Папки-передвижки

Обоснование новизны инновационной деятельности проекта «Академия семейного счастья»

Тамара Коренькова
Обоснование новизны инновационной деятельности проекта «Академия семейного счастья»

Обоснование новизны инновационной деятельности Новизна инновационной деятельности, реализуемой в рамках предлагаемого проекта, заключается, прежде всего, в том, что здесь впервые применены не только инновационные психологические технологии, как, например, технологии клоун-терапии, плассо-терапии, но и в том, что найден механизм воздействия с родителями детей с инвалидностью и ОВЗ, обеспечивающий достижение двух взаимообусловленных целей: цели гармонизации внутрисемейных отношений и цели привлечения родителей детей с особенностями в развитии к организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.

Публикация «Обоснование новизны инновационной деятельности проекта „Академия семейного счастья“» размещена в разделах

Помимо этого, новизна инновационной деятельности определяется тем, что в процессе ее реализации будут:

- обоснованы и экспериментально подтверждены целесообразность и необходимость организации психологической помощи семьям, воспитывающим ребенка с инвалидностью и ОВЗ, результаты которой обеспечивают привлечение родителей к образовательному процессу ДОО, в силу действия законов, открытых в результате реализации проекта;

- доказано, что достижение требований к функционированию дошкольного образовательного учреждения в части привлечения родителей к воспитанию своих детей осуществляется только на основе создания для них необходимых условий свободного коммуникативного взаимодействия и удовлетворения их первостепенных «насущных» потребностей в гармонизации внутрисемейных отношений;

- психолого-педагогическое просвещение родителей, воспитывающих детей с инвалидностью и ОВЗ, будет эффективным только при условии осознания ими необходимости такого просвещения, что достигается за счет создания в дошкольном образовательном учреждении благоприятного эмоционального климата и оптимальных, поистине патернальных отношений между двумя институтами воспитания ребенка;

- реализованы принципы когерентности и синергийности к организации работы с семьями воспитанников дошкольной образовательной организации комбинированного вида.

Предлагаемый проект является составной частью общей направленности функционирования ДОО комбинированного вида, где на практике реализуется принцип инклюзии, имеющий следующие особенности своего воплощения:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ИНКЛЮЗИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

1. Учет индивидуальных особенностей здоровья учащихся, а не только наличия или отсутствия у них инвалидности

2. Опережающая инициатива взрослых (как воспитателей, так и родителей)

3. Преодоление недоверия и пассивности воспитанников в установлении социальных контактов с нормально развивающимися детьми и их сверстниками

4. Выработка оптимального баланса между добровольностью и обязательностью участия в предпринимаемых мероприятиях

5. Высокий уровень требований к детям с ОВЗ в сочетании с созданием для них условий для выполнения этих требований

6. Учет особенностей и потребностей каждого конкретного ребенка и группы, в которую он включен

7. Группирование детей в комбинированном образовательной учреждении не по критерию наличия или отсутствия инвалидности, ОВЗ или той или иной конкретной нозологии, а работа с инклюзивной группой (без сегрегации кого-либо ребенка, либо формирование детских групп по критерию общности интересов и склонностей к какому-либо роду деятельности

8. Четкость и однозначность целей и задач для развития конкретного ребенка с инвалидностью и ОВЗ и постоянный контроль их выполнения

9. Равноправное вовлечение воспитанников ДОО с ограниченными возможностями здоровья в организацию ее деятельности

10. Преодоление последствий гиперопеки родителей ребенка с инвалидностью и ОВЗ через постепенное развития его самостоятельности и субъектности

11. Учет и преодоление фактора социальной стигматизации путем получения позитивного социального опыта

12. Преодоление феномена «выученной беспомощности» и формирование «мотивации достижения»

13. Информирование о видах деятельности, соотнесенное со способностями и склонностями детей с инвалидностью и ОВЗ

14. Учет объективных возможностей ребенка с инвалидностью и ОВЗ в зависимости от конкретной нозологии и наличия (либо создания) специальных видов деятельности, доступных и имеющих специальные условия для детей с ограниченными возможностями здоровья

15. Многовариантность стратегического планирования совместно с семьями детей перспективы их развития и возможности успешной интеграции в социум

16. Формирование психологической готовности к выбору индивидуального пути развития

17. Необходимость как можно более ранней психологической помощи по выявлению ключевых особенностей, интересов, ресурсов и возможностей интегрирования в социум

18. Формирование психологической готовности к выбору индивидуального пути развития

19. Коррекция компенсаторных фантазий, подменяющих собой реальное представление о перспективах развития, либо вызывающих к нему негативизм

20. Опора не на стереотипность представления о возможностях развития детей с инвалидностью и ОВЗ, а на индивидуальные особенности каждого ребенка

21. Психологическая подготовка к своевременному переходу от дошкольного к общему школьному образованию

22. Помощь в социализации детей с особенностями в развитии

23. Междисциплинарность, выход за границы узкого понимания методов взаимодействия с родителями детей с инвалидностью и ОВЗ и возможность привлечения внешних специалистов

24. Расширенное понимание реальных возможностей жизнедеятельности лиц с инвалидностью и конкретными видами нозологии

25. Учет специфических характеристик каждой из нозологических групп

Соблюдение принципа инклюзии возможно при организации и специфических видов деятельности, направленных на гармонизацию детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с инвалидностью и ОВЗ. На этом и основана разработка и реализация предлагаемого проекта.

Новизна инновационной деятельности заключается в принципиально новом подходе к организации взаимодействия ДОО с семьями, воспитывающими детей с инвалидностью и ОВЗ.

6. Содержание проекта, изложенное относительно принципиальных особенностей программы: категории участников, сроков реализации и др.

Основная цель психолого-педагогической деятельности в работе с семьей ребенка–инвалида, ребенка с ОВЗ связана с необходимостью помочь справиться с трудной задачей воспитания и развития такого ребенка, способствовать ее оптимальному решению; воздействовать на семью с тем, чтобы мобилизовать ее ресурсы для решения задач социализации.

Для реализации поставленных целей наиболее эффективными методами психолого-педагогической работы являются: контакт, консультирование, тренинги, занятия с ребенком совместно с родителем, специалистами и другими семьями.

Основные задачи, положенные в основу проекта :

1) воспитать, совместно с родителями, у детей-инвалидов и детей с ОВЗ общественную активность, инициативу, готовность к жизни и к успешной интегрированности в социум;

2) формировать у них личностные качества (эмоции, чувства, культуры здоровья, общения и поведения, культуры проведения свободного времени);

3) интегрировать детей-инвалидов и детей с ОВЗ в общество здоровых людей.

В основе деятельности психолога заложены : личностно-ориентированный подход, оптимальность подхода, объективность подхода, коммуникативность, неразглашение информации о детях-инвалидах и их семьях.

Одним из ведущих факторов, обеспечивающих адаптацию детей-инвалидов и их родителей, является их психологическая и социально-педагогическая поддержка. Она акцентирует внимание на выработку новой системы целей и ценностей, способствует их свободной самоактуализации и самореализации. Психологическая поддержка осуществляется с целью помочь детям-инвалидам достигать и поддерживать оптимальную степень участия в социальных взаимодействиях, членов общества, помешать врожденному или приобретенному дефекту занять центральное место в формировании и становлении личности, дать возможность детям так организовать свой образ жизни, чтобы развить другие способности и тем самым компенсировать инвалидность.

Семьи, в которых есть дети с отклонениями в развитии, сталкиваются не только с медицинскими, экономическими, но и с психологическими и педагогическими трудностями, приводящими к ухудшению качества их жизни, возникновению семейных и личных проблем. Поэтому так необходимо психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Работа по психологической поддержки семей, воспитывающих ребенка с инвалидностью и ОВЗ в рамках проекта «Академия семейного счастья» включает в себя программы:

- «Мой родительский ресурс»,

- «Семейная развивайка»,

- «Семейная плассотерапия»,

- «Счастливы вместе»,

- «Семейная клоунтерапия»,

основными задачами, которых является психолого-педагогическое просвещение родителей в вопросах воспитания и развития ребенка-инвалида и ребенка с ОВЗ и поддержка внутрисемейного функционирования.

Важно, чтобы родители не оставались один на один со своей бедой, чтобы инвалидность ребенка не становилось только частным делом семьи. Вместе с тем на практике получается так, что родители, в результате действия механизмов защиты, не разглашают свои трудности, не афишируют то, что у них накопилось в душе, – они просто отворачиваются от общения или, напротив, требуют чрезмерного внимания к своим проблемам, что совершенно согласуется с закономерностями поведения близкого окружения инвалида, то есть с синдромом инвалидизации семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями в психофизическом развитии.

Пять программ, реализуемых в проекте «Академия семейного счастья», с целью психологической поддержки семьи, воспитывающей ребенка с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, составляют основное содержание соответствующей деятельности.

В реализации обозначенных программ используются следующие методы:

1. Метод семейного консультирования применяется с целью взаимодействия между двумя или несколькими людьми, в ходе которого определенные специальные знания консультанта используются для оказания помощи консультируемому в решении текущих проблем или при подготовке к предстоящим действиям.

Поскольку консультирование предназначено для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач, оно способно найти широкое применение и в психолого-педагогической практике, нацеленной на реабилитацию семьи ребенка-инвалида.

Необходимость использования этого метода связана с тем, что значительная часть семей, имеющих ребенка-инвалида, находится в острых или хронических стрессовых состояниях, испытывающих трудности адаптации к своему новому статусу, имеют неустойчивую мотивацию к участию в процессе социализации ребенка – инвалида и ребенка с ОВЗ, сталкиваются со сложностями межличностного общения внутри семьи и с ближайшим окружением. Помимо новых знаний, родителям, воспитывающим ребенка-инвалида, ребенка с ОВЗ необходимо специально организованное доверительное общение. Большинство из этих проблем призвана решать программа «Мой родительский ресурс», входящая в проект «Академия семейного счастья».

2. В рамках программы «Мой родительский ресурс» используются групповые методы работы с семьей (семьями) – психологические и образовательные тренинги. Психологический тренинг представляет собой сочетание многих приемов индивидуальной и групповой работы, нацеленных на формирование новых психологических умений и навыков в родительско-детском взаимодействии.

Образовательные тренинги для родителей направлены, прежде всего, на развитие умений и навыков, которые помогают семьям управлять своей микросредой, ведут к выбору конструктивных жизненных и конструктивного взаимодействия. В образовательных тренингах активно используется, например, индивидуальные упражнение на управление своим телом, эмоциями; ролевые игры в малых группах; система домашних заданий, выступлений, дискуссий; приемы арттерапии, игротерапии, клоунтерапии, сказкотерапии, просмотр видеоматериалов и мн. др.

Тренинг является одним из самых перспективных методов решения проблемы психолого-педагогического просвещения родителей. Эта проблема становится особенно актуальна в течении последних лет. Особо остро она стоит в отношении родителей детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

Проект «Академия семейного счастья» максимально целенаправлен на стимуляцию родительских усилий в развитии знаний, умений и навыков детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Перед родителями ставятся задачи адекватные уровню их возможностей, и предусматривает непрерывную систему обратной связи.

Групповые методы работы дают возможности родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе.

Такое одобрение стабилизирует эмоциональное состояние всех членов семьи, что является основой для вовлечения родителей в образовательный процесс дошкольной образовательной организации.

Кроме того, возможность примерить на себя роль лидера при обмене информацией развивает активность и уверенность родителей.

Проект создания модели функционирования психолого-педагогической поддержки семьи является, на наш взгляд, одним из перспективных направлений в решении актуальных задач выполнения требований ФГОС ДО нового поколения, так как без обеспечения благоприятных для каждого родителя психологических условий, простая разработка традиционных форм и методов работы с родителями, предполагающих их безоговорочное послушание и подчинение требованиям, диктуемым педагогическими работниками ДОО, не даст ожидаемого от них эффекта, что не раз подтверждалось фактами из практики.

Инновация и заключается в соотнесении и одновременном участии двух разноплановых процессов в едином процессе организации продуктивного взаимодействия ДОО и семьи, основанном на оказании эффективной психологической помощи в нормализации внутрисемейных отношений в проблемных семьях, воспитывающих детей с особенностями в психофизическом развитии.

Каждая программа нацелена на достижение определенных целей:

1. Программа «Мой родительский ресурс» направлена на психологическое сопровождение и эмоциональную поддержку родителей, раскрытие внутреннего родительского ресурса в воспитании и обучении ребенка, обучение эффективным способам взаимодействия с ним.

2. Программа «Семейная развивайка» нацелена на помощь родителям в умении создавать благоприятные условия для развития познавательной сферы детей; формировать предпосылки и развитие речи и других высших психических функций ребенка.

3. Программа «Счастливы вместе» помогает родителям бережно включать ребенка в коллектив других детей по средствам широкого спектра сюжетно-ролевых игр.

4. Программа «Семейная плассо-терапия» решает большой спектр задач не только в личностно-ориентированном формате семьи, но и в обучении родителей различным формам и методам игр с песком имеющих педагогическую направленность в комплексе с сенсорными, коммуникативными, двигательными, познавательными видами детской деятельности.

5. Программа «Семейная Клоун-терапия» помогает раскрыть свои возможности не только в проявлении эмоций, но научиться различать их, а также снимать эмоциональное напряжение, гармонизировать внутреннее «Я» всей семьи, справляться с плохим настроением.

Смех и радость помогают противостоять стрессу: на физиологическом уровне происходит выработка эндорфинов (и они способны действовать, как болеутоляющий компонент, увеличивается выработка Т-клеток, а это укрепляет иммунитет, нормализуется уровень кортизола в крови, что в свою очередь, способствует сохранению энергетических ресурсов всего организма.

Приведем примерное планирование занятий с родителями и детьми, имеющими стойкие нарушения в психофизическом развитии.

Каждое занятие, входящее в программы проекта состоит из 5 этапов работы:

1. Приветствие и разминка. 2. Информационная часть, направленная на повышение уровня родительской компетенции в воспитании детей. 3. Упражнения, игры и техники на развитие новых умений. 4. Рефлексия. Подведение итогов, получение обратной связи. 5. Постановка новых целей и задач.

Условия реализации проекта и режим работы

Место проведения – образовательное учреждение, целевые (тематические) выездные встречи.

Целевые группы – родители и дети, возможно включение в группу родителей из принимающих семей.

Оптимальное количество – 8 - 10 семей.

Общее количество занятий по каждой из программ – 10 (один раз в месяц)

Для организации продуктивного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида и семей, воспитывающих ребенка с инвалидностью и ОВЗ, необходимо:

1) равенство психологических позиций всех субъектов взаимодействия, независимо от их возраста и социального статуса;

2) равное признание активной роли в жизни образовательного учреждения каждого субъекта взаимодействия;

3) психологическая поддержка друг друга и взаимопомощь.

Достижение таких условий продуктивного взаимодействия осуществляется в процессе совместной деятельности и коммуникативного контакта.

В организации взаимодействия образовательного учреждения комбинированного вида и семьи воспитывающей ребенка с ОВЗ следует выделить основные принципы и правила, соблюдение которых эффективно влияет на организацию сотрудничества всех участников проекта «АСС».

4 основных принципа, заложенные в разработку и реализацию проекта :

1. Обеспечение субъективной позиции всех участников проекта

2. Организация совместного творческого сотрудничества

3. Гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей, воспитывающей особого ребенка.

4. Интеграция и дифференциация целей, задач и действий участников проекта, направленных на психолого-педагогическое сопровождение семьи в целом.

Публикации по теме:

  Проект «Академия семейного счастья» Представление ПРОЕКТАОдной из принципиальных отличительных особенностей современного дошкольного образования детей с ОВЗ является глубокое.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию «Секреты семейного счастья» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА» Смоленская областьг. Рославль.

Детско-родительский проект «Семейный календарь. Двенадцать месяцев семейного счастья» I. Информационная карта проект «Семейный Календарь. Двенадцать месяцев семейного счастья». Авторы: воспитатели 2 младшей группы «Буратино».

Фотоотчет презентации семейного проекта: «Животные и птицы Америки», подготовительная группа №3 «Рябинка»Фотоотчет презентации семейного проекта: «Животные и птицы Америки», подготовительная группа №3 «Рябинка» В подготовительной группе №3 «Рябинка», ЦРР – детский сад «Радуга», уже не первый раз проходит защита своих семейных проектов. С 6 февраля.

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Цветок семейного счастья»Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Цветок семейного счастья» Задачи: •расширять представления детей о своей семье, родственных отношениях •Познакомить детей с понятием «Семейное дерево» •Воспитываться.

Отчет о реализации семейного проекта «Мы рисуем Транспорт»Отчет о реализации семейного проекта «Мы рисуем Транспорт» Наш детский сад в своей работе активно использует проектную деятельность по применению нетрадиционных техник в рисовании. Воспитателем.

Отчет по проекту «Семейный Календарь. Двенадцать месяцев семейного счастья»Отчет по проекту «Семейный Календарь. Двенадцать месяцев семейного счастья» Отчет по проекту «Семейный Календарь. Двенадцать месяцев семейного счастья» на конец 2016- 2017 учебного года. Авторы: воспитатели 2 младшей.

Проект «Академия семейного счастья» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад МАДОУ №8 Гармония комбинированного вида № 8 «ГАРМОНИЯ» г. Новороссийск.

Проект инновационной деятельности «Влияние театрализованной деятельности на развитие речи» Содержание 1. Актуальность темы инновационного проекта 2. Цель, задачи, гипотеза, предмет, объект инновационной работы 3. Научно-методологические.

Создание условий для инновационной деятельности Создание условий для инновационной деятельности образовательного учреждения – залог реализации качества образования. 24 февраля 2015 года.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обоснование новизны инновационной деятельности проекта «Академия семейного счастья»
Опубликовано: 24 июня 2017 в 10:57
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД