Адаптация детей к детскому саду. Об ответственности специалистов и родителей

Юлия Варанкина
Адаптация детей к детскому саду. Об ответственности специалистов и родителей

Негосударственное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №138 открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»

Выступление

на семинаре для педагогов детских садов ОАО «РЖД»

«Адаптация детей к детскому саду:

Ответственность специалистов и родителей»

Составила: Варанкина Ю. Б.

педагог-психолог

Пермь, 2013 год

Адаптация детей к детскому саду: ответственность специалистов и родителей.

Адаптация (процесс приспособления к меняющимся условиям) ребенка к новым социальным условиям протекает подчас очень болезненно. Когда он впервые приходит в детский сад, происходит серьезная перестройка всех его отношений с людьми, перемена привычных форм жизни. Эта резкая смена условий существования может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой и игровой активности, а нередко сказывается и на здоровье ребенка [2, 42].

Несмотря на доступность информации посредством сети Интернет, периодической печати, в современных условиях требуется адресная помощь, возможность получить консультацию от специалиста «здесь и сейчас». Такие возможности реализуются в ДОУ.

Основа психолого-педагогического процесса в адаптационный период – создание условий для положительного эффекта привыкания детей к новым социальным условиям. Это требует от специалистов ДОУ профессионализма, опыта и умения партнерского взаимодействия в триаде «ребенок – родитель – педагог» [1, 4].

В вопросах адаптации детей принято всю ответственность возлагать на специалистов ДОУ. Лишь малую долю оставляют родителям. В действительности, осознание родителями собственной ответственности, особенно матерей, за длительность и результат адаптации своих детей, очень влияет на процесс привыкания ребенка.

Пока мама упорствует в своей уверенности, что некоторые проблемы являются результатом вне их влияния – действий других людей, слабых нервов, социальных несправедливостей – адаптация ребенка протекает сложно. Мы, психологи, педагоги, можем сострадать, предлагать более приемлемые методы, но если мы ожидаем конструктивных перемен, мы обязаны поддержать родителей в принятии ответственности – другими словами, в постижении того, как они сами способствуют страданию собственного ребенка.

Пока мама не имеет полной уверенности в том, что ее ребенок готов к новым социальным условиям, адаптация протекает тяжело.

Например, мама обвиняет педагогов в том, что ребенок не хочет оставаться на дневной сон, так как нужно было в первый день его оставить отдыхать. В данном случае мамой не учитывается степень сформированности саморегуляции собственного ребенка. С двух до трех лет у ребенка только начинает формироваться способность к контролю над собственным поведением. Поэтому очень важно, чтобы данный процесс протекал постепенно.

Уровень готовности принять ответственность за адаптацию очень различается у родителей. Некоторые охотно приходят к пониманию своей роли в адаптации собственного ребенка. Другие – перекладывают возникшие трудности на других, в частности, на сотрудников ДОУ.

Отдельный момент - утаивание родителями информации: ребенок не умеет сам ходить и проситься на горшок, не отучен от памперсов; все еще сосет грудь и самостоятельно не ест ложкой; ребенок успокаивает себя, только через прикосновение к материнской груди – все это затрудняет процесс адаптации, так как ребенок не готов к новым условиям.

Приходит время, когда нужно обратить внимание на роль самого родителя в процессе адаптации.

В случаях, когда мама полностью обвиняет в сложной адаптации только педагогов, когда не хочет принять ответственность и помочь своему ребенку, можно воспользоваться высказыванием: «Если я (педагог, психолог) подберу (найду) ключ к Вашему ребенку, тогда Вы будете ему не нужны». Смысл данного сообщения помогает посмотреть на создавшуюся ситуацию с другой стороны, со стороны родительской ответственности.

Признание ответственности родителей за адаптацию собственного ребенка является важнейшим шагом в приспособлении к изменившимся социальным условиям. Признание того, что они не подготовили ребенка к новым условиям, может привести родителей к немалому огорчению. Специалисты и педагоги должны предвидеть это и постараться смягчить его. Основная задача в подобных случаях состоит в том, чтобы осознать имеющиеся проблемы и дать альтернативные рекомендации по их исправлению.

Литература.

1. Найбауэр А. В. Создание условий адаптации детей раннего возраста к детскому саду. – М.: ТЦ Сфера, 2013. (Библиотека Воспитателя) (2).

2. Справочник педагога-психолога №1/2011г.

Публикации по теме:

Спортивный праздник в старшей группе «Цирк! Цирк! Цирк!» Негосударственное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 176 открытого акционерного общества «Российские железные дороги».

Анкета для родителей «Адаптация» Уважаемы родители! Просим ответить на вопросы данной анкеты. ФИО писать не обязательно. Возле правильного ответа ставьте «+», а если затрудняетесь.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Здоровье, гигиена
  • Искусство
Автор публикации:
Адаптация детей к детскому саду. Об ответственности специалистов и родителей
Опубликовано: 4 февраля 2014 в 19:35
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Прогулка «Наблюдение за березкой»
Цели: Воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному миру; продолжать учить описывать растения, отмечая их различия и сходство...
План работы по самообразованию на период 2015–2019 гг. перспективный план на...
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 "Ромашка" с. Ростовановкого Курского муниципального района Ставропольского края...
Конспект ООД по познавательному развитию с детьми с детьми младшей группы «Подарки...
тема: «Подарки для зверят». Цель : создать условия для развития связной речи в различных формах детской деятельности. Задачи: Обучающие: -...
Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Гуля не грязнуля»
Добрый день, уважаемые коллеги. Рада приветствовать Вас на моей страничке. Предлагаю Вашему вниманию очередной конспект образовательной деятельности для...
Фотоотчёт празднования Дня Нептуна во второй группе раннего возраста вместе с...
Фотоотчёт празднования Дня Нептуна во второй группе раннего возраста вместе с родителями. В нашей стране День Нептуна отмечается 30 июля. В связи с тем,...