150 лет со дня открытия первого сада.

Галина Матюшина
150 лет со дня открытия первого сада.

150 лет со дня открытия первого сада.

Чем дальше в будущее смотрим

Тем больше прошлым дорожим

И в старом красоту находим

Хоть новому принадлежим….

Почти 150 – лет назад было положено начало системе дошкольного образования в России.

А с чего всё начиналось….

В России воспитанием детей долгое время осуществлялось только гувернантками, в дальнейшем, в благотворительных заведениях, частных и церковно-приходских начальных школах.

Как же появились детские сады, и откуда пришло к нам само слово «детский сад»?

Само название «Детский сад» было придумано в 1837 году в Германии педагогом-новатором, автором системы раннего детского воспитания Фридрихом Вильгельмом Августом Фрёбелем. По мысли Фребеля, назначение детского сада — не только брать под надзор детей дошкольного возраста, но "упражнять их душу, укреплять тело, развивать чувства и пробуждающийся рассудок, знакомить с природой и людьми". Фребель указывал на символическое сходство детей с растениями, требующими умелого и тщательного ухода, а воспитателей называл "садовницами".

В Росси, прообразом детского сада в то время, были дневные детские комнаты при Демидовском доме трудолюбия, открытые 15 мая 1837 А. Н. Демидовым по просьбе матерей-работниц. Первоначально здесь получили опеку 6 мальчиков и 11 девочек, через год число детей возросло до 112. Однако педагогические принципы воспитания детей в то время еще не были выработаны.

Шли годы, и у «фребелевской» педагогической системы нашлось немало последователей в России. В числе первых была Люгебиль София Андреевна. В 1862 она при поддержке мужа, известного филолога проф. К. Я. Люгебиля, открыла первый в С. -Петербурге детский сад нового типа – платное воспитательное заведение для детей дошкольного возраста.

Игры и занятия в детском саду проводились без строгой регламентации, детям предоставлялась возможность играть и заниматься «по своему вкусу», но при постоянном надзоре воспитательницы.

Люгебиль вела записи своих наблюдений за индивидуальным поведением и развитием детей. Правда, заведение пришлось закрыть в 1869 из-за нехватки средств.

В 1866 году Аделина Семёновна Симонович открыла платный частный детский сад для детей интеллигенции. Детские сады были дорогостоящими заведениями, рассчитанными на детей из состоятельных семей. Плата за одного ребенка в них составляла 3–5 руб. в месяц. Однако опыт их работы был использован при создании детских воспитательных заведений благотворительного характера.

В заведении все было приспособлено для творческой педагогической работы: удобное расположение просторных, светлых комнат с балконами, сад и площадки для игр и занятий детей на воздухе. Дети вели подвижные игры, которые отражали отдельные виды труда и моменты быта русского народа, сопровождались русскими народными песнями. Занятия в младшей группе носили преимущественно индивидуальный характер, а занятия в старшей (дети 5–6 лет) – коллективный, причем имели природоведческий уклон.

В том же 1866 году был открыт первый бесплатный, «народный детский сад» в России для детей горожан из низших слоев населения.

В 1871 г. по инициативе Н. К. Задлер и Е. А. Вербер при содействии И. И. Паульсона и К. А. Раухфуса в С. -Петербурге было открыто Фребелевское общество, которое вело как просветительскую, так и благотворительную деятельность. Оно учредило первые "фребелевские курсы" для подготовки работниц детских садов, куда принимались лица, окончившие средние учебные заведения или имеющие звание домашней учительницы.

В 1893 г. им было организовано два бесплатных детских сада, в которых в зимнее время обучалось ежегодно до 120 детей, и летний "Народный детский сад" с платой по 10 коп. в месяц за ребенка, его ежедневно в течение трех летних месяцев посещали свыше 1000 детей беднейших классов населения. В 1897 г. общество устроило детскую летнюю колонию, в которой ежегодно пребывало от 50 до 100 детей, "нуждающихся в поправлении здоровья".

К началу ХХ века в России было открыто довольно большое число дошкольных учреждений разного вида: как платных для интеллигенции и рождающейся буржуазии, так и бесплатных детских садов, площадок, приютов, очагов для детей низших слоев населения, а также для детей-сирот.

В эти же годы возникла методика дошкольного воспитания. Первым журналом, где были опубликованы систематические записки о формах и методах обучения детей дошкольного возраста стал журнал «Детский сад» под редакцией Аделины Семёновны Симонович. Авторитет издания был достаточно высок, свидетельством тому стало участие в его работе и публикации Константина Дмитриевича Ушинского.

В Советское время, в результате огромных достижений развития общества, в России, была создана система общественного дошкольного воспитания. В стране имелось уже 24,5 тыс. детских садов, которые посещали свыше 1 млн. детей.

В трудные годы Великой Отечественной войны, когда решалась судьба всех завоеваний социализма, а так же послевоенный период, происходит дальнейшее расширение сети и улучшение работы детских садов.

В 1973 г. Верховный Совет СССР принял «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании». По этому закону к дошкольным учреждениям были отнесены детские ясли, детские сады, детские ясли-сады общего и специального назначения. Соответствующие законы были приняты во всех союзных республиках.

Сегодня в России 60 тысяч дошкольных детских учреждений, в которых работают около 1 миллиона 200 тысяч воспитателей.

Система дошкольного образования в России является уникальной, нигде в мире нет такой системы …

Детский сад дает ребенку возможность всестороннего развития: физкультура, изобразительная деятельность, музыкальные занятия.

Основным же аспектом обучения в саду являются закладываемые на занятиях знания об окружающем мире; пространственной ориентации; развитие памяти; логического мышления. Не менее важна подготовка руки к письму; обучение элементарным математическим навыкам; развитие речи. В саду ребенок овладевает навыками самостоятельной работы, выполнения заданий по словесной инструкции. На занятиях осуществляется тренировка произвольного внимания, позволяющего сосредоточенно работать над материалом.

Есть не так уж много профессий, в которых люди так чётко и ясно понимают, ЧТО и ЗАЧЕМ они делают. Мы готовим детей к жизни, к будущим победам и поражениям, стараемся научить их преодолевать трудности, радоваться удачам. Стараемся, что бы каждый ребёнок получил частичку наших сердец.

150 лет со дня открытия первого сада.
Публикации по теме:

«День смеха» (досуг для детей средней группы) Под песню "Песенка-чудесенка" дети вбегают в зал и встают полукругом. Ведущий: Чем дальше в будущее смотрим, Тем больше прошлым дорожим,.

Развлечение с средней группе. «Посиделки» Развлечение в средней группе «Посиделки» Ведущая: Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • Здоровье, гигиена
  • Наша армия
Автор публикации:
150 лет со дня открытия первого сада.
Опубликовано: 4 июня 2013 в 17:51
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект мастер-класс с детьми и родителями «Нетрадиционная техника рисования мятой...
В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка - на кончике его пальцев» . Цель: Вовлечение родителей в образовательный процесс. Задачи: 1. Учить родителей...
Комплексное занятие во второй младшей группе по аппликации по теме: «Консервируем...
Интеграция образовательных областей: Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Формирование интереса у...
«Пешеходная прогулка на набережную канала» (фото отчёт)
" Пешеходная прогулка на набережную канала" " Самое светлое в городе Светлом" - так начинается книга про наш город Светлый. Спросите - почему? В нашем...
Поделка к 23 февраля. Кружка для папы. (Фотоотчет)
Приближается праздник - День защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Это праздник дедушек, пап, дядь, братьев, поскольку все они наши...
Анюткин сарафан. Сказка.
Дорогие коллеги, представляю вам свою новую сказку. Эта сказка познакомит вас и ваших деток с забытой профессией - СИНИЛЬЩИК ( синила, синильник. Кто это...