Папки-передвижки

Значение пальчиковых и артикуляционных игр для развития речи у детей

резида хазипова
Значение пальчиковых и артикуляционных игр для развития речи у детей

Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее значение. У новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, то их плотно сжимает. Однако эта манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, когда его действия еще не достигли высокого уровня контроля. По мере созревания мозга формируется хватательный рефлекс. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие мышления.

Публикация «Значение пальчиковых и артикуляционных игр для развития речи у детей» размещена в разделах

Японский врач Намикоси Токудзиро утверждал, что пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. По насыщенности акупунтурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга.

Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способствуют улучшению произношения многих звуков, а значит развитию речи.

Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки…развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

Таким образом, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки на руке есть еще одна речевая зона мозга» - доказывает М. М. Кольцова.

Поэтому тренировку пальцев рук, т. е. развитие мелкой моторики, следует начинать как можно раньше, особенно у детей с общим недоразвитием речи.

Мелкую моторику рук развивают :

пальчиковая гимнастика, массаж с растиранием пальчиков и массажерами для рук, народные игры с ладошками, игры с природными материалами, игры с предметами домашнего обихода, игры с песком и водой, пальчиковый театр, дидактические игры, рисование, лепка, аппликация.

Речь маленького ребенка возникает и первоначально функционирует в общении со взрослыми. Поэтому первая задача воспитания – это развитие активной речи, коммуникативной речи. Для этого необходимо не только постоянно разговаривать с ребенком, но и включать его в диалог, создавать потребность в собственных высказываниях. Собственная речь ребенка не развивается через подражание чужим, даже самым правильным образцам.

Психическое развитие детей на третьем году жизни целом характеризуется активной направленностью на выполнение действий без помощи взрослого, т. е. дети стремятся к самостоятельности. Вы должны максимально использовать эту способность и развивать ее в своем ребенке, для того чтобы он не надоедал бесконечными просьбами, а учился самостоятельно решать свои проблемы. Кроме того, двух- трехлетнего ребенка происходит дальнейшее развитие наглядно – действенного мышления и формируются элементарные суждения об окружающем. Помогайте ему в этом, направляйте ход его мыслей в нужном направлении, обучайте его воспринимать окружающий мир таким, какой он есть.

А теперь, давайте выучим несколько пальчиковых игр :

Упражнение «Мы капусту рубим»

Каждую фразу повторяем два раза.

Мы капусту рубим, рубим! (малыш изображает рубящие движения, двигая прямыми ладошками вниз и вверх)

Мы капусту режем, режем! (ребром ладошки водим назад вперед)

Мы капусту солим, солим! (собираем пальчики в щепотку)

Мы капусту жмем, жмем! (сжимаем и разжимаем кулачки)

Мы морковку трем, трем! (правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вниз-вверх вдоль прямой ладошки левой руки).

Упражнение «Печем пироги

Тесто мнем, мнем, мнем! (ребенок поочередно «давит» кулачками воображаемое тесто)

Тесто жмем, жмем, жмем! (малыш резко сжимает пальцы в кулаки и разжимает их, сначала одновременно, потом поочередно)

Пироги мы испечем! (руками «лепим» пироги, как бы перекладывая из одной ладошки в другую)

Упражнение «Семья»

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я.

(Поочередное разгибание сжатых в кулак пальцев, начиная с большого)

Вот и вся семья! (Сжатие в кулак и разжатие всех пальцев одновременно)

Рекомендации к проведению упражнений артикуляционной гимнастики :

1. Регулярность! Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. От простых к более сложным. Проводить лучше эмоционально, в игровой форме.

4. Из выполняемых 2-3 упражнений НОВЫМ может быть только ОДНО, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отработать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

5. Лучше всего артикуляционную гимнастику выполнять сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый должны находиться перед настольным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Статические упражнения для языка:

1. Птенчик

- Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

2. Лопаточка

- Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе

3. Иголочка (Стрелочка Жало)

-Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед

4. Горка (киска сердится)

- Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх

5. Грибок

- Рот открыт. Язык присосать к небу

Динамические упражнения для языка:

1. Змейка

- Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

2. Качели

- Рот открыт. Напряженным языком сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта

3. Футбол (Спрячь конфетку)

- Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку

4. Лошадка

- Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку

5. Оближем губки

- Рот приоткрыт. Облизнуть сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти:

1. Трусливый птенчик

- Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок- «птенчик» сидит в гнездышке и не высовывается

2. Обезьяна

- Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку

3. Дразнилки

- Широко, часто открывать рот и произносить: па-па-па

4. Протяжно (на одном вдохе) произносите звуки:

Ааааааааа яяяяяяяяя ооооооооо иииииииии аааааэээээ ооооояяяяя аааииияяяэээ

Следите, за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным.

В процессе выполнения упражнений следите за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносите немного подчеркнуто.

Тренировка мышц глотки и мягкого неба:

1. Глотать воду маленькими порциями (20-30 глотков)

2. Подражать:

- стону

- мычанию

-рычанию

3. Выдвинуть язык к подбородку, втягивать его в рот с преодолением сопротивления. Взрослый пытается удержать язык ребенка вне рта

4. Надувать резиновые игрушки, пускать мыльные пузыри.

Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: «Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем». Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ!

Публикации по теме:

Использование пальчиковых игр и упражнений как средства развития детей и коррекции мелкой моторики Нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Это прежде всего определяется расположением.

Консультация для родителей «Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников»Консультация для родителей «Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников» Движение пальцев рук - имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около тысячи важных, биологически активных.

Консультация для родителей «Значение пальчиковых игр в развитии речи детей» Значение пальчиковых игр в развитии речи детей. Начиная с самого раннего возраста, развитию мелкой моторики рук необходимо уделять особое.

Понятие пальчиковых игр и их значение для развития ребенка Пальчиковые игры – это мощная целенаправленная тренировка для мозга ребенка, стимулирующая его развитие. Пальчиковые игры - это показ, инсценировка.

Роль пальчиковых игр для развития речи Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют.

Сборник пальчиковых игр для развития речи детей младшего дошкольного возраста Особую роль в развитии речи ребёнка следует отвести пальчиковым играм. Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание:.

Условия развития пальчиковых игр как средство развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста На первом этапе мы определили уровень развития мелкой моторики у детей старшей группы. База проведенного исследования: Детский сад № 10.

Значение пальчиковых игр для развития речи детей дошкольного возраста.Значение пальчиковых игр для развития речи детей дошкольного возраста. Значение пальчиковых игр для развития речи детей дошкольного возраста. Что дают пальчиковые игры детям? • Способствуют овладению навыкам.

Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников с ОНР Пальчиковые игры. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: -Использование различных видов мозаик -Конструкторов -Цветные клубочки ниток для перематывания -Набор.

Значение пальчиковых игр и упражнений в развитии речи ребенка Еще древнее китайское учение утверждало, что упражнения, выполняемые руками, увеличивают мозговую активность человека. Ловкая и слаженная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение пальчиковых и артикуляционных игр для развития речи у детей
Опубликовано: 17 марта 2018 в 19:34
+34Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД