своему. Нельзя сказать, что одно время года лучше другого. Каждое приносит столько радости, красоты, запоминающихся моментов....
Мастер класс
Нестандартное физкультурное оборудование для детского сада из бросового материала своими руками. Цель: изготовление нестандартного оборудования из...
Наши пернатые друзья: коллажи с зимующими птицами
Приветствую Вас, дорогие коллеги! Когда однажды, я спросила детей с прошлого выпуска, каких зимующих птиц им хотелось бы нарисовать, они разделились во...
Формирование правильного произношения звуков у детей с ОВЗ.
Изучение недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья ( умственной отсталостью, это касается детей с лёгкими формами) показало, что в...