Лучший педагог года

Взаимодействие образовательного учреждения с семьями воспитанников (2 часть)

Любовь Русын
Взаимодействие образовательного учреждения с семьями воспитанников (2 часть)

Задачи, которые я ставлю перед собой при работе с родителями:

1. установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника;

2. объединить усилия для развития и воспитания детей;

3. создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

4. активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

5. поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

В практике по взаимодействию с семьями воспитанников я применяю как традиционные, так и нетрадиционные формы.

Публикация «Взаимодействие образовательного учреждения с семьями воспитанников (2 часть)» размещена в разделах

По-прежнему в этой группе лидируют следующие традиционные коллективные формы общения, такие как:

1. Родительское собрание. На нем обсуждаются проблемы жизни детского сада и группы. Собрания никогда не свожу к монологу педагогов. Это – взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. С учетом современных требований я существенно разнообразила саму форму проведения родительского собрания - провожу его :

- либо в форме «круглого стола»

-либо в форме тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья,

-либо в форме консультаций со специалистами.

На родительских собраниях я не просто информирую родителей об итогах успеваемости, о фактах нарушения дисциплины, а вместе с ними выясняю причины, заинтересованно обсуждаем пути преодоления негативных явлений, намечаем конкретные меры. Никогда не превращаю родительские собрания в нотации и разносы, не подвергаю воспитанника и его семью публичному шельмованию, придерживаюсь принципа - недопустимо педагогу брать на себя роль судьи, выносить безапелляционные решения и приговоры. Учитель-гуманист не имеет даже права на разнос, категорическое суждение, так как понимает, насколько сложны и противоречивы причины, приводящие детей к тому или иному действию. В жизни общества я, как педагог, показываю пример терпения, милосердия и сострадания, защищаю своих питомцев. Мои советы родителям мягкие, взвешенные, добрые.

Тематика собраний может быть разнообразной. Например, тема моего недавнего собрания «Стили и ошибки семейного воспитания», где в доброжелательной обстановке были решены все задачи и проблемы, поставленные перед началом собрания. Один раз в год провожу собрание в традиционной форме с приглашением специалистов дошкольного учреждения, последующие практикую в нетрадиционной форме, которые направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение внимания к детскому саду (проблемам) :

1. Это дискуссии «Игра – основа речевого развития» (ставится проблема и предлагается обсуждение).

2.«Вопрос-ответ». Проводить его можно по-разному: один из вариантов – готовила заранее вопросы, складывала в «сундучок», а на собрании родители вытягивали и отвечали. В другой раз – сундучок выставлялся в раздевалке группы, где предлагалось родителям опускать вопросы по развитию и воспитанию детей, а ответы звучали на родительском собрании.

Естественно, читая почту, я заранее могу подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или даже переадресовать вопрос. Не всегда вопросы могу озвучить, поэтому некоторые из них оставляю на индивидуальные консультации, т. к. родители задавали разнообразные вопросы, о которых не желали говорить вслух.

3. Круглый стол (по педагогическим ситуациям, где тоже обсуждаются разные точки зрения на проблему).

На таких контактах с родителями общение происходит в непринужденной форме с обсуждением актуальных проблем воспитания детей, учетом пожеланий родителей, использованием методов их активизации.

Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, а предлагается искать собственный выход из сложившейся ситуации, рассуждать.

Обычно перед родительским собранием провожу анкетирование, тема может быть разной в зависимости от того, какая тема собрания.

Организую тематические консультации: приглашаю не всю группу, а нескольких родителей, если есть трудности в воспитании и развитии ребенка, и, конечно индивидуальные. Здесь практикую для родителей памятки (в печатном варианте) по тем или иным вопросам.

4. Семинары – практикумы.

«Подвижные и хороводные игры» (приглашаю инструктора по ФИЗО) ;

«Значение и роль пальчиковых игр» ;

«Закаливание детей дома»;

«Мастерим вместе с детьми»;

«Поделки из природного материала»;

«Расти здоровым».

Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать, получить поддержку, совет и практическое применение.

5. Открытые занятия.

Родители знакомятся с процессом организации и проведения занятий в дошкольном образовательном учреждении.

6. «Дни открытых дверей».

Они приобрели большую популярность. Здесь я организую совместную деятельность родителей и детей, где создаю условия для развития партнерских, доверительных отношений в семье, смысл – дать в сконцентрированном виде представление о работе детского сада. В этот день родители посещают занятие, утреннюю гимнастику, знакомятся с режимом питания. Родители видят, как занимаются дети, наблюдают за ними во время игр.

7. Дни добрых дел.

В так называемые «дни добрых дел» организую проведение субботника в группе детского садика или на площадке. Также в дни добрых дел провожу ремонт игрушек, мебели, пошив кукольной одежды и т. д. Постоянно организую неделю интеллектуального развития, это «Подари книгу в книжный уголок», «Подари Незнайке настольную игру» и т. д.

8. Индивидуальные консультации.

Консультации по своему характеру близки к беседе. Разница в том, что беседа – это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечаю на вопросы родителей, стремлюсь дать квалифицированный совет. Залогом успешной работы совместной с семьей является хорошая информированность. Материал для информационной корзины разнообразен : устная и письменная, наглядная – стенды: «Безопасность дорожного движения», «Это интересно», «Терроризм – что это?»; фотовыставки: «Мы играем и растем», «Воспоминания о лете», «Мама – солнышко мое», «Мой папа и дедушка», «Растем, развиваемся, физкультурой занимаемся», папки-раскладушки: «Воспитательная миссия родителей», «Взаимодействие ребенка и взрослого при чтении книг», «Развитие речи дошкольника в семье», «Режим для дошкольника – условие сохранения здоровья».

9. Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми.

Это спортивные праздники, развлечения, концерты.

«Праздник Осени»;

«День Матери»;

«Встреча Нового года»;

«Рождественские забавы»;

«Масленица»;

«Наши милые мама»;

«Лучший папа»

Родители являются непосредственными участниками развлечений (играют роли, готовят детские костюмы, участвуют в оформлении группы). Эти мероприятия заканчиваются чаепитием. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса.

Используя досуговые формы работы с родителями, понимаю, что они способствуют установлению позитивной и эмоциональной атмосферы. Родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем мне проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.

И, конечно, родители - это главные помощники в оформлении развивающей среды группы: начиная с детских уголков в группе, раздевалке и оформлении альбомов, таких, как «Питомцы – мои друзья», «Дорогами осеннего леса», «Мои близкие и родные», портфолио своего ребенка, участие в различных конкурсах: поделки из природного материала, изготовление кормушек для пернатых, «Новогодняя игрушка», «Папины руки не знают скуки», «Золотые руки мамы и бабушки» : выставках детских рисунков «Моя милая и любимая мамочка», «Мой папа самый лучший», «День Победы 9 мая» и т. д. ; совместное создание папки – передвижки «Дары осени».

Качество семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей – это важнейшие проблемы современной педагогической практики. Их решение возможно при условии всесторонней педагогической подготовки семьи, а также родителей к выполнению своих воспитательных функций.

Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации для них различных форм образования. Взаимодействие с родителями – совершенно особый вид педагогической деятельности, требующий специальных психологических знаний, такта, терпимости.

С родителями очень в дружеской атмосфере проходят мастер – классы. Такие, как: «Новогодняя игрушка «Елочка, елочка, зеленая иголочка», изготовление пальчиковых атрибутов, совместный выпуск стенгазеты «Скоро, скоро Новый год».

Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.

Вовлечение родителей в жизнь детского сада принесет пользу и дошкольному учреждению и родителям. Важно, чтобы родителям представилась возможность посещать своего ребенка в любое время, чтобы они могли увидеть, как их дети живут в детском саду.

Я считаю, что успех сотрудничества семьи и дошкольного учреждения во многом зависит от того, насколько педагог знает родителей, их отношение к детям, нужды, стремления. И если описанная выше работа с родителями и её анализ будут проводиться в системе, а не «на бумаге», то постепенно даст определенные результаты. «Родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными участниками встреч и помощниками воспитателя и администрации дошкольных образовательных учреждений, и тем самым создастся атмосфера взаимоуважения». А позиция родителей как воспитателей станет более гибкой, так как они станут непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса своих детей, ощущая себя более компетентными в воспитании детей.

Таким образом, содержание взаимодействия образовательного учреждения и семьи имеет целью создание атмосферы взаимной заинтересованности в организации процесса воспитания, координацию воспитательных усилий, выработку общего педагогического подхода к проблемам изучения и воспитания ребенка. Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить несовершенство друг друга.

Семья и детский сад дополняют друг друга, создают наилучшие условия для образования и творческого развития детей, родители должны знать, где и чем занимаются их дети, и поддерживать то, чему их учат. Важно, чтобы радость и успех ребёнка были замечены не только педагогом, но и семьей.

Желаю всем творческих успехов и удачи в сотрудничестве с родителями!

Литература:

1. Азаров Ю. П. «Семейная педагогика». М, 2005.

2. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. Т. 1. - Томск, 2010.

3. Иванов Ю., Гусинский Э. Инновационное движение в российском школьном образовании. М., 2007.

4. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М., 2007.

5. Кондратьева СВ. Учитель - ученик. М., 2004.

6. Краснорядцева О. М. Психодиагностический практикум // Ред. - сост. О. М. Краснорядцева. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2009.

7. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. Новое в жизни, науке, технике //Педагогика и психология. 2009. № 1.

8. Лефрансуа Г. Прикладная педагогическая психология. СПб. Прайм - ЕВРОЗНАК, 2003. 9. Педагогическая психология. Учебное пособие: М. : Флинта, Наука; 2012.

10. Педагогическая психология: учеб. пособие / под ред. И. Ю. Кулагиной. М. : Сфера, 2008. 11. Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина: В 2 т. - М., 2001. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб. Питер, 2000.

12. Жигляева М. М., Евсеева С. А. Организация взаимодействия с семьями в условиях дошкольного учреждения [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 47-50.

Публикации по теме:

«Особенности взаимодействия с семьями воспитанников в рамках решения образовательных задач в ДОУ» Современное формирование лексико-грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического.

Развитие инновационных форм взаимодействия педагогов ДОУ с семьями воспитанников Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармонической личности необходимо укрепление.

«Технология «Портфолио» как средство эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и родителей» Основные задачи взаимодействия Дошкольного образовательного учреждения и семьи – установление партнерских отношений, объединение усилий.

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников СЛАЙД1 Я Хочу представить свой опыт работы по теме: Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников.

Формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи «Неделя открытых дверей в группе» Одной из главных задач Федерального государственного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого – педагогической поддержки.

Обобщение и распространение педагогического опыта «Разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников»Обобщение и распространение педагогического опыта «Разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников» Разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников позволяют оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребёнка, привлекать.

Организация взаимодействия с семьями воспитанников (2 слайд) Актуальность Взаимоотношения сотрудников детского сада и родителей на современном этапе одна из самых сложных проблем. Существуют.

Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанников в старшей логопедической группе СЕНТЯБРЬ 1. Родительское собрание по теме: «Специфика обучения и воспитания в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи».

Проект идеального взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников Семья для ребёнка - это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение.

Творческий отчет «Формы взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ по вопросам экологического воспитания детей» Экологическое образование дошкольников - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие образовательного учреждения с семьями воспитанников (2 часть)
Опубликовано: 28 июня 2016 в 20:06
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД