МААМ-картинки

Значение фольклора в нравственном воспитании детей дошкольного возраста

Шукшина Анна Федоровна
Значение фольклора в нравственном воспитании детей дошкольного возраста

«Значение фольклора в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»

В России изучению произведений народного творчества уделяется большое внимание. Фольклор имеет большое значение в решении задач нравственного воспитания, так как по своему характеру является развитием речевой деятельности. Специфика занятий русским народным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционального нравственного отношения к прошлому нашего народа и к настоящей действительности. Так же большое значение во всестороннем развитии и воспитании детей дошкольного возраста имеют коллективные творческие развлечения и праздники с участием всех детей, будь то постановка сказок, игры или традиционные праздники. Они радуют детей не случайно. Ведь общий результат всегда богаче по содержанию, более ярок, нежели индивидуальная работа. Во время обучения со сверстниками и педагогами на занятиях ребята не просто обучаются эмоциональным способам выражения: в каждом ребенке пробуждается потребность к самовыражению, самореализации в процессе творчества, достигается психологическое раскрепощение детей.

Публикация «Значение фольклора в нравственном воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Работая с детьми дошкольного возраста, я пришла к выводу: организовать режимные моменты, провести игру – занятие, встретить новичка, успокоить не в меру расходившихся малышей могут помочь потешки, прибаутки, колыбельные, создававшиеся русским народом в течении веков и вобравшие в себя всю его мудрость, доброту, нежность и любовь к детям. И что примечательно: малые фольклорные жанры, помогая мне в работе, помогают и моим воспитанникам. Слушая фольклорные произведения, заучивая их наизусть, дети постигают окружающий мир, учатся быть добрыми и ласковыми, погружаются в стихию исконно народной русской речи, отражающей как известно, традиции и мировоззрения её создателей и носителей.

Огромную роль фольклор играет в воспитании ребенка. Он самым простым и доступным для малышей языком знакомит их с устным народным творчеством – через песенки, стишки, потешки, поговорки, сказки. Учит детей трудолюбию, доброте, заботе, прививает им любовь к животным, к своей родине, к близким людям. Сказки развивают воображение и фантазию ребенка, песни – чувства ритма и память, стихи пополняют словарный запас ребенка.

Поэтому знакомство детей с устным народным творчеством - действительно актуальная задача.

Используя в своей работе, детский фольклор я планировала решить следующие задачи:

- установить и сформировать доверительные, добрые, ласковые отношения между мною и детьми, детей между собой.

- познакомить детей с разными жанрами детского фольклора.

На мой взгляд, чтобы максимально достичь воспитательного эффекта с помощью устного народного творчества, важно не только, чтобы оно было представлено разнообразными жанрами, но и максимально было включено во все жизненные процессы ребёнка в детском саду, во все виды деятельности, насколько это возможно. Дошкольное детство – очень важный период в становлении личности ребенка. Важно, чтобы ребенок с детства усвоил суть нравственных понятий и человеческих ценностей.

Огромной любовью пользуется у детей сказка. С ней ребёнок встречается, начиная с раннего возраста, слушая сказки, рассказанные мамой или бабушкой, испытывает те или иные чувства, переживания. Дети радуются удачам героя, ненавидят то плохое, с чем герои борются. Сказка как средство воздействия на ребёнка часто обладает преимуществами над другими воспитательными приёмами.

В фантастике сказок отражается реальная человеческая жизнь. Каждая конкретная сказка отражает труд и быт той социальной среды, в которой она распространяется. Отсюда её познавательное значение.

Сказка преображает действительность. Она пропитаны оптимизмом, имеют счастливые концовки, выражают веру народа во всемогущество человека, его мечты о будущем. В этом заключено воспитательное значение сказок.

Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей. Она является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

В сказках содержатся правила общения людей друг с другом, правила вежливого обращения, высказывания просьбы, уважительного отношения к старшим («поклонился в пояс», «ты бы меня прежде накормила, напоила, в бане выкупала», «Здравствуй, кумушка, хлеб да соль»).

Сказка, являясь произведением народного искусства, несёт в себе богатый духовный заряд.

При правильном подборе сказок с учётом возрастных особенностей детей, идейно-художественной ценности произведения и правильной организации последующей деятельности детей, сказки могут оказать огромное воспитательное воздействие на ребёнка.

На занятиях я с детьми использовала русские народные игры, песенки, потешки, прибаутки, считалки, загадки. Детям очень нравятся эти виды деятельности. Также фольклор можно использовать в проведении режимных моментов.

Я в своей группе часто провожу театрализованную деятельность. Мы инсценируем русские народные сказки. («Репка», «Теремок», «Курочка ряба» и т. д.) Дети с удовольствием принимают в этом участие. Это помогает им: раскрепостится, способствует развитию доверительных отношений детей и воспитателя, формированию чувства сопереживания своим друзьям. Также мы с детьми заучили несколько потешек-пальчиковых игр, способствующих развитию мелкой моторики. В непосредственно образовательной деятельности я старалась всегда включать несколько тематических загадок. Благодаря детскому фольклору обогащается эмоциональная сфера ребенка, что помогает ему выразить эмоции, адекватные содержанию текста.

Особое место в работе с детьми по освоению материала детского фольклора отводится шутке, веселью, детской радости. В этом отношении незаменимы докучные сказочки и, конечно, игры, дразнилки, шутливые диалоги.

Таким образом, мы видим, что произведения детского фольклора не только разнообразны по жанрам, но они разнообразны и по тематике, и по задачам.

Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интересной и содержательной.

Публикации по теме:

Взаимодействие ДОУ и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста Доклад на Епархиальном этапе XXVII Международных Рождественских образовательных чтений «Молодежь: свобода и ответственность». Притча «Каким.

Актуальность мероприятий с использованием детского игрового фольклора в музыкальном воспитании детейАктуальность мероприятий с использованием детского игрового фольклора в музыкальном воспитании детей Существуют различные разработки, методики, позволяющие развить в ребёнке его безграничные потенциальные возможности. Единственная цель раннего.

Консультация для педагогов «Роль сказочных игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании детей»Консультация для педагогов «Роль сказочных игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании детей» Консультация для педагогов «Роль сказочных игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании детей» Родители и педагоги во все времена.

Консультация для родителей: «Значение фольклора в музыкальном развитии детей» Фольклор является объединяющим миром детей и взрослых. Сегодня это ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов.

Консультация для родителей «Значение семейных реликвий в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей»Консультация для родителей «Значение семейных реликвий в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей» У хозяев в каждом доме Есть что-то такое, что всем дорогое. О прошлом семьи расскажет оно, О том, что в семье это было давно. Семейной.

Консультация «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников»Консультация «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников» Жили – были… каждый ребенок слышит эти слова с удовольствием, теплотой и надеждой на что – то новое, интересное. Сказки рассказывают мамы,.

Родительское собрание «Роль сказки в нравственном воспитании детей»Родительское собрание «Роль сказки в нравственном воспитании детей» Цель: повышение педагогической компетентности родителей в воспитании нравственных качеств дошкольников путём введения их в культурную традицию.

Родительское собрание в группе раннего возраста «Об адаптации и нравственном воспитании ребёнка раннего возраста»Родительское собрание в группе раннего возраста «Об адаптации и нравственном воспитании ребёнка раннего возраста» Уважаемые коллеги,хочу сказать Вам огромное спасибо и извенить, потому что многое для этого собрания я взяла у Вас. Например, письмо "Я.

Роль русских народных сказок в духовно-нравственном воспитании детей Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история.

Использование театрализованной деятельности в духовно–нравственном воспитании и развитии детей План сообщения 1. Проблема нравственного воспитания. 2. Значимость нравственного воспитания. 3. Концепция духовно-нравственного развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение фольклора в нравственном воспитании детей дошкольного возраста
Опубликовано: 8 марта 2022 в 16:07
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД