Лучший педагог года

Игры по развитию речи

юлия фугина
Игры по развитию речи

Игры по развитию речи

1. ЛИСЬИ ПРЯТКИ

ЦЕЛИ:

1. Упражнять детей в употреблении предлога «за» (за дерево, за дом, за пень и т. д.).

2. Познакомить с предлогом «из-за».

3. Закреплять в речи детей слова – названия материалов, цветов, и т. д.

4. Закреплять понятия «один – много».

Методические приемы:

Рыжая плутовка,

хитрая да ловкая,

в сарай попала,

кур пересчитала. (Лиса)

Воспитатель берёт лис разной величины, на столе устанавливается игрушечный лес из отдельных деревьев, избушка, пенёк, маленькие игрушечные лисята.

Публикация «Игры по развитию речи» размещена в разделах

Худ. Слово:

Знает лисонька-лиса:

В шубе вся её краса.

Шубы нет в лесу рыжей,

Зверя нет в лесу хитрей.

Организуется игра: лисята прячутся за избушку, за деревья, за пень. Лиса ищет их. Воспитатель, закрепляя предлоги, обращается к детям:

- Куда спрячем этого лисенка? (За домик, за избушку, за пенёк).

После совместного выбора, кто и куда спрячет определенного по цвету лисёнка, задаё м вопросы:

- Куда Саша спрятал лисёнка рыжего? и т. д.

Окончание игры, подведение итогов: молодцы, все справились, были активными.

2. ПЧЁЛКИ

ЦЕЛИ:

1. Упражнять детей в диалогической речи, в правильном произнесении звука «Ж».

2. Учить действовать по словесному сигналу.

Методические приемы:

Худ. Слово:

Только вишня расцвела-

Прилетела в сад пчела.

Я давно за ней слежу,

Ищет мё д она: ЖУ-Жу!

ИГРОВЫЕ ПРАВИЛА: медведь догоняет улетающих пчёлок только после звука «ж-ж-ж». Пчёлки стараются не попадаться медведю, поэтому улетают из «леса». Кто за кругом, того ловить нельзя.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: имитация летающих пчёл, звукоподражание, бег, ловля «насекомых».

Ход ИГРЫ:

Воспитатель предлагает детям поиграть.

- Помните, мы видели пчёлок на клумбе с цветами? Как они жужжали? (Дети вспоминают). Пчёлки собирают мед на цветах. Мишка тоже любит мёд. Он подходит к домику – улью, где живут пчёлки, и хочет забрать оттуда их мёд. Пчёлки его не пускают, прогоняют, а он их ловит. Но пчёлки быстро улетают от него. Я буду пчёлка – мама. Вы будите пчёлки – дети. Мишку мы сейчас выберем считалочкой: «Раз, два, три; медведем будешь ты».

На водящего надевают шапочку – маску. Медведь становится в сторонке.

Слова пчёлки – мамы: Полетели пчёлки собирать мёд с цветочков.

Мишка – медведь идет, мёд у пчёлок унесёт,

Пчёлки, домой!

Пчёлки улетают (дети бегают по комнате, размахивая руками, и жужжат). Потом пчёлки летят в улей (в угол комнаты). Медведь направляется туда же.

Слова пчёлок – детей: Этот улей – домик наш,

Уходи, медведь, от нас!

Ж – ж – ж – ж – ж!

Пчёлки машут крыльями, прогоняя медведя, и улетают от него.

Медведь старается их поймать.

Дети – пчёлки убегают за круг, очерченный на полу.

Для продолжения игры с помощью считалочки выбирается новый медведь.

Окончание игры подведение итогов : Молодцы, все были активными пчелами, все справились.

3. КУРИНОЕ СЕМЕЙСТВО

ЦЕЛИ:

Активизировать в речи детей предлоги впереди, сзади, за, между.

Продолжить знакомство с петушком, курочкой и цыплятами, их повадками.

Методические приемы:

Худ. Слово:

Ищут зёрнышки подружки

С хохолками на макушке.

От крыльца недалеко

Раздаё тся: КО-КО-КО!

Ход ИГРЫ:

Воспитатель рассказывает детям: «Жили – были петушок и курочка. У них было много желтых, пушистых цыплят. Кричит курочка: «ко – ко – ко, идите ко мне цыплятки». Прибежали цыплятки, встали вокруг курочки».

Воспитатель просит Серё жу:

- Поставь цыплят вокруг курочки.

Игра продолжается:

- Курочка говорит им: «Сейчас все пойдём на зелёный лужок, где высокая трава, там много червяков, мошек».

- Вова, поставь цыплят между курочкой и петушком. Это куриное семейство пошло на лужок. Курочка идёт впереди, цыплята за ней, друг за другом, петушок – сзади.

На зелёном лугу (вырезать из бумаги) цыплята разбежались. Один ищет червячка, другой побежал за бабочкой, кто – то спрятался за пенёк. А этот притаился, ловит букашек (сделать бабочку, пенёк, червячка, букашек).

- что делают цыплята на лугу? – спрашивает воспитатель.

Дети отвечают.

Окончание игры подведение итогов : молодцы все справились, были активными.

4. ЗАВОДНЫЕ ИГРУШКИ

ЦЕЛИ:

1. Учить звукоподражанию персонажей сказки.

2. Развивать умение отгадывать животных по их внешнему виду, голосу. Развивать речь детей.

3. Воспитывать внимание.

МАТЕРИАЛ: маски или баночки птиц и людей. Птицы: курочка, цыплёнок, петушок. Дедушка, бабушка (игрушки можно взять из театра БИ – БА - БО).

Методические приемы:

Зазывалка: Кто будет играть

В интересную игру?

А в какую - не скажу!

А потом не примем,

За уши поднимем,

Уши будут красные,

До того прекрасные.

Тай, тай, налетай,

В интересную игру!

Кто опоздает -

в небо улетает.

ХОД ИГРЫ : Приходит в гости к детям Петрушка. Он очень любит читать сказки. Но вот забыл, что говорят в этих сказках персонажи. Просит ребят ему помочь. Показывает дедушку, бабушку и курочку.

Воспитатель спрашивает у детей, с кем пришёл Петрушка. Ребята называют.

- Из какой сказки эти персонажи? (Если дети затрудняются, воспитатель говорит слова персонажей). Потом вместе с детьми повторяет эти слова. Можно обыграть с детьми сценку из сказки.

Петрушка хвалит ребят и показывает цыплёнка и петушка. Воспитатель показывает отрывок из сказки К. Чуковского «Цыплёнок», потом спрашивает детей:

- Из какой сказки? (Если затрудняются, читает ещё отрывок).

Ребята показывают отрывок из сказки «Петрушка». Он благодарит их и прощается. Обещает ещё прийти в гости, потому – что ему очень понравилось, как ребята показали сказку.

Окончание игры подведение итогов : молодцы, все справились, все угадали из какой сказки.

5. ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК

ЦЕЛИ:

1. Продолжать знакомить детей с дикими животными, их внешним видом, жизнью.

2. Учить детей вспоминать, где они знакомились с животными – персонажами сказок.

3. Учить умению подражать голосу и повадкам.

4. Активизировать речь детей.

(«Отгадай, кто спрятался в мешочке?» – мышка, лягушка, медведь, кабан).

Методические приемы:

Загадка: Хозяин лесной, просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

Медведь приходит к детям в гости, несёт сказочный мешок и листок с загадками.

Воспитатель спрашивает, что принёс медведь. Мишка отвечает, что забыл, что у него в мешке, и просит детей помочь ему вспомнить. Он загадывает загадки о животных, дети отгадывают, а потом вместе с мишкой ищут в мешке это животное. Каждого зверя обыгрывают (словами из сказок «Рукавичка», «Теремок» или «Маша и медведь». Можно просто звукоподражанием или характерными движениями). Для помощи можно взять книги с этими сказками.

Эта игра помогает детям лучше понять и запомнить повадки животного.

Окончание игры, подведение итогов: молодцы ребята, всех животных угадали, все справились.

6. ВЫШЛА КУРОЧКА ГУЛЯТЬ

ЦЕЛИ:

1. Воспитывать своевременную реакцию на сигнал.

2. Учить имитации движений в сочетании со словами.

Методические приемы:

Зазывалка: Бегал по двору щенок

Видит пирога кусок,

Под крыльцо залез и съел,

Задремал и засопел.

А вот мы не будем спать,

Всем нам хочется играть.

Шалуны-балуны,

Выбегайте во дворы,

Становитесь-ка играть,

Воеводу выбирать.

Ход ИГРЫ:

Вышла курочка гулять, Лапками гребите,

Свежей травки пощипать. Зернышки ищите.

А за ней ребятки - Съели толстого жука,

Желтые цыплятки. Дождевого червяка.

Ко-ко-ко, ко-ко-ко, Выпили водицы

Не ходите далеко. Полное корытце.

Воспитатель говорит слова и показывает движения, предлагает детям (цыплятам) побежать за нею, повторить движения: «пощипать травку», «погрести лапками», «попить водицы».

Дети показывают движения руками, ногами, запрокидывают голову назад.

Окончание игры, подведение итогов: Молодцы ребята, все справились, были активными.

7. ЛИСА И ЗАЙЦЫ

ЦЕЛИ:

1. Учить детей вслушиваться в речь воспитателя, правильно передавать движения.

2. Показать детям, как бегает лиса, оглядывается на свой хвостик, побуждать детей к выполнению этих движений.

Методические приемы:

Зазывалка: Встало солнышко давно

Поиграть зовёт оно.

Вы ребятки в круг бегите,

И игру вы заводите.

Елочки зеленые в лесу густом стояли,

Маленькие зайчики под елочкой сидели.

Зайчики спят, сладко спят.

Выходите, зайчики, в лесочек погулять!

Будут наши зайчики прыгать и скакать!

Выходите, зайчики, в лесочек погулять,

Если лиса явится, спрячетесь опять.

Ты нас, лисонька, не пугай, не пугай!

Лучше с нами поиграй, поиграй!

Дети, изображающие зайчиков, спят в домиках (сидят на стульчиках). Крадется лиса. Все зайчики разбегаются, прячутся за стульчики. Затем они выбегают на полянку, жестом зовут лису.

Окончание игры, подведение итогов: Молодцы все справились, все слушали хорошо.

8. «ДАЙ КРОЛИКУ МОРКОВКУ»

(игра-забава)

ЦЕЛИ:

1. Развивать речь.

2. Развеселить, способствовать созданию хорошего, радостного настроения.

Методический прием:

Зазывалка: Стрелка, стрелка покружись

Всем ребяткам покажись.

Покажи нам поскорей,

Кто из нас тебе милее. Стоп!

ОПИСАНИЕ:

Дети сидят на скамейках, стульчиках или площадке. Одному их них, более подготовленному, дают в руки морковку, которую он должен отдать игрушечному кролику.

Ребенок становится на расстоянии трех метров от кролика, ему завязывают глаза. Малыш должен подойти к кролику и дать ему морковку.

УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ:

Обычно ребенку не удается сразу точно выполнить задание, и его действия вызывают смех у остальных детей. Поэтому водящего в этой и подобной ей играх назначают по желанию.

Окончание игры, подведение итогов: Молодцы, все справились, были веселыми и активными.

9. «СМЕШНЫЕ МЫШКИ»

ЦЕЛИ:

1. Продолжаем знакомство с мышами

2. Учим детей звукоподражанию, согласованности действий со словами.

3. Воспитываем внимание.

Методический прием:

Зазывалка: Зайка-трусишка

По полю бежал.

В круг забегал

Играть созывал

Ход игры:

Вышли мышки как-то раз Мышки дернули за гири –

Посмотреть, который час. Вдруг раздался страшный звон!

Раз, два, три, четыре Убежали мышки вон!

Мышки выходят из своего дома, ходят по кругу на цыпочках, прислушиваются, а по окончании стихотворения убегают в свои норки.

Можно для звона применить свисток или бубенцы (для сигнала мышкам). Воспитатель хвалит детей за быстрое убегание в норки, хорошее подражание мышкам.

Окончание игры, подведение итогов: Молодцы, все были активными мышами.

10. Выпал беленький снежок

Цель: уточнить и расширить словарь по теме, учить согласовывать слова с движением.

Оборудование: настоящий снег и сосульки.

Методический прием:

Зазывалка: Колокольчик, колокольчик

Как же звонко он поёт,

Просит нас быстрей собраться

В дружный хоровод.

Ход игры : Взрослый приносит домой снег и сосульки разной величины. Вместе с ребенком их рассматривает. Взрослый активизирует речь ребенка вопросами: «Какого цвета снег? (белый) А какая сосулька? (прозрачная) Какие они на ощупь? (холодные, снег мягкий, сосулька твердая)». Наблюдают, как снег и сосулька тают и превращаются в воду. Затем наблюдение продолжается на улице или из окна. Ребенок отвечает па вопросы взрослого: «Что лежит на земле? Какой снег? Что висит под крышей? Какая сосулька?» После этого взрослый предлагает ребенку согреться, так как на улице холодно. Они пропоют стихотворение, выполняя с ребенком все движения, соответствующие тексту:

Выпал беленький снежок -

Собрались мы все в кружок,

Мы потопаем, мы потопаем,

Будем весело плясать,

Будем руки согревать.

Мы похлопаем, мы похлопаем

Чтоб нам было веселее,

Будем прыгать мы скорее.

Мы попрыгаем, мы попрыгаем

Окончание игры, подведение итогов: Молодцы, все справились, были активными, ловкими.

11. Что лишнее?

Цель: расширить и активизировать словарь по теме.

Оборудование: картинки с изображением предметов для игр в разное время года или настоящие предметы (санки, мяч, лопата, коньки, велосипед, лыжи, бумажный кораблик, скакалка и т. д., сюжетная картинка по теме «Зимние забавы».

Методический прием:

Зазывалка: Тай, тай, налетай,

В интересную игру!

Всех принимаем

и не обижаем!

Ход игры : Взрослый предлагает ребенку выбрать и назвать только те предметы, которые необходимы для зимних игр. Лишние предметы убирают. Если затрудняется, взрослый помогает ему. По ходу игры ребенку вопросы : «Что это? Для чего нужно? Как с этим играть?» Затем для рассматривания предлагается одна или несколько пых картинок, на которых изображены дети, катающиеся на лыжах, коньках, строящие снежную бабу, расчищающие дорожку лыжи активизирует речь ребенка вопросами: «Какого цвета снег на картинке? Что это у мальчика? Для чего нужно? Как одет мальчик? Почему он тепло одет?» п т. д.

Окончание игры, подведение итогов: молодцы, все справились, были активными.

12 Сделай снеговика

Цель: формировать целостное восприятие предмета, учить правильно располагать готовые формы, активизировать речь во время и после выполнения задания.

Оборудование: три белых кружка разной величины.

Методический прием:

Зазывалка: Птички в гнездышках сидят

И на улицу глядят.

Погулять они хотят

И тихонько в круг бежать.

Ход игры : По образцу взрослого ребенок выкладывает снеговика из трех кругов. Взрослый обращает внимание на последовательность расположения фигур, спрашивая: «Как называется эта фигура? Какого она цвета? Какой круг ты положишь внизу? (большой) Какой потом? (средний) Какой круг будет вверху? (маленький) Назови его ласково (кружок, кружочек)».

Окончание игры, подведение итогов: молодцы, все справились, были активными, смелыми.

13 Украсим елку к празднику

Цель расширить и активизировать словарь по теме.

Оборудование: настоящая или искусственная елка, пять-семь елочных игрушек.

Методический прием:

Зазывалка: В лес дремучий я пойду

Зайку серого найду.

Принесу его домой

Будет этот зайка мой

Выходи скорее в круг

С зайкой проведем досуг.

Ход игры : Сначала рассматривается елка без игрушек. Ребенка просит рассказать все, что он знает о ней. Затем уточняют, какой скоро будет праздник и как надо подготовить елку к нему. После этого рассматриваются игрушки. Взрослый активизирует речь ребенка вопросами о цвете игрушек, объясняет, какие бывают игрушки - стеклянные, бумажные, пластмассовые. Предлагает ребенку повесить игрушку, уточняя на какие ветки (нижние, верхние, длинные, короткие).

Окончание игры, подведение итогов: молодцы, все справились, были смелыми, ловкими, активными.

14 Назови как можно больше предметов

Цель: упражнять детей в чётком произношении слов.

Методический прием:

Зазывалка: Барабан, барабан,

Ты зря не барабань.

Раз, два, три, четыре, пять -

Выводи ребят играть.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только те, что находится в поле их зрения)

Воспитатель следит, чтобы дети правильно и чётко произносили слова, не повторялись. Когда малыши не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель может задавать им наводящие вопросы: «Что висит на стене?» и т. д.

Окончание игры, подведение итогов: молодцы, все справились, были активными и смелыми.

15 Кто больше увидит и назовёт

Цель: учить обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки.

Методический прием:

Зазывалка: На лужок пришли бельчата

Медвежата, барсучата – поиграть

На зеленый на лужок

Приходи и ты дружок!

Ход игры:

Воспитатель: У нас в гостях кукла Оля. Оля любит, когда её хвалят, обращают внимание на её одежду. Доставим кукле удовольствие, опишем её платье, туфельки, носочки.

Окончание игры, подведение итогов: молодцы, все справились, кукла Оля довольна.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по закреплению употребления в речи предлоговДидактическая игра по закреплению употребления в речи предлогов Дидактическая игра по развитию речи, способствующая закреплению употребления в речи предлогов (маленьких слов) Данная игра помогает решать.

Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи» Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи» Конспект итогового занятия по развитию речи в.

Конспект интегрированной НОД по развитию элементарных математических представлений и развитию речи «Два гуся» Конспект интегрированного НОД для детей первой младшей группы по развитию элементарных математических представлений и развитию речи на тему.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи: «Звуковая культура речи: звуки «З» и «Зь» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи : «Звуковая культура речи: звуки «З» и «Зь». Программное содержание:.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий речи в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи Сайботалова Татьяна Андреевна Учитель-логопед Специальный детский сад №13 «Алтынай» Республика Казахстан Павлодарская область, г. Экибастуз.

Конспект занятия по развитию речи и развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе с ЗПР Тема: «Путешествие в страну Гномию». Цели занятия: 1. Закрепление предлогов в, на, под, к, у, над, от, за. 2. Умение составлять предложения.

Конспект занятия по развитию речи и познавательному развитию в старшей группе «В заколдованном лесу» Конспект комплексного занятия в старшей группе по развитию речи и познавательному развитию "В заколдованном лесу" Программное содержание:.

НОД по развитию речи «Звук [А]» .

Риторика как один из приемов работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи Учитель – логопед I категории МБДОУ ЦРР д/с № 16 «Золотинка» г. Якутска Оконосова Туйара Ивановна По ФГОС речевое развитие включает владение.

Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре»Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре» Занятие по развитию речи в старшей группе Тема: «Развитие интонационной речи через театрализованную игру» Цель: Формирование.

Автор публикации:
Игры по развитию речи
Опубликовано: 31 января 2016 в 13:56
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД