Активизация мыслительной деятельности дошкольников

светлана посулихина
Активизация мыслительной деятельности дошкольников

В аспекте развития познавательных способностей необходима активизация различных видов деятельности в соответствующем направлении с опорой на ведущую деятельность и творчество ребенка, с оптимальным использованием методов. Педагогу необходимо пересмотреть, проанализировать свою работу с детьми, изменить акценты в ней.

С одной стороны, один и тот же предмет, - можно преподать так, что он будет тренировать только память, тем самым внушать отвращение к учению, с другой стороны можно преподавать и так, что он будет развивать самостоятельность, мыслительные способности, давать навыки к строгому логическому мышлению, развивать любознательность, трудолюбие, стремление узнать что-то новое (развитие знаний). Познавательные задачи, решение которых не требует от ребенка никаких усилий, не могут вызвать положительных эмоций, ибо он при этом не переживает чувства движения вперед, удовлетворения своих потенциальных возможностей, настроенных на развитие. Познавательная активность дошкольника проявляется, прежде всего, в умении ребенка принимать от взрослого и самостоятельно ставить познавательную задачу, составлять план действий, отбирать средства и способы ее решения с использованием возможно более надежных приемов, производить определенные действия и операции, получать результаты и понимать необходимость проверки. Познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника. Мы определяем познавательную активность как стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира. Познавательная деятельность у старших дошкольников развита на таком уровне, который позволяет использовать её возможности для повышения успешности обучения. При этом у детей сформирована и способность к активной познавательной деятельности. Используя рекомендуемые в психолого-педагогической литературе методы, приемы и формы работы для активизации познавательной деятельности (занятия в сюжетно-образной форме, проблемные ситуации, проблемные вопросы, развивающие игры и пр., мне удалось, как это показали результаты диагностики, повысить уровень успешности обучения по формированию элементарных математических представлений и обучению грамоте.

Ребенок по своей природе – исследователь, экспериментатор. Его «Почему?», «Как?», «Где?» порой ставят в тупик неискушенных взрослых. Существует множество способов предоставить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией. Удовлетворять естественные потребности ребят в познании и изучении окружающего мира, их неуемную любознательность помогают проблемные ситуации и развивающие игры.

Сосредоточение внимания на создании доступных детям проблемных ситуаций, постановке творческих заданий ведет к формированию творческой личности. Применение игровых, творческих, экспериментальных форм в развитии мышления старших дошкольников влечет за собой проявление любознательности, познавательной активности, формирование мотивации к учению, обеспечивает гармоничный переход от одной ведущей (игровой) деятельности к другой (учебной).

Проблемная ситуация в своей психологической структуре имеет не только предметно-содержательную, но и мотивационную, личностную сторону (интересы ребенка, его желания, потребности, возможности и т. д.).

Какие же дидактические задачи преследует создание проблемных ситуаций в учебно-воспитательном процессе дошкольников? Можно указать на следующие:

1. привлечь внимание ребенка, возбудить у него познавательный интерес и другие мотивы мыслительной деятельности;

2. поставить его перед таким познавательным затруднением, продолжение которого активизировало бы мыслительную деятельность;

3. помочь ему определить в познавательной задаче, вопросе, задании основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения;

4. побудить ребенка к активной поисковой, экспериментальной деятельности;

5. помочь ему определить и указать направление поиска наиболее рационального пути выхода из ситуации затруднения.

Необходимо также учитывать то, что:

• ситуация должна быть доступной пониманию ребенка (проблема должна быть сформулирована в известных терминах, чтобы все или, по крайней мере, большинство детей уяснили сущность поставленной проблемной ситуации и средства для ее решения);

• посильность и естественность выдвигаемой проблемной ситуации;

• формулировка должна заинтересовать учащихся (весьма существенно подобрать надлежащее словесное оформление, учитывая эмоциональность, образность детского мышления);

• варианты возможного выхода из предложенной ситуации могут состоять из: самостоятельного принятия решения, возможности посторонней помощи, нежелания выбора решения, собственного способа.

Важным средством развития психических функций ребенка является игра.

Борис Павлович Никитин сказал: «Игрушки, игры – одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Вы думаете, что вы просто покупаете игрушку? Нет. Вы проектируете при этом личность»

Развивающие игры – это спортивный комплекс, но для ума!

В основу развивающих игр положены принципы обучения «от простого к сложному» и «самостоятельно по способностям». Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем в развитии ребенка.

Во- первых, развивающие игры могут дать пищу для ума с самого раннего возраста.

Во- вторых, их задания- ступеньки всегда создают условия для опережения способностей.

В- третьих, поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего потолка, ребенок развивается наиболее успешно.

В- четвертых, развивающие игры могут быть разнообразны по своему содержанию, а кроме, того, как и любые игры, не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.

В- пятых, играя в эти игры, мы приобретаем очень важное умение – сдерживаться, не мешать ребенку самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он и сам может и должен.

Первая же попытка ввести развивающие игры в небольшой дозе в практику работы со средней (2008г) группы показала, что темп умственного развития может возрасти почти вдвое. Конечно, игры вовсе не какой-то эликсир талантливости, принимая который «через день по столовой ложке», можно достичь желаемых результатов. Развивающие игры не могут освободить от необходимости творческого подхода к любым жизненным ситуациям. Это одно из средств развития способностей.

Развивающие игры - игры, в которые мы играем

Название игры, автор Описание игры, дидактический материал Содержание работы

1 Блоки Дьенеша 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами: формой (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные, цветом

(красные, желтые, синие, размером (большие и маленькие, толщиной

(толстые и тонкие) .ознакомление с геометрическими фигурами, размером предметов

.развитие мыслительных операций: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать, декодировать информацию

.усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления

.развитие познавательных процессов памяти, внимания, воображения

.конструирование

2 Палочки Кюизенера 10 пластмассовых призм различные по цвету и длине. Наименьшая имеет длину 10 см., является кубиком, следующие с последовательным увеличением по длине 10мм. Подбор палочек по цвету: розовый, красный, бордовый образуют «красную семейку»; синяя. Фиолетовая, голубая – «синюю семейку»; «семейство желтых» составляют оранжевые и желтые, а также белые и черные. группировка палочек по отличительным признакам (цвет, размер)

.количественное представление, введение понятий «состав числа», «счет», «сложение», «вычитание», «умножение», «деление»

.сооружение различных построек на плоскости, конструирование

.развитие образного и абстрактного мышления

3 Игры Воскобовича

«Сложи узор»

«Чудо-куб»

«Сложи квадрат»

«Квадраты»

«Лабиринт цифр», «Игровизор» Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней кубика окрашены по-разному в 4 цвета

Разноцветные кубики в трехмерном пространстве

Цветные геометрические фигуры, которые являются составляющими квадрата, имеются 3 уровня сложности

Гибкий конструктор-квадрат, состоящий из разноцветных треугольников

Отдельные листы с заданиями и папка многоразового использования. развитие способности к важным мыслительным операциям: анализ, синтез, способность к комбинированию

.развитие пространственного мышления, интеллекта и творческой работе

.развитие логического мышления; введение понятий «часть, целое»; знакомство с геометрическими фигурами; развитие мелкой моторики и координации движения

.развитие абстрактного мышления и умения создавать образ предмета через собственные манипуляции

.развитие мыслительных операций

4 Мировые головоломки

«Колумбово яйцо»

«Волшебный круг»

«Танграмм», «Сфинкс» Рамки-вкладыши в виде овала, прямоугольника, квадрата и ромба, разрезанные на части одного цвета

.развитие умственного и творческого потенциала: конструирование силуэтов, различных предметов, создание абстрактных изображений разнообразной конфигурации и узоров

.развитие логического мышления

.развитие мелкой моторики и координации движений

5 Математический планшет

Деревянный планшет с пластиковыми штырьками, набор геометрических фигур, отличных по форме, цвету и размеру, набор тонких цветных резиночек

.конструирование на плоскости множество различных изображений

.уникальная возможность почувствовать через кончики пальцев форму или образ предметов

.развитие пространственно-образного мышления, подготовка к ориентированию на листе бумаги, в тетради

Используя рекомендуемые в психолого-педагогической литературе методы, приемы и формы работы для активизации познавательной деятельности (занятия в сюжетно-образной форме, проблемные ситуации, проблемные вопросы, развивающие игры и пр.) удалось, как это показали результаты диагностики, повысить уровень успешности обучения по формированию элементарных математических представлений и обучению грамоте.

Публикации по теме:

«Технология модульного планирования внеучебной нагрузки на неделю». Успех внеучебной деятельности, в ходе которой обеспечиваются формирование практических умений, социальная адаптация, становление коммуникативных.

Система педагогической деятельности Для аттестации. Система педагогической деятельности. Моя миссия-Реализовать личностно-ориентированную модель педагогической работы с детьми;.

Автор публикации:
Активизация мыслительной деятельности дошкольников
Опубликовано: 15 июня 2013 в 11:05
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Аппликация «Новогодний пингвин» (мастер-класс)
Меньше месяца осталось до встречи Нового года. Продолжая новогоднюю тематику на нашем сайте, предлагаю вниманию коллег небольшой МК и краткий план занятия...
«Добрая снежная сказка». Коллективное творчество детей
Для того, чтобы у некоторых детей спокойно проходил процесс адаптации ( у нас продолжается приём новых детей, мы работая и с психологом, рассказываем...
Рисуем с детьми в нетрадиционной технике
"Мишка Панда" ( «тычок» жесткой кисти, поролон) Цель: учить детей изображать пушистого животного в какой-либо позе или движении; продолжать учить детей...
Охрана безопасности жизнедеятельности «Зимняя прогулка» в старшей группе детского...
Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию небольшой материал по ОБЖ. Зимние прогулки хоть и приносят огромную радость детям, но иногда омрачают радость...
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики»
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики» Цель: Формировать у детей элементарные математические представления....