Адаптация ребенка к детскому саду в условиях разновозрастной группы.

Галина Николаевна Аникеева
Адаптация ребенка к детскому саду в условиях разновозрастной группы.

Адаптация ребенка к детскому саду

в условиях разновозрастной группы.

Адаптация (от лат. - приспособлять) - в широком смысле - приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям.

В условиях дошкольного учреждения адаптацию необходимо рассматривать как процесс вхождения ребенка в новую для него среду и болезненное привыкание к ее условиям. Адаптация к дошкольному учреждению - сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов.

Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций (динамического стереотипа) малыша, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни.

Для того чтобы ребенок мог быстро и безболезненно адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, необходимо готовить его к поступлению в детский сад. В этом мы неоднократно убеждались, консультируя родителей и детей по поводу адаптации к детскому саду.

Родители не всегда в должной мере осознают, что, приходя в детский сад, ребенок попадает в иные условия, существенно отличающиеся от тех, к которым он привык дома.

Детям трудно привыкать к новому учреждению, незнакомым сверстникам, требованиям со стороны взрослых, режимным моментам.

Родители испытывает тревогу за своего ребенка, и также привыкают к требованиям детского сада. А воспитателям необходимо найти подход к детям и их родителям.

Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения взрослым необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему. Это в большой степени зависит и от профессионального мастерства воспитателей, атмосферы тепла, доброты, внимания, которую они смогут создать в группе.

Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, когда его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям. Ребенок должен быть готов к тому уровню общения, который задает атмосфера детского сада. А получается так, что дети далеко не всегда обладают необходимыми для той или иной группы детского сада навыками коммуникации.

Так же влияет на адаптацию тип темперамента ребенка. Замечено, что быстро привыкают к новым условиям сангвиники и холерики. А вот флегматикам и меланхоликам приходится туго. Они медлительны и поэтому не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть, выполнить задание. Их часто подгоняют, причем не только в садике, но и дома тоже, не давая возможность побыть с собой.

Начало посещения детского сада для ребёнка любого возраста - сложный период адаптации к новым социальным условиям. Малыш привык быть для мамы с папой единственным и самым любимым, а тут вдруг его привели в незнакомый дом, где вокруг много маленьких детей, и оставили там одного, пусть совсем ненадолго.

Среди психологов однозначного мнения, когда детям лучше всего начинать ходить в садик, не существует. Одни специалисты считают, что отдавать малыша в сад нужно или в 2 или в 4 года, когда минует так называемый кризис 3 лет (важный период становления самостоятельной личности ребенка). Другие утверждают, что наиболее подходящий возраст – 5 лет, когда непосредственно возникает необходимость подготовки малыша к школьной жизни. Еще одна группа психологов, наоборот, оспаривает это мнение, аргументируя тем, что у ребенка уже складывается определенный образ жизни, и потеря приватности в общении со значимыми взрослыми, связанная с посещением садика, негативно скажется на состоянии ребенка. Существует так же мнение, что ребенку тем проще адаптироваться, чем в более младшем возрасте его поведут в детский сад (по принципу - он маленький и всё равно, где быть и играть).

Мое мнение таково, что возраст решающего значения не имеет, и, если педагоги будут придерживаться определенных принципов работы, то адаптация ребенка к дошкольному учреждению может проходить безболезненно в любом возрасте.

Группа, в которой я работаю, не совсем обычная: детки возраста от 3-х до 7-ми лет, работаем с использованием элементов системы Марии Монтессори. Такой разброс по возрасту в группе вызывает определенные сложности в работе педагогов, работающих с детьми одного возраста; это и проведение образовательной деятельности, и особенности в организации режимных моментов, проведение праздников, и особенно общение и взаимоотношения между детьми младшего и старшего возраста.

В нашей группе мы стараемся обеспечить ребенку максимально комфортное психологическое состояние с первых дней пребывания его в детском саду. За время многолетней работы мы выделили основные пункты, которых и придерживаемся в процессе помощи детям в период их адаптации в детском саду, естественно, учитывая возрастные, индивидуальные особенности детей.

Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей, поэтому первый этап – это работа с родителями, которую необходимо начинать до поступления ребенка в сад.

Когда родители ребенка впервые приходят знакомиться с группой и воспитателями, в процессе беседы с ними, мы как можно более полно стараемся узнать об индивидуальных особенностях ребенка, что ему нравится, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, определяем, какие методы поощрения и порицания приемлемы для данного ребенка.

Родители, отдавая ребенка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу. Чутко улавливая состояние и настроение своих близких, особенно мамы, ребенок тоже тревожится.

Поэтому наша задача как педагогов - успокоить, прежде всего, взрослых: мы приглашаем их осмотреть групповые помещения, показываем шкафчик ребенка, его кровать, игрушки, рассказываем, чем ребенок будет заниматься, во что играть, знакомим с режимом дня, вместе обсуждаем, как облегчить период адаптации для их малыша.

Обычно мы рекомендуем родителям в первые дни приводить ребенка только на прогулку, так как в этот режимный момент ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Советуем приводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются.

Мы настоятельно советуем родителям внимательно прислушиваться к нашим советам, принимать к сведению консультации воспитателей, наши наблюдения и пожелания. Ибо, если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.

Далее, время пребывания в детском саду в первые дни мы рекомендуем не более 2-3 часов, не зависимо от возраста. Очень важно, чтобы малыш был изначально уверен, что в детском саду интересно, и совсем не страшно остаться там без мамы на какое-то время. Поскольку представления о временных интервалах у маленьких детей очень условны, мы предлагаем родителям ориентировать детей на какой-либо режимный момент: «Я приду за тобой после прогулки (обеда, сна и т. д.)»

Рекомендуем родителям расставаться с ребенком легко и быстро, так как долгие прощания с обеспокоенным выражением лица, вызовут у ребенка тревогу, что с ним здесь может что-то случиться, и он долго не будет отпускать родителей, волноваться, переживать, в результате, скорее всего, расплачется, настроение испортится и у ребенка и у мамы, зерно отрицательного отношения к детскому саду у ребенка будет посеяно.

Если ребенок к концу дня выглядит утомленным, капризничает, проявляет видимую усталость, советуем родителям на время сократить длительность пребывания малыша в детском саду, либо давать ему еще один дополнительный день отдыха в неделю.

Важный момент-экскурсия по групповому помещению, чтобы ребенок знал, где можно помыть руки, где туалет, игровая комната, помещение для занятий и пр. Обязательно оформляем картинками шкафчик для одежды, полотенца, кроватку, место за столом: ребенок чувствует себя более уверенно, когда на новом месте у него есть что-то «свое».

Для создания эмоционально благоприятной атмосферы в группе необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Мы приложили много усилий, чтобы создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в нашей группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пойдет адаптация.

Чтобы дети не испытывали дискомфорт от размеров групповой комнаты и спальни - они слишком большие, не такие, как дома, мы постарались "одомашнить" группу: красивый дизайн, доступность и разнообразие игрового и развивающего материала, среди которого предусмотрены игры с песком и водой, а так же мольберт с рулоном бумаги для рисования, где дети в любое время могут рисовать фломастерами, маркерами, мелками, тем самым снимая свое психологическое напряжение.

Адаптация ребенка к детскому саду в условиях разновозрастной группы.

Перед сном у нас практикуется чтение сказок; включаем аудиозапись со звуками природы, что дает детям возможность успокоиться, расслабиться и спокойно отдохнуть.

В период адаптации мы стараемся на какое-то время сохранить привычные для ребенка приемы воспитания, постепенно вводя правила поведения, принятые в группе.

Очень важное значение для успешной адаптации имеет сформированность навыков самообслуживания, связанных с умением самостоятельно есть и пить, одеваться, выполнять другие гигиенические процедуры. Именно поэтому акцентируем внимание родителей на удобство одежды и простоту её использования, чтобы маленький ребенок не испытывал сложностей при надевании повседневных вещей (носочки, футболки, обувь).

У некоторых детей на почве волнения и переживаний от пребывания на новом месте часто пропадает аппетит, они «не хотят» есть. Наш принцип - не настаивать, чтобы ребенок в первые дни нахождения в группе съедал непременно все, у ребенка может быть обратная реакция, вплоть до тошноты и расстройства желудка, это может вызвать нежелание идти в садик и на долгое время закрепить отрицательное отношение к новой обстановке, так как там «заставляют есть». По прошествие нескольких дней такой ребенок сам с гордостью показывает свои пустые тарелки и объясняет маме, что он уже большой, подрос и съедает все.

В группе у нас есть фотоальбом, куда мы помещаем фотографии различных событий и мероприятий группы. Часто мы с детьми рассматриваем эти фотографии, ребята, посещающие группу не один год, узнают своих товарищей, ушедших в школу, вспоминают о событиях, изображенных на снимках. Это так же вызывает положительные эмоции у новичков.

Ведущей деятельностью дошкольников является игровая, и, конечно, мы используем совместные с детьми игры для решения основной задачи адаптационного периода - формирования эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.

В процессе взаимодействия с ребенком, мы создаем у него положительное отношение ко всем процессам, развиваем различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируем потребность в общении со взрослыми и детьми, тем самым обеспечиваем решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускоряется и облегчается протекание адаптационного процесса.

Длительность адаптации зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша, от правильного подхода взрослых к привыканию детей. Если ребенок активен, коммуникабелен, любознателен, его адаптация проходит сравнительно легко и быстро.

Другой малыш медлителен, шум и громкие разговоры раздражают его, он не умеет сам есть, раздеваться. Такому ребенку необходим более длительный срок адаптации.

В процессе нашей деятельности, мы как педагоги, более подчеркиваем положительные действия и стремления детей, чем порицаем негативные.

Поскольку у нас группа разновозрастная, в группе всегда есть дети, которые ходят уже не первый год, мы предлагаем такому «старичку» показать новому ребенку, где в группе у нас находятся игрушки, как с ними можно играть, как они называются; принять к себе в игру.

Каждый новенький ребенок поручается волонтеру из детей, которые давно посещают группу. Этот волонтер приглядывает за новичком, когда дети выходят за пределы группы (например, на прогулку, музыкальное или физкультурное занятие): идет с ним за руку, встает в пару в танцах, объясняет

правила поведения в группе, показывает, как заниматься с монтессори-материалом.

Руководящая роль воспитателя в процессе работы практически незаметна для постороннего взгляда, создается впечатление, что он просто напоминает о следующих режимных моментах; благодаря такому ненавязчивому руководству, старшие дети чувствуют себя «взрослыми», проявляют больше самостоятельности, и, как следствие, внимания и заботы к младшим и новеньким сверстникам, воспитывается чувство ответственности.

Плюсы таких методов адаптации в том, что ребенок не испытывает давления взрослого на себя, приучается выстраивать общение со сверстниками, усваивает модели поведения с более старшими и, затем, с более младшими детьми, чувствует себя не одиноким, а нужным на новом месте. Все это впоследствии помогает ребенку быстрее адаптироваться в любом коллективе, выстраивать адекватные отношения с людьми разного возраста, с лучшей стороны раскрыть свои способности и качества личности.

Исходя из многолетнего опыта работы с применением данных принципов подхода к проблеме адаптации, могу сказать, что адаптационный период у детей, приходящих в нашу группу короткий и проходит легко, дети чувствуют себя комфортно; подтверждением этому служит то, что родители приводят к нам по второму, третьему ребенку, рекомендуют своим родственникам, знакомым, друзьям. А мы в свою очередь очень рады, что малыши начинают свою жизнь в обществе с положительных эмоций и желаем им, чтобы и в дальнейшем они пронесли их через всю жизнь.

Список литературы

1. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Ребенок в детском саду. – 2003. – № 5.

2. Баркан А. И. Практическая психология для родителей, иликак научиться понимать своего ребенка. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2007.

3. Варпаховская О. “Зеленая дверца”:первые шаги в общество/ Ребенок в детском саду. – 2005. – № 1.

4. Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого–педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада / Дошкольное воспитание. – 2004. – № 7.

5. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста / Дошкольное воспитание. – 2006. – № 1.

6. Луговская А., Кравцова М. М., Шевнина О. В. Ребенок без проблем! Решебник для родителей. – М.: Эксмо, 2008.

7. Пыжьянова Л. Как помочь ребенку в период адаптации / Дошкольное воспитание. – 2003. – № 2.

8. Севостьянова Е. О. Дружная семейка – М.: ТЦ Сфера, 2006.

9. Семенака С. И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе – М.: АРКТИ, 2006.

Публикации по теме:

Аннотация к проекту по адаптации детей к условиям детского сада: «Легкое перышко»Аннотация к проекту по адаптации детей к условиям детского сада: «Легкое перышко» В 2011 - 2012гг. я совместно со своими коллегами Мариной Корыстиной и Еланой Пазоной участвовала в разработке и внедрению проекта по адаптации.

Презентация по адаптации 1 слайд - Адаптация ребенка к детскому саду 2 слайд - Что такое адаптация 3 слайд - Цель и задачи адаптации 4 слайд - Степени адаптации.

Библиотека изображений:
  • Искусство
  • Новый год
  • День рождения
Автор публикации:
Адаптация ребенка к детскому саду в условиях разновозрастной группы.
Опубликовано: 14 марта 2013 в 13:40
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет открытого занятия для детского сада в первой младшей группе «В гостях у...
Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу предоставить вам фотоотчет открытого занятия для детского сада в первой младшей группе. Конспект занятия я...
Выступление на педсовете «Развитие познавательной активности на занятиях математики...
Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ" "Детская природа требует наглядности". К. Д. Ушинский Математическое развитие...
Фотоотчет «Солнышко для бабушки и мамы»
День матери — международный праздник в честь матерей. В России в этот день принято поздравлять матерей. Все любят и чтят свою маму, самую нежную, прекрасную,...
Сценарий новогоднего праздника для детей младшей группы.
Под веселую музыку дети вбегают в музыкальный зал и останавливаются вокруг елочки. Ход праздника. Ведущая. Вот пришла, ребята елка К нам на праздник в...
Украшение окон к новому году
В преддверии Нового года у всех нас появляется ощущение волшебства, радости , счастья, ожидание какого-то чуда. Многие люди украшают к Новому году и...