МААМ-картинки

«Знакомство с кубанской хатой» с элементами художественного творчества (6 фото)

Александра Богданова
«Знакомство с кубанской хатой» с элементами художественного творчества

Конспект

организованной образовательной деятельности в логопедической группе

«Знакомство с кубанской хатой» с элементами художественного творчества.

Подготовила воспитатель логопедической группы: Богданова Александра Игоревна

Программные задачи:

• Воспитывать любовь к малой Родине;

Знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества;

• Развивать познавательный интерес к истории своего народа.

• Закреплять

• Развивать

Публикация «„Знакомство с кубанской хатой“ с элементами художественного творчества» размещена в разделах

Словарная работа: глэчик, макитра, рубель, хата, рушник, самовар, ухват, кочерга, чапельник, чугун.

Предварительная работа: оформление мини-музея «Казачья горница», составление альбома «Жизнь и быт кубанских казаков», рассматривание фотографий из жизни кубанских казаков, чтение стихов о Кубани, мультимедийное сопровождение.

Материал: Аудио запись песни Кубанского Казачьего хора, фотографии быта казаков, макет печи, тесто соленое, дощечки, скалки, куклы казака и казачки. Мини-музей д/сада «Казачья горница», костюм кубанской казачки для воспитателя, папахи, цветные платки для детей.

Методические приемы: показ, объяснение, рассматривание музейных экспонатов, беседа.

Ход занятия:

Под фонограмму песни Кубанского Казачьего хора дети заходят в группу, садятся.

Воспитатель:

Могучие песни летят в поднебесье

Открытая высь голубая.

И нет красивее края в России,

Чем наша Кубань.

Как вы думаете, ребята, о чем пойдет сегодня речь в нашей беседе? (о родном крае, о Кубани)

- Правильно.

- Среди просторов нашей большой страны есть край, где ты живешь, где твой родной дом, твоя земля родная. Это и есть наша Кубань. И где бы ты ни был, куда бы ты ни ездил, всегда будешь вспоминать свою родную Кубань. Ребята, а вы хотите отправиться в прошлое. Давайте пройдем в наш небольшой музей. А вот в этом сундуке у меня для вас есть сюрприз.

(Воспитатель достает из сундука папахи, цветные платки, костюм казачки)

- Чтобы попасть в прошлое, нам надо с вами все это надеть, повернуться вокруг себя три раза и сказать: «Время, время – остановись! К нашим предкам повернись!»

*

- Вот мы и попали в старинную кубанскую хату. И я буду здесь хозяйкой, а вы казачата, моими гостями.

А скажите мне ребята, как называлось жилище казаков? (ответы детей)

- Правильно. Хаты казаки строили из хвороста, глины, соломы, камыша. Как только стены были готовы, созывали родственников и соседей для мазки, мазали глиной, перемешанной вместе с соломой. Крыша была из соломы или камыша. Снаружи хату белили. Внутри хата делилась на две половины. Воспитатель обращает внимание на комнату.

- В одной половине хаты - нарядная кровать и гора подушек на ней, на стенах висят фотографии, которые казачки украшали вышитыми

полотенцами - рушниками.

«Знакомство с кубанской хатой» с элементами художественного творчества

Рядом с кроватью стоит сундук - скрыня. Лавки вдоль стен. В углу, среди расшитых полотенец, висят иконы. А вторая половина называлась малая хата или хатына, где стояла большая печь.

- А что самое главное в казачьей хате? (ответы детей)

Да ребята, войдя в хату, на печь сразу обращаешь внимание, она занимает почти полкомнаты. У кубанцев есть такая поговорка: «Без печи хата - не хата».

Фото «Знакомство с кубанской хатой»

Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и тепло и уютно. Печь отапливала жильё, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, варили квас, сушили продукты и одежду. А летом печь не топили, чтобы в хате жару не было. На дворе стояла летняя печь (кобыця). Приготовленные в печи кушанья отличаются особым вкусом и ароматом. Раньше говорили: «Всё, что в печи, на стол мечи».

«Печь нам – мать родная».

«У печи всё красное лето».

«Хлебом не корми, только с печи не гони».

- Правый от печки угол называется «бабий кут», т. е. закуток. Здесь командует хозяйка. Все здесь приспособлено для приготовления пищи, стоит прялка. А вы знаете, для чего нужна прялка? (ответы). Правильно, для того чтобы прясть пряжу. (дети рассматривают прялку)

- Другой, левый угол от печки, называется «красный», т. е. красивый. Здесь стоит стол, скамейки, висят иконы. Это особое место для гостей. Казаки всегда славились своим гостеприимством. Ребята, а вы знаете пословицы о кубанском гостеприимстве (ответы).

«Не красна хата углами, а красна пирогами».

«Умеешь в гости звать, умей угощать».

В казачьих семьях глава семьи – казак. Он работает в поле, добывает пищу для семьи, а самое главное – охраняет границу от врагов. Посмотрите, какой он носит красивый костюм (показывает куклу казака). На голове папаха из каракуля, на ногах сапоги. На себя надевает рубаху (бешмет, брюки, черкеску с двумя рядами газырей – для хранения патронов. Зимой на плечи накидывает тёплую бурку. Кинжал и сабля подвешиваются к поясу казака.

с элементами художественного творчества - фото

- А сейчас мы поиграем в игру «Одень казака».

Проводится настольная игра.

- А как называли жену казака? (Казачка) (показ куклы казачки).

Фото №1 Конспект организованной образовательной деятельности в логопедической группе Знакомство с

Казачка, занимается дома по хозяйству. С утра ей надо сходить к колодцу, принести воды на коромысле, чтобы можно было постирать, приготовить пищу.

- А в чем готовили еду? (ответы детей)

- Правильно, в чугуне, он тяжелый, чугунный и каша в нем вкусная.

- Как же казачка управлялась с такой посудой? Как в печь сажала?

- Да, ребята, для этого у неё был ухват, а сковороду чем из печи доставала?

- И снова вы правильно ответили, чапельник ей в этом помогал.

- А вот в этой посуде хозяйка ставила квашню для хлеба и называется она макитра (показывает фото)

- А вот еще один предмет быта (показывает фотографию глэчика, как он называется и для чего нужен был казачке? (ответы детей)

- Правильно это глэчик и наливали в него молоко, квас.

- А это ребята рубель. Им казачка гладила белье, ведь утюгов тогда ещё не было, они появились позже. Видите, какой он ребристый. На скалку наматывается мятое белье, с силой проводится по нему рубелем несколько раз (показывает). Бельё получается гладким, и пахучим.

(Предоставляет детям возможность попробовать погладить, таким образом, мятое полотенце, просит повторить название «утюга» - рубель).

- А какими еще утюгами пользовались наши предки? (ответы детей)

- Ребята, давайте поиграем. Я буду называть вам действие, а вы мне будете это изображать.

Дети имитируют движения.

- копать

- нести коромысло

- хлеб ставить в печь

- месить

- класть яблоки в корзину

- гладить

- прясть

Фото №2 Кубань кубанской хатой с элементами художественного творчества

Молодцы, дети. Продолжим нашу экскурсию.

- Казачки очень любили украшать свою одежду вышивкой и кружевом. Какие предметы в хате были украшены вышивкой? (Полотенца, занавесочки, подушки, скатерти, рушники).

- Какие вы молодцы! Вы теперь так много знаете о быте наших далеких предков. Как много новых слов теперь вы знаете. Давайте их вспомним. Я буду вам описывать предмет, а вы должны будете назвать мне его.

- Дом, в котором жили наши предки (хата)

- Это глиняный предмет, в котором молоко долго не прокисает (глэчик)

- С помощью этих двух деревянных предметов одежда казаков всегда была выглажена (рубель и скалка)

- Воду приносили из ….(колодца)

- Вкусный чай пили из …. (самовара)

- В этом предмете готовили вкусную кашу, и он был очень тяжелый? (чугун)

- Без чего не может быть хаты казака….(без печки)

- А в этой посуде месили тесто (макитра)

Ну, вот ребята и наше тесто подошло, и мы с вами сейчас будем лепить пирожки для наших дорогих гостей.

(Совместная деятельность педагога с детьми)

Фото №3 Закреплять Развивать Публикация Знакомство с кубанской хатой с элементами художественного творчества размещена в разделах Кубань Хата казака

Молодцы, пирожков налепили и пока они пекутся, мы с вами вспомним, чем мы сегодня занимались, что нового узнали.

Подведение итога занятия.

Публикации по теме:

«Пасхальные напевы». Фотовыставка художественного творчества в подготовительной группе (фотоотчет)«Пасхальные напевы». Фотовыставка художественного творчества в подготовительной группе (фотоотчет) "Пасхальные напевы" (фотовыставка художественного творчества в подготовительной группе) Автор: Мухина Елена Владимировна. Воспитатель МКДОУ.

Анализ работы по развитию художественного творчества обучающихся в техникуме Анализ деятельности концертмейстера по развитию художественного творчества обучающихся, и участников кружков и студий ОГПОБУ «Технологический.

Из опыта работы «Нетрадиционные техники рисования как средство развития детского художественного творчества» Перспективное планирование по художественно – эстетическому развитию (изобразительная деятельность – рисование). Сентябрь. 1. Цветные стихи.

Консультация для родителей «Факторы, влияющие на развитие детского художественного творчества» «Факторы влияющие на развитие детского художественного творчества в группе компенсирующей направленности для детей аутистического спектра.

Об участии в фестивале-конкурсе художественного творчества «Пасха красная»Об участии в фестивале-конкурсе художественного творчества «Пасха красная» В целях сохранения и развития духовного и культурного наследия; духовного просвещения, нравственного и патриотического воспитания подрастающего.

Образовательный проект «Взаимосвязь художественного творчества дошкольников и художественной литературы» Актуальность проекта «Одна из самых важных проблем педагогики – дать ребенку жизнь в мире книг, чтобы чтение стало самой сильной, неодолимой.

Планирование ННОД по развитию художественного творчества с детьми старшей группы на март 1 неделяРисование. Тема: «Весеннее небо» (рисование в технике “по мокрому”). Учить детей свободно экспериментировать с акварельными красками.

Развитие личности ребенка средствами художественного творчества ГБДОУ дет. сад №21 Выборгского района СПб Развитие личности ребенка средствами художественного творчества Автор: Матикайнен.

Развитие творческого воображения и фантазии у дошкольников посредством художественного творчестваРазвитие творческого воображения и фантазии у дошкольников посредством художественного творчества Уильям блейк:В одном мгновеньи видеть вечность, Огромный мир – в зерне песка, В единой горсти – бесконечность И небо – в чашечке цветка.

Влияние художественного творчества на успешность адаптации к ДОУ детей младшего дошкольного возраста Влияние художественного творчества на успешность адаптации к ДОУ детей младшего дошкольного возраста (предметно развивающая среда) Актуальность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Знакомство с кубанской хатой» с элементами художественного творчества
Опубликовано: 23 августа 2016 в 15:46
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД