Папки-передвижки

Значение игры в системе обучения дошкольников. Деловые игры

Наталья Соколова
Значение игры в системе обучения дошкольников. Деловые игры

Доклад на районное мероприятие: «Значение игры в системе обучения дошкольниковделовые игры

Как говорил Сухомлинский:

Публикация «Значение игры в системе обучения дошкольников, Деловые игры» размещена в разделах

«… Ребенок по своей природе – пытливый исследователь мира. Так пусть же перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и в игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка».

Как известно, игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста, она оказывает огромное воспитательное влияние на его развитие и в последующие возрастные периоды, потребность в игре - одна из важнейших и в дошкольном, и в дошкольном возрасте. В игре растущая личность удовлетворяет свои самые разнообразные потребности - общение, познание, движение, самоутверждение, игра отвечает разносторонним интересам ребенка, его потребностям в красоте.

Существенное значение игры в воспитании художественно-творческой активности на занятиях изобразительного искусства обусловлено тем, что она всегда связана с переживанием ребенком положительного эмоционального состояния; введение игровых ситуаций увлекает ребенка, создает благоприятный эмоциональный тонус, стимулирует проявление творческих способностей. Игровые моменты в изобразительной деятельности усиливают внимание детей к поставленной задаче, стимулируют мышление, воображение, фантазию. Вместе с тем и здесь должна быть соблюдена педагогически целесообразная мера - изобразительная деятельность дошкольника это труд, хотя и носящий ярко выраженный художественный характер. Поэтому речь идет о соединении этого вида труда с игрой, а не о подмене изобразительной деятельности игрой.

Используя в работе художественно-творческие игры, следует учитывать, что в них обязательно должны присутствовать два начала: учебно-познавательное и игровое, занимательное. Взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой создает личностно значимый для каждого ребенка мотив деятельности, а это в свою очередь обеспечивает эффективность развития художественно - творческой активности.

Являясь одним из активных способов обучения, деловые игры обладают следующими способностями: активизацией мышления и поведения участников, высокой степенью вовлечения в процесс игры, обязательностью взаимодействия участников между собой и с материалами игры. Деловые игры строятся на принципах коллективной работы, практической полезности, демократичности, гласности, соревновательности, максимальной занятости каждого и неограниченной перспективы творческой деятельности в рамках деловой игры. Деловая игра выступает как педагогическое средство и является активной формой обучения, которая отрабатывает профессиональные умения и навыки. Так, деловые игры ориентированы на рациональные действия участников,ограничены возможностями имитируемых объектов и ситуаций, ориентированы на действия в стандартных ситуациях. Таким образом, деловую игру можно определить как метод имитации совместной деятельности людей, используемый в обучении, принятии решений, проектировании, исследовании. Деловая игра (ДИ) – метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность, поведение, отношение людей путем игры, по заданным правилам. В отличие от ролевой игры основное внимание сосредоточенно на инструментальном аспекте и почти не идет речь о межличностных отношениях. Применяется для обучения и исследовательских целей. Деловая игра – средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные) методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Игра также является методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности.

Основные компоненты и классификация деловых игр

Являясь одним из активных способов обучения, деловые игры обладают следующими особенностями: активизацией мышления и поведения участников, высокой степенью вовлечения в процесс игры, обязательностью взаимодействия участников между собой и с материалами игры. Отмечают функции деловой игры : - информационно-познавательная;

- организационно-управленческая;

- эмоционально-воспитательная;

- профессионально-адаптационная.

Деловая игра характеризуется:

- особым отношением к окружающему миру (каждый участник одновременно находится в реальном мире и мире воображения, что обеспечивает притягательную ценность игры);

- субъективной деятельностью участников (каждый участник игры имеет возможность проявить индивидуальные качества и зафиксировать свое «я», не только в игровой ситуации, но и во всей системе межличностных отношений: личность – личность; личность – группа, личность - преподаватель);

- социально значимым видом деятельности (участник вне зависимости от внутреннего склада и настроения должен играть, он не может не принимать участия в игре, так как сами условия исключают пассивную позицию);

- особыми условиями процесса усвоения знаний (знания предлагаются в ненавязчивой форме естественного делового общения, а не принудительного запоминания значительных объемов информации).

В деловой игре существуют следующие этапы:

1. информационный, который связан с усвоением, запоминанием, обновлением готовой суммы профессиональных знаний, умений, навыков;

2. проблемный, на котором происходит перевод теоретических знаний на языке практических действий;

3. поведенческий, обеспечивающий принятие решений и программы действий в условиях конкретной ситуации на основе ее глубокого теоретического осмысления;

4. оценочный, позволяющий выбрать и обосновать оптимальный вариант решения поведенческой программы.

Существуют основные признаки деловой игры, которые характеризуют ее как активную форму обучения. К ним относятся:

1. имитация условий осуществления иноязычной деятельности;

2. моделирование типичных, актуальных для участников игры ситуаций с целью тренировки в речевом и деловом общении;

3. проблемный характер моделируемых ситуаций;

4. распределение ролей между участниками игры;

5. описание структуры и сценария игры;

6. организация обсуждения предстоящей игры как элемента «обратной связи» с ее участниками;

7. реализация целей игры;

8. наличие критериев, по которым оцениваются действия играющих.

Таким образом, деловая игра – целостный, многоступенчатый процесс, в ходе которого решается несколько познавательных и воспитательных задач. Ряд продуманных взаимосвязанных игротехнических приемов воздействует на готовность личности к конкретной практической деятельности.

В практике составления деловой игры нет общепризнанного подхода к ее структуре. Представленная ниже структура деловой игры вытекает из теоретических представлений о ней как форме контекстного обучения, в котором участники осуществляют профессиональную деятельность.

Основные структурные компоненты деловой игры :

- знакомство с реальной ситуацией;

- построение ее имитационной и игровой моделей;

- формулировка главной задачи группами, уточнение их роли в игре;

- создание игровой проблемной ситуации;

- вычленение необходимого для решения проблемы теоретического материала;

- решение проблемы;

- создание графической модели взаимодействия участников;

- обсуждение и проверка полученных результатов;

- корректировка;

- реализация принятого решения;

- анализ итогов работы;

- оценка результатов работы.

Имитационная модель отражает выбранный фрагмент реальной действительности и получает свое воплощение в следующих структурных компонентах деловой игры : цели, комплект ролей и функции игроков, сценарий, правила игры.

Цели деловой игры – наиболее сложный и противоречивый компонент. Различают педагогические, состоящие в том, чтобы сформировать предметную и социальную компетентность, и игровые, делающие учебный процесс игровым по форме, цели.

Существует много названий и разновидностей деловых игр, которые могут отличаться методикой проведения и поставленным целям: дидактические и управленческие игры, ролевые игры, проблемно-ориентированные, организационно-деятельностные игры и др. Деловые игры – это вид деятельности в условиях искусственно созданных ситуаций, направленный на решение учебной задачи. В процессе дидактических игр (парные картинки, штампы,трафареты,карты и др.) дети приобретают или закрепляют знания о свойствах предметов (цвет, величина, пропорции, форма, строение и др., которые необходимы, чтобы изобразить эти предметы в рисунке, лепке, аппликации и др. Такие игры дети с удовольствием создают сами. Вот например:

деловая игра - «Театр за кулисами» :

Цель: Научить выполнять иллюстрации к сказке. Развивать интерес и любовь детей к творчеству ведущих художников детской книги. Задачи: Обучать умению простейшими средствами передавать основные события сказки, смысловую связь между предметами и героями в рисунке, формировать умение располагать лист бумаги по вертикали и по горизонтали в зависимости от замысла, правильно выбирать размер изображения в листе.

Игра разбивается на несколько этапов:

1:команде необходимо иллюстрировать русскую народную сказку;

2:команде необходимо инсценировать отрывок из сказки,который они изобразили;

3:команде необходимо инсценировать отрывок без слов,используя только звуковые,танцевальные и музыкальные приёмы.

ДЕЛОВАЯ ИГРА (ФАБРИКА ИГРУШЕК)

Участники деловой игры «Фабрика игрушек» становятся сотрудниками международной корпорации, выполняющей проекты по заказу крупных клиентов.

Цель проектных команд – добиться максимальной прибыли, выполнив за установленное время наибольшее количество проектов, обеспечивая необходимый объем производства, а также высокое качество выпускаемой продукции и ее своевременную поставку.

1 этап:сотрудникам необходимо изготовить игрушки (пластелин,аппликация,ручной труд,рисование)

2 этап:сотрудникам необходимо реализовать продукцию

3 этап:сотрудникам необходимо проанализировать прибыль и выявить товар повышенного спроса

Работа в проектной команде, управление проектами

Командообразование, эффективное взаимодействие

Планирование, организация и координация совместной работы

Коммуникация между сотрудниками и отделами компании

Работа команды в условиях ограниченного времени

ДЕЛОВАЯ ИГРА (ВОЗДУШНЫЙ ГОРОД)

Участникам деловой игры «Воздушный город» предстоит спроектировать и построить новое чудо света - первый в мире воздушный город. Деловая игра моделирует взаимодействие между сотрудниками и отделами компании, а также препятствия и барьеры, с которыми им приходится при этом сталкиваться. Успех достижения цели зависит в игре от эффективности командной работы, грамотной коммуникации, планирования и координации совместной деятельности.

Командообразование, эффективное взаимодействие

Планирование, организация и координация совместной работы

Управление работой команды

Коммуникация между сотрудниками и отделами компании

Разработка творческих идей, креативность и инновации в бизнесе

ДЕЛОВАЯ ИГРА (ЗАТЕРЯННЫЙ ПУТЬ)

Две группы археологов заблудились в горной пещере, где в прошлые времена, согласно легенде, пираты хранили награбленные богатства. Потеряв карты, участники экспедиции блуждают по неисследованным туннелям и залам в поисках несметных сокровищ пиратов. Для того чтобы достичь своей цели и благополучно выйти на поверхность, они вынуждены положиться на знания, опыт и интуицию лидера.

Развитие эмоционального интеллекта (EQ)

Развитие лидерского потенциала

Развитие навыков психологического влияния

Таким образом, по итогам проделанной работы можно сделать вывод, что метод делковой игры с успехом может применяться в методической работе дошкольной ораганизации образования. При этом в рамках деловой игры возможно рассмотрение значительного перечня проблем, так как многие из них сложны и неоднозначны. Кроме того, изучение проблем воспитательно-образовательной работы в детском саду через деловые игры помогает как начинающему, так и опытному педагогу усвоить технологию проведения занятий и воспитательных мероприятий. Этот метод ценен тем, что и увлекает ее участников; метод имитации (Тподражания, изображения, отражения) принятия решений в различных ситуациях по заданным или выбираемым самими участниками правилам.

Публикации по теме:

Брейн-ринг по финансовой грамотности для дошкольников «Мы ребята деловые» Цель: закрепить у детей понятия «потребности», «труд», «товар», «семейный бюджет»; развивать речь, логическое мышление; воспитывать уважительное.

Дидактические игры для обучения математике дошкольников Дидактические игры для обучения математике дошкольников Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся.

Развивающие игры Воскобовича «Увлекательные лабиринты игры» в системе работы детского садаРазвивающие игры Воскобовича «Увлекательные лабиринты игры» в системе работы детского сада Доклад на районный семинар «Развивающие игры Воскобовича в системе работы детского сада» «Увлекательные лабиринты игры». Развитие интеллектуальных.

Игры дошкольников и их воспитательное значение Игра имеет в жизни ребенка огромное значение Жаков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастите говорил Макаренко,.

Консультация для родителей на тему «Значение сюжетно-ролевой игры в социализации дошкольников» Консультация для родителей на тему «Значение сюжетно-ролевой игры в социализации дошкольников» Социализация детей дошкольного возраста –.

Подвижные игры в системе коррекционной работы Полезная информация для родителей: «Подвижные игры в системе коррекционной работы». Составила: Учитель - дефектолог Димова Т. И. Подвижные.

Значение игры для детей Значение игры для детей Любимова Людмила Станиславовна Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда.

Сюжетно-ролевые игры и игры-драматизации. Их значение в развитии дошкольников «Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от.

Значение игры в формировании личности ребёнка Статья о том, как игры влияют на развитие личности дошкольников. Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские.

Значение игры в развитии ребёнка «Игра имеет большое значение в жизни ребёнка, имеет то же начение, какие у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение игры в системе обучения дошкольников. Деловые игры
Опубликовано: 13 февраля 2018 в 22:37
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД