Лучший педагог года

«Чистоговорушечки». Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников

Ирина Васильева
«Чистоговорушечки». Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников

2 этап проекта «Школа красивой речи»

«Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников»

2015-2016 учебный год

Авторы проекта: Воспитатель-Васильева И. Н. ; учитель-логопед Дедова О. И.

Участники проекта:

• дети средней группы № 2 «Анютины глазки»

• Их родители

Воспитатели группы : Васильева И. Н., Олифер Н. Г.

Учитель- логопед: Дедова О. И.

Тип проекта: коррекционно – развивающий.

Актуальность проблемы:

Публикация «„Чистоговорушечки“, Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников» размещена в разделах

В модернизации образования одним из ведущих направлений является достижение нового современного качества дошкольного образования. Возникает необходимость в разработке и поиске инновационных методов, коррекционно-образовательных решении.

Принимая во внимание постоянный рост количества детей, имеющих нарушения речи, позволяет нам поставить вопросы профилактики возникновения речевых нарушений в ряд наиболее значимых и приоритетных.

Младший дошкольный возраст — период интенсивного развития всех психических функций. Основное новообразование этого периода — овладение речью, которая становится фундаментом для дальнейшего развития ребенка.

Поэтому важно вовремя заметить и скорректировать отставание в формировании речевой функции, стимулировать ее развитие, способствуя полноценному развитию ребенка. Очевидна значимость ранней профилактической и пропедевтической работы с детьми. Исправить речевые недостатки в старшем возрасте значительно труднее, чем предупредить их на ранних стадиях развития ребенка.

Однако существует ряд сложностей, препятствующих возможности получения ранней логопедической помощи:

-современные коррекционные программы ориентированы, прежде всего, на работу с детьми с 5 – 6 лет

-коррекционная работа направлена на исправление уже имеющегося речевого нарушения, а не на их предупреждение.

Этапы реализации проекта

1. Предварительный:

- выдвижение гипотезы;

- определение цели и задач проекта;

- изучение необходимой литературы;

-подбор методической литературы;

- разработка тематического плана для реализации проекта;

- диагностика детей.

2. Основной.

Включение каждого ребёнка и родителя в проектную деятельность для достижения высокого уровня знаний, умений и навыков. Реализация проекта

3. Заключительный.

Период осмысления собственных результатов.

-Диагностика детей.

-Презентация проекта.

Цель: «Создание системы работы, направленной на профилактику и преодоление речевых нарушений у детей средней группы средствами нетрадиционных методов, приемов и технологий».

Задачи:

• Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы,, самообразование; Ознакомиться с инновационными методиками, технологиями по развитию речи в методической литературе и в среде ИКТ.

• Продолжить работу над проектом - «Школа красивой речи для детей и родителей»- 2 этап

• Совместно с учителем – логопедом подготовить диагностику на начало и конец учебного года;

• Подготовить (провести) консультации, мастер-классы, семинары- практикумы, открытые занятия и сообщения для педагогов и родителей на тему: «Пальчиковый игротренинг с использованием новейших и авторских игр, пособий и упражнений», «Уроки Веселого Язычка»; «Использование элементов мнемотехники»; «Речевые игры и упражнения на обогащение словаря»

Развивать все стороны речи детей: звукопроизношение, обогащение словаря, развитие связной речи и грамматического строя средствами игровой артикуляционной гимнастики, биоэнергопластики, пальчикового игротреннинга, игрового самомассажа, речевых игр и упражнений, нетрадиционных техник изобразительной деятельности, кинезиологических упражнений, авторских игр и пособий и др.

• Подготовить видео-отчет презентацию по результатам реализации 2 этапа проекта «Чистоговорушечки» для педагогов по теме: «Профилактика речевых нарушений у младших дошкольников»;

Работа по профилактике речевых нарушений в 2015- 2016 учебном году будет вестись в следующих направлениях:

1. Игровая артикуляционная гимнастика и биоэнергопластика как фундамент развития артикуляционного аппарата или «Логоминутки» ( проводится ежедневно: 3 раза в день- перед завтраком, после прогулки перед обедом, после тихого часа)

2. Развитие мелкой моторики «Веселые ладошки- пальчиковый игротренинг (пальчиковые игры и упражнения по лексическим темам, автроские игры на развитие мелкой моторики, игры с мелкими предметами и др.). Проводится ежедневно 3-4 раза в день

3. Нетрадиционные техники изобразительной деятельности, направленные на развитие мелкой моторики

(пластилинография, нетрадиц. техники рисования, бумагопластика, плоскостная лепка с декором из коктейльных трубочек и др.) 1-2 раза в неделю

4. Дыхательная гимнастика проводится каждый день 3-4 раза

5. Игровой самомассаж (каждый день)

6. Элементы мнемотехники- использование мнемотаблиц на автоматизацию звуков, обогащение словаря, развитие связной речи, заучивание стихотворений, чистоговорок и др. Проводится 1-2 раза в неделю

7. Комплексы кинезиологических упражнений (1-2 раза в день)

8. Речевые игры и упражнения на обогащение словаря.

Занятия по подгруппам с учителем-логопедом 2 раза в неделю: вторник 9.50 и пятница 9.00

1."Биоэнергопластика как фундамент развития артикуляционного аппарата"

Артикуляционная гимнастика способствует развитию и укреплению речевых мышц, что в свою очередь помогает длительному удерживанию артикуляционных поз и правильному звукопроизношению. Однако, ежедневное выполнение гимнастики для языка снижают интерес детей к занятиям. Отсюда вытекает проблема: традиционные методы устранения проблем в звукопроизношении не имеют эффективной коррекционной направленности. Для улучшения результата работы над артикуляцией я решила использовать метод – биоэнергопластики.

Сам термин “биоэнергопластика” состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. По мнению И. В. Курис, биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергоплатсики. Таким образом, «биоэнергопластика» – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

Использование данного метода ускорит исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Выполнение артикуляционных упражнений и ритмических движений кистью и пальцами индуктивно приведет к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, будет способствовать улучшению артикуляционной моторики, а значит и улучшению звукопроизношения.

Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой будет способствовать увеличению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно улучшит эффективность гимнастики. Так же будет способствовать развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Одновременное выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Поэтому необходимо привлечь внимание ребенка к ощущениям, которые возникают от движений мышц пальцев, языка и губ, научить управлять этими движениями.

Целью - развивать координацию артикуляционного аппарата и мелкой моторики пальцев рук; активизировать память, произвольное внимание, межполушарные взаимосвязи; формировать умение действовать по словесным инструкциям.

Задачи:

1) Исследовать понятие «биоэнергопластика», определить отличия и связи с артикуляционной гимнастикой и кинезиологией;

2) Обобщить рекомендации различных авторов по применению биоэнергоплатсики

3) Создать условия для проведения коррекционных занятий, адаптировать упражнения биоэнергоплатсики к индивидуальным особенностям детей

4) Привлечь воспитателей и родителей группы к работе по применению данного метода

Ожидаемый результат: Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой будут способствовать привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, будут способствовать развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координаций движений, развитию памяти, внимания, мышления.

1. Кинезиологические упражнения

Кинезиология - наука о развитии головного мозга через движение, наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

Следует помнить, что неподвижный ребёнок не обучается!

Цель - развивать умственные способностей и физическое здоровье через определенные двигательные упражнения. ; активизировать память, произвольное внимание, межполушарные взаимосвязи; формировать умение действовать по словесным инструкциям.

Задачи:

1) Исследовать понятие «кинезиология»,

2) Обобщить рекомендации различных авторов по применению кинезиологических упражнений

3) Создать условия для проведения этих упражнений

4) Привлечь воспитателей и родителей группы к работе по применению данного метода

Ожидаемый результат:

• В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребёнка исчезают явления дислексии, развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания.

• В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению, а так же управлению своими эмоциями.

• Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности.

В случае, когда детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, рекомендуется перед подобной работой применять кинезиологический комплекс упражнений.

2. Пальчиковый игротренинг

В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой ручной моторики. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Рука, пальцы, ладони - едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребёнка. Хорошо развитые руки сами по себе приносят много пользы ребёнку. Владея своими руками, ребёнок может сделать много полезных и нужных вещей, и самое главное - развитая моторика рук способствует развитию речи. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развития речи ребёнка.

Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребенка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. (В. А. Сухомлинский)

Для развития моторики рук используются следующие приемы, игры и упражнения:

• самомассаж кистей рук;

• пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;

• выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины, крупы, природный материал)

• новейшие и авторские игры и пособия на развитие мелкой моторики

Цель: развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование) .

Задачи:

Образовательные:

формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук) ;

формирование практических умений и навыков;

обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.

Развивающие:

развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;

совершенствование движений рук;

развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;

развитие речи детей.

Воспитательные:

воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.) ;

воспитывать и развивать художественный вкус;

воспитывать усидчивость, целенаправленность.

3. Использование элементов мнемотехники.

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи.

Цель обучения мнемотехнике - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, так как они тесно связаны с полноценным развитием речи.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Мы будем использовать элементы мнемотехники- использование мнемотаблиц на автоматизацию звуков, обогащение словаря, развитие связной речи, заучивание стихотворений, чистоговорок и др. Проводится 1-2 раза в неделю

Логопедическая пятиминутка – комплекс специально подобранных логопедических упражнений, направленных на профилактику речевых нарушений дошкольников. Логоминутки составлены в соответствии с возрастными особенностями детей.

«Логопедические пятиминутки» составляются на неделю согласно комплексн-тематическому планированию группы. К каждой лексической теме подобран речевой материал, определены коррекционные цели и приемы их реализации.

Учитель- логопед (Дедова О. И.) проводит мини- занятия и логоминутки по подгруппам по постановке звуков: вторник 9.50-10.30 и пятница 9.00-9.30

Публикации по теме:

Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи» Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи» Конспект итогового занятия по развитию речи в.

Конспект интегрированной НОД «Путешествие в страну Красивой речи» (старшая группа) Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 35 муниципального образования Каневской район.

Конспект занятия «Школа». Этап самостоятельной речи (пересказ подготовленного текста) Конспект занятия по теме "Школа" для детей подготовительной группы. Этап самостоятельной речи (пересказ подготовленного текста) Логопедические.

Первый этап проекта «Люблю березку русскую» (фотоотчет)Первый этап проекта «Люблю березку русскую» (фотоотчет) Здравствуйте! Я хотела поделиться с вами частью моего проекта, очень уж он интересный. Это экологический проект «Люблю березку русскую».

Сценарий итогового мероприятия «Праздник красивой речи» Подготовила: Учитель — логопед Дудник Татьяна Николаевна Праздник красивой речи. Цель: Подвести итоги логопедической работы за учебный год.

Программа кружка «Страна красивой речи» с детьми подготовительной к школе группы Пояснительная записка. Развитие связной речи играет ведущую роль в процессе развития ребенка и занимает центральное место в общей системе.

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Праздник красивой речи» Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Праздник красивой речи» Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Праздник.

Реализация познавательного проекта «Школа безопасности» Реализация познавательного проекта «Школа безопасности» во II младшей группе № 2 Воспитатель: Оплетаева О. В. Слайд 2. «… Неторные пути.

Сценарий логопедического развлечения «Праздник красивой речи»Сценарий логопедического развлечения «Праздник красивой речи» «Праздник красивой речи» Цель: формировать практические умения и навыки пользования исправленной речью (фонетически чистой, лексически.

Второй этап проекта «Люблю березку русскую» (фотоотчет)Второй этап проекта «Люблю березку русскую» (фотоотчет) Наконец-то у нас выпал снег и я спешу поделиться с вами впечатлениями, которые получила я и дети моей группы. И, конечно, все это снова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Чистоговорушечки». Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников
Опубликовано: 10 февраля 2016 в 23:55
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД