Консультация «Адаптация дошкольников на занятиях по плаванию»

Александрпа Мангелева
Консультация «Адаптация дошкольников на занятиях по плаванию»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 311 общеразвивающего вида Калининского района г. Уфа Республики Башкортостан

Консультация для инструкторов по плаванию

«Адаптация дошкольников на занятиях по плаванию»

Подготовила

Инструктор по ФК

Мангелева А. В.

Уфа - 2014

Адаптация дошкольников на занятиях по плаванию

Введение

В настоящее время, следуя моде времени, родители все больше внимания обращают на умственное развитие своих детей, не придавая должного внимания физическому.

Может ли это сделать инструктор по плаванию в детском саду?

Как показывает опыт, не всегда и не все родители поддерживают и одобряют посещения детьми занятий в бассейне. Некоторые боятся, что их дети могут заболеть, простудиться. Причины этого явления неосведомленность родителей, недооценка значения плавания для укрепления здоровья детей, незнание условий организации и методик проведения занятий по плаванию, а также неумение самих родителей плавать. Внушение детям со стороны родителей о страхе перед водой. Поэтому одной из важнейших задач является пропаганда плавания среди родителей. Ну и конечно же адаптация младших дошкольников к занятиям по плаванию.

Занятия плаванием помогают обогатить двигательные навыки детей, одновременно решая вопросы закаливания. Если есть такая возможность, то занятия в бассейне лучше начать как можно раньше.

Есть дети, которые по тем или иным причинам боятся воды: погружения лица в воду, попадания воды в лицо, принятия без опорного положения в воде. Такие дети чаще всего избегают занятий по плаванию, придумывают разные причины и поводы, чтобы не ходить на занятия. Что делать с такими детьми в бассейне детского сада? Может быть, не обращать на них внимание: не хотят – пусть и не ходят? А может быть построить занятия таким образом, чтобы и эти дети стремились в бассейн?

Я решила, что бассейн детского сада как раз и есть то место, где необходимо создать условия для привлечения к занятиям всех детей. Медленно, постепенно, но каждый ребенок способен получить определенное

количество необходимых навыков и в то же время получать закаливающие мероприятия.

Программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста по-разному ставят задачи по обучению плаванию.

Многие считают, что основная задача - научить плавать, и используют спортивные подходы к занятиям с дошкольниками, проводят настоящие тренировки. На мой взгляд, такой метод подходит не всем детям.

Мне кажется, что в основу занятий в бассейне необходимо взять игровой метод. В игре ребенок познает мир, малыш отвлекается от процесса обучения, он включается в игру и вместе с персонажами игр и игрушками осваивает водное пространство, преодолевая психологические проблемы и страхи. В коллективе детей многие задачи решать проще: каждый ребенок стремиться показать что-то свое; показать, чему научился именно он. Игра, игровая ситуация помогают педагогу обыграть каждую удачу или неудачу таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя все более и более уверенно от занятия к занятию.

Однако, такие занятия требуют от педагога знания большого количества подвижных игр, он должен быть знаком с детской литературой, соответствующей возрасту детей, у самого педагога должно быть хорошо развито творческое воображение.

В то же время, программа детского сада – это комплексная программа. Воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении должен быть построен таким образом, чтобы дошкольники получили как можно больше жизненно необходимых навыков и знаний. Все педагоги должны работать в тесном сотрудничестве, в том числе и педагог по плаванию. На своих занятиях он может закреплять знания и навыки, полученные детьми на других занятиях: закреплять знания цвета, счета, геометрических фигур, направления движения, использовать знания, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи. Включая в работу элементы сенсорики, литературные тексты и стихи, задания на счет и ориентировку в пространстве, педагог обогащает свои занятия и порою сложные на первый взгляд задания превращает в интересную игру: надо не просто проплыть определенное количество метров, а помочь потерявшимся зверушкам добраться до дома; а с другим заданием могут справиться только “Дельфинчики”; а как интересно путешествие на Северный или Южный полюс, где живёт много водоплавающих животных. Как много еще интересного и познавательного можно узнать на занятиях в бассейне, да еще и научиться плавать.

Так же организация занятий в бассейне помогает детям лучше освоить навыки самообслуживания: дети учатся самостоятельно принимать душ (а это работы медсестры бассейна, самостоятельно вытираться, чтобы нигде не осталось мокрого места, быстро и самостоятельно раздеваться и одеваться.

Занятия в бассейне приносят большую пользу в работе с дошкольниками, но без совместной работы с родителями будет трудно.

Я считаю, что педагог по плаванию детского сада, может считать, что он добился успеха, ни тогда, когда несколько его воспитанников заняли места на каких либо соревнованиях, а тогда, когда практически все выпускники детского сада на том или ином уровне осваивают водное пространство и с удовольствием посещают занятия. Конечно, приятно, когда часть этих детей показывают хорошие результаты и хорошие навыки плавания, но большее удовлетворение я получаю тогда, когда начинают плыть именно те детки, которые изначально воды боялись и не хотели ходить в бассейн.

Три степени адаптации детей

Научиться плавать – большое счастье, но и большой труд. Так пусть игра поможет сделать этот труд легче и приятней. Пусть все дети стремятся в бассейне, а педагоги и родители им помогут

Плавание оказывает благотворное воздействие на детский организм. Занятия плаванием способствуют укреплению функциональных систем организма (дыхательной, опорно – двигательной, сердечно - сосудистой). Обучению сложным действиям и способам становления само регуляции. Занятия плаванием развивают такие черты личности, как целеустремленность, настойчивость, самообладание, решительность, умение действовать в коллективе, дисциплинированность.

Прикладные и оздоровительные возможности плавания велики, и все обучение зависит от педагога. Необходим творческий подход. Ведь каждый ребенок нуждается в особом внимании, индивидуальном подходе. Педагог должен учитывать степень его физического развития и здоровья, его отношение к воде и многое другое.

Плавание благотворно влияет на физическое развитие ребенка, но и формирование его личности. Не всем детям общение с водой доставляет удовольствие и радость, некоторые боятся входить в воду, боятся глубины. Психологами установлено, что главная опасность на воде – не действия в ней, а неправильное поведение, чувство страха и боязнь глубины, именно поэтому первые шаги обучения плавания направлены на то, чтобы помочь ребенку преодолеть это неприятное чувство, помочь ему адаптироваться в новой для него среде.

Можно выделить три степени адаптации ребенка:

Легкая

• не боится воды

• активен

• посещает все занятия

• с удовольствием входит в воду

Средняя

• редко пропускает занятия по болезни

• нужно время, чтобы настроится на занятия

• испытывает легкую тревожность, не сразу заходит в воду

Тяжелая

• Ребенок боится воды

• Неактивен, медленно заходит в воду

• Проявляет невротические реакции

• Отказывается от занятий

Этапы адаптации

Адаптация к занятиям плаванием в детском саду включает три этапа:

Подготовительный, практический, итоговый.

На подготовительном этапе малышам предлагают знакомые потешки, стихи, сказки:

Водичка, водичка

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток

И кусался зубок.

***

Моем ручки и живот,

Улыбается роток.

Мыло не кусается

Танюшка улыбается.

Будем весело играть,

Весело плескаться.

Всех ребяток позовем

Будем мы купаться.

***

Дождик лей, лей, лей

И водички не жалей.

Чтобы наши малыши

Побыстрее подросли.

Которые помогают настроить детей на радостные водные процедуры, преодолеть страх, полюбить воду. Также инструктор по плаванию приводит детей на экскурсию в бассейн, где знакомят с раздевалками, душевыми, оборудованием и правилами поведения в бассейне. Приглашают посетить занятия в старших группах, посмотреть как занимаются дети на занятиях по плаванию.

В основной этап входит несколько частей: это привыкание, освоение воды, овладение умениями.

Привыкание к воде происходит через приспособление к ее свойствам. Когда ребенок отпускает голову в воду, она сразу попадает ему в рот, нос, уши. Нормальная реакция – это рефлекторное закрывание глаз, что затрудняет ориентирование и усиливает чувство неуверенности. И задача воспитателя побороть эту неуверенность. Для повышения активности ребенка в период адаптации применяют игры «Солнышко и дождик», «Карусели», «Уточки» и др., различные варианты ходьбы, бега, прыжков.

Для закрепления свойств воды используют дополнительное оборудование: мячи разных размеров, мелкие плавающие игрушки. Дети должны понимать, что вода требует от человека спокойных движений. Не стоит требовать от малыша сознательного освоения программного материала, дайте ему освоиться. Успешное овладение плавательными навыками осуществляется через образные игры и соревнования: «Рыбки в воде», «Крокодил», «Цапля и лягушата», и не забудьте похвалить ребенка. Огромное значение в преодолении страха перед водой на всех этапах имеет предварительная подготовка на суше.

Итоговый этап. На этом этапе происходит закрепление навыков передвижения в воде, самостоятельности, активности, уверенности в своих движениях. Здесь индивидуальные упражнения сочетают с коллективными играми.

Если ребенок после 8 -10 занятий с удовольствием посещает бассейн, свободно передвигается в воде, играет и улыбается, можно сказать его адаптация прошла успешно.

Публикации по теме:

Фотоотчёт открытого занятия по плаванию в средней группе.Фотоотчёт открытого занятия по плаванию в средней группе. фотоотчёт открытого занятия по плаванию в средней группе. Открытое занятие по плаванию. «Стрелочка» Инструктор по плаванию Шабан.

Открытка к Дню пожилого человекаОткрытка к Дню пожилого человека Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №3 «Чебурашка» Мензелинского муниципального.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Консультация «Адаптация дошкольников на занятиях по плаванию»
Опубликовано: 11 марта 2014 в 13:46
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...
Проект на тему «Формирование познавательного интереса к исследовательской...
Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с большим удовольствием...
Итоговое комплексное занятие в старшей группе «Путешествие на необитаемый остров»
«Путешествие на необитаемый остров». Конспект итогового занятия за первый квартал в старшей группе. Цель: Формировать познавательный интерес к природе....