Проект «Адаптация детей с ОВЗ в социокультурном пространстве в условиях лекотеки»

Татьяна Бизюкина
Проект «Адаптация детей с ОВЗ в социокультурном пространстве в условиях лекотеки»

Проект

Адаптация детей с ОВЗ в социокультурном пространстве через лекотеку.

Постановка проблем, описание социальной значимости проекта.

В последние годы в системе образования России получило развитие новое направление – оказание комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим возникла необходимость разработки образовательных программ нового типа, отвечающих потребностям особых детей, имеющих нарушения развития.

Дети с ОВЗ не могут быть включены в имеющиеся образовательные программы в следствии тяжести и сложности нарушения развития или расстройств поведения, приводящих к социальной дезадаптации. Такие дети нуждаются в особом индивидуально – ориентированном подходе, включающем поддержку их личностного развития, формирования предпосылок обучения, оптимизацию детско-родительского взаимодействия, преодоления психогенных нарушений. Родители этих детей также нуждаются в квалифицированной психолого – педагогической помощи.

Согласно Федеральному Закону Российской Федерации об образовании от 29.12.2012, № 273, ст. 79, п. 6. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Эти обстоятельства явились мотивом для открытия на базе нашего дошкольного учреждения группы лекотека. Данная группа направлена на подкрепление процесса обучения и социализации детей – инвалидов, а также помощь родителям в воспитании и развитии их детей.

Проект будет осуществляться в направлениях:

1. Психолого – педагогическая поддержка семьи:

- обучение родителей специальным методическим и коррекционным приемам необходимым для проведения занятий с ребенком в домашних условиях;

- обучение родителей специальным воспитательным приемам, необходимым в формировании личности ребенка;

- коррекция внутреннего психологического состояния родителей;

- повышение личностной самооценки родителей в связи с возможностью увидеть результаты своего труда в успехах ребенка.

2. Коррекционно – развивающая помощь детям:

- активизация общения ребенка с родителями, педагогами, сверстниками;

- коррекция познавательного развития;

- формирование игровой деятельности;

- развитие эмоционально – личностной сферы;

- обогащение социального опыта ребенка.

3. Работа с педагогами:

- представление информации по вопросам воспитания и развития ребенка с ОВЗ;

- обучение воспитателей образовательных учреждений пользованию средствами лекотеки и методами игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения развития.

Цель и задачи проекта.

Цель: обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ для социализации, подготовки к учебной деятельности, развития личности и оказание помощи родителям (законным представителям) в организации воспитания и развития ребенка.

Задачи:

• психолого-педагогическое обследование и выявление детей, нуждающихся в особых коррекционно - развивающих программах;

• подбор индивидуальных средств общения и работы с ребенком;

• оказание коррекционно-развивающей помощи в личностно-социальном развитии ребенка, психопрофилактика и психокоррекция;

• подготовка к учебной деятельности ребенка, адаптация, социализация;

• формирование у детей мотивационной сферы;

• оказание помощи родителям (законным представителям) в организации воспитания и развития ребенка;

• развитие психолого-педагогической компетентности родителей. Вовлечение родителей в процессы коррекции и терапии;

• помощь в развитии и адаптации родительско - детских отношений.

Методы реализации проекта

1. Методы, обеспечивающие психопрофилактику и психокоррекцию выявленного расстройства у ребенка:

- клинико – психолого – педагогическое обследование детей;

- подбор оптимальных способов обучения и воспитания ребенка;

- проведение индивидуальных психокоррекционных игровых сеансов.

2. Методы, способствующие расширению социальных контактов:

- установление специалистами взаимодействия с ребенком;

- расширение контакта со сверстниками;

- нормализация детско – родительских отношений.

3. Методы обеспечивающие нормализацию детско – родительских отношений:

- анкетирование;

- обсуждение педагогических ситуаций;

- моделирование игровых и проблемных ситуаций.

Примерный план реализации проекта «Адаптация детей с ОВЗ в социокультурном пространстве через лекотеку»

№ Содержание работы

1 Создание условий для присвоения и обогащения социального опыта ребенка.

2 Стимуляция и коррекция двигательного развития.

3 Стимуляция речевого развития.

4 Развитие функциональных возможностей рук.

5 Стимуляция и коррекция познавательного развития.

6 Формирование предметно-манипулятивной деятельности, игровых движений.

7 Стимуляция эмоционально-личностного развития.

8 Активизация и стимуляция общения ребенка с родителями, педагогами, сверстниками.

9 Изучение семьи, детско-родительских отношений.

10 Участие родителей в коррекционно-развивающих занятиях.

11 Участие родителей в игровых сеансах.

12 Индивидуальное консультирование по проблемам развития ребенка.

13 Тематические семинары.

14 Тематические тренинги.

15 Просвещение и психопрофилактика.

16 Участие родителей в досуговых мероприятиях.

17 Ознакомление педагогов с особенностями работы с детьми с ОВЗ.

18 Сотрудничество с родителями.

Бюджет проекта:

- игрушки и средства: для развития движений рук и ручных навыков, для развития тактильного восприятия, для развития зрительного восприятия, для развития слухового восприятия, для развития мышления, для развития речи и языка, для развития альтернативной коммуникации, для социально – эмоционального развития, для музыкального развития, для игры с сыпучими материалами, для игры с водой;

- материалы для изобразительного творчества;

- книги: для детей, для родителей;

- фонотека;

- видеотека;

- специальное оборудование для детей с различными нарушениями развития;

- оборудование сенсорной комнаты.

Ожидаемые результаты:

• установление взаимодействия с родителями воспитанников, установление с ними отношений сотрудничества;

• развитие общения детей в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками;

• снижение чистоты возникновения и остроты проявления негативизма, снижение тревожности;

• улучшение познавательных процессов;

• улучшение сенсорных и двигательных возможностей;

• соблюдение социальных форм поведения;

• проявление самостоятельности во время режимных процессов.

Оценка и отчетность

Диагностика на начало и конец года

Мониторинг

1. Проведение диагностических срезов в процессе коррекционно – развивающей работы с детьми.

2. Корректировка индивидуальных образовательных маршрутов.

Публикации по теме:

Анализ образования детей с ОВЗ в России Одной из приоритетных целей российского образования является достижение доступности и высокого качества, что предполагает приведение в соответствие.

Доклад «Детский туризм в системе физкультурно-оздоровительной и познавательной работы ДОУ» Доклад «Детский туризм в системе физкультурно-оздоровительной и познавательной работы ДОУ» В наш век стрессовых нагрузок и серьёзных нарушений.

Библиотека изображений:
  • Математика
  • Геометрические фигуры
  • Транспорт
Автор публикации:
Проект «Адаптация детей с ОВЗ в социокультурном пространстве в условиях лекотеки»
Опубликовано: 3 февраля 2014 в 08:43
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Комплексное занятие во второй младшей группе по аппликации по теме: «Консервируем...
Интеграция образовательных областей: Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Формирование интереса у...
Поделка к 23 февраля. Кружка для папы. (Фотоотчет)
Приближается праздник - День защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Это праздник дедушек, пап, дядь, братьев, поскольку все они наши...
Анюткин сарафан. Сказка.
Дорогие коллеги, представляю вам свою новую сказку. Эта сказка познакомит вас и ваших деток с забытой профессией - СИНИЛЬЩИК ( синила, синильник. Кто это...
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Подбери по цвету».
Для изготовления игравого пособия, необходимы материалы и инструменты: цветная панель, цветной фетр из него я вырезала бантики, носочки, маячки, ручки...
Статья «Дома, где открываются детские сердца»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости! На этой неделе методист школы предложила мне напечатать заметку в учительскую газету под названием...