«Знакомство с календарем и его видами». Занятие для детей старшего дошкольного возраста

Надежда Афанасьевна Никитина
«Знакомство с календарем и его видами». Занятие для детей старшего дошкольного возраста

Цели: Знакомство детей с разными видами календаря;

формировать стремления планировать свою жизнь по календарю;

представления о цикличности временных эталонов (частей) суток, времен

года, дней недели, последовательности месяцев в году, понятии «круглый

год»;

закрепление умения составлять модели (суток, недели, года,

ориентироваться на модели.

Задача: Формировать элементарные временные представления.

Демонстрационный материал: Демонстрационный материал: разные виды календарей (отрывной, перекладной, карманный); модель частей суток в виде круга разделенного на 4 сектора (синего, белого, фиолетового и черного); модель дней недели в круге; модель года с выраженными временами года, месяцами; картинки (зубная щетка, спящий ребенок, дети играют, неба со звездами и луной).

Раздаточный материал: картинки с изображением времени года, детский карманный календарь, наборы как точек разного цвета (белый, зеленый, красный, желтый); модели дней недели в виде цветика – семицветика.

Ход деятельности

Воспитатель: Сегодня мы вспомним знания о разных временных промежутках, познакомимся с правилами отсчета времени.

Игровое упражнение с моделью «Сутки»

Воспитатель: Посмотрите внимательно на эту схему. Вспомните, модель какого промежутка времени она изображает?

Дети: Это модель суток.

Воспитатель: Из каких частей состоят сутки расскажут ребята

(дети читают стихи)

1. «Утро»

Солнце яркое встает,

Петушок в саду поет

Наши дети просыпаются

В детский садик собираются.

2. «Добрый день»

Целый день, целый день

В игры нам играть не лень

Днем мы любим заниматься

Прыгать, бегать, кувыркаться.

3. «Вечер»

За окном уже темнеет

Бабушка тихонько дремлет,

Посмотри скорей в окно

Огоньков полным полно.

4. «Ночь»

Спят медведи и слоны

И лиса и ежик

Все вокруг стать должны

Папы, дети тоже

Воспитатель: О каких частях суток рассказали дети?

Дети: Рассказали об утре, дне, вечере и ночи.

Воспитатель: Из скольких частей состоят сутки?

Дети: Сутки состоят из 4 частей.

Воспитатель: Как вы думаете, какое время суток отмечено на модели синим цветом? белым? фиолетовым? черным?

Дети: День, вечер, утро, ночь.

Воспитатель: А сейчас мы поиграем.

Игра с картинками

Воспитатель:Назовите, в какое время суток дети используют этот предмет (Зубная щетка)

Дети: Утром, когда дети чистят зубы и вечером, когда ложатся спать

Воспитатель: А когда дети играют?

Дети: Днем.

Воспитатель: А когда спят?

Дети: Ночью.

Воспитатель: Ребята, помогите мне закончить предложение.

Игра «Закончи предложение»

- Завтракаем мы утром, а ужинаем (вечером)

- Спим мы ночью, а делаем зарядку (утром)

- Делаем зарядку утром, а обедаем (днем)

- Солнышко светит днем, а луна (ночью)

Воспитатель: Изменяется ли последовательность частей суток.

Дети: Нет, не изменяется.

Воспитатель: А как изменяется длительность дня и ночи в зависимости от времени года.

Дети: Зимой ночи длиннее, чем летом, а дни короче.

Работа над закреплением понятия «Неделя»

Воспитатель: Ребята, как называется промежуток времени, состоящий из семи суток?

Дети: Неделя.

Воспитатель: Давайте поиграем с вами в игру «Лови, бросай, дни недели называй» (с мячом)

(Дети ловят мяч, называют дни недели по порядку)

Воспитатель: Сколько дней в неделе?

Дети: В неделе 7 дней.

Воспитатель: Назовите дни недели по порядку.

Воспитатель: Как называется первый день недели? Третий? Шестой?

Воспитатель: В какие дни мы не ходим в детский сад?

Дети: В субботу и воскресенье.

Воспитатель: Какой день между четвергом и субботой?

Дети: Между четвергом и субботой находится пятница.

Воспитатель: С какого дня начинается неделя?

Дети: С понедельника.

Воспитатель: Молодцы, ребята. А сейчас давайте пройдем за столы и попробуем изобразить модель недели в виде цветика – семи цветика.

(Дети садятся за столы и выкладывают из лепестков разного цвета цветик – семи цветик)

Воспитатель: Ребята, давайте теперь рассмотрим полученные модели, все ли верно расположили лепестки. Давайте сверимся с образцом модели.

Воспитатель: Определите, лепестком какого цвета обозначен четверг, если понедельник обозначен красным цветом?

(Дети отвечают)

Воспитатель: Вам понятно почему мы изобразили модель недели по кругу, потому что на ней будет лучше видно, что после воскресенья снова наступит понедельник, и дни недели чередуются.

Сравнение модулей «Сутки» и «Времена года»

Воспитатель: Ребята, мы уже знакомились с этой моделью времени. Давайте вспомним, это модель чего?

Дети: Модель года.

Воспитатель: Чем отличается и чем похожа модель года на модель суток?

Дети: Они похожи тем, что модель года и модель суток состоит из четырех частей, а отличаются цветом секторов.

Воспитатель: Что на модели года мы отмечаем белым, зеленым, красным и желтым?

Дети: Времена года. Белый цвет – это обозначение зимы, зеленый цвет – весны, красный цвет – обозначает лето красное. Желтый цвет – цвет осени, золотых листьев.

Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «Когда это бывает»

(Воспитатель загадывает загадку, а дети показывают карточку, соответствующую данному времени года)

Загадки:

1. Я раскрываю почки

В зеленые листочки,

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна

Зовут меня (весна)

2. Очень душно, очень жарко,

Солнце светит ярко – ярко,

Побежим купаться,

С рыбками плескаться.

(Дети показывают карточку символизирующую лето)

3. Утром мы во двор идем,

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят.

И летят, летят, летят

(Дети показывают карточку желтого цвета)

4. Снег на полях,

Лед на реках.

Вьюга гуляет,

Когда это бывает.

(Дети показывают карточку белого цвета)

Воспитатель: Какое время года между зимой и летом?

Дети: Весна.

Воспитатель: Какое время года предшествует осени?

Дети: Лето красное.

Воспитатель: В какое время года мы отмечаем праздник Новый год?

Дети: Новый год мы отмечаем зимой.

Воспитатель: В какое время года птицы улетают в теплые края, опадают листья?

Дети: Осенью.

Воспитатель: Какому времени года принадлежат месяцы июнь, июль, август?

Дети: Лету красному.

Воспитатель: Назовите зимние месяцы.

Дети: Декабрь, январь, февраль.

Физкультминутка «В понедельник я купался»

В понедельник я купался (изображение пловца)

А во вторник – рисовал (рисуют)

В среду долго умывался (умываются)

А в четверг футбол играл (имитируют ногами игру с мячом)

В пятницу я бегал, прыгал (выполняются действия по тексту)

Очень долго танцевал

А субботу, воскресенье

Целый день я отдыхал (приседают)

Знакомство с разновидностью календарей

Воспитатель: Ребята, знаете ли вы, с помощью чего мы узнаем, какое сегодня число, день недели, месяц, год?

Дети: С помощью календаря.

Воспитатель: Посмотрите, какие разные календари бывают. Для чего нужны календари? Чем они похожи?

Дети: Календари показывают число, месяц, день недели; рабочие и выходные дни, обозначенным разным цветом: рабочие дни – черным, а выходные дни - красным.

Воспитатель: Чем отличаются календари?

Дети: Размером, цветом оформлением.

Воспитатель: Вот этот календарь называется отрывной, а в нем каждый листик – это день года. На нем указаны число, название дня недели и месяца. Посмотрите, вот листок, обозначающий 12 января, понедельник. Когда день пройдет, его нужно оторвать, за ним следует листок 13 января, вторник. Как вы думаете, какой затем следует день?

Дети: 14 января, среда.

Воспитатель: Еще бывают настенные календари, они бывают разные: помесячные с перекидными 12 листами. Как вы думаете, почему листов 12?

Дети: Потому что столько месяцев в году.

Воспитатель: На листе обычно размещают яркую картинку с пейзажем, характерным для этого месяца, рядом с картинкой семь дорожек. Почему на листе 7 дорожек.

Дети: потому что семь дней недели.

Воспитатель: На дорожках стоят числа, каждое обозначает определенный день года. С помощью двигающегося окошка, мы отмечаем сегодняшний день.

(Воспитатель показывает перекидной календарь)

Воспитатель: А вот этот календарь называется перекидным, в нем такие же листочки, как и в отрывном, только их не отрывают, перелистывают.

(Воспитатель демонстрирует перекидной календарь)

Воспитатель: Перекидной календарь обычно занимает место на письменном столе.

Воспитатель: И, наконец, совсем маленький календарик, который можно носить в сумочке или кармане, называется карманным.

Воспитатель: Сейчас я загадаю загадку, слушайте внимательно.

Загадка:

Под новый год пришел он в дом

Большим румяным толстяком.

Но каждый день терял он вес

И, наконец, совсем исчез.

Дети: Это календарь.

Воспитатель: Вы правильно догадались, это отрывной календарь. А кто объяснит, почему это именно отрывной календарь?

Дети: Потому что, мы отрываем каждый прожитый день.

Воспитатель: Сегодня я вас познакомлю с необычным календарем.

(Воспитатель показывает детям модель календаря)

Воспитатель: Какой формы этот необычный календарь?

Дети: Он круглый.

Воспитатель: Правильно, наш календарь круглый, как круглый год. Скажите, какими цветами раскрашен наш календарь?

Дети: Белым, зеленым, красным и желтым.

Воспитатель: Вспомните, что мы обозначали с помощью круга, разделенного на части?

Дети: Мы обозначали времена года.

Воспитатель: На нашем необычном календаре мы видим, что после зимы всегда бывает весна, а за нею лето, вслед за летом всегда приходит осень и опять времена повторяются в строгой последовательности, сменяя друг друга.

Воспитатель: Как только заканчивается один год, начинается следующий. Знаете ли вы, ребята, в какое время года заканчивается один год и начинается следующий?

Дети: Зимой.

Воспитатель: Как называется этот праздник и когда он наступает?

Дети: Новый год

Воспитатель: А что обозначает эта модель?

Дети: Она обозначает модель года.

Воспитатель: Обратите внимание, что на нашем календаре каждое время года разделено на три части. Как вы думаете, почему?

Дети: Потому что в каждом времени года три месяца.

Воспитатель: Назовите самые холодные месяца.

Дети: Декабрь, январь, февраль.

Воспитатель: А теперь назовите самые жаркие месяца.

Дети: Июнь, июль, август.

Воспитатель: Верно, ребята, молодцы! Сколько всего в году месяцев?

Дети: 12 месяцев.

Воспитатель: Назовите их по порядку.

(Дети называют месяца года)

Игровое упражнение «Найди ошибку»

Воспитатель: Я думаю, что март, апрель и сентябрь – это весенние месяцы. Правильно, ли это?

Дети: Нет, март и апрель – это весенние месяцы, а сентябрь – осенний.

Воспитатель: Я думаю, что сначала идет октябрь, затем сентябрь, а за ним ноябрь? Так ли это?

Дети: Нет, сначала сентябрь, потом октябрь и последним ноябрь.

Воспитатель: Сегодня мы познакомились с необычным календарем. На нем нет цифр и букв, но с помощью условных изображений, мы легко можем проследить последовательность времен года, месяцев в году.

Воспитатель: как вы думаете, для чего календарь нужен человеку?

Дети: Чтобы знать число, месяц, день недели, год, какой праздник приближается, сколько дней осталось до дня рождения и т. д.

Воспитатель: Что вы узнали нового, необычного о календарях? Какие вы календари запомнили?

Дети: Карманные, отрывные, настенные, перекидные, помесячные с перекидными 12 листами.

Воспитатель: Сегодня мы с вами повторим, какие бывают модели, вспомним дни недели, месяца и времена года. Познакомились с разными видами календарей, узнали об их назначении.

Воспитатель: А сейчас я хочу подарить вам на память о нашем занятии карманные календари.

Воспитатель: Наше занятие закончено.

«Знакомство с календарем и его видами». Занятие для детей старшего дошкольного возраста
Публикации по теме:

Методика формирования временных представлений у дошкольников с задержкой психического развития. Согласно программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой формирование представлений.

Методика работы по формированию временных представлений у дошкольников с ЗПР Работа по формированию временных преставлений (времена года, названия месяцев, дни недели, части суток, понятия «вчера», «сегодня», «завтра»).

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Тело, организм, эмоции
  • Лето
Автор публикации:
«Знакомство с календарем и его видами». Занятие для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 26 января 2014 в 10:06
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Утренник 8 марта для старшей группы
Ведущий: Мамино сердце не знает покоя, Мамино сердце как факел горит, Мамино сердце от горя укроет, Будет ему тяжело подбодрит. Мамино сердце так много...
Отрицательное влияние современных игрушек на детей
Отрицательное влияние современных игрушек на детей Становление внутреннего мира ребенка не мыслимо без игры а следовательно без игрушки. Игрушка-это та...
Центр безопасности второй младшей группы №7 «Светлячок».
Современный мир требует от детей повышенного внимания, собранности, концентрации. Ребёнок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто...
Сценарий развлечения для детей 2 младшей группы «В гости к весне!» Раевская Марина
"В гости к весне" Сценарий развлечения для детей 2 младшей группы Составила Раевская Марина Львовна музыкальный руководитель МБДОУ "Детский сад №5" г....
«Дымковские радости» — пластилинография с использованием бросового материала.
Цель: развитие мелкой моторики, закрепление различных методов лепки, использование нетрадиционных материалов, развитие творчества детей. Шаг 1 Берем две...