Нажмадинова Регина Данисовна
Консультация «Адаптация малыша в ДОУ»
Ваш малыш подрастает. Вы задумываетесь о детском саде?Как подготовить себя и ребенка к детскому саду? Какой детский садик выбрать?
Эмоциональнаясвязь с мамой в этот период крепкая, дает ребенку опору и безопасность. Основныепсихологические и физиологическиепотребности ребенка связаны с мамой. Дети,которые пребывают с мамой весь ранний возраст,отличаются эмоциональной устойчивостью и благополучием. По наблюдениямвсех специалистов дошкольного развития, в последнеедесятилетие дети-дошкольники отличаются большими трудностями развития, нежели предшествующее поколение. Поэтому бытьдо3-4 лет с мамой – важно и полезнодля здоровья!Можно посещатьразвивающие занятия вместе смамой,игровые занятия дляраннего развития-первая ступень социализации малыша.
Публикация «Консультация „Адаптация малыша в ДОУ“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
2. «Исполнилось3года,значитнадо идти в сад на полный день».
Детский сад принимает детейстрех лет. А готовность и возможность остаться в саду без мамы у всех детейразная. Кто-то может адаптироваться в три года, а кто-то и в 5 лет с трудомрасстается с родителями на насколько часов. Адаптироваться–этозначит ходить в сад с интересом, желанием, расставаться безболи и страданий,выдерживать нагрузки. Девочки привыкают ксаду быстрее и могут начать ходить в 3-3,5 года. Мальчики адаптируются медленно, трудно и ближе к4годам. Ониэмоционально сильнее привязаны к маме. Мамам мальчиков нужно запастись терпением и не форсировать события, медленноприбавляя время пребывания в саду. Очень важно ориентироваться на состояние ребенка: бодрость или унылость,стабильность или беспокойство,частые простудные заболевания. Какова последовательностьприбавления нагрузок в саду?Сначала лучше приходить на период игры илипрогулки. Затемдобавлять время развивающих занятий. Потом прибавлять прием пищи:сначала–завтрак,позже–обед. Самое трудное по привыканию в режимесада для детей – это дневнойсон. Еголучше добавлять в последнююочередь, когда все остальные периоды дня пройдены благополучно. Ориентироваться надо не на слова и желания ребенка,анаего состояние! Бывают случаи,когда ребенок3-4лет бодро и радостноговорит, что хочет остаться на целый день в 1-2 день посещения сада. Иродители радостно соглашаются. Но для ребенка–остаться в саду–это игра,как и новыеигрушки, красивая обстановка, интересные занятия. Исон в саду ему кажется занятной игрой до тех пор, пока его не уложат в кровать. Здесьигра заканчивается, и ребенок требует маму. Онпривык спать с мамой, чтобы она была рядом. Привык к определенномуритуалу засыпания. Малыш возмущается и страдает, не может понять, почему нет мамы по его желанию. Может возникнуть стойкое нежелание посещать сад на фоне пережитых сильных неприятных чувств. Из-за того, что малыш еще не был готов к этому режимному моменту.
3. «В детский сад надо идти в сентябре»
Самое лучшее время для адаптации детейксаду – весна (с мая месяца) и лето. В это время заканчиваются занятия познавательного цикла, больше творчества и прогулок. Световой день длинный,больше солнца и тепла. Дети легче утром просыпаются,они более окрепшие физически и эмоционально устойчивее. Осень–не удачное время для начала адаптации. Впериод привыкания к саду детям важна неспешность процессов,отсутствие суеты. Малышам важно осмотреть все вокруг, разглядеть,поиграть во все игрушки. Летом это сделать легче,так как меньше детей ходят в сад,воспитатели выполнили основные образовательные задачи и в группахбольше времени для ролевой игры. У детей есть свои «осенние трудности». Как они проявляется:
- дети быстрее утомляются,им труднее концентрировать внимание
- эмоциональный фон несколькоснижен из-за темного времени суток, дождей и недостатка солнца
- на улице холодно и по утрам нужно надевать много одежды, а родители, как правило,торопятся,боясь опоздать в сад- создаются ситуации с неприятными эмоциями, еще одна из причин не хотеть идти никуда по утрам
-трудно проснуться утром, утренняя вялость
-осенью дети часто болеют простудными заболеваниями
4.«Адаптация к саду проходит 1-2 недели»
Многиеродители, приводя в сад ребенка в 3 года, планируют только одну неделю адаптации (т. Е пребывание до обеда). А уже со второй недели хотят оставлять ребенка на сон, до вечера. 1-2 недели – это период адаптации эмоционально устойчивого ребенка, который уже посещал другой детский сад и ему 5-6 лет. Для детей 3-4 лет привыкание к саду – это период от месяца до полугода. Девочки – быстрее адаптируются и готовы выдерживать нагрузку полного дня через месяц- полтора, мальчики – сложнее. Бывает и так: ребенок начинает оставаться на полный день в саду, ему нравится, легко расстается с родителями. А через 1, 5-2 месяца мы наблюдаем последствия психического перенапряжения (тики, навязчивые движения, логоневроз, энурез, частые простудные заболевания как последствие снижения иммунитета, которое говорит, что нагрузка сада оказалась выше возможностей ребенка. Что является нагрузкой в детском саду? Это родителям трудно понять. Малыш получает много за день впечатлений. На занятиях и в различных видах деятельности ребенку необходимо слушать, направлять свое внимание, сосредотачиваться, задействовать все органы восприятия. В режимных моментах и быту дети стараются следовать правилам, отказывать себе в сиюминутных желаниях. Аещепо несколько раз в день надо одеваться и раздеваться, активно играть на прогулке. Участвовать в игре со сверстниками, прикладывая усилия, чтобы договориться и понять партнера. Эмоционально проживает разные неприятные моменты контакта. На все эти процессы уходит много сил и ресурса ребенка. Поэтомулучше всего в период адаптации ориентироваться на актуальное состояние ребенка,наблюдая, как ребенок переносит возрастающую нагрузку.
5. «Детипри расставании с родителями в детском саду должны первое время плакать. Это нормально»
Если всеважные моменты подготовки к адаптации соблюдены, и ребенок и родители готовы к посещению сада, дети не должны при расставании с родителями в детском саду плакать, особенно с душераздирающими криками и в тревоге. Конечно, все дети имеют право на грусть. Но в данной ситуации - это сигнал,что-то было сделано не правильно, что-то важное не учли. Или ребенок былксаду не готов, не были учтены какие-то особенности малыша. Поэтому необходимадополнительная помощь психолога в разработке этапов адаптации и в поддержкеродителей.
6. «В первые дни посещениясада родителям лучше всего быстро уходить и не сидеть в коридоре»
Ребенок, жизнь которого все предыдущие 3-4 года была рядом с мамой, встенах его дома, с близкими родственниками, не может сразу и надолго быть безэтих составляющих. Поэтомупервые дни в саду важно, чтобы мама или другой близкий был рядом. Этодает ребенку ощущение безопасности, возможность получить ресурсиподдержку. Сначала малыши выбегаю обняться и прижаться к маме часто, потом реже. Ребенку нужно время принять, что есть еще другой вариант бытия, жизнь в группе сверстников с чужим взрослым. В жизни ребенка до сада мама была главным человеком, она помогала ему и сопровождала во всех процессах. Теперь нужно время, чтобы принять необходимость ориентироваться на другого взрослого – воспитателя. Учиться обращаться к нему, получать помощь и поддержку. КАК родителям полезно пребывать в саду в первые дни? Я рекомендую взять книжку, журнал или что-то еще, чем можно занять себя. Когда ребенок выбегает к вам, важно быть спокойной и радостно его встречать. Если малыш просит вас помочь решить какую-то трудность в группе, обратитесь к воспитателю. Важно, чтобы ребенок слышал «Здесь воспитатель знает, как и что делать. Давай спросим его. Он здесь главный взрослый. Он тебе поможет». Пусть малыш услышит, как вы спрашиваете воспитателя, давая понять, как ему в дальнейшем надо делать это самому. Хорошо, если ребенок будет свидетелем вашего общения с воспитателем. Если вы говорите с доверием, радостью, то для ребенка это будет сигналом доверия новым взрослым. Бывает, что ребенку трудно оторваться от мамы и зайти в группу. Поэтому, хорошо в первый день зайти в группу вместе с малышом, обойти ее, рассмотреть всё вокруг, пообщаться при ребенке с детьми, воспитателями, поиграть вместе. Если в последующие дни ребенку всё-таки будет трудно расстаться – не отпихивайте его, не толкайте в сторону группу, не заставляйте идти, не злитесь за то, что ему трудно. Все эти действия приведут к обратному эффекту: ребенок «вцепится» в вас, так как окажется в вашем поле тревоги, и сам будет еще больше волноваться. И зайти в группу не сможет. Наоборот, наберитесь терпения и подождите, когда вашему ребенку станет скучно с вами, ведь в группе игрушки и дети. Любопытство возьмет верх. Надо только подождать и сохранять спокойствие.
7. «Об исчезнувшей маме»
Знакома ли вам такая ситуация? Первые трудные дни привыкания ребенка к саду. Малыш, с трудом оторвавшись от мамы, идет в группу. Ему интересны игрушки, новая обстановка, играющие дети. Он увлекается игрушкой, отвлекается от мамы. В это момент воспитатель шепчет маме «Идите! Видите, играет. Уходите, пока он отвлекся». И мама исчезает. Что происходит с ребенком, который несколько секунд назад видел маму, стоящей в коридоре, и вдруг – её НЕТ! Она исчезла! Куда, где мама?! Ребенок забывает про игрушки. Он испытывает смешанные сильные чувства: страх, удивление, непонимание, растерянность, беспокойство. Была мама и исчезла! Прожив стресс в такой ситуации, ребенок «привязывается» к маме, не отпускает, цепляется за руки, плачет, кричит. Он боится повторения травмирующей ситуации. Поэтому старается сделать всё, чтобы она не повторилась. После этого расставание в детском саду с мамой может стать ежедневной драмой.
Как можно было маме уйти? Она должна была попрощаться, сказать малышу, что уйдет, сообщить, когда вернется за ним. Маленькие дети лучше всего понимают время по режимным моментам: обед, тихий час, полдник, прогулка. Ребенок имеет право печалиться расставанию с мамой. Но, услышав мамино «Я уйду», у него будет ясность и понимание, что мама ушла, когда она придет. Ясность ребенку очень важна.
8. «Мы отдали в детский сад, вот пусть там воспитывают и развивают ребенка. Детский сад решит все трудности ребенка»
Детский сад – это услуга по оказанию помощи родителям. Но сад не отменяет первостепенной роли семьи в жизни ребенка. Все ценности, традиции, особенности контакта ребенок осваивает и присвоит именно в семье. Поэтому семье важно быть для своего малыша примером и образцом в общении и поведении. Эмоциональное состояние и способы поведения ребенка напрямую зависят от папы и мамы. В саду есть развивающая среда и занятия. Но ничто не заменит ежедневного общения ребенка с родителями обо всем происходящем вокруг и в семье; совместного времяпровождения в игре и семейных событиях; познавательных поездок и просто эмоционального проживания друг друга.
Пусть Ваш малыш с радостью говорит «Хочу в детский сад!».