Адаптационный тренинг для молодых специалистов

Виктория Патлатая
Адаптационный тренинг для молодых специалистов

Цель: развитие коллективистического самоопределения, эмоциональной идентичности.

Материалы: бейджики; фломастеры; моток цветных ниток; коробка для хранения талисмана; маленькие сердечки; большое сердце; двухсторонний скотч.

Ход занятия.

1. Вступительное слово.

Добрый день! Я рада приветствовать вас на нашем тренинге! Это замечательно, что мы смогли с вами встретиться, и имеем возможность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть, узнать о себе и коллегах что-то новое и, самое главное, - выразить друг другу радость встречи.

2. Выработка правил группы.

«Каждая тренинговая группа на время своего существования принимает свои определенные законы, правила работы в группе. Я вам сейчас предложу некоторые, часто встречающиеся правила, а вы решите, какие из них будут действовать в нашей группе».

1. Правило круга — совместное восприятие, общий эмоциональный опыт создают психологическое пространство безопасности, доверия, уверенности и эмоционального комфорта.

2. Правило конфиденциальности — все, что происходит во время занятий, не выносится за пределы группы. Это наша тайна.

3. Правило «здесь и теперь» — говорите о том, что волнует сейчас, обсуждать то, что происходит здесь.

4. Правило «Стоп!» — нельзя принуждать человека говорить то, чего он не желает. В этой ситуации каждый может воспользоваться правилом «Стоп!».

5. Правило доверительного стиля — искренность и доброжелательность в общении.

6. Обращение на «Ты» и по имени — это поможет психологически уравновесить всех членов группы и ведущего.

Для обращения к себе можно взять реально существующее имя, а можно выдумать другое имя или прозвище.

Пожалуйста, выскажите по кругу свое мнение:

— какие правила для нас будут законом?

— как мы будем друг к другу обращаться? «Спасибо!» (Подвести итог).

А теперь давайте представимся друг другу и поиграем.

Упражнение 1.

Цель: создание работоспособности в группе.

Материал: листы бумаги; маркеры, фломастеры

Участникам тренинга предлагается написать на листах бумаги своё имя. Сейчас мы будем представляться друг другу. Для этого напишите свои имена на бейджиках. Когда работа выполнена предложить представиться друг другу, используя фразу «Меня зовут …. Никто из вас не знает, что я …»

Упражнение 2. «Коленвал»

Цель: сконцентрировать внимание участников тренинга; получить положительные эмоции; сближение участников тренинга.

Ведущий участвует в упражнении. Участники садятся в круг.

«Каждый участник кладёт свою правую руку на левое колено соседа справа, а левую руку – на правое колено соседа слева». Далее ведущий произносит: «Волна пошла» и хлопает левой ладонью по колену соседа. «Волна», с хлопками каждого участника каждой ладошкой по каждой коленке соседа, должна вернуться к тренеру.

«Ну вот, мы с вами настроились на дальнейшую работу. Вы уже заметили, что здесь сегодня собрались молодые специалисты, недавно пришедшие в коллектив. Сегодня я бы хотела обсудить с вами вопрос о том, какую роль играет душевный комфорт и умение находить баланс между временем, затраченным на работу и на отдых, умение заботиться не только о своих воспитанниках, но и о себе.»

Упражнение 3. «Баланс реальный и желательный»

Предлагается нарисовать круг, в нем, ориентируясь на внутренние психологические ощущения, секторами отметить, в каком соотношении в настоящее время находятся работа (профессиональная жизнь, работа по дому и личная жизнь (путешествия, отдых, увлечения).

В другом круге – их идеальное соотношение.

Рефлексия:

• Есть ли различия? В чем они заключаются? Почему так получилось?

• Что можно сделать, чтобы приблизить одно к другому? За счет чего?

• От кого или от чего это зависит?

Упражнение 4. «Я – дома, я – на работе»

Разделить лист пополам. Составить 2 списка определений (как можно больше) «Я – дома», «Я – на работе». Как вариант можно предложить составить списки определений «Дома я никогда», «На работе я никогда». Это позволит выйти на имеющиеся стереотипы поведения, мышления.

Рефлексия:

Проанализировать:

• похожие черты,

• противоположные черты

• одинаковые качества, проявляющиеся в разных модальностях

• отсутствие общих черт

• какой список было составлять легче; какой получился объемнее?

• каково ваше отношение к тому, что в характеристиках есть заметные различия и т. д.

Итак, вы сейчас посмотрели на свои взаимоотношения с профессией как бы со стороны, первоначально определили свое отношение к сложившейся ситуации, отметили «перекосы» в распределении психической энергии.

Следующее упражнение я предлагаю выполнить с целью профилактики профессионального выгорания.

Упражнение 5. «Чудесный ковёр»

Материалы: моток цветных ниток.

- Дорогие друзья! Припомните, пожалуйста, все наикрасивейшие, наипрекраснейшие ковры, сотканные вручную… От них веет особым теплом и очарованием. В чём секрет ковров ручной работы? В древности искусство тканья ковров считалось, чуть ли не магией. Мастерица как-будто держала в руках нить судьбы, соединяла её с другими судьбами в причудливые орнаменты. Действительно, когда судьбы переплетаются красиво, получается чудесный рисунок. Когда мы строим красивые взаимоотношения, наш общий рисунок получается гармоничным… В древности к процессу изготовления ковра не допускали мастериц злых, сварливых, суетливых. Считалось, что только с добрыми намерениями и сердцем можно создать настоящий ковёр…

Вы видите у меня в руках моток ниток. Если нить намотать на палец, наши пальцы смогут удерживать нить в напряжении, как катушки. Таким образом, мы сможем соткать общий ковёр. Намотав нить на палец, мы будем передавать нить другому. Но, чтобы ковёр действительно получился чудесным, есть один секрет: передавая моток другому, нужно сказать ему доброе слово. Это может быть комплимент, доброе пожелание, выражение добрых чувств. Передавать моток можно как угодно – и тем, кто сиди напротив, и тем, кто рядом, и тем, с кем вас разделяет несколько человек. Можно говорить добрые слова всем ткачам, тогда моток будет пущен по всему кругу; каждый намотает нить себе на палец, и моток вернётся обратно. Постепенно все наши пальцы окажутся занятыми, а ковёр сотканным.

Позвольте, я начну, - продолжает ведущий, наматывая на палец конец нити. – Я восхищаюсь вашей открытостью и готовностью сотрудничать друг с другом. Я прошу пустить моток по кругу, чтобы каждый намотал нить себе на палец.

Когда моток вновь вернётся к тренеру можно продолжать.

- Нить вновь вернулась ко мне, а у нашего ковра появилась форма, - говорит ведущий, наматывая нить на другой палец. – Я хочу передать моток Вам, … (имя! Ваша улыбка озарила светом сегодняшний хмурый день.

Передаётся моток адресату комплимента. Если он находится далеко, другие члены команды могут помочь. Затем член команды, которому передали моток и доброе слово, наматывает нить себе на палец и передаёт моток другому, говоря тому добрые слова. Постепенно между членами команды протягиваются нити. Игра может продолжаться довольно долго: пока нитки не закончатся, либо пока все члены не устанут. Здесь важно поймать настроение группы, ибо «всё хорошо в меру».

- Посмотрите, - может сказать ведущий, когда ковёр станет довольно прочным, - какой красивый ковёр у нас получился! Похоже, что и почти все наши пальцы задействованы в поддержании его формы? Попробуйте, пошевелите пальцами! Почувствуйте, какой резонанс это вызывает?

Итак, наш ковёр соткан. Теперь аккуратно опустим его вниз, на пол и снимем с пальцев. Теперь, когда ковёр лежит на полу, если хотите, можно снять обувь и по очереди пройти по нему.

Чудесный ковёр, сотканный нами сегодня, символизирует добрые отношения между нами. Давайте скатаем его в клубок. Пусть этот ковёр, свёрнутый в клубок, станет нашим талисманом.

Рефлексия

• Каковы впечатления от соприкосновения с чудесной нитью?

• Что было легко, а что трудно в этой игре?

• Чему эта игра может нас научить?

Обсуждение: всегда есть нечто, что объединяет людей. Ощущение невидимой связи помогает установить доверительные отношения между членами коллектива.

Мы увидели, что невидимые образуют интересные причудливые рисунки. Как мы с вами убедились, достаточно нам пошевелить пальцами, как мы можем быть услышанными. Мудрецы называют это ЧУТКОСТЬЮ. Давайте сохраним это ощущение.

Упражнение 6. «Сердце коллектива»

(под музыку из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»)

Знаете ли вы, что у каждого коллектива есть своё сердце? Я принесла большое сердце, которое и станет сердцем нашего коллектива. Я предлагаю вам сейчас подумать над тем, что вы приобрели, работая в группе. Пожалуйста, допишите по выбору любое из незаконченных предложений. Затем мы приклеим все маленькие сердечки на наше большое сердце.

Вопросы:

• Мне сегодня…

• Я узнала, что …

• Я была удивлена тем, что …

• Я была разочарована тем, что …

Публикации по теме:

Дарю тебе сердце!Дарю тебе сердце! "Дарю тебе сердце" - так называется одно из стихотворений Агнии Барто. Дарю тебе сердце На листике белом, Дарю тебе сердце, Что хочешь с.

Мастер-класс «Рождественская елка» (из дисков и потолочной плиты)Мастер-класс «Рождественская елка» (из дисков и потолочной плиты) Для изготовления вот такой елочки нам понадобится: одна потолочная плита,старые CD диски,двухсторонний скотч,цветная бумага, нож канцелярский. Мы.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Русские народные сказки
  • Транспорт
Автор публикации:
Адаптационный тренинг для молодых специалистов
Опубликовано: 20 февраля 2013 в 15:46
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка».
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....
Фотоотчёт. Выставка ко Дню матери «Куколка — самоделка»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я хочу рассказать в своём фотоотчёте о взаимодействии с родителями ( мамами и бабушками) в преддверии...
Лэпбук «Вода — чудо природы»
Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. С детьми старшей группы изготовили вот...
Спортивный праздник «Мамочка любимая моя», посвященный Дню Матери, старший дошкольный...
Спортивный праздник «Мамочка любимая моя! » , посвященный Дню Матери, для детей старшего дошкольного возраста , в соответствии с ФГОС ДО» Цели:...