Лучший педагог года

Влияние наличия старших братьев, сестер на лексическое развитие младших детей в семье

Анна Золотарева
Влияние наличия старших братьев, сестер на лексическое развитие младших детей в семье

В данной статье представлен краткий обзор проведенного исследования, направленного на выявление особенностей лексики детей, которые имеют старшего брата и/или сестру, в данном случае – активного и пассивного словаря детей до 4 лет.

В существующих исследованиях развития младших детей в семье изучаются индивидуально-психологические особенности детей (прежде всего интеллект) в зависимости от порядка рождения, интервалов между рождениями и количества детей в семье. В этих исследованиях показано, что интеллект имеет тенденцию снижаться: 1) от старших детей к младшим, 2) при увеличении количества детей в семье и 3) при уменьшении интервалов между рождениями ([1, с. 15], [2, с. 137], [3, с. 40]). Мы считаем, что кроме изучения когнитивных способностей детей, имеющих братьев и/или сестер, необходимо подробнее исследовать и их речевые способности.

Публикация «Влияние наличия старших братьев, сестер на лексическое развитие младших детей в семье» размещена в разделах

В нашей работе производился количественный анализ МакАртуровских тестовкоммуникативного и речевого развития детей раннего возраста (72 теста детей от 8 мес. до 3 лет, имеющих и не имеющих старших братьев и/или сестер). Для исследования мы выбирали только тех детей, чьи братья и/или сестры по возрасту были старше их не более чем на 4 года, потому что наибольшее воздействие на речь младшего ребенка старший оказывает, лишь имея с ним общие интересы.

В отличие от предшествующих исследований, мы проанализировали не только активный, но и пассивный словарь детей. Результаты показали целесообразность такого разделения, поскольку данные в отношении активного и пассивного словаря оказались различными.

Анализ МакАртуровских тестов показал что девочки, имеющие старшего брата и/или сестру, обладают более богатым пассивным лексиконом, нежели девочки, не имеющие старшего брата или сестру. У мальчиков наблюдается противоположная тенденция. Полученные результаты демонстрируют, что считавшееся ранее непреложной истиной положение о том, что словарь не первых детей в семье всегда хуже словаря первых детей, - не совсем справедливо: оно не распространяется на пассивный словарь в том случае, если речь идет о девочках.

Остановимся подробнее на различиях в активном лексиконе. После анализа Мак-Артуровских тестов выявились такие результаты (среднее количество слов в активном лексиконе на одного ребенка от 8 мес. до 1,5 лет) : девочки, не имеющие старшего брата и/или сестру – 17 слов, девочки, имеющие старшего брата и/или сестру – 11,5 слов; мальчики, не имеющие старшего брата и/или сестру – 12 слов, мальчики, имеющие старшего брата и/или сестру – 8 слов. Эти данные показывают, что дети, имеющие старшего брата и/или сестру, имеют в целом заметно более низкий показатель по сравнению с их сверстниками, не имеющими старшего брата или сестру : количество слов в активном лексиконе у них меньше, чем у их сверстников.

При анализе освоения активного лексикона детьми от 1,6 до 3 лет, имеющих и не имеющих старших братьев и/или сестер, также было выявлено, что у девочек богаче активный лексикон, чем у мальчиков. При этом самый богатый активный лексикон оказался у девочек, не имеющих старшего брата и/или сестру. В подтверждение этому приведем полученные нами данные (среднее количество слов в активном лексиконе на одного ребенка от 1,6 до 3 лет) : девочки, не имеющие старшего брата и/или сестру – 215 слов, девочки, имеющие старшего брата и/или сестру- 189,5 слов; мальчики, не имеющие старшего брата и/или сестру – 200 слов, мальчики, имеющие старшего брата и/или сестру – 167 слов.

Таким образом, соотношение количества слов в активном лексиконе детей анализируемых нами групп (девочек, имеющих и не имеющих старших братьев и/или сестер, и мальчиков, имеющих и не имеющих старших братьев и/или сестер) – аналогично у детей от 8м. до 1,5 лет и у детей от 1,6 до3 лет, что позволяет считать такое соотношение устойчивой тенденцией.

В пассивном лексиконе детей от 8 мес. до 1,5 лет, имеющих и не имеющих старших братьев и/или сестер, были выявлены и гендерные различия: оказалось что более богатым пассивным лексиконом обладают девочки, а более бедным – мальчики. Эти данные были вполне ожидаемыми, т. к. известно, что лексикон девочек развивается раньше лексикона мальчиков.

Однако в исследовании выявились и новые факты, ранее никем не изучавшиеся. Мы предположили, что, возможно, существуют различия в освоении лексики детьми, имеющими старшего брата и/или сестру того же пола, что и сам ребенок, и старшего брата и/или сестру другого пола, чем сам ребенок. Разделив детей на «однополые пары» (условное название для пар детей, у которых младшие и старшие дети одного пола) и на «разнополые пары» (условное название для пар детей, у которых младшие и старшие дети разного пола, мы выявили, что самый богатый пассивный лексикон – у девочек, которые имеют старшую сестру, а самый бедный – у мальчиков, имеющих старшую сестру.

Большая разница между однополыми и разнополыми парами наблюдается и в активном лексиконе детей. Продемонстрируем это на примере полученных данных по детям от 1,6 до 3 лет. Так, у девочек, не имеющих старшего брата и/или сестру, средний показатель – 215 слов в активном лексиконе, у девочек из однополых пар – 204 слова, у девочек из разнополых пар – 175слов; у мальчиков, не имеющих старшего брата и/или сестру, – 200 слов, у мальчиков из однополых пар – 169 слов, у мальчиков из разнополых пар - 165 слов.

Итак, в своей работе мы проверили не только активный словарь детей, имеющих старших братьев и/или сестер (как это исследовалось ранее, но и пассивный словарь детей. Выяснилось, что если активный словарь первых детей в семье однозначно богаче активного словаря вторых детей, то эта тенденция не распространяется на пассивный словарь: во всяком случае, у младших девочек он оказался богаче, чем у единственных девочек в семье. Разделение детей на «однополые» и «разнополые» пары также дало интересные результаты. Полученные данные показали, что пассивный лексикон младших детей в семье вовсе не во всех случаях хуже лексикона единственных детей в семье, как это считалось ранее. Обнаружилось, что богатство лексикона напрямую зависит от соответствия/несоответствия пола младшего и старшего ребенка : если пол у них совпадает, то активный лексикон младших детей из таких пар по количеству слов приближается к лексикону единственных детей в семье; если же пол не совпадает, лексикон таких детей – существенно беднее лексикона единственных детей.

Все выявленные особенности заставляют задуматься о необходимости корректирования формирующей работы по развитию речи детей в ДОУ, об учете особенностей не только активного, но и пассивного лексикона детей, а также о целесообразности учета соответствия/несоответствия пола младшего и старшего ребенка в семье для того, чтобы сделать такую формирующую работу более «адресной», более соответствующей дифференцированному подходу к речевому развитию ребенка.

Литература:

1. Андреева Т. Н. Когнитивные и личностные характеристики детей в многодетной семье : автореф. дисс.. канд. психол. наук. - М., 1994.- 24 с.

2. Думитрашку Т. А. Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности // Вопросы психологии. - 1991. -№1.- с. 135-142.

3. Белогай К. Н., Сонина Н. А. Речевое развитие ребенка в период раннего детства и его взаимосвязь с различными факторами // Л. И. Божович и современная психология личности: тез. междунар. науч. конф. - М. ,2008.- с. 36-42.

Публикации по теме:

Консультация «Как научить братьев и сестер делиться игрушками» За статью спасибо детскому психологу Екатерине. Братьям и сестрам очень часто приходиться идти на компромисс, делясь своими игрушками. Правильный.

Консультация для родителей «Взаимодействие в семье старших и младших детей» Первенец не всегда быстро и легко привыкает к тому, что в семье появился второй ребенок — об этом часто говорят психологи. Очень часто это.

Консультация для родителей «Влияние общения в семье на формирование речи ребенка» Консультация для родителей: «Влияние общения в семье на формирование речи ребенка» Семья для ребенка – это его первая школа. Общение с.

Памятка для родителей «Взаимоотношение старших и младших детей в семье» i]ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «ВЗАИМООТНОШЕНИЕ СТАРШИХ И МЛАДШИХ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ»[/i] Существует выражение: «Детство первого ребёнка заканчивается.

Влияние цвета на физическое развитие детей "ВСЕ ЦВЕТА РАДУГИ" Мир, окружающий нас и наших детей, наполнен цветом. Мы видим одежду любимого цвета, у ребенка тянется рука к игрушке,.

Статья «Влияние психологически жестокого обращения с детьми в семье на развитие личности ребенка» Психологически жестокое обращение с ребенком является причиной многих психологических проблем, которые в дальнейшем сопровождают человека.

Влияние родительских установок на развитие детей Цель: Определить связь между детско-родительскими отношениями и развитием ребенка. Задачи: 1. Выяснить уровень знаний родителей о методах.

Влияние фольклора на развитие детей В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной.

Влияние родительских установок на развитие детей Влияние родительских установок на развитие детей. Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т. к. психика состоит из двух взаимоопределяющих.

Влияние родительских установок на развитие детей Консультация: Влияние родительских установок на развитие детей Одним из важнейших условий в жизни человека является реализация себя в семье,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние наличия старших братьев, сестер на лексическое развитие младших детей в семье
Опубликовано: 5 апреля 2018 в 22:32
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД