Проект «Адаптация детей с ОВЗ в социокультурном пространстве в условиях лекотеки»

Татьяна Бизюкина
Проект «Адаптация детей с ОВЗ в социокультурном пространстве в условиях лекотеки»

Проект

Адаптация детей с ОВЗ в социокультурном пространстве через лекотеку.

Постановка проблем, описание социальной значимости проекта.

В последние годы в системе образования России получило развитие новое направление – оказание комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим возникла необходимость разработки образовательных программ нового типа, отвечающих потребностям особых детей, имеющих нарушения развития.

Дети с ОВЗ не могут быть включены в имеющиеся образовательные программы в следствии тяжести и сложности нарушения развития или расстройств поведения, приводящих к социальной дезадаптации. Такие дети нуждаются в особом индивидуально – ориентированном подходе, включающем поддержку их личностного развития, формирования предпосылок обучения, оптимизацию детско-родительского взаимодействия, преодоления психогенных нарушений. Родители этих детей также нуждаются в квалифицированной психолого – педагогической помощи.

Согласно Федеральному Закону Российской Федерации об образовании от 29.12.2012, № 273, ст. 79, п. 6. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Эти обстоятельства явились мотивом для открытия на базе нашего дошкольного учреждения группы лекотека. Данная группа направлена на подкрепление процесса обучения и социализации детей – инвалидов, а также помощь родителям в воспитании и развитии их детей.

Проект будет осуществляться в направлениях:

1. Психолого – педагогическая поддержка семьи:

- обучение родителей специальным методическим и коррекционным приемам необходимым для проведения занятий с ребенком в домашних условиях;

- обучение родителей специальным воспитательным приемам, необходимым в формировании личности ребенка;

- коррекция внутреннего психологического состояния родителей;

- повышение личностной самооценки родителей в связи с возможностью увидеть результаты своего труда в успехах ребенка.

2. Коррекционно – развивающая помощь детям:

- активизация общения ребенка с родителями, педагогами, сверстниками;

- коррекция познавательного развития;

- формирование игровой деятельности;

- развитие эмоционально – личностной сферы;

- обогащение социального опыта ребенка.

3. Работа с педагогами:

- представление информации по вопросам воспитания и развития ребенка с ОВЗ;

- обучение воспитателей образовательных учреждений пользованию средствами лекотеки и методами игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения развития.

Цель и задачи проекта.

Цель: обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ для социализации, подготовки к учебной деятельности, развития личности и оказание помощи родителям (законным представителям) в организации воспитания и развития ребенка.

Задачи:

• психолого-педагогическое обследование и выявление детей, нуждающихся в особых коррекционно - развивающих программах;

• подбор индивидуальных средств общения и работы с ребенком;

• оказание коррекционно-развивающей помощи в личностно-социальном развитии ребенка, психопрофилактика и психокоррекция;

• подготовка к учебной деятельности ребенка, адаптация, социализация;

• формирование у детей мотивационной сферы;

• оказание помощи родителям (законным представителям) в организации воспитания и развития ребенка;

• развитие психолого-педагогической компетентности родителей. Вовлечение родителей в процессы коррекции и терапии;

• помощь в развитии и адаптации родительско - детских отношений.

Методы реализации проекта

1. Методы, обеспечивающие психопрофилактику и психокоррекцию выявленного расстройства у ребенка:

- клинико – психолого – педагогическое обследование детей;

- подбор оптимальных способов обучения и воспитания ребенка;

- проведение индивидуальных психокоррекционных игровых сеансов.

2. Методы, способствующие расширению социальных контактов:

- установление специалистами взаимодействия с ребенком;

- расширение контакта со сверстниками;

- нормализация детско – родительских отношений.

3. Методы обеспечивающие нормализацию детско – родительских отношений:

- анкетирование;

- обсуждение педагогических ситуаций;

- моделирование игровых и проблемных ситуаций.

Примерный план реализации проекта «Адаптация детей с ОВЗ в социокультурном пространстве через лекотеку»

№ Содержание работы

1 Создание условий для присвоения и обогащения социального опыта ребенка.

2 Стимуляция и коррекция двигательного развития.

3 Стимуляция речевого развития.

4 Развитие функциональных возможностей рук.

5 Стимуляция и коррекция познавательного развития.

6 Формирование предметно-манипулятивной деятельности, игровых движений.

7 Стимуляция эмоционально-личностного развития.

8 Активизация и стимуляция общения ребенка с родителями, педагогами, сверстниками.

9 Изучение семьи, детско-родительских отношений.

10 Участие родителей в коррекционно-развивающих занятиях.

11 Участие родителей в игровых сеансах.

12 Индивидуальное консультирование по проблемам развития ребенка.

13 Тематические семинары.

14 Тематические тренинги.

15 Просвещение и психопрофилактика.

16 Участие родителей в досуговых мероприятиях.

17 Ознакомление педагогов с особенностями работы с детьми с ОВЗ.

18 Сотрудничество с родителями.

Бюджет проекта:

- игрушки и средства: для развития движений рук и ручных навыков, для развития тактильного восприятия, для развития зрительного восприятия, для развития слухового восприятия, для развития мышления, для развития речи и языка, для развития альтернативной коммуникации, для социально – эмоционального развития, для музыкального развития, для игры с сыпучими материалами, для игры с водой;

- материалы для изобразительного творчества;

- книги: для детей, для родителей;

- фонотека;

- видеотека;

- специальное оборудование для детей с различными нарушениями развития;

- оборудование сенсорной комнаты.

Ожидаемые результаты:

• установление взаимодействия с родителями воспитанников, установление с ними отношений сотрудничества;

• развитие общения детей в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками;

• снижение чистоты возникновения и остроты проявления негативизма, снижение тревожности;

• улучшение познавательных процессов;

• улучшение сенсорных и двигательных возможностей;

• соблюдение социальных форм поведения;

• проявление самостоятельности во время режимных процессов.

Оценка и отчетность

Диагностика на начало и конец года

Мониторинг

1. Проведение диагностических срезов в процессе коррекционно – развивающей работы с детьми.

2. Корректировка индивидуальных образовательных маршрутов.

Публикации по теме:

Анализ образования детей с ОВЗ в России Одной из приоритетных целей российского образования является достижение доступности и высокого качества, что предполагает приведение в соответствие.

Доклад «Детский туризм в системе физкультурно-оздоровительной и познавательной работы ДОУ» Доклад «Детский туризм в системе физкультурно-оздоровительной и познавательной работы ДОУ» В наш век стрессовых нагрузок и серьёзных нарушений.

Библиотека изображений:
  • Математика
  • Геометрические фигуры
  • Транспорт
Автор публикации:
Проект «Адаптация детей с ОВЗ в социокультурном пространстве в условиях лекотеки»
Опубликовано: 3 февраля 2014 в 08:43
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Проект по патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Мой город Саратов»
Тема: «Мой город Саратов» Характеристики проекта: По доминирующему методу: информационно – практико –ориентированный. По характеру содержания: ребенок и...
Международный День защиты детей. Фотоотчет
В детстве ярко солнце светит, смех звенит и там и тут. Это дети всей планеты песню звонкую поют. 1 июня – первый день лета. Это еще и Международный День...
Симпатичные елочки из бумаги в технике оригами. Мастер класс
Симпатичные елочки из бумаги в технике оригами. Мастер класс Необходимые материалы и инструменты: • Цветная или офисная бумага ( цвет по вашему...
Мастер-класс. Новогоднее украшение из бумаги своими руками «Игольчатая снежинка»
Мастер- класс. Новогоднее украшение из бумаги своими руками «Игольчатая снежинка». Помещение, в котором проводиться праздник надо украсить. Можно...
Мастер-класс «Подарок любимой мамочке» (дети раннего возраста, кружок «Весёлые ладошки»)
Описание работы: мастер-класс для детей раннего возраста, воспитателей, творческих родителей. Назначение: подарок маме, бабушке, сестре. Цель: Учить...