Папки-передвижки

Адаптация учащихся 5 класса к новым условиям обучения

Лилия Дамберг
Адаптация учащихся 5 класса к новым условиям обучения

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области,

«Алапаевская школа-интернат,

реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»

«Адаптация 5 класса к новым условиям обучения

у учащихся с нарушением интеллекта»

Педагог-психолог: Дамберг Л. С.

Публикация «Адаптация учащихся 5 класса к новым условиям обучения» размещена в разделах

Период адаптации в пятом классе является одним из трудных периодов школьного обучения. Перед каждым учеником стоит задача адаптации к непривычным условиям обучения : к множеству учебных предметов, к новым учителям и др. Это обусловлено совокупностью содержательных перемен, которые происходят в школьной среде и внутреннем мире детей этого возраста.

Состояние детей в этот период, с педагогической точки зрения, характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учебе и ее результатам; с психологической точки зрения — снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности.

В связи с этим, необходимо исследовать эмоционально-психологический статус школьников для преодоления трудностей периода адаптации к новой социальной ситуации; для предупреждения и преодоления школьных факторов риска.

Психодиагностический инструментарий включил в себя следующие диагностические материалы (таблица 1)

Таблица 1. Перечень диагностических методик, направленных на определение уровня адаптации пятиклассников

Направление деятельности Цель Диагностические методики Отслеживаемые УУД

Определение уровня психологической комфортности 5 класса в условиях адаптации к основной школе; изучение эмоционально-психологического климата в классном коллективе Выявление обучающихся с трудностями в адаптации к обучению в основной школе

1. Опросник «Учебная мотивация школьников»

Н. Г. Лускановой 1. Личностные (мотивационная сфера – желание выполнять учебные действия)

2. Методика «Лесенка»

В. Г. Щур. Исследование самооценки обучающегося 2. Личностные (сформированность личного, эмоционального отношения к себе)

3. Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) 3. Личностные (отношение к ряду типичных жизненных ситуаций общения с другими людьми)

4. Изучение эмоционально-психологического климата в классе (Г. А. Карпова 4. Личностные (отношения между ребятами)

Таблица 2. Результаты психологического обследования уровня адаптации

5 класса к среднему звену (9 чел.)

Название методики Уровни

Методика «Лесенка»

В. Г. Щур низкий уровень самооценки средний уровень самооценки высокий уровень самооценки

2 чел. 5 чел. 2 чел.

Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) низкий уровень тревожности средний уровень тревожности высокий уровень тревожности

0 чел. 5 чел. 4 чел.

Опросник «Учебная мотивация школьников»

Н. Г. Лускановой низкий уровень учебной мотивации средний уровень учебной мотивации высокий уровень учебной мотивации

0 чел. 4 чел. 5 чел.

Изучение эмоционально-психологического климата в классе Г. А. Карповой

низкий уровень ЭПК средний уровень ЭПК высокий уровень ЭПК

3 чел. 5 чел. 1 чел.

Рисунок 1. Гистограмма уровня самооценки, уровня тревожности, уровня школьной мотивации, уровня эмоционально-психологического климата учащихся 5 класса

Самооценка школьников

Низкий уровень самооценки проявлен у 22% учащихся, средний уровень самооценки – у 56% учащихся, высокий уровень самооценки – у 22% учащихся.

Тревожность школьников

Низкий уровень тревожности у учащихся не проявлен – 0%, средний уровень тревожности – у 56% учащихся, высокий уровень тревожности – у 44% учащихся.

Учебная мотивация школьников

Низкий уровень учебной мотивации не проявлен у учащихся – 0%, средний уровень учебной мотивации – у 44% учащихся, высокий уровень учебной мотивации – у 56% учащихся.

Эмоционально-психологический климат в классе

Низкий уровень ЭПК проявлен у 33% учащихся, средний уровень ЭПК – у 56% учащихся, высокий уровень ЭПК – у 11% учащихся.

В результате психологического обследования, в классе преобладает адекватная самооценка учащихся, сформированная учебная мотивация школьников, комфортный эмоционально-психологический климат в коллективе.

Протоколы обследования в приложении 1.

По проведенному психологическому обследованию были даны рекомендации:

1. По результатам исследования самооценки Методика «Лесенка» В. Г. Щур необходимо обратить внимание на низкий (2 чел.) и высокий уровень (2 чел.) самооценки учащихся, выработать план коррекционных мероприятий развития адекватной самооценки.

2. По результатам диагностики Теста тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) обратить особое внимание на проблемные сферы (отношения ребенок-взрослый; отношения ребенок-ребенок; повседневные действия). Выработать план коррекционных мероприятий по снижению уровня тревожности (4 чел.) и психоэмоционального напряжения и повышению стрессоустойчивости.

Возможными методами коррекционной работы может служить выработка навыков саморегуляции (навыки диафрагмального дыхания, мышечной релаксации и т. д.) и применение этих навыков для снижения уровня тревожности в «проблемных» сферах. Эти же методы могут использоваться и в качестве профилактических мероприятий, направленных на повышение стрессоустойчивости ребенка в кризисные периоды развития.

3. По результатам Опросника «Учебной мотивации школьников» Н. Г. Лускановой можно говорить о том, что школьная мотивация учащихся сформирована на достаточном уровне.

4. По результатам методики «Изучение эмоционально-психологического климата в классе Г. А. Карповой» необходимо обратить внимание на низкий уровень (3 чел., для этого нужно включить в программу адаптации 5 класса к среднему звену эффективные способы на сплочение и развитие коллектива.

Таким образом, по результатам психологического обследования (табл. 2) разработана и составлена рабочая программа по психологии для обучающихся 5 класса. При разработке и составлении рабочей программы были учтены рекомендации психодиагностического обследования.

Итак, в содержание программы по психологии для обучающихся 5 класса включены следующие актуальные разделы:

I. Адаптация к средней школе (на основе авторской программы адаптации детей к средней школе Коблик Е. Г. «Первый раз в пятый класс»)

II. Установление межличностных отношений (на основе авторской программы Коробкиной С. А. «Я – пятиклассник»)

III. Формирование социально корректного поведения (на основе коррекционно-развивающих занятий Семенака С. И. «Социально-психологической адаптации ребенка в обществе»)

IV. Школьная тревожность (на основе авторской программы Микляевой А. В., Румянцевой П. В. «Программа групповой работы по проблеме школьной тревожности для учащихся пятого класса»)

V. Саморазвитие личности (на основе программы социально-психологического тренинга Анн Л. Ф. «Саморазвитие личности»)

Планируемые результаты: навыки уверенного поведения; коммуникативные навыки; навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей.

Занятия педагога-психолога с детьми 5 класса проводятся как индивидуально, так и с подгруппами.

Вывод: В целом можно сказать, что пятиклассники успешно адаптировались к новым условиям обучения. Полученные результаты психологической диагностики учащихся будут учитываться в дальнейшей работе по оказанию психологической помощи младшим подросткам с нарушением интеллекта.

Таким образом, по результатам исследования можно назвать следующие причины, снижающие адаптацию учащихся с нарушением интеллекта, а именно:

1. Смена учебных предметов, их новое - содержательное наполнение

2. Низкий уровень произвольной регуляции поведения

3. Снижение мотивации достижения успеха

4. Несформированность продуктивных форм общения и самоутверждения

5. Интеллектуальная недостаточность

Приложение 1

Протокол психологического обследования, направленный на определение уровня адаптации пятиклассников

№ п/п Ф. И. обучающегося Уровень самооценки Методика «Лесенка» В. Г. Щур Уровень тревожности

Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) Уровень учебной мотивации

Опросника «Учебная мотивация школьников» Н. Г. Лускановой Уровень эмоционально-психологического климата коллектива Г. А. Карповой

1 Б. О. высокий высокий (9б.) высокий (27б.) низкий

2 К. О. высокий средний (3б.) средний (16б.) средний

3 Н. В. средний высокий (10б.) средний (18б.) низкий

4 П. Л. средний средний (3б.) высокий (23б.) средний

5 О. С. средний средний (3б.) средний (15б.) средний

6 Х. Е. средний высокий (8б.) высокий (21б.) высокий

7 У. Г. средний средний (4б.) средний (15б.) средний

8 С. С. низкий высокий (10б.) высокий (21б.) низкий

9 Т. А. низкий средний (6б.) средний (16б.) средний

Публикации по теме:

Консультация «Адаптация детей к условиям детского сада» Консультация для родителей «Адаптация ребёнка к условиям детского сада»При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети.

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ Проект Составила воспитатель Прозукина Е. М. Педагогический проект Тема проекта: «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Время.

Адаптация детей младшего возраста к условиям ДОУ …Твёрдо убеждён, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств на первом месте.

Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения "Твёрдо убеждён, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств на первом месте.

Фотоотчет «Адаптация детей раннего возраста к новым условиям»Фотоотчет «Адаптация детей раннего возраста к новым условиям» Дабы не упустить ни малейшего мгновения, как растут мои детки, начала фотографировать их с самых первых дней. Хочу, чтобы ничего не проходило.

Консультации для родителей «Адаптация ребенка к условиям ДОУ» Адаптация – это не только процесс привыкания ребёнка к дошкольному учреждению на первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной.

Консультация для родителей «Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения» Для ребенка детский сад, является новым еще неизведанным пространством, с новым окружением, новыми отношениями. С поступлением ребенка в.

Консультация психолога для родителей «Адаптация детей к условиям ДОУ» Составила педагог – психолог МБДОУ «Насып» Мегес Ф. Б. Что же такое адаптация? Адаптация - процесс вхождения человека в новую для него среду.

Проект «Адаптация детей 2–3 лет к условиям детского сада»Проект «Адаптация детей 2–3 лет к условиям детского сада» Длительность проекта: средней продолжительности. Срок реализации: адаптационный период. (На сроки проекта влияют следующие факты – индивидуальность.

Проект: «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Цели проекта: создание условий для снижения периода адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ через совместную специально организованную.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Адаптация учащихся 5 класса к новым условиям обучения
Опубликовано: 1 декабря 2016 в 17:27
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД