Адаптация детей к ДОУ

Каюмова Анна Михайловна
Адаптация детей к ДОУ

Тема: «Адаптация детей к ДОУ»

Что такое адаптация? Какие степени адаптации выделяют специалисты?

Проблемой адаптации занимались разные ученые, в том числе такие как Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, которые утверждали, что адаптация непосредственно зависит от полноценного психологического развития ребенка.

Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, новому окружению, новым отношениям т. е. новым условиям пребывания. В данном случае для ребенка новым, неизвестным пространством выступает детский сад.

Каждому ребенку рано или поздно приходится «социализироваться», т. е. становиться способным жить среди других людей. Это необходимый для всех этап. Значит, вопрос состоит только в том, когда и в каких условиях желательно проводить социализацию ребенка. В детском саду маленький человечек, попадая в коллектив своих ровесников, вступает с ними в жизненные взаимодействия. Здесь он приобретает опыт общения, понимания других людей, привычку не теряться. Этот опыт пригодится и позднее, в школе.

Однако, уже с первых дней жизни у ребенка в семье формируются привычки, привязанности, определенное поведение. К 2-3 годам стереотип становится довольно устойчивым. При поступлении в дошкольное учреждение привычные условия жизни (режим, характер питания, микроклимат помещения, приемы воспитания, характер обучения) меняются. Это требует от ребенка перестройки ранее сложившегося стереотипа поведения, что является очень трудной задачей и часто приводит к стрессу. В чем же проявляется стресс? У детей в период адаптации (привыкания) могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние, иногда повышается температура тела. У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. Например, дома просился на горшок - в детском саду этого не делает, дома ел самостоятельно, а в детском саду отказывается. Понижение аппетита, сна, эмоционального состояния приводит к снижению иммунитета, к ухудшению физического развития, потере веса, иногда к заболеванию. К сожалению, многие родители не знают, что эти явления временные, и забирают малыша из сада, так и не дав ему возможности полностью адаптироваться.

Специалисты же выделяют легкую адаптацию, при которой отрицательное эмоциональное состояние ребенка длится недолго. И в течение 2-3 недель по мере привыкания к новым условиям все нормализуется. При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребенка нормализуется более медленно и на протяжении первого месяца он болеет, как правило, острыми респираторными инфекциями. На этом этапе необходимо воздержаться от скоропалительных выводов и эмоционально поддерживать малыша: не обсуждать в его присутствии негативные, на ваш взгляд, моменты, не выказывать тревогу. Самой нежелательной является тяжелая адаптация, когда эмоциональное состояние нормализуется очень медленно (иногда несколько месяцев). В этот период ребенок либо переносит повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями, либо проявляет стойкие нарушения поведения (старается спрятаться, уйти куда-нибудь, сидит в приемной и зовет маму, плачет и т. п.). У некоторых этот процесс протекает так тяжело, что их приходится признать «несадовскими». Прислушайтесь, однако, к советам воспитателей, в любом случае последнее слово должно оставаться за специалистом-психологом.

По наблюдениям психологов средний срок адаптации в норме составляет в 2-2,5 года – 7- 10 дней, в 3 года 2-3 недели, в старшем дошкольном возрасте -1 месяц.

От чего зависят характер и длительность адаптационного периода?

• От возраста ребенка. Труднее всего адаптируются к новым условиям дети в возрасте от 1 года до, 2,5 -3 лет.

• От состояния здоровья и уровня развития ребенка. Здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит трудности социальной адаптации.

• От индивидуальных особенностей. Даже дети одного и того же возраста и пола по-разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду. Одни с первого же дня плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого реагируют бурным протестом. Но проходит несколько дней, и поведение ребенка в корне меняется: аппетит, сон восстанавливаются, ребенок с интересом следит за игрой товарищей. Другие, наоборот, в первые дни внешне спокойны, без возражения выполняют требования воспитателя, а в последующие дни с плачем расстаются с родителями, плохо едят, спят, не участвуют в играх. Такое поведение может продолжаться несколько недель и в обоих вариантах является нормой.

• От уровня тренированности адаптационных механизмов. Необходимо заранее создавать условия, которые требуют от ребенка новых форм поведения. Малыши, которые до поступления в детский сад неоднократно попадали в разные условия (посещали родственников, знакомых, выезжали на дачу и т. п., легче привыкают к дошкольному учреждению.

• От опыта общения ребенка со сверстниками и взрослыми. Важно, чтобы в семье у ребенка сложились доверительные отношения со взрослыми, прививалось умение положительно относиться к требованиям старших (идти спать, принимать пищу, убирать за собой игрушки и т. п.).

Итак, факторы, влияющие на характер и длительность адаптации, известны. Но решить эту проблему, обеспечить более безболезненное привыкание ребенка к условиям детского сада можно только совместными усилиями семьи и детского учреждения.

Что же должны делать родители? Предоставим вашему вниманию некоторые советы о том, как помочь малышу в адаптации.

Как обеспечить более безболезненное привыкание ребенка к условиям детского сада?

Конечно, мы как взрослые должны сделать все чтобы процесс адаптации детей прошел более безболезненно, но как же это обеспечить?

1. Первое что необходимо – это познакомиться с режимом детского сада и максимально приблизить к нему условия воспитания ребенка в семье (более ранний подъем, время дневного сна и приема пищи, характер питания и пр.).

Задачу самообслуживания малышу, особенно если ему предстоит уже скоро стать детсадовцем, стоит облегчить (минимизировать) простой стрижкой, удобной одеждой без декоративных элементов типа маленьких пуговиц и застежек на спине. Главный принцип - чем проще, тем лучше. Обувь лучше выбирать на липучках.

2. Необходимо рассказать ребенку о жизни детского сада: рассказать «что такое детский сад, зачем туда ходят дети, подробно рассказать о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности, он будет делать и почему Вы хотите, чтобы он пошёл в сад (прочитать книги о детском саде);

- поговорите с ребёнком о тех трудностях которые его могут ожидать, к кому он сможет обратиться за помощью, как это сделать. Например: "Если ты захочешь пить, подойти к воспитателю и скажи: "Я хочу пить", и Анна Николаевна нальёт тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом". Также можно объяснить ребенку, что в группе будет много детей и иногда ему придётся подождать своей очереди. Вы должны сказать малышу: "Воспитатель не сможет сразу одеть всех детей, тебе придётся немного подождать". Попробуйте поиграть с ребёнком во все эти ситуации дома;

- прийти с ребенком в садик для знакомства с территорией, помещением группы, игрушками, спальней. При предварительном знакомстве с обстановкой группы постарайтесь положительно настроить малыша (как много детей, много игрушек, дети весело играют, воспитательница - хорошая тетя и пр.). Дайте время малышу спокойно все осмотреть, покажите, где он будет спать, раздеваться, кушать, играть. Не спешите, придите несколько раз. Обсуждайте с ребенком, комментируйте увиденное.

- проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребёнку, как ему повезло - скоро он сможет ходить в детский сад. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей радости, гордитесь своим ребёнком, ведь он уже большой и скоро будет ходить в детский сад (или если он уже ходит).

Этот подготовительный процесс длительный и может занять пару недель.

Для того, чтобы помочь малышу преодолеть коммуникативный барьер, целесообразно заранее выучить имя и отчество воспитателя и, придя в сад, представить ребенка и воспитателя друг другу.

3. Далее на что необходимо обратить внимание это на время пребывания ребенка в детском саду в период адаптации строго индивидуально. Однако не следует в первый же день оставлять малыша надолго. Специалисты-психологи рекомендуют следующую примерную схему: 1, 2 день - на несколько часов. Постарайтесь прийти к дневной прогулке, погулять вместе со всеми и уйти домой обедать. Находиться с ребенком в группе, кормить его, а тем более укладывать спать не стоит. Малыш должен знать, что это прерогатива воспитателя. 3-6 день - заберите ребенка сразу после обеда, до сна. Лучше прийти до окончания обеда и подождать в раздевалке, не показываясь малышу. Со вторника 2-й недели (после выходных, в понедельник, все еще более щадящий график) - малыш уходит домой в полдник. И лишь с 3-ей недели можно оставлять ребенка на целый день.

4. Перед тем как вам воспитатель скажет, что оставляет ребенка на дневной сон можно будет принести из дома «мамозаменителя» - любимую игрушку малыша, с которой он спит, или просто тряпочку с «родным запахом»: маячку, пижаму, к которой привык ребенок, любимую книжку (первое время приносите в сад только уже знакомые ему вещи и игрушки, покупку нового отложите на потом). Постоянно оказывайте малышу эмоциональную поддержку и показывайте значимость его нового статуса.

Можно приготовить вместе с ребёнком "радостную коробочку", складывая туда недорогие вещи. Это могут быть небольшие игрушки, которые остаются привлекательными для вашего ребёнка и, уж точно, обрадуют других детей. Это могут быть красивые бумажные салфетки или лоскутки приятной на ощупь ткани, книжки с картинками и т. д.

5. Уделите внимание рациону питания, приучайте ребенка есть разнообразные мясные, овощные и молочные блюда (винегреты, салаты, творожные запеканки, пить чай с молоком, кофейный напиток, кисель, компот и прочее).

6. Развивайте у ребенка навыки самообслуживания: умение владеть ложкой и чашкой во время приема пищи, стягивать носки с ног, дотягивать колготки с колен до бедра, снимать шапку, варежки, ботинки, своевременно проситься на горшок и т. д. Ребенок, умеющий есть, одеваться, раздеваться в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно сказывается на его самочувствии.

7. Важно заранее научить малыша общаться со сверстниками (попросить игрушку, поделиться своей; подождать, пока другой ребенок поиграет, и т. п. Как это сделать? Ответ: Играйте с ребенком, распределяйте роли, воображайте сюжет игры).

Ребёнок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых сможет построить отношения. Помогите ребёнку в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми (договоритесь о встрече и погуляйте в выходные дни в парке и др.). Называйте других детей в присутствии вашего ребёнка по именам. Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть вашему ребёнку.

8. Ежедневно расспрашивайте о жизни детского сада. Удивляйтесь, хвалите ребенка. Ваша беседа должна быть эмоционально ярко окрашена. Малышу очень важно знать, что значимые для него взрослые принимают его всерьез, относятся с уважением к его проблемам, внимательно и с интересом его слушают, а то, что он говорит, оказывается действительно важным. Избегайте вопросов: «Что вы сегодня делали? Что вы ели? Как ты себя вел? Что вы проходили по.» Спросите: «Вы сегодня рисовали или лепили? На завтрак была каша или яичко? С кем ты сегодня играл? О ком вам читали книжку?» и т. д.

9. Развивайте мелкую моторику у ребенка, что способствует овладению навыками самообслуживания, помогает лучше познать окружающий мир, овладеть какой-либо деятельностью. Для этого используйте:

Пальчиковую гимнастику;

Массаж пальцев, рук, шеи;

Шнуровку (любая);

Кнопки, пуговицы (застегиваем);

Пластилин (катаем шары, колбаски, вытягиваем, различные манипуляции);

Соленое тесто (1/1- соль, вода);

Обрывание бумаги;

«Ищем игрушки» - горох с киндерами;

Счёты (массаж ладоней рук);

Суджок (массажор для рук и пальцев);

Наматывание нитки на клубок, катушку.

10. Использовать в деятельности с ребенком сюрпризные моменты, игровые формы взаимодействия (волшебство, фантазия): мишка приходил в гости и сказал нр. если Маша не будет есть кашу он расстроится и не придет больше к нам в гости и тп., отгадай загадку, волшебный…пластилин, карандаши, краски, или ложись спать, закрывай глазки и зайка принесет тебе морковку и др.

11. Никогда не пугайте ребёнка детским садом. В присутствии ребёнка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Совершенных людей нет, будьте снисходительны и терпимы к другим. Тем не менее, прояснять ситуацию, тревожащую вас, необходимо. Делайте это в мягкой форме или через воспитателей.

12. Используйте игры – эксперименты с водой и соленым тестом для снятия психоэмоционального напряжения у детей после детского сада.

Публикации по теме:

Адаптация детей Поступление в детский сад представляет для ребёнка огромные трудности. Большинство детей становятся беспокойными, замкнутыми, плаксивыми.

Адаптация детей дошкольного возраста МБДОУ №52 “Детский сад общеразвивающего вида” Публикация Подготовила воспитатель: Мачукова Эмма Мухамедовна «Адаптация детей дошкольного.

Адаптация детей к ДОУ Воспитание детей раннего возраста – серьёзное и трудное дело. От родителей требуется много знания и умения, любви, выдержки и терпения.

Адаптация детей к условиям ДОУ Собрание для родителей Адаптация детей к условиям ДОУ Адаптация – процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее.

Адаптация детей в детском саду Адаптационный альбом «Наш любимый детский сад» Работая с детьми в детском саду, каждый раз меня волнует, как помочь ребенку перенести стресс,.

Адаптация одаренных детей в социуме Социальный заказ общества на современном этапе ставит задачу развития одарённого ребенка в качестве приоритетной. Это очень важная, но и.

Адаптация в детском саду детей с 2-х до 3-х лет Ребенок привыкает к посещению детского сада в течении одного-двух месяцев. Любая адаптация обычно идет на двух уровнях — на физиологического.

Адаптация детей раннего возраста Поступление ребенка в детский сад является важным периодом жизни всей семьи. Главное условие успешной адаптации – готовность родителей к.

Консультация для родителей «Адаптация детей к ДОУ» Цель: дать представление родителям о том, что длительность и характер адаптационного периода зависят от того, насколько малыш подготовлен.

Отчет по самообразованию «Адаптация детей 2–3 лет к условиям ДОУ» Дорогие коллеги, предлагаю Вашему вниманию отчет по самообразованию по теме: "Адаптация детей 2-3 лет к условиям детского сада". Эта тема.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Адаптация детей к ДОУ
Опубликовано: 10 мая 2016 в 19:59
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фототчёт. 4 июня. Праздник васильков. День — синитель, васильковый повелитель
Родовое название василька связано с легендой о кентавре Хироне. Во время схватки с Гераклом кентавру Хироне были нанесены глубокие раны, которые помог...
Сценарий праздника «Ромашка»
Сценарий праздника «Ромашка». Цель: воспитывать у детей любовь к своим родственникам, уважение к ним, учить детей вежливо общаться со взрослыми, воспитывать...
Проект экологического воспитания «По течению Лунной реки»
Воспитатель высшей категории МАДОУ «ЦРР- детский сад №15» Полутина Лариса Анатольевна «По течению Лунной реки» Экологическое воспитание - одно из основных...
Фотоотчет о проделанной работе за июль
Проводилось мероприятие на неделе «Солнечная» 1. Коллективное нетрадиционное рисование «Солнечные ладошки» Цель: Создание благоприятных условий для...
Конспект НОД по пластилинографии «Ставенки резные» в старшей группе
Конспект открытого НОД ( художественно-эстетическое развитие) Тема «Ставенки резные» Цель: украсить оконные наличники ( картонные наличники) пластилином в...