Лучший педагог года

Агрессивные дети

Наталья Кузярина
Агрессивные дети

Слово «агрессия» произошло от латинского «agressio», что означает «нападение», «приступ». В психологическом словаре приведено следующее определение данного термина: «Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.)».

Публикация «Агрессивные дети» размещена в разделах

Признаки агрессивности могут проявляться уже в детстве. В качестве основных причин агрессивности у детей можно выделить следующие:

- недостатки воспитания;

- низкий уровень эмоционально-волевой сферы ребенка;

- несформированность механизмов саморегуляции поведения;

- неблагополучие семьи;

- страх ребенка быть обиженным, отверженным, никому ненужным;

- некоторые соматические заболевания, поражения головного мозга;

- негативное (жестокое, безучастное) отношение (взрослого, сверстников) к ребенку;

- агрессивное поведение окружающих;

- демонстрация насилия по телевизору и др.

Вспышки ярости с элементами агрессивного поведения впервые наблюдаются тогда, когда желание ребенка по какой-то причине не выполняется. Порой агрессивность ребенка является частью протеста против действий взрослых, принуждающих его к чему-либо. Иногда, не имея адекватных средств общения, ребенок кулаками стремится занять лидерское место в группе сверстников.

Детская агрессия – это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумение адекватно реагировать на происходящие вокруг ребенка события. Переживания и разочарования, которые взрослым кажутся мелкими и незначительными, для ребенка оказываются острыми и труднопереносимыми в силу незрелости его нервной системы.

Физическая агрессия выражается как в драках (направлена на людей, так и в форме разрушительного отношения к вещам. Дети рвут книги, разбрасывают и ломают игрушки, вещи. Иногда агрессивность и разрушительность совпадают, и тогда ребенок швыряет игрушки и вещи в других детей или взрослых.

Вербальная агрессия выражается словами : дети ругаются, дразнят, оскорбляют других.

Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона. Они часто раздражаются, спорят, ругаются, сердятся, легко ссорятся, вступают в драку; отказываются сделать что-либо; теряют над собой контроль; любят быть первыми, командовать, подчинять себе других. Такие дети не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение. Они очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других.

Агрессивные дети часто не могут сами оценить свою агрессивность и не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.

Как помочь детям, проявляющим агрессивность?

Работа педагогов (да и родителей тоже, ведь они – первые воспитатели своих детей) должна проводиться в трех направлениях:

1. Работа с гневом. Нужно научить ребенка выражать свои неудовольствие и гнев в социально приемлемых формах.

В нашей культуре принято считать, что проявление гнева – недостойная реакция. Однако психологи не рекомендуют каждый раз сдерживать эту эмоцию, поскольку таким образом мы можем стать своеобразной «копилкой гнева». «Осевшие» внутри негативные чувства могут привести к различным соматическим проблемам: головным болям, желудочным и сердечным заболеваниям. В один прекрасный день «копилка гнева» может «лопнуть», и тогда возможны крики, истерики, ссоры, драки.

Как же ребенку освобождаться от гнева? Дайте ему возможность выплеснуть свою агрессию, сместить ее на другие объекты:

- поколотить (попинать) подушку;

- слепить фигурку обидчика из глины, теста, пластилина, потом смять ее, расплющить между ладошками, а затем при желании восстановить;

- нарисовать, смять (разорвать) и швырнуть в угол (выбросить) портрет обидчика;

- покричать в «Мешочек (стаканчик, банку, трубу) для криков»;

- пошвырять мячи, мешочки с песком, шарики в мишень;

- поколотить резиновым молотком по полу;

- скомкать, порвать и швырять старые газеты, не боясь что-либо разбить и разрушить;

- поиграть с песком и водой (закапывать-раскапывать, топить, сбивать фигурку, символизирующую врага, игрушки из «Киндер-сюрпризов»).

Использование подобных приемов снижает эмоциональное и мышечное напряжение ребенка, агрессивность отступает.

2. Обучение детей навыкам распознавания и контроля негативных эмоций.

Далеко не всегда агрессивный ребенок признается, что он агрессивен. Более того, в глубине души он уверен в обратном: это все вокруг агрессивны. К сожалению, такие дети не всегда могут адекватно оценить свое состояние, а тем более состояние окружающих, детям сложно распознать свои и чужие эмоции.

Для тренировки навыка распознавания эмоциональных состояний педагогами в работе с детьми широко применяются пиктограммы, «Экраны настроения», разрезные шаблоны, психогимнастики, разнообразные этюды, упражнения и игры. Полезны тренинги перед зеркалом с рассказом-описанием, что чувствует ребенок в данный момент, какое у него настроение, как он выглядит.

Если ребенок научится точно оценивать эмоциональное состояние, то сможет вовремя среагировать на сигналы, которые подает тело. В более старшем возрасте, верно «расшифровывая» послания своего тела, ребенок сможет понять: «Мое состояние близко к критическому. Жди бури». И зная несколько приемлемых способов выплескивания гнева, он сможет успеть принять правильное решение и предотвратить конфликт.

3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т. д.

Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии – способности чувствовать и понимать состояние другого человека, умения вставать на его позицию. Агрессивных детей чаще всего не волнуют переживания и страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо.

Для развития чувства эмпатии полезны ролевые игры, в процессе которых ребенок получает возможность поставить себя на место других, оценить свое поведение со стороны. Можно предложить детям организовать театр с разыгрыванием определенных ситуаций, провести беседу, чтение художественного произведения или рассказывание сказки с обсуждением поступков героев и т. п.

Можно сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением:

- остановить окриком «Нельзя!»;

- остановить руку ребенка или удержать его за плечи;

- отвлечь ребенка игрушкой или каким-либо занятием, позволяющим снять негативное напряжение у ребенка;

- взять за руку и отвести в сторону;

- помочь детям разобраться и решить конфликтную ситуацию.

Если акт агрессии предотвратить не удалось, надо обязательно показать ребенку, что такое поведение неприемлемо:

- осудить поведение ребенка, при этом его «жертве» оказать повышенное внимание и заботу (ребенок понимает, что он проигрывает от таких неприятностей);

- в случае разгрома кратко и однозначно выразить свое недовольство таким поведением и предложить ребенку устранить учиненный им беспорядок: «Ты уже достаточно большой и сильный, чтобы все порушить, поэтому я уверена, что ты поможешь мне все убрать» (уборка как наказание не эффективна; необходимо, чтобы ребенок понял ответственность за свои дела). После этого необходимо поблагодарить ребенка за помощь;

- если обидные слова, произносимые ребенком, адресуются взрослому, то целесообразно вообще проигнорировать их, но при этом попытаться понять, какие чувства и переживания ребенка стоят за ними;

- можно превратить оскорбления ребенка в комическую перепалку, что позволит снять напряжение и сделать ситуацию ссоры смешной.

Проявления агрессивности у детей необходимо тщательно анализировать, выявлять причины, трудности, испытываемые ребенком, по возможности устранять их. Агрессивных детей следует учить конструктивным способам управления собственным поведением: снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации, формировать недостающие умения, навыки, а также установки в отношении других людей.

Показывайте ребенку личный пример эффективного (неагрессивного) поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планы «мести».

Внимательность и огромное терпение со стороны взрослых – обязательное условие в воспитании ребенка!

Публикации по теме:

Организация занятий по снижению агрессии Агрессивное поведение — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения,.

Консультация для родителей «Агрессия у детей» Сегодня я хочу поговорить с вами о таком термине, как агрессия. Как вы понимаете, что такое агрессия? Каковы причинные ее возникновения?.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Агрессивные дети
Опубликовано: 21 октября 2014 в 16:42
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД