Лучший педагог года

Акция «Синяя лента апреля» как способ профилактики жестокого обращения и насилия над детьми.

Ольга Зубкова
Акция «Синяя лента апреля» как способ профилактики жестокого обращения и насилия над детьми.

В последнее время достаточно часто мы слышим эту фразу «Синяя лента апреля». Но, как правило, знают о ней только педагоги и психологи. Это печально.

Говоря фразу «Синяя лента», мы помним об акции, буклетах, памятках… это нужно, это хорошо, даже отлично.

Но откуда взялась эта акция? Что стоит за этими словами «Синяя лента»? Что значит?

За ними стоит детская смерть. Страшная, ужасная, от побоев родных людей, которые должны были любить и беречь.

Публикация «Акция „Синяя лента апреля“ как способ профилактики жестокого обращения и насилия над детьми,» размещена в разделах

Расскажу кратко об истории возникновения. Начало традиции положила история, произошедшая весной 1989 года. Жительница Норфолка (США) Бонни Финей узнала о гибели своего четырехлетнего внука Майкла. Ранее мальчик находился в больнице с травмами, а затем был помещен в приемную семью на три недели. Когда по истечении трехнедельного срока ребенка пытались вернуть родной матери, Майкл плакал, кричал, что мама его не любит, и не хотел возвращаться. Бабушка по состоянию здоровья не могла заботиться о ребенке и взять его к себе, хотя понимала, что ему нельзя возвращаться домой. Однако суд решил, что лучшим местом для ребенка будет его родной дом. Бонни Финей больше не видела своего внука. Вскоре ее младшая внучка также попала в больницу с переломом ноги в четырех местах, а на руках были ожоги от сигарет. И только после этого начались поиски пропавшего Майкла. Оказалось, что мальчик был убит другом матери, помещен в ящик от инструментов, а затем утоплен в болоте. Случившееся настолько потрясло Бонни Финей, что она решила посвятить свою жизнь борьбе с насилием над детьми. Во время похорон внука она привязала синюю ленту к антенне своего фургона, тем самым она хотела привлечь внимание людей к этой проблеме. Когда Бонни спросили почему же символом стала именно синяя лента, она ответила, что синяя лента напоминает ей о синяках и побоях на теле её внуков! Скоро ее поддержали различные агентства, деловые круги, местные сообщества.

Ношение такой ленты – своего рода личное обязательство никогда не совершать актов насилия против детей, не мириться с этим, не молчать, не искать оправданий для тех, кто его проявляет.

Во многих странах мира ежегодно апрель объявляется месяцем по предотвращению насилия над детьми. В это время повсюду проводятся различные мероприятия, направленные на защиту детей от насилия.

Проблема жестокости родителей в отношении детей актуальна во всех странах. Россия – не исключение. Испокон веков считалось, что самое безопасное место для детей – это их родной дом и семья. Однако факты ставят это утверждение под сомнение.

За три года в России в четыре раза выросло число преступлений, совершаемых против детей, свидетельствуют данные Росстата.

Председатель координационного совета Союза добровольцев России, председатель комиссии по общественному контролю Совета при президенте РФ по правам человека Яна Лантратова рассказала, что за три года работы союз предоставил в правоохранительные органы информацию о 63 фактах насилия и жестокого обращения с детьми, в том числе и о педофилии. В первом полугодии 2016 года такие преступления были выявлены в 14 регионах РФ.

Статистический рост преступлений она объяснила двумя фактами. Во-первых, из мест лишения свободы начали возвращаться люди, осужденные ранее за подобные посягательства. А во-вторых, это говорит о более эффективной работе правоохранительных органов, которые стали лучше выявлять преступления.

Педагоги-психологи нашего учреждения проводят тематические заседания родительского клуба «Семья», осуществляют выезды в районы в рамках «Школы на колесах», проводят большую индивидуальную работу с родителями, педагогами и воспитанниками нашего социально-реабилитационного центра. Также в выбранный день мы организуем выход в город. Подготавливаем информационный материал, синие ленты и шарики синего цвета для привлечения визуального внимания детей и их родителей. Мы рассказываем о самой акции, ее смысле, истории и призываем быть добрыми, терпеливыми и понятливыми взрослыми, которые хранят счастливое детство. Часто попутно можем проводить консультации о поощрениях, наказаниях и методах воспитания, повышая при этом педагогическую компетенцию родителей. Мы упоминаем о том, что если вы знаете, что где–то нужна помощь ребенку, не будьте слепы и равнодушны к чужому несчастью. Дети - наше будущее!

Для кого-то фраза «Дети — это наше будущее» покажется избитой и банальной, но она имеет глубокий смысл. Для всех и каждого из нас дети — это воплощение и реализация наших родительских неосуществлённых желаний и надежд. Но, к сожалению, в последнее время родители забывают об этом, и относятся к своим чадам как к чему-то обременяющему, мешающему их жизни. И это становится нормой и большой проблемой в нашем современном обществе.

Жестокость порождает жестокость. Эта истина стара, как мир. Какими бы благими намерениями не старались объяснить суровые методы воспитания, жестокости оправдания нет.

Мы уверены, что акция будет способствовать продвижению позитивных образцов культуры семейных отношений, основанных на партнерстве и отрицании насильственных способов общения; повышению психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах насилия в семье, воспитания любовью и системе поощрений и наказаний. Мы показываем им выбор между старой системой воспитания, ломающей подчас судьбы, и сохранению прекрасных детских воспоминаний, помогающим даже во взрослом возрасте пережить трудные моменты.

Всех родителей, кого судьбы детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, не оставляют равнодушными мы приглашаем присоединиться к ежегодному проведению акции «Синяя лента апреля». Они могут рассказать об этой акции своим друзьям, родственникам, соседям и близким людям. Мы их к этому призываем.

Жестокое обращение, насилие, преступные посягательства по отношению к детям имеют разного рода последствия.

Степень тяжести последствий перенесённого насилия зависит от тяжести самого насилия. Различают ближайшие и отдалённые последствия жестокого обращения и невнимательного отношения к детям.

К ближайшим последствиям относят физические травмы. Также к ним относят острые психические нарушения в ответ на любой вид насилия. Эти реакции могут проявляться в виде ответной агрессии, возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия. Однако в обоих случаях ребёнок охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. У детей старшего возраста возможно развитие тяжёлой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности.

Среди отдалённых последствий жестокого обращения с детьми выделяются нарушения физического и психического развития ребёнка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия.

Наиболее универсальной и тяжелой реакцией на любое насилие является низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплению психологических нарушений, связанных с пережитыми испытаниями в судьбе ребенка. Личность с низкой самооценкой переживает чувство вины, стыда, для неё характерны постоянная убеждённость в собственной неполноценности, в том, что «ты хуже всех».

В старшем возрасте, у подростков, могут наблюдаться попытки покончить с собой или завершённые самоубийства.

Дети, пережившие любой вид насилия, испытывают трудности в социализации: у них нарушены связи с взрослыми, нет соответствующих навыков общения со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудицией, чтобы завоевать авторитет в школе, и др. Решение своих проблем дети-жертвы насилия зачастую находят в криминальной, асоциальной среде, а это сопряжено с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотикам, они начинают воровать и совершать уголовно наказуемые действия.

Социально-педагогическая реабилитация детей, подвергшихся жестокому обращению и преступным посягательствам, предполагает ряд мероприятий, направленных устранение всех этих негативных последствий, с целью вылечить те травмы, которых не видно. Травмы в душе. Существует множество способов коррекции психотравм и последствий жестокого обращения. Одним из них является творчество.

Творчество — это общение от души к душе, оно влияет и на создателя, и на зрителя, оказывает воздействие и на сознание, и на бессознательное. В творчестве заложен огромный целительный потенциал, ресурс для развития, как эмоционального, так и интеллектуального. Недаром оно активно используется в психотерапии — и как инструмент, и как диагностический и аналитический материал.

В творчестве дети проявляют себя естественно, не стесняясь выражать свои чувства, мысли и эмоции. В процессе проведения коррекции можно восстановить изначальную простоту, естественность и свободу самовыражения. Таким образом, восстанавливается нормальное течение жизни и начинает свободно проявляться изначальный творческий потенциал. Рисование красками, пальчиками, карандашами – это все арт-терапия, смысл которой в том, чтобы выразить на бумагу свои переживания.

Творчество помогает отобразить зажатые чувства и эмоции, разрядить тот негативный заряд, который в них находится. В процессе творческого самовыражения происходит катарсис или самоочищение. Одновременно приходят новые идеи, осознание и понимание действительности, «инсайт». Лепка из пластилина, теста, глины – это признанный способ коррекции психотравм от жестокого обращения.

Творчество – это способ самоисцеления и решения жизненных проблем.

И, конечно, выражаясь в творчестве, дети реализуют свой изначальный потенциал.

Зигмунд Фрейд считал возможным и полезным анализировать не только произведения искусства, но и личности их создателей. Способность к творчеству создатель психоанализа рассматривал как сублимацию - защитный механизм человеческой психики.

Он сравнивал работу психоаналитика с работой писателя, с процессом создания художественного произведения, и считал, что творческие люди обладают способностью облечь в художественную форму содержание своего Бессознательного, свои вытесненные желания, фантазии, - всё то, что пытается постичь клиент психоаналитика методом свободных ассоциаций и анализа сновидений.

Карл Густав Юнг, родоначальник аналитической психологии, писал о том, что творческий человек черпает вдохновение не только из своего личностного источника, но и из коллективного бессознательного. Он сделал вывод о том, что нерожденное произведение в психике творца - это природная сила, не зависящая от его личности, а произрастающая в нем, как живое существо, имплантированное в человеческую психику. Автор, по его мнению, лишь почва для произрастания ростка - произведения искусства.

Существует и обратная связь — на различных видах творчества основаны многие современные методы психотерапии:

• рисуночная терапия,

• маскотерапия,

• сказкотерапия,

• драматерапия,

• игротерапия

• и другие разновидности арт-терапии.

В нашем социально-реабилитационном центре проводится большая работа, направленная на развитие творческих способностей детей и подростков. На базе нашего учреждения действует 38 кружков различного направления. Большее количество – это кружки декоративно-прикладного творчества.

Творчество – понятие неограниченное, в нем нет правил, законов, зато есть полная свобода для фантазии и деятельности. Творческий процесс помогает ребенку почувствовать себя самостоятельным, а также сближает детей и взрослых. Совместное творчество помогает лучше узнать друг друга.

Помогает установить контакт и доверительные отношения с ребенком.

Ребенок - это первооткрыватель, который растет, развивается, меняется, узнает новое и никогда не сидит на месте. Во время пребывания в нашем центре очень важно найти занятие, которое придется ему по душе и поможет активно развиваться не только физически, но и эмоционально, поможет забыть все плохое, что было с ним.

Коротко расскажу о некоторых занятиях:

1. Лепка.

• Занятия лепкой благотворно влияют на нервную систему, психическое и эмоциональное состояние малыша.

• При необходимости, лепка помогает детям невербально выразить существующие внутренние конфликты и противоречия.

• Лепка позволяет «опредметить» страх и преодолеть его через физическое взаимодействие — сломать, смять фигурку или изменить ее, чтобы получилось что-то хорошее.

• Лепка помогает ребенку выразить свои эмоции (в том числе негативные) в социально приемлемой манере, справиться с болью, злостью, гневом, тревогой.

• Произведения, которые создает малыш, помогут взрослым разобраться в его духовном состоянии и оценить наличие эмоциональных или личностных проблем.

• Создавая очередную фигурку или картину из пластилина, ребенок может расслабиться, снять напряжение, успокоиться и избавиться от плохого настроения.

• Для несовершеннолетних лепка становится своеобразным мостом из мира собственных фантазий в реальную жизнь. Она помогает принять существующий мир и свыкнуться с его несовершенством.

• Психологи активно используют лепку как одно из направлений арт-терапии, которая обращается к внутренним скрытым самоисцеляющим ресурсам ребенка.

• Опыт создания шедевров из обычных материалов убеждает ребенка в его значимости и нужности, учит смотреть на вещи под другим углом и находить оригинальные решения даже в самых безвыходных ситуациях.

2. Батик – роспись по ткани жидкими красками и резервом (контуром, который ограничивает растекание краски по ткани. Жидкие краски дают возможность делать плавные переходы от цвета к цвету, что и создаёт неповторимый эффект росписи.

Занятия батиком принесут немало пользы:

- Расписывая ткань, ребенок развивает свое творческое начало, придумывает рисунок, фантазирует.

- Подбирая цветовую гамму, ребенок развивает свой вкус.

- Результаты работ в техники батик – это уникальные платки, панно и многое другое, которые дети увозят с собой в качестве чудесных подарков для мам, бабушек или других близких людей.

3. Плетение. Плетение фенечек из бисера и мулине не только дополнит шкатулку новыми самодельными аксессуарами, но и разовьет мелкую моторику, чувство вкуса и цветоощущение.

4. Оригами. Сделать тысячу журавликов из старинной японской легенды, конечно, довольно непросто, но сложить пару забавных лягушек или изящных розочек не составит особого труда. По совершенно простой и предельно понятной схеме можно создавать истинные произведения искусства красиво, увлекательно и быстро.

5. Квиллинг (бумагоскручивание, бумажная филигрань) - это техника закручивания полосок бумаги в различные формы и составление из них целостных произведений. Этот вид рукоделия достаточно прост и не требует никаких затрат кроме времени.

6. Скрапбукинг, скрэпбукинг - этот вид творчества представляет собой способ хранения личной и семейной истории в виде фотографий, газетных вырезок, рисунков, записей и других памятных мелочей, используя своеобразный способ сохранения и передачи отдельных историй с помощью особых визуальных и тактильных приёмов вместо обычного рассказа. Основная идея скрэпбукинга — сохранить фотографии и другие памятные вещи о каких-либо событиях на длительный срок для будущих поколений.

Но подробнее об этом нам расскажет, покажет и научит инструктор по труду Максименко Юлия Георгиевна.

И в заключении хочу сказать, что

Берегите своих детей,

Их за шалости не ругайте.

Зло своих неудачных дней

Никогда на них не срывайте.

Не сердитесь на них всерьёз,

Даже если они провинились,

Ничего нет дороже слёз,

Что с ресничек родных скатились.

Спасибо за внимание.

Публикации по теме:

Корригирующая гимнастика как средство профилактики нарушений осанки у детей дошкольного возрастаКорригирующая гимнастика как средство профилактики нарушений осанки у детей дошкольного возраста Говоря о здоровье дошкольника, нельзя не остановиться на такой важной проблеме, как нарушения осанки. По данным Научно - Исследовательского.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Георгиевская лента»Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Георгиевская лента» Составил старший воспитатель Скудина Е. В., МБДОУ «Детский сад №200» Кемеровская область, г. Новокузнецк Воспитатель: Сегодня на одежде многих.

Использование диагностических методов в работе по выявлению жестокого обращения с детьми Ребенок считается жертвой жестокого обращения, если в результате действий или бездействий со стороны окружающих лиц ему был причинен вред.

Методы выявления жестокого обращения с ребенком. Оценка риска жестокого обращения с ребенком в семье Оценка риска жестокого обращения в семье. 09.09.2016 в отдел психологического сопровождения обратился отец –назовем его Василий. Он рассказал,.

Музыкальная терапия как метод профилактики девиантного поведения младших школьников Одной из актуальных проблем младшего школьного возраста является проблема девиантного поведения. В каждый период развития личности ребенка.

План мероприятий по профилактике жестокого обращения с детьми В нашей дошкольной образовательной организации систематически проводится работа по профилактике жестокого обращения с детьми. Каждый квартал.

Проект на тему «Сказка, как источник ранней профилактики правонарушений». Аннотация. Статья посвящена вопросам организации профилактики правонарушений, которые можно применять в дошкольном возрасте. Я предлагаю.

Профилактика жестокого обращения с детьми Выступление «Профилактика жестокого обращения с детьми» социальный педагог Архипович И. Г. Март 2017 г. Современная жизнь несёт.

Сообщение из опыта работы Информационная лента как одна из форм дифференцированной работы с семьей. Формы работы дошкольных учреждений с родителями разнообразны: живое слово, показ воспитательной работы, организация выставок, педагогических.

Стретчинг как метод профилактики нарушений осанки МДОУ «Детский сад №32 комбинированного вида» Стретчинг как метод профилактики нарушений осанки (Консультация для родителей) Подготовила.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Акция «Синяя лента апреля» как способ профилактики жестокого обращения и насилия над детьми.
Опубликовано: 27 апреля 2017 в 21:50
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД