Адаптация детей к детскому саду. Об ответственности специалистов и родителей

Юлия Варанкина
Адаптация детей к детскому саду. Об ответственности специалистов и родителей

Негосударственное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №138 открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»

Выступление

на семинаре для педагогов детских садов ОАО «РЖД»

«Адаптация детей к детскому саду:

Ответственность специалистов и родителей»

Составила: Варанкина Ю. Б.

педагог-психолог

Пермь, 2013 год

Адаптация детей к детскому саду: ответственность специалистов и родителей.

Адаптация (процесс приспособления к меняющимся условиям) ребенка к новым социальным условиям протекает подчас очень болезненно. Когда он впервые приходит в детский сад, происходит серьезная перестройка всех его отношений с людьми, перемена привычных форм жизни. Эта резкая смена условий существования может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой и игровой активности, а нередко сказывается и на здоровье ребенка [2, 42].

Несмотря на доступность информации посредством сети Интернет, периодической печати, в современных условиях требуется адресная помощь, возможность получить консультацию от специалиста «здесь и сейчас». Такие возможности реализуются в ДОУ.

Основа психолого-педагогического процесса в адаптационный период – создание условий для положительного эффекта привыкания детей к новым социальным условиям. Это требует от специалистов ДОУ профессионализма, опыта и умения партнерского взаимодействия в триаде «ребенок – родитель – педагог» [1, 4].

В вопросах адаптации детей принято всю ответственность возлагать на специалистов ДОУ. Лишь малую долю оставляют родителям. В действительности, осознание родителями собственной ответственности, особенно матерей, за длительность и результат адаптации своих детей, очень влияет на процесс привыкания ребенка.

Пока мама упорствует в своей уверенности, что некоторые проблемы являются результатом вне их влияния – действий других людей, слабых нервов, социальных несправедливостей – адаптация ребенка протекает сложно. Мы, психологи, педагоги, можем сострадать, предлагать более приемлемые методы, но если мы ожидаем конструктивных перемен, мы обязаны поддержать родителей в принятии ответственности – другими словами, в постижении того, как они сами способствуют страданию собственного ребенка.

Пока мама не имеет полной уверенности в том, что ее ребенок готов к новым социальным условиям, адаптация протекает тяжело.

Например, мама обвиняет педагогов в том, что ребенок не хочет оставаться на дневной сон, так как нужно было в первый день его оставить отдыхать. В данном случае мамой не учитывается степень сформированности саморегуляции собственного ребенка. С двух до трех лет у ребенка только начинает формироваться способность к контролю над собственным поведением. Поэтому очень важно, чтобы данный процесс протекал постепенно.

Уровень готовности принять ответственность за адаптацию очень различается у родителей. Некоторые охотно приходят к пониманию своей роли в адаптации собственного ребенка. Другие – перекладывают возникшие трудности на других, в частности, на сотрудников ДОУ.

Отдельный момент - утаивание родителями информации: ребенок не умеет сам ходить и проситься на горшок, не отучен от памперсов; все еще сосет грудь и самостоятельно не ест ложкой; ребенок успокаивает себя, только через прикосновение к материнской груди – все это затрудняет процесс адаптации, так как ребенок не готов к новым условиям.

Приходит время, когда нужно обратить внимание на роль самого родителя в процессе адаптации.

В случаях, когда мама полностью обвиняет в сложной адаптации только педагогов, когда не хочет принять ответственность и помочь своему ребенку, можно воспользоваться высказыванием: «Если я (педагог, психолог) подберу (найду) ключ к Вашему ребенку, тогда Вы будете ему не нужны». Смысл данного сообщения помогает посмотреть на создавшуюся ситуацию с другой стороны, со стороны родительской ответственности.

Признание ответственности родителей за адаптацию собственного ребенка является важнейшим шагом в приспособлении к изменившимся социальным условиям. Признание того, что они не подготовили ребенка к новым условиям, может привести родителей к немалому огорчению. Специалисты и педагоги должны предвидеть это и постараться смягчить его. Основная задача в подобных случаях состоит в том, чтобы осознать имеющиеся проблемы и дать альтернативные рекомендации по их исправлению.

Литература.

1. Найбауэр А. В. Создание условий адаптации детей раннего возраста к детскому саду. – М.: ТЦ Сфера, 2013. (Библиотека Воспитателя) (2).

2. Справочник педагога-психолога №1/2011г.

Публикации по теме:

Спортивный праздник в старшей группе «Цирк! Цирк! Цирк!» Негосударственное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 176 открытого акционерного общества «Российские железные дороги».

Анкета для родителей «Адаптация» Уважаемы родители! Просим ответить на вопросы данной анкеты. ФИО писать не обязательно. Возле правильного ответа ставьте «+», а если затрудняетесь.

Библиотека изображений:
  • Искусство
  • Игрушки
  • Человек
Автор публикации:
Адаптация детей к детскому саду. Об ответственности специалистов и родителей
Опубликовано: 4 февраля 2014 в 19:35
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Поделки из природного материала и пластилина.
Наступила календарная зима, но в нашем крае по-осеннему пасмурно, сыро, сильные ветра с дождем. Грязь и слякоть частенько нам с ребятами не позволяют...
Фотоотчет «Праздник Осени»
Праздник осени - один из самых первых праздников в учебном году. Дети разучивают стихи, песни, танцы. И все это для того, чтобы порадовать красавицу-осень. В...
Мастер-класс «Открытка к празднику»
Праздник любят все, и подарки тоже. Но особенно приятно подарки дарить. А уж когда подарок выполнен с душой, да своими руками, приятнее вдвойне! Предлагаю...
Хлебный человек. Сказка.
Предлагаю вашему вниманию свою новую сказку. Специально включила в нее слова: пестунья, шанежки, расстегайчики, страда, бирюльки. Пояснение этих слов детям,...
Проект «Новый год у ворот» для воспитанников старшей группы
Цель проекта: Познакомить детей с историей Нового года, его особенностями и значением в жизни людей, приобщать к культуре новогоднего праздника, его...