«Знакомство с традициями народов севера». Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста

Наталья Добровольская
«Знакомство с традициями народов севера». Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста

Цели:

• Систематизировать знания детей о коренных жителей Севера, их традициях, обычаях. Дать представление о северных птицах.

• Обогащать словарный запас существительными, глаголами; включать в речь предложно-падежные конструкции.

• Учить детей сравнивать птиц, находить отличия, отвечать на вопросы полным предложением.

Познакомить детей с играми народов Севера, развивающие силу рук, спины, ног; воспитывающие настойчивость, выдержку.

• Формировать развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижений, через проигрывание пластических этюдов.

Развивать зрительное и слуховое восприятие и память.

• Активизировать работу правого и левого полушария, используя упражнения «гимнастика для головного мозга».

• Формировать стремление к достижению положительных результатов.

Оборудование: мультимедийная презентация «Коренные жители севера»; два хула-хупа с отверстиями для шестов; шесты - 10 штук, для двух чумов; ткань, имитирующая шкуру оленя – 2 шт; оленьи рога – 2 шт; кольца, для накидывания на рога – 10 шт; 6 шестов, для перетягивания; следы совы и куропатки – 24 шт; 2 ёлки; картинки формата А4 с изображением совы и куропатки; музыкальное сопровождение «Хэйро».

Ход занятия:

1. Организационный момент.

- Здравствуйте ребята.

СЛАЙД №2

- Ребята, кто мне скажет, в каком городе мы живём? (В городе Норильске.)

- А где расположен наш город? (На крайнем севере.)

2. Вводная часть.

СЛАЙД №3

Север – удивительный и суровый край. Край, в котором живут сильные и выносливые люди. И сегодня мы с вами продолжим знакомиться с традициями и обычаями народов севера.

СЛАЙД №4

На прошлом занятии мы с вами узнали, что живут народы севера в тундре. Сами строят себе дома. Кто мне подскажет, как называется их дом? (Чум)

СЛАЙД №5

- А из каких материалов северные народы строят свои чумы? (деревянные шесты, оленьи шкуры).

- Чум получается крепкий, тёплый, уютный.

- Ребята, давайте построим чумы.

Игра: «Построй чум». Проводится под музыкальное сопровождение.

Педагог делит детей на две команды. В середине зала лежат шесты и куски ткани, имитирующие оленью шкуру. Каждая команда по команде должна соединить между собой шесты, вставляя каждый в отверстие круга, вверху закрепив шесты шнуром. После команда должна накинуть на каркас ткань.

- Ребята, вы молодцы. Крепкие чумы получились, не страшны ему ни сильные ветра, ни трескучие морозы.

3. «Зааркань оленя»

- Северные народы очень трудолюбивы.

Традиционные занятия северных народов тесно связаны с животным миром нашего края.

СЛАЙД №6,7

Это рыболовство и охота.

– Чем ещё занимаются северные народы? (Оленеводством)

СЛАЙД №8

- Они заботятся об оленях, потому что олень для них – это средство передвижения, и пища (из мяса оленя они готовят разнообразную еду, и одежда (из оленьих шкур они изготавливают себе шубы – малицы, сапоги- унты, варежки, шапки). Но чтобы поймать оленя нужно быть очень сильным, ловким и смелым. Поэтому оленеводы постоянно тренируются и устраивают игры состязания между собой.

- Давайте тоже устроим состязание и посмотрим какие вы ловкие.

- Ребята, посмотрите какие у оленя развесистые, большие рога.

СЛАЙД №9

Чтобы поймать оленя оленеводы использовали арканы, длинные верёвки с петлёй на конце. Они набрасывали аркан на бегущего оленя и сильно тянули за верёвку, чтобы наклонить оленя к земле.

- Мы тоже сейчас постараемся набросить аркан (кольцо) на оленьи рога.

Игрок подходил к линии броска и метает свой аркан (кольцо) на оленьи рога.

-Молодцы. Вы очень ловкие.

СЛАЙД № 10

4. Игра-состязание “Перетягивание палки”

- А сейчас я хочу проверить какие вы сильные. Готовы?

Два игроки садятся напротив друг друга, вытягивают ноги вперед и упираются ступнями ног. Руками обхватывают палку. По команде педагога игроки начинают тянуть палку на себя так, чтобы соперник оторвался от земли (пола). Если кто-то из игроков не выдерживает и расцепляет пальцы, то он считался побежденным.

5. Активизация работы правого и левого полушария.

«Найди по следам».

- Ребята сегодня мы с вами познакомимся с северными птицами, зимующими в тундре. Но, вы должны мне помочь в этом. Мы с вами должны угадать птиц, а помогут нам в этом их следы. Посмотрите внимательно на пол.

(На полу в две шеренги выложены следы совы и куропатки, ведущие к двум ёлкам. Под ёлкой сидит фигурка куропатки, на второй ёлке – сова)

- Ребята, по тропинкам мы пойдём перекрёстным шагом, при этом будем делать взмахи руками (крылышками, как птицы.

- Ребята, мы подошли с вами к двум ёлкам. Посмотрите внимательно, мне кажется, здесь кто-то спрятался.

- Под ёлкой сидит куропатка.

- На ёлке сидит сова.

- Правильно. Сегодня мы с вами познакомимся поближе с этими двумя северными птицами.

СЛАЙД №11

Белая сова — узнать ее нетрудно, даже если прежде ее видеть не приходилось. Самцы почти чисто-белые, а самки с темными пестринами по всему телу и значительно крупнее самцов.

Живут совы в тундре. Жителям Крайнего Севера эта птица известна хорошо. Питаются в основном мелкими грызунами, преимущественно леммингами и мышами. В малокормные годы, когда численность грызунов низка, ловят птиц — белых и тундряных куропаток, уток.

СЛАЙД №12

Куропатка – намного меньше совы, плохо летает, зарывается под снегом, избегая встречи с хищниками.

Дети самостоятельно пытаются найти отличия между совой и куропаткой.

-Что-то мы засиделись, давайте поиграем.

Игра «Совы и куропатки»

Педагог выбирает двух участников. Это – совы. Остальные дети – куропатки. По сигналу педагога: «День», куропатки прогуливаются по залу, совы спят. По сигналу ночь, совы берутся за руки и пытаются поймать куропатку, поймав её в кольцо.

6. Пластический этюд «Куропатки»

Северные народы очень много трудятся, чтобы не голодать, не замёрзнуть в суровой тундре. Но и отдыхать они тоже любят.

СЛАЙД №13, 14

Очень часто они устраивают праздники, на которых поют и танцуют, имитируя птиц и животных севера.

- Мы даже приготовили для вас праздничные костюмы северных народов. Посмотрите, какие они красивые, их делают вручную, украшая интересными орнаментами.

- Давайте примерим их.

Танец «Куропатки»

7. Итог:

- Ребята, сегодня мы ещё немножко окунулись в жизнь народов севера. Узнали, какие состязания они проводят чтобы развить в себе силу, ловкость, выносливость, узнали как развлекаются народы севера, познакомились поближе с северными птицами: совой и куропаткой. Вы молодцы! На этом наше занятие подошло к концу.

Танец «Хоровод» под музыку «Хэйро».

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Такса» для развития мелкой моторики, связной речи, воображения детей дошкольного возраста.Дидактическая игра «Такса» для развития мелкой моторики, связной речи, воображения детей дошкольного возраста. Развивающие игрушки можно купить, а можно сделать своими руками. Мной была изготовлено несколько таких игрушек, и одна из них - такса..

Логопедическое пособие «Увлекательное путешествие»Логопедическое пособие «Увлекательное путешествие» Данное пособие предназначается для работы с детьми с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Включение наглядных.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Фрукты и ягоды
  • Дикие животные
Автор публикации:
«Знакомство с традициями народов севера». Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 7 февраля 2014 в 17:37
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Выставка поделок к Яблочному спасу. Фотоотчет.
Уважаемые коллеги! В нашем детском саду ежегодно проводится замечательный праздник Яблочный Спас. К этому празднику все готовятся заранее, ведь если...
Перспективное планирование «Полочка красоты». Вторая младшая группа
Дорогие коллеги, друзья! Педагогам, работающим по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Радуга», под редакцией Т. И....
Фотоотчёт о праздновании Дня рождения Российского флага.
22 августа, в России проходят торжества посвящённые празднованию Дня рождения флага Российской Федерации, в которых принимают участие все граждане страны....
Фотоотчет о проведении недели сказок
Участники недели сказок: Воспитатели: Кулижникова Татьяна Николаевна высшая квалификационная категория Гладкова Оксана Александровна первая...
Летняя рыбалка на реке Каме
Этим летом, нам друзья предложили съездить на несколько дней на рыбалку, на реку Кама. Немного посовещавшись всей семьей, мы решили согласиться. Тем более...