Получи документы

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ

Ольга Сычева
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ

Консультация для воспитателей. Подобрала материал для легкой адаптации детей в детском саду

Адаптация детей раннего возраста

к условиям ДОУ. … Твердо убежден, что есть качества души,

без которых человек не может стать настоящим

воспитателем, и среди этих качеств на первом

месте-умение проникнуть в духовный мир ребенка.

Сухомлинский В. А.

Публикация «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» размещена в разделах

Приоритетным направлением своей работы я выбрала адаптацию детей раннего возраста к условиям детского образовательного учреждения, потому что работаю в группе с детьми от 1,6 до 2 лет. Цель моей работы – помочь детям быстро адаптироваться к новой среде и к ее условиям.

Почему одни дети ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только закроется дверь за мамой или дедушкой? Почему некоторые дети при поступлении в детский сад отказываются играть, не вступают в контакт с воспитателем, долго не могут освоиться в группе, а другие с первых дней чувствуют себя «как рыба в воде»? Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми себе подобными могут стать для ребенка серьезной психической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, безтравматичным.

Адаптация - процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации : внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). Есть несколько уровней адаптации :

1. Тяжелый уровень адаптации (2-6 месяцев).

В этот период дети проявляют тревогу, беспокойство. Дома у них выраженное отрицательное, негативное отношение к воспитателю и сверстникам, мал опыт общения, ни находятся на попечении всех родных по очереди, поэтому не привыкли самостоятельно занять себя ни на минуту. Требуют к себе постоянного внимания со стороны воспитателя, не замечают сверстников, к тому же в силу своего возраста сверстники не могут ярко продемонстрировать свое положительное отношение к ним, уровень игровых умений не высок, низкий уровень сформированности самостоятельности. В течение дня практически не меняется эмоциональное состояние (бездеятельность, плач, требуют утешения, безучастно сидят, с детьми в контакт не вступают).

2. Средний уровень адаптации (20-40 дней).

Дети этого уровня характеризуются привыканием к детскому саду, адекватным поведением: наблюдают за действиями взрослых и сверстников, сторонятся их, впоследствии подражают им, в первые дни плачут, вспоминают родителей после их ухода, а в течение дня играют со сверстниками, общаются со взрослыми. У таких детей сформированы навыки самообслуживания, они ищут контакты со сверстниками, спокойны, активно играют.

3. Легкий уровень адаптации (10-15 дней).

При ознакомлении с окружающим легко включается в предметную, самостоятельную деятельность или игру. В игре могут играть как самостоятельно, так и со сверстниками. Быстро устанавливают контакт со взрослыми. Могут занять себя содержательной игрой, не чувствуя себя беспомощным, так как самостоятельны, навыки самообслуживания сформированы. В течение дня смеются, ликуют, поют, радостно бегут навстречу сверстникам, воспитателям.

Учитывая уровни адаптации детей, я стремлюсь к тому, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде, для этого использую следующие методы:

1. Индивидуальный подход к ребенку:

Гибкий режим

Создание условий для общения со знакомыми игрушками и вещами

Использование игрушек-забав (волчок-юла; пирамидки; матрешки 3-4 местные; народные игрушки с подвижными частями)

Учет домашних привычек

Использование баюкалок при укладывании детей спать.

2. Создание предметно-развивающей среды.

Уголок «Моя семья»

Уголок «Позвони маме»

Уголок «Маша – растеряша»

Уголок «Уединение»

Уголок ряженья

Центр «Песок-вода»

Центр развивающих игр

3. Побуждение ребенка к общению со сверстниками.

Игры ребенка рядом со сверстниками («Покружимся»; «Самолеты»; пальчиковые игры)

Приучение к объединению в игре с другим ребенком («Машина для Чебурашки», «Покатаем кукол с горки», «Мы едем, друзья, в далекие края»)

Ситуации, общение («Дети играют в кубики», «Попроси игрушку», «Научим куклу играть с пальчиками», «Как звери живут в лесу»)

Использование фольклора, художественной литературы (потешка для новичков «Кто из нас хороший», чтение потешки «Ладушки-ладушки», «Водичка-водичка», «Чики,чики чикалочки», чтение сказок «Колобок», «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба» ; чтение стихотворений А. Барто)

Элементы театрализованной деятельности (показ настольного театра «Теремок», инсценирование сказки «Курочка Ряба», стихотворения «Мама спит, она устала», игра-инсценировка «Сварим из овощей вкусный суп»; рассказывание сказок, знакомство со считалками; имитация животных: еж, заяц, волк, лиса, медведь, бабочка)

Игры с воспитателем (игры с воздушными шарами; «Шли-шли, что-то нашли», «Поймай солнечных зайчиков», «Чудесный мешочек», «Бегите ко мне», «Найди, что назову», «Приходите ко мне в гости, я вас буду угощать»)

Игры-занятия, упражнения («Мы встречаем гостей», «Уложим куклу спать», «Чаепитие», «Кого как зовут», «Угадай, что звучит», «Оденем куклу на прогулку», «Узнай и назови зверей».

Очень важное значение в быстрой адаптации детей к детскому саду играет семья.

Несмотря на различные воспитательные функции, для развития ребенка необходимо взаимодействие семьи и детского сада. В дошкольном учреждении ребенок получает всестороннее образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, проявлять собственную активность. Основная особенность семейного воспитания — эмоциональный микроклимат семьи, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, определяется чувство самоценности, появляются ценностные ориентации и мировоззрение.

Работа с семьей, по моему мнению, важная задача. Необходимо помочь родителям правильно отнестись к процессу воспитания в период адаптации ребенка к новым условиям. Необходимо взаимодействие и преемственность между детским садом и семьей. Ребенок дошкольного возраста наиболее чувствителен к влиянию родителей. Если в детском саду и дома требования взрослых и стиль взаимодействия между ребенком и взрослыми во многом различны, малышу трудно в них сориентироваться, и ребенок научится вести себя по-разному в разных ситуациях и в зависимости от того, с кем он в данный момент взаимодействует. Дома он будет одним человечком, в обществе — другим, поскольку не сможет самостоятельно сформулировать твердые представления о правильном и неправильном, о том, что хорошо, а что плохо.

Публикации по теме:

Адаптация детей младшего возраста к условиям ДОУ В этом году мне посчастливилось набирать малышей. Этот период, а именно период адаптации является самым тяжелым как для родителей, так и.

Консультация для воспитателей «Адаптация воспитанников младшего возраста к условиям ДОУ» Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых.

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Дети раннего возраста - очаровательные существа. Они деятельны, любопытны, искренни, забавны.

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ (из опыта работы) Адаптация – это процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. Детский сад - новый период в жизни.

Проект «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ посредством фольклора» Проблемное поле проекта: Детский сад –новый период в жизни ребенка, но для успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ без сильных психологических.

Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада» Консультация для родителей: «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада» Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения.

Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Поступление в дошкольное образовательное учреждение важный.

Методическая разработка «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации» Дошкольная образовательная организация (ДОО) является одним из основных институтов социализации детей дошкольного возраста. С поступлением.

Проект «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Проект «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Педагогический проект Тема проекта: «Адаптация детей раннего возраста к условиям.

Родительское собрание во второй группе раннего возраста «Первый раз в детский сад» (адаптация детей к условиям ДОУ)Родительское собрание во второй группе раннего возраста «Первый раз в детский сад» (адаптация детей к условиям ДОУ) Родительское собраниес использованием мультимедийной презентации Форма проведения: устный журнал. Время проведения: сентябрьЦель: Познакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ
Опубликовано: 3 февраля 2016 в 06:53
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД