Значение игры в системе обучения дошкольников. Деловые игры

Наталья Соколова
Значение игры в системе обучения дошкольников. Деловые игры

Доклад на районное мероприятие: «Значение игры в системе обучения дошкольников — деловые игры

Как говорил Сухомлинский:

«… Ребенок по своей природе – пытливый исследователь мира. Так пусть же перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и в игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка».

Как известно, игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста, она оказывает огромное воспитательное влияние на его развитие и в последующие возрастные периоды, потребность в игре - одна из важнейших и в дошкольном, и в дошкольном возрасте. В игре растущая личность удовлетворяет свои самые разнообразные потребности - общение, познание, движение, самоутверждение, игра отвечает разносторонним интересам ребенка, его потребностям в красоте.

Существенное значение игры в воспитании художественно-творческой активности на занятиях изобразительного искусства обусловлено тем, что она всегда связана с переживанием ребенком положительного эмоционального состояния; введение игровых ситуаций увлекает ребенка, создает благоприятный эмоциональный тонус, стимулирует проявление творческих способностей. Игровые моменты в изобразительной деятельности усиливают внимание детей к поставленной задаче, стимулируют мышление, воображение, фантазию. Вместе с тем и здесь должна быть соблюдена педагогически целесообразная мера - изобразительная деятельность дошкольника это труд, хотя и носящий ярко выраженный художественный характер. Поэтому речь идет о соединении этого вида труда с игрой, а не о подмене изобразительной деятельности игрой.

Используя в работе художественно-творческие игры, следует учитывать, что в них обязательно должны присутствовать два начала: учебно-познавательное и игровое, занимательное. Взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой создает личностно значимый для каждого ребенка мотив деятельности, а это в свою очередь обеспечивает эффективность развития художественно - творческой активности.

Являясь одним из активных способов обучения, деловые игры обладают следующими способностями: активизацией мышления и поведения участников, высокой степенью вовлечения в процесс игры, обязательностью взаимодействия участников между собой и с материалами игры. Деловые игры строятся на принципах коллективной работы, практической полезности, демократичности, гласности, соревновательности, максимальной занятости каждого и неограниченной перспективы творческой деятельности в рамках деловой игры. Деловая игра выступает как педагогическое средство и является активной формой обучения, которая отрабатывает профессиональные умения и навыки. Так, деловые игры ориентированы на рациональные действия участников,ограничены возможностями имитируемых объектов и ситуаций, ориентированы на действия в стандартных ситуациях. Таким образом, деловую игру можно определить как метод имитации совместной деятельности людей, используемый в обучении, принятии решений, проектировании, исследовании. Деловая игра (ДИ) – метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность, поведение, отношение людей путем игры, по заданным правилам. В отличие от ролевой игры основное внимание сосредоточенно на инструментальном аспекте и почти не идет речь о межличностных отношениях. Применяется для обучения и исследовательских целей. Деловая игра – средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные) методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Игра также является методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности.

Основные компоненты и классификация деловых игр

Являясь одним из активных способов обучения, деловые игры обладают следующими особенностями: активизацией мышления и поведения участников, высокой степенью вовлечения в процесс игры, обязательностью взаимодействия участников между собой и с материалами игры. Отмечают функции деловой игры: - информационно-познавательная;

- организационно-управленческая;

- эмоционально-воспитательная;

- профессионально-адаптационная.

Деловая игра характеризуется:

- особым отношением к окружающему миру (каждый участник одновременно находится в реальном мире и мире воображения, что обеспечивает притягательную ценность игры);

- субъективной деятельностью участников (каждый участник игры имеет возможность проявить индивидуальные качества и зафиксировать свое «я», не только в игровой ситуации, но и во всей системе межличностных отношений: личность – личность; личность – группа, личность - преподаватель);

- социально значимым видом деятельности (участник вне зависимости от внутреннего склада и настроения должен играть, он не может не принимать участия в игре, так как сами условия исключают пассивную позицию);

- особыми условиями процесса усвоения знаний (знания предлагаются в ненавязчивой форме естественного делового общения, а не принудительного запоминания значительных объемов информации).

В деловой игре существуют следующие этапы:

1. информационный, который связан с усвоением, запоминанием, обновлением готовой суммы профессиональных знаний, умений, навыков;

2. проблемный, на котором происходит перевод теоретических знаний на языке практических действий;

3. поведенческий, обеспечивающий принятие решений и программы действий в условиях конкретной ситуации на основе ее глубокого теоретического осмысления;

4. оценочный, позволяющий выбрать и обосновать оптимальный вариант решения поведенческой программы.

Существуют основные признаки деловой игры, которые характеризуют ее как активную форму обучения. К ним относятся:

1. имитация условий осуществления иноязычной деятельности;

2. моделирование типичных, актуальных для участников игры ситуаций с целью тренировки в речевом и деловом общении;

3. проблемный характер моделируемых ситуаций;

4. распределение ролей между участниками игры;

5. описание структуры и сценария игры;

6. организация обсуждения предстоящей игры как элемента «обратной связи» с ее участниками;

7. реализация целей игры;

8. наличие критериев, по которым оцениваются действия играющих.

Таким образом, деловая игра – целостный, многоступенчатый процесс, в ходе которого решается несколько познавательных и воспитательных задач. Ряд продуманных взаимосвязанных игротехнических приемов воздействует на готовность личности к конкретной практической деятельности.

В практике составления деловой игры нет общепризнанного подхода к ее структуре. Представленная ниже структура деловой игры вытекает из теоретических представлений о ней как форме контекстного обучения, в котором участники осуществляют профессиональную деятельность.

Основные структурные компоненты деловой игры:

- знакомство с реальной ситуацией;

- построение ее имитационной и игровой моделей;

- формулировка главной задачи группами, уточнение их роли в игре;

- создание игровой проблемной ситуации;

- вычленение необходимого для решения проблемы теоретического материала;

- решение проблемы;

- создание графической модели взаимодействия участников;

- обсуждение и проверка полученных результатов;

- корректировка;

- реализация принятого решения;

- анализ итогов работы;

- оценка результатов работы.

Имитационная модель отражает выбранный фрагмент реальной действительности и получает свое воплощение в следующих структурных компонентах деловой игры: цели, комплект ролей и функции игроков, сценарий, правила игры.

Цели деловой игры – наиболее сложный и противоречивый компонент. Различают педагогические, состоящие в том, чтобы сформировать предметную и социальную компетентность, и игровые, делающие учебный процесс игровым по форме, цели.

Существует много названий и разновидностей деловых игр, которые могут отличаться методикой проведения и поставленным целям: дидактические и управленческие игры, ролевые игры, проблемно-ориентированные, организационно-деятельностные игры и др. Деловые игры – это вид деятельности в условиях искусственно созданных ситуаций, направленный на решение учебной задачи. В процессе дидактических игр (парные картинки, штампы,трафареты,карты и др.) дети приобретают или закрепляют знания о свойствах предметов (цвет, величина, пропорции, форма, строение и др., которые необходимы, чтобы изобразить эти предметы в рисунке, лепке, аппликации и др. Такие игры дети с удовольствием создают сами. Вот например:

деловая игра - «Театр за кулисами»:

Цель: Научить выполнять иллюстрации к сказке. Развивать интерес и любовь детей к творчеству ведущих художников детской книги. Задачи: Обучать умению простейшими средствами передавать основные события сказки, смысловую связь между предметами и героями в рисунке, формировать умение располагать лист бумаги по вертикали и по горизонтали в зависимости от замысла, правильно выбирать размер изображения в листе.

Игра разбивается на несколько этапов:

1:команде необходимо иллюстрировать русскую народную сказку;

2:команде необходимо инсценировать отрывок из сказки,который они изобразили;

3:команде необходимо инсценировать отрывок без слов,используя только звуковые,танцевальные и музыкальные приёмы.

ДЕЛОВАЯ ИГРА (ФАБРИКА ИГРУШЕК)

Участники деловой игры «Фабрика игрушек» становятся сотрудниками международной корпорации, выполняющей проекты по заказу крупных клиентов.

Цель проектных команд – добиться максимальной прибыли, выполнив за установленное время наибольшее количество проектов, обеспечивая необходимый объем производства, а также высокое качество выпускаемой продукции и ее своевременную поставку.

1 этап:сотрудникам необходимо изготовить игрушки (пластелин,аппликация,ручной труд,рисование)

2 этап:сотрудникам необходимо реализовать продукцию

3 этап:сотрудникам необходимо проанализировать прибыль и выявить товар повышенного спроса

Работа в проектной команде, управление проектами

Командообразование, эффективное взаимодействие

Планирование, организация и координация совместной работы

Коммуникация между сотрудниками и отделами компании

Работа команды в условиях ограниченного времени

ДЕЛОВАЯ ИГРА (ВОЗДУШНЫЙ ГОРОД)

Участникам деловой игры «Воздушный город» предстоит спроектировать и построить новое чудо света - первый в мире воздушный город. Деловая игра моделирует взаимодействие между сотрудниками и отделами компании, а также препятствия и барьеры, с которыми им приходится при этом сталкиваться. Успех достижения цели зависит в игре от эффективности командной работы, грамотной коммуникации, планирования и координации совместной деятельности.

Командообразование, эффективное взаимодействие

Планирование, организация и координация совместной работы

Управление работой команды

Коммуникация между сотрудниками и отделами компании

Разработка творческих идей, креативность и инновации в бизнесе

ДЕЛОВАЯ ИГРА (ЗАТЕРЯННЫЙ ПУТЬ)

Две группы археологов заблудились в горной пещере, где в прошлые времена, согласно легенде, пираты хранили награбленные богатства. Потеряв карты, участники экспедиции блуждают по неисследованным туннелям и залам в поисках несметных сокровищ пиратов. Для того чтобы достичь своей цели и благополучно выйти на поверхность, они вынуждены положиться на знания, опыт и интуицию лидера.

Развитие эмоционального интеллекта (EQ)

Развитие лидерского потенциала

Развитие навыков психологического влияния

Таким образом, по итогам проделанной работы можно сделать вывод, что метод делковой игры с успехом может применяться в методической работе дошкольной ораганизации образования. При этом в рамках деловой игры возможно рассмотрение значительного перечня проблем, так как многие из них сложны и неоднозначны. Кроме того, изучение проблем воспитательно-образовательной работы в детском саду через деловые игры помогает как начинающему, так и опытному педагогу усвоить технологию проведения занятий и воспитательных мероприятий. Этот метод ценен тем, что и увлекает ее участников; метод имитации (Тподражания, изображения, отражения) принятия решений в различных ситуациях по заданным или выбираемым самими участниками правилам.

Публикации по теме:

Брейн-ринг по финансовой грамотности для дошкольников «Мы ребята деловые» Цель: закрепить у детей понятия «потребности», «труд», «товар», «семейный бюджет»; развивать речь, логическое мышление; воспитывать уважительное.

Дидактические игры для обучения математике дошкольников Дидактические игры для обучения математике дошкольников Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся.

Развивающие игры Воскобовича «Увлекательные лабиринты игры» в системе работы детского садаРазвивающие игры Воскобовича «Увлекательные лабиринты игры» в системе работы детского сада Доклад на районный семинар «Развивающие игры Воскобовича в системе работы детского сада» «Увлекательные лабиринты игры». Развитие интеллектуальных.

Игры дошкольников и их воспитательное значение Игра имеет в жизни ребенка огромное значение Жаков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастите говорил Макаренко,.

Консультация для родителей на тему «Значение сюжетно-ролевой игры в социализации дошкольников» Консультация для родителей на тему «Значение сюжетно-ролевой игры в социализации дошкольников» Социализация детей дошкольного возраста –.

Подвижные игры в системе коррекционной работы Полезная информация для родителей: «Подвижные игры в системе коррекционной работы». Составила: Учитель - дефектолог Димова Т. И. Подвижные.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Значение игры в системе обучения дошкольников. Деловые игры
Опубликовано: 13 февраля 2018 в 22:37
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Настольная игра по сенсорному развитию «Полей цветочки» для детей раннего возраста
Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предоставляю настольную игру по сенсорному развитию, сделанную своими руками. Настольная игра "Полей цветочки" Цель...
Мастер-класс изготовления органайзера из картонных втулок. Занимаемся творчеством со...
Просто невероятно, какие удивительные поделки могут получаться из ненужных на первый взгляд предметов, которые порой выбрасываются людьми в мусор. Во...
Фотоотчёт «Рисование с помощью клея ПВА и соли»
Екатерина Орленко Фотоотчёт »Рисование с помощью клея ПВА и соли» Если взрослый не поощряет творчество ребёнка, не верит в его фантазии, не знает...
Подвижная игра «Спрыгни с высоты» для детей младшего дошкольного возраста
Подвижная игра «Спрыгни с высоты» Цель игры. Учить детей, легко спрыгивать с высоты 10 - 25 см, держать равновесие. Материал. Зайчик ( игрушка,...
Конспект образовательной деятельности. Лепка из бумажного теста «Пасхальное яичко»
Конспект образовательной деятельности педагога и детей «Художественно-эстетическое развитие». Лепка из бумажного теста «Пасхальное яичко» Возрастная...