Ознакомление детей дошкольного возраста с культурным прошлым России. Занятие «Кукла в зимнем наряде Московской области».

аэлита горбунова
Ознакомление детей дошкольного возраста с культурным прошлым России. Занятие «Кукла в зимнем наряде Московской области».

Ознакомление детей дошкольного возраста с культурным прошлым России

На базе МДОУ "Детский сад №4" уже несколько лет существует музей русского быта, который дает воспитателям большие возможности для воспитания детей в духе родной культуры, развитию традиций, ознакомлению с культурным прошлым России.

В этом году у нас появилась возможность использовать в своей работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с культурным прошлым России журнала "Куклы в народным костюмах", выпускаемого издательством ООО"Де Агостини". С каждым выпуском журнала в нашем мини-музее появляется новая фарфоровая кукла ручной работы. Журнал создаётся при участии Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая и в нём, помимо рассказа об истории создания костюма, рассказывается об истории места, где носили такие костюмы, традициях, обычаях и преданиях. Широко представлены также: устное народное творчество, рассказ о культуре места, народные игры и забавы.

Мной были разработаны конспекты занятий для детей старшего возраста на каждый номер журнала. В своих конспектах я использовала материал, заимствованный из журнала, адаптировав его для детей дошкольного возраста, а также другую методическую литературу по данной теме. Вашему вниманию предлагаю конспект занятия по первому выпуску журнала “Куклы в народных костюмах”.

Старший воспитатель МДОУ «Детский сад №4» г. Саратова Горбунова Аэлита Николаевна I квалификационная категория

Конспект занятия № 1. Кукла в зимнем наряде Московской области.

Оборудование: кукла в народном костюме; планшет, карта России, флажок; иллюстрации с видами Москвы, старинных русских поселений; однотонный (красный, коричневый, темно-синий) материал квадратной формы и клей-карандаш по количеству детей, цветы, листья; Павлово-посадские платки; матрёшки.

Ход занятия.

Воспитатель приглашает детей в мини-музей русского быта.

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, куда мы с вами пришли? (ответы детей). Да, верно, мы с вами в нашем музее. С его экспонатами вы уже знакомы. А что нового появилось в нашем музее? Новая кукла. Интересно, а почему кукла оказалась в музее? (рассуждения детей). Наша кукла одета в русский народный костюм, который носили в далекую старину. Хотите узнать, где носили такую одежду и как она создавалась?

Воспитатель приглашает детей пройти к карте России (на планшете).

Знаете ли вы такой город – «Москва»? (отмечает флажком местоположение города на карте). Конечно, знаете – это столица нашего государства. Столица – это главный город государства, здесь находятся правительственные учреждения и правительство страны. «Град Москва – всей Руси голова». Что еще вы знаете о Москве? А всегда ли была Москва большим городом? Нет, конечно, Москва не сразу стала крупным городом, вначале это было небольшое поселение с маленькой деревянной крепостью, на высоком холме. «Москва стоит на болоте, ржи там не молотят». (воспитатель демонстрирует иллюстрации с видами старинных русских поселений, Москвы). На Руси, в старину, в каждом большом городе был Кремль – крепость, которая защищала жителей от врагов.

Со временем, когда в Москву стали съезжаться люди из других мест, здесь появились заводы и фабрики, и стали развиваться различные ремесла. Славился Московский край своими мастерами. Были здесь и кирпичный завод и фарфоровый, который выпускал красивую посуду. Из Московской области везли в другие области деревянную посуду и изделия, сделанные из дерева – телеги, колеса, сани, бочки. Были в Московской области и ситцевые фабрики, на которых ткали как простые ткани, так и набивные – с рисунком. Вот посмотрите (показывает детям Павлово-посадский платок) какой красоты были платки, выпускаемые на мануфактурном заводе! У нашей куклы такой же платок – с набивным рисунком. Сделан он из очень тонкой шерстяной пряжи и в нем даже в морозы тепло. Очень любили девушки и женщины наряжаться в такие платки. Часто платки использовали в играх.

Предлагает поиграть в русскую народную игру «Хмель».

В центре круга стоит ребенок – он «хмель». В руках у него 2 больших платка. Дети, взявшись за противоположные края платков, располагаются вокруг. Все идут по кругу и поют:

Хмель ты наш, хмель! Ты расти семь недель.

Мы тебя польем и плетнем обнесем.

Хмель ты наш, хмель! Ты расти семь недель

Мы тебя возьмем, мы тебя снесем –

В белые мешочки, в дубовые сундучочки!

После слов воспитателя: «Рвите хмель, теребите хмель!» - «хмель» должен вырваться из круга с платками в руках, а дети – догнать и отобрать платки. Игра повторяется с новым «хмелем» 2-3 раза.

Воспитатель: А сейчас предлагаю вам стать мастерами и самим сделать красивые платки с цветочным рисунком.

Каждому ребенку предлагается однотонный (красный, коричневый, темно-синий) материал квадратной формы – «платок» и вырезанные (жёлтые, белые, голубые) цветы и листья. Нужно, красиво расположив цветы с листьями, наклеить их на форму. Полученные платки вывешиваются на мольберт.

Воспитатель: Какие вы молодцы! Как красиво украсили платки цветами! В таких платках и красиво, и тепло! А во что еще одевались женщины и девушки в холодную зимнюю пору? Что согревало их в холода? Посмотрите на нашу куклу, во что она одета? В полушубок. Из чего шили такие полушубки? Отгадайте загадку: «По горам, по холмам ходит шуба, да кафтан» (баран, овца). Да, ребята, шили их из овчины (овечьей шкуры) – мехом внутрь. Украшали вышивкой по краям, воротнику и рукавам, и отделывали мехом.

Во что еще одета наша кукла? Красная юбка. В русском костюме юбка считается исключительно женской одеждой, обычно она одевалась поверх рубашки. Все юбки были однотонные (одного цвета). Посмотрите, как красиво украшен подол юбки - вышитой атласной лентой.

Чем же еще славился Московский край? Все вы знакомы с матрешкой (показывает куклу–матрешку). Чем она так интересна? Из одной куклы появляется другая, из второй – третья (во время рассказа воспитатель вынимает матрешек одну за другой). И так, пока не появится последняя, самая маленькая кукла. Первых кукол-матрёшек сделали на Московской фабрике игрушек. А откуда взялось такое имя «Матрёшка»?

(куклу назвали «Матрёшкой» в честь самого популярного в то время в Москве имени – Матрена). И с тех пор русская матрешка начала свое победное шествие по миру – везде знакомы с русской Матреной. А родина ее – Москва. Давайте поиграем, соберем матрёшек по росту.

Приглашаются двое детей, по сигналу воспитателя они расставляют матрешек по росту в порядке убывания.

Воспитатель в конце игры еще раз напоминает детям, что родилась матрешка в Москве и оттуда же наша кукла. Предлагает дать имя кукле - Матрена, забытое старинное русское имя.

Воспитатель: А сейчас предлагаю вам всем поиграть в старинную русскую игру-забаву «У Матрёны.».

Дети встают в круг и берутся за руки. В центре круга стоит воспитатель с куклой в руках, он нараспев говорит слова, а дети имитируют движения.

У Матрёны, у старушки - показывают руками платок на голове

Жили в маленькой избушке – руки показывают «крышу»

Семь сыновей – дети показывают семь пальцев

Все без бровей – проводят рукой по бровям

Вот с такими ушами – показывают большие уши

Вот с такими глазами – показывают большие круглые глаза

Вот с такой бородой – показывают длинную бороду

Они не ели – имитируют еду ложками

Они не пили - показывают, как будто пьют из бокала

На Матрёну всё глядели – дети делают большие глаза, смотрят на воспитателя

И делали вот так! – куклой воспитатель делает движения (наклоны влево, вправо; подпрыгивает; наклоны вперёд, а дети их повторяют. Ребёнок, лучше всех справившийся с заданием, становится в центр круга и показывает движения, дети их повторяют.

В конце занятия подводится итог: С каким экспонатом музея мы сегодня познакомились? Откуда эта кукла, где так одевались? Какую одежду зимой носили женщины и девушки в Московской области (полушубок из овчины, шерстяной платок с набивным рисунком, юбка с расшитым подолом, наверх юбки одевали передник с вышивкой). Чем еще знаменита Московская земля? (родина Матрешки). Как мы назвали куклу и почему? (Матрёна, самое распространенное имя в Москве в старину).

Вот сколько интересного мы сегодня узнали, а помогла нам в этом кукла Матрена.

В следующий раз я познакомлю вас с другой куклой – а какой: вы узнаете уже очень скоро.

Публикации по теме:

Мини-музей «Народные куклы»Мини-музей «Народные куклы» Краткое содержание проекта Наше ГБОУ работает по программе Васильевой. Наш проект включает все основные направления развития: «Социально-личностное»,.

Развитие интереса к культурным традициям русского народа у детей среднего дошкольного возраста Актуальность проблемы сохранения и восстановления традиционной народной культуры сегодня очевидна. Традиция обозначает исторически сложившиеся.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Ознакомление детей дошкольного возраста с культурным прошлым России. Занятие «Кукла в зимнем наряде Московской области».
Опубликовано: 3 октября 2012 в 20:40
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Сценарий физкультурного развлечения «Кнопа-физкультурник»
Сценарий физкультурного развлечения «Кнопа-физкультурник». Возрастная группа: средняя группа Цель: Доставить детям положительные эмоции и хорошее...
Проект «Все профессии нужны, все профессии важны»
Тема проекта: «Все профессии нужны, все профессии важны». Введение: Счастлив тот человек, который выбрал профессию по душе. Правильно подобранное ремесло...
Фотоотчет: рисование «Снеговики в шапочках и шарфиках»
Задачи: учить детей рисовать гуашью; показать приемы работы с гуашью; развивать глазомер, чувство цвета, формы и пропорций; воспитывать...
Магнитик — сувенир. План — конспект совместной деятельности. Средняя группа.
Тема: Магнитик – сувенир. Цель: Вылепить с детьми сувенир – магнитик. Задачи: Формировать умение лепить из природной глины различные предметы;...
«Окна в дыму» (фото отчет детского творчества по теме «Безопасность»)
Прошла у нас неделя безопасности. Как результат работы было рисование « С дымом мешается облако пыли. » В работе с детьми мы использовали различные...