Лучший педагог года

Адаптированная программа «Тренинги общения» (7–9 классы)

Татьяна Савина
Адаптированная программа «Тренинги общения» (7–9 классы)

Адаптированная программа

«ТРЕНИНГИ ОБЩЕНИЯ»

7- 9 классы

Методическая литература:

1. А. С. Прутченков «Социально-психологический тренинг в школе»

Москва ЭКСМО-ПРЕСС 2001.

2. Св. Пронина Тренинговая программа на сплочение и командообразование «Лицом к лицу» Москва 2013.

Разработала Савина Т. К. ,

педагог-психолог МБОУ СОШ №40

ДЕКАБРЬ 2017

Цель программы : развитие навыков эффективного взаимодействия и повышение уровня толерантности в учебной группе.

Публикация «Адаптированная программа „Тренинги общения“ (7–9 классы)» размещена в разделах

Подростков необходимо учить конструктивно общаться, не попадать в конфликтные ситуации, достойно из них выходить, без потери лица, без снижения своей самооценки и самоуважения.

Тренинг общения «Какой я в общении

Цель: сплочение учебной группы.

Ход встречи

Организационная часть

- Приветствие

- Оглашение законов тренинга

-Игровое упражнение «Имя +».

-Обсуждение целей и задач тренинга

-Выявление ожиданий от встречи

Основная часть

-Вступительное слово психолога

Мы живем среди людей. Не всегда бываем довольны друг другом. Иногда даже родные вызывают отрицательные эмоции. Но жить среди людей и постоянно обращать внимание на их недостатки нельзя. Это не продуктивно, т. к. ведет к конфликтам и ссорам. Нужно запомнить, что каждый человек имеет право быть самим собой. Поэтому разрешите окружающим людям быть! И если вас что-то не устраивает, сделайте сами так, как вам нравится. Давайте посмотрим, насколько мы доброжелательны друг к другу, умеем ли видеть хорошее в других и говорить об этом. Итак, давайте говорить друг другу комплименты и принимать их в свою честь.

-Упражнение «Комплименты»

Вопросы для обсуждения

-Легко ли было говорить комплименты?

-Приятно ли было слушать, когда тебя хвалят?

- Тест «Какой я в общении» (А. С. Прутченков «Социально-психологический тренинг в школе» с. 250-251)

-Работа в группах. Выработать согласованный список качеств, важных для общения (10минут). Озвучить каждой группе свой список. Составить обобщенный список качеств, важных для общения. Когда список качеств составлен, каждый из учащихся в графе «Самооценка» должен проставить оценку по 10-бальной шкале в зависимости от того, насколько свойственно ему то или иное качество.

Список качеств, важных для общения

Качество Самооценка (от 1 до 10 баллов)

1. Умение слушать людей

2. Тактичность

3. умение убеждать

4. Интуиция

5. Наблюдательность

6. Открытость

-Упражнение «Улыбка»

Цель: развитие эмпатии.

Один доброволец выходит за пределы помещения. Остальные участники обсуждают, куда спрятать предмет. Задача участников: невербально, используя только улыбку, направлять добровольца к предмету. Широкая улыбка – направление верно, равнодушное выражение лица – неверно.

Вопросы для обсуждения

-Как себя ощущал доброволец?

-О чем думали участники, когда направляли движение добровольца?

Заключительная часть

Подведение итогов (впечатления от работы, чувствуете ли вы изменения в отношениях между друг другом).

Методическая литература А. С. Прутченков «Социально-психологический тренинг в школе» Москва ЭКСМО-ПРЕСС 2001.

Тренинг общения «Лицом к лицу»

Цель: повышение уровня толерантности в учебной группе.

Ход встречи

Организационная часть

- Нетрадиционное приветствие

- Оглашение законов тренинга

-Выявление ожиданий от встречи

Основная часть

-Упражнение «Карусель» (20минут)

Цель: преодоление барьеров в общении.

1-ый этап. Все участники рассчитываются на «первый-второй». «Первые» - внешний круг, «вторые» - внутренний. Участники обоих кругов стоят лицом друг к другу. Им дается минута, чтобы побеседовать на заданную тему, после чего участники внешнего круга перемещаются по часовой стрелке.

Темы для беседы:

- В людях я люблю…

-В нашем классе я хотел (а) бы изменить…

2-й этап. Все участники возвращаются на свои места.

Вопросы для обсуждения

-Сложно ли было поддерживать разговор в течение минуты?

-Узнали ли вы что-то новое о тех людях, с которыми беседовали?

-Получилось ли быть откровенным в разговоре?

-Упражнение «Скороговорки»

«НА ДВОРЕ ТРАВА, НА ТРАВЕ ДРОВА». По кругу воспроизвести скороговорку:

-как будто это военная тайна; -как будто это сплетня;

-как срочное сообщение; -как доклад у начальника;

-со злостью; -с завистью;

-с восхищением; - с пренебрежением;

-как лиса Алиса; -как трусливый заяц;

-как Василиса Прекрасная; -как Мальвина.

-Тест «Бесцеремонны ли вы?»(А. С. Прутченков «Социально-психологический тренинг в школе» с. 282-286).

Слово психолога

Вы знаете, что такое воспитанность, уважительное отношение к другим людям. Воспитанных людей мы встречаем повсюду. А как называются люди, у которых проявляются противоположные черты характера? – Бесцеремонные! Данный тест поможет вам проанализировать степень своей бесцеремонности.

-Притча «Победитель»

Жили-были маленькие лягушата, которые организовали соревнование. Их целью было забраться на вершину башни. Собралось много зрителей, которые не верили в успех и во время соревнования кричали: «Это слишком сложно!», «Они никогда не заберутся на вершину!», «Нет шансов! Башня слишком высокая!».

Лягушата начали падать один за другим. Только один поднимался все выше и выше. Он приложил все усилия и забрался на вершину!

Все захотели узнать, в чем секрет, и спросили: - Как тебе это удалось?

Но ответа не последовало. Победитель был глухой!

Заключительная часть

Подведение итогов (впечатления от работы, чувствуете ли вы изменения в отношениях между друг другом).

Методическая литература: журнал Школьный психолог май 2013, Светлана Пронина Тренинговая программа на сплочение и командообразование «Лицом к лицу».

Тренинг общения «Путь к успеху»

Цель: сплочение учебной группы.

Ход встречи

Организационная часть

- Нетрадиционное приветствие (здороваемся «плечо к плечу», «нос к носу», «ухо к уху», «голова к голове».

- Оглашение законов тренинга

-Выявление ожиданий от встречи

Основная часть

-Упражнение «Испорченный телефон»(«Коля любит Олю, а Оля любит колу»).

-Тест «Экзаменатор» (А. С. Прутченков «Социально-психологический тренинг в школе» с. 333-336)

Обсудить преимущества/недостатки 4х способов общения :

Лев – да/да – стремление к сотрудничеству.

Пантера – да/нет – стремление к избеганию сложных ситуаций.

Тигр – нет/да – стремление к соперничеству.

Медведь – нет/нет – стремление к приспособлению через подавление других или настройкой к нравам других.

-Упражнение «Карусель» (20минут)

Цель: преодоление барьеров в общении.

1-ый этап. Все участники рассчитываются на «первый-второй». «Первые» - внешний круг, «вторые» - внутренний. Участники обоих кругов стоят лицом друг к другу. Им дается минута, чтобы побеседовать на заданную тему, после чего участники внешнего круга перемещаются по часовой стрелке.

Темы для беседы:

-Больше всего в других меня раздражает…

2-й этап. Все участники возвращаются на свои места.

Вопросы для обсуждения

-Сложно ли было поддерживать разговор в течение минуты?

-Узнали ли вы что-то новое о тех людях, с которыми беседовали?

-Получилось ли быть откровенным в разговоре?

Упражнение «Смешной рисунок»

3 команды. Рисуем с завязанными глазами «Корову», «Слона», «Зайца».

-Притча «Лотерейный билет»

Жил на свете человек, от других ничем не отличался. Вот только была у него мечта: хотелось в лотерею выиграть. С этой целью он чуть ни каждый день ходил в церковь, ставил свечку и просил Бога: «Господи, помоги мне, пошли выигрыш в лотерею».

И так он истово молился, что на это уже не могли равнодушно смотреть даже архангелы.

-Господи, да помоги ты ему, что тебе стоит.

-Да помог бы я ему уже давно, - ответил Всевышний, - да только он хоть бы один лотерейный билет купил…

Мораль: решись и сделай шаг в нужном направлении! Помогите своей судьбе!

Психолог. Чтобы органично жить в этом мире, нужно занять активную позицию, не хандрить. Составьте несколько фраз, начинающихся с утверждений:

Я могу…

Я думаю…

Я действую…

Пообещайте себе, что никогда не будете:

• Унижать себя;

Говорить себе: -Я не могу»;

• Говорить, что осуществить желаемое невозможно;

• Внушать себе, что не способен научиться чему – то новому.

Заключительная часть

Подведение итогов (впечатления от работы, чувствуете ли вы изменения в отношениях между друг другом).

Методическая литература: журнал Школьный психолог май 2013, Светлана Пронина Тренинговая программа на сплочение и командообразование «Лицом к лицу».

Тренинг общения «От конфликта к примирению»

Групповое занятие с элементами тренинга

Цель: формирование у подростков компетентности в области преодоления конфликтных ситуаций, обучение модели урегулирования конфликтов.

Экспозиция (Введение в тему)

Сегодня на примере русской народной сказки «Лиса и Заяц» в свободном изложении вам предлагается урегулировать конфликт между главными ее героями.

Основная часть

Конфликт – это всегда столкновение интересов. Как разрешить конфликтную ситуацию? Только силами самих сторон конфликта, а не помогающими лицами.

Прежде чем помочь героям сказки разрешить благополучно конфликт, давайте познакомимся со стратегиями разрешения конфликта:

А) Избегание – уход от конфликта.

Б) Компромисс – эффективный способ, при котором выигрывают обе стороны.

В) Сотрудничество – учитывает интересы обеих сторон, но требует много времени.

Г) Приспособление – когда хорошие отношения для вас важнее, чем свои собственные интересы.

Д) Соперничество –когда тебе во что бы то ни стало нужно победить.

Примерный алгоритм анализа конфликтной ситуации

1. Описание ситуации, ее участники

Психолог. Жил да был Заяц, и жил он в лубяной избушке, а неподалеку в том же лесу жила Лиса в избушке ледяной. Пришла весна. У Зайца избушка уцелела, а у Лисы – растаяла. Не стало жилья у Лисы. В этом же лесу жили и другие животные: Медведь, Бык. Иногда в лес захаживал Петух. Не стала долго печалиться Лиса, а пошла к Зайцу и попросилась переночевать. А утром выгнала его из избушки («Жилье любой ценой»).

Групповая работа

2. Поведение обоих сторон конфликта

1-я группа. Обсуждение поведения Зайца. (Мог ли Заяц не пустить Лису в избушку? Как можно было предупредить конфликт на начальной стадии? Мозговой штурм. Варианты решения проблемы).

2-я группа. Обсуждение поведения Лисы. (Решила выгнать Зайца из избушки. Могла ли Лиса отказаться от установки «Жилье любой ценой!» или рассмотреть другие варианты решения своей проблемы).

3. Какие способы урегулирования конфликта вы могли бы предложить участникам конфликта?

Работа в группах

1-я группа. Убедить Зайца в необходимости встречи. Обсудить возможности примирения. Выбор видов стратегий, которые могли бы привести к иному финалу в сказке.

2-я группа. Убедить Лису в необходимости встречи. Обсудить возможности примирения. Выбор видов стратегий, которые могли бы привести к иному финалу в сказке.

Варианты разрешения конфликта в сказке

1 вариант. Услышал Заяц льстивые слова Лисы, которая уговаривала его принять ее в свои пенаты, и насторожился, да и дал себе время подумать до утра. «Утро вечера мудренее». А утром передумал.

2вариант. «Не выгонять же Лису на улицу?» И подписал с ней договор о сроках и условиях проживания Лисы в заячьей избушке.

3вариант. После предупреждений Быка и Медведя сбежала из избушки Зайца:

-нашла жилье в другом домике в лесу;

-сняла у Зайки одну комнату и аккуратно ее оплачивала;

-обратилась к лесным жителям помочь построить ей избушку.

Резюме. И Заяц, и Лиса сделали вывод о том, что нет безвыходных ситуаций. Все приобрели опыт правильного выстраивания взаимоотношений в конфликтной ситуации.

Вот и сказке конец, кто был с нами – молодец!

Тест А. С. Прутченкова «Какой я в общении (с. 250)

Заключительная часть

Рефлексия

-Чему вас научило это занятие?

-Чувствуете ли вы изменения в отношении друг к другу?

-Какие знания и навыки будете применять в своей жизни?

Завершающий круг

-Спасибо за….

-Желаю тебе…

Методическая литература : Журнал «Школьный психолог» июнь 2013.

Тренинг общения «Коридор безопасности» (Управление конфликтом)

Цель: способствовать саморазвитию личности через знакомство с технологией эффективного разрешения конфликтов.

Ход встречи

Организационная часть

- Нетрадиционное приветствие

- Оглашение законов тренинга

-Выявление ожиданий от встречи

Основная часть

Психолог.

Человек – существо социальное. Все мы ежедневно общаемся со множеством других людей. При общении с ними могут возникнуть ситуации, когда мы друг друга не понимаем, когда наши мнения расходятся. Такие ситуации могут перерасти в ссору. При возникновении конфликта важно договориться, чтобы были удовлетворены интересы обоих сторон. Но чаще всего люди выбирают непродуктивные формы общения, которые еще больше разжигают конфликт. Как результат – испорченное настроение, негативные эмоции. Но конфликта можно избежать. Как? Использовать техники конструктивного общения. Одна из них – техника «Я – высказывания». Одни и те же мысли можно высказать по-разному, как, например, в мультике «В стране невыученных уроков», когда мальчику нужно было правильно поставить запятую в предложении: «Казнить нельзя помиловать», то есть исход ситуации зависит от того, где ты поставишь запятую, а если говорить о взаимодействии, то от того, в какой форме ты будешь общаться.

Что нам дает такая модель:

1)»Я – высказывание» передает ваше отношение к проблеме без обвинений и требований.

2) Мы говорим только от себя и за себя.

3) «Я – высказывания» применяют в диалоге 2х людей, каждый из которых стремится не удовлетворить свои интересы, а прийти к компромиссу.

Алгоритм «Я – высказывания»

1. Описывая ситуацию, начинаем со слов «Я вижу, что…». Здесь важно показать, как мы видим ситуацию.

2. Во-вторых, говорим о своих чувствах, которые испытываем относительно данной ситуации: «Я чувствую, что…»

3. Затем говорим о том, чего мы хотим: «Я нуждаюсь…»

4. Описываем собеседнику наши желания: «Мне хотелось бы…».

Психолог.

Приведу пример на практике. Когда вам очень интересно или, наоборот, совсем не интересно, вы начинаете разговаривать и шуметь. Можно, конечно, учителю повысить голос, но замолчите ли вы? Скорее всего, нет.

Исходя из техники «Я – высказывания», мне нужно сказать следующее: «Я вижу, что вам интересно то, о чем я рассказываю (описание ситуации). Я чувствую, что мне неприятно, что вы перестали меня слушать (описание своих чувств). Я нуждаюсь в том, чтобы вы вели себя тихо (описание того, чего мы хотим). Мне хотелось бы, чтобы вы обсуждение отложили до перемены (описание осуществления желания).

Используя эту модель, можно отстаивать свою позицию без обвинений, что предупредит конфликт.

Работа в группах

Каждая группа получает

-Притча «Падать и подниматься»

Один ученик спросил своего наставника:

-Учитель, что бы ты сказал, если бы узнал о моем падении?

-Вставай!

-А на следующий раз?

-Снова вставай!

-И сколько это может продолжаться – все падать и подниматься?

-Пока живешь.

Тест А. С. Прутченкова «Какой я в общении (с. 250)

Заключительная часть

Подведение итогов в форме письменного опроса: впечатления от работы, чувствуете ли вы изменения в отношениях с одноклассниками? Какие эмоции преобладали на тренингах? Какие знания и навыки будете применять в своей жизни?

Завершающий круг

-Спасибо за….

-Желаю тебе…

Методическая литература: журнал Школьный психолог март 2014, Н. Кочетков «Управление конфликтом».

Публикации по теме:

Адаптированная индивидуальная коррекционно-развивающая программа обучения дошкольника 4–5 лет с нарушением слуха. Пояснительная записка. Срок реализации программы:1 год Объём программы: 70 часов 25 мин. Актуальность программы. Программа построена с учетом.

Адаптированная образовательная программа МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД № 79" ИНН 2465285306 КПП 246501001 ОГРН 1132468003678 660022,.

Адаптированная образовательная программа для детей дошкольного возраста ОВЗ (ДЦП) 2. Содержательный раздел программы Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы для детей дошкольного возраста ОВЗ (ДЦП) по физической культуре.

Адаптированная образовательная программа для детей дошкольного возраста с ДЦП 3. Организационный раздел программы Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы для детей дошкольного возраста ОВЗ (ДЦП) по физической культуре.

Адаптированная программа для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) Принята на заседании Утверждена Педагогического Совета И. О. Заведующей МБДОУ Протокол № 1 от «15» 09. 2017 г. «ЦРР-Д/С №70».

Адаптированная рабочая программа по ФФНР для детей 5–7 лет 1. Пояснительная записка. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Адаптированная рабочая программа по логопедии 1–7 классы Календарно тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности (на класс) 1а класс № Тема занятия Кол-во часов.

Адаптированная образовательная программа для работы с детьми 3–7 лет с ОВЗ Предлогаю Адаптированная образовательная программа от 3-7 лет с О. В. З. 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка 1.2. Введение 1.3.

План воспитательной работы с группой учащихся 1–2 классы «Уроки общения» по направлению «контакт» План воспитательной работы с группой учащихся 1, 2 класса «УРОКИ ОБЩЕНИЯ» по направлению «контакт» Воспитатель: Виль Анна Андреевна Рассмотрено.

Рабочая программа по биологии 5–9 классы ФГОС Принято на заседании МО Естественно- научного цикла Протокол № 1 от 28.08.2017г. Руководитель МО ___(Е. Ю. Семенова.) Согласовано.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Адаптированная программа «Тренинги общения» (7–9 классы)
Опубликовано: 12 января 2018 в 11:22
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД