Способы актуализации словарного запаса дошкольников и формирования лексико-грамматических категорий

Елена Горбенко
Способы актуализации словарного запаса дошкольников и формирования лексико-грамматических категорий

"Актуализация словарного запаса дошкольников и формирование лексико-грамматических категорий посредством театрализованной деятельности"

В общей основе развития личности лежит овладение речью. Речь зависит от эмоционального состояния человека, его интересов, склонностей, привычек. По мере взросления ребенка в особенностях его речи находят выражение разные черты характера: самостоятельность, активность, произвольность, эмоциональность, креативность (способность к творчеству).

Театрализованная деятельность способствует речевому развитию ребенка, стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, работы по совершенствованию артикуляционного аппарата и расширения зоны общения (с игрушками, сверстниками, взрослыми).

Творческий характер деятельности, реализуемый, в театральных постановках, поддержание положительного эмоционального настроя, необходимость совершенного владения речью, ее выразительными средствами выступают как основные условия комплексного и разностороннего развития способностей детей.

Содержание работы по театрализованной деятельности состоит из нескольких направлений, одно из которых: «Культура и техника речи» - объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Овладение речевыми умениями проходят через все виды театрализованной деятельности.

Содержание работы по театрализованной деятельности предполагает интеграцию в решении речевых задач, охватывающих разные стороны речевого развития:

- связная речь – построение собственной модели изложения в процессе пересказа, сочинение сказок, составление рассказов, придумывание небылиц, использование разнообразных средств внутритекстовой связи;

- словарь – осознанный и произвольный выбор средств лексической выразительности;

- грамматика- правильное грамматическое оформление высказывания;

- звуковая культура речи - выразительное интонирование.

Развитие средств языка в театрализованной деятельности состоит прежде всего в расширении словарного запаса в широком смысле этого слова. Сюда входят такие виды работ над словарем, как ознакомление с новыми словами, уточнение и развитие значений слов, введение их в активную речь ребенка. Осуществляя эту работу педагог преследует следующую задачу: обогатить активный словарь дошкольников образной лексикой, познакомить с фразеологическими оборотами, развивать наблюдательность за изменением значения слов, вырабатывать критику в части отбора и сочетания языковых средств, соответствующих характеру литературных героев.

Работа по обогащению, активизации словаря, отбору слов не является самоцелью, а служит основой для приобретения детьми собственного, оригинального стиля речи при воспроизведении образа театрального героя.

Одной из задач по ознакомлению детей с основами театральной культуры является знакомство с некоторыми основными понятиями и терминологией театрального искусства. Реализация этой задачи носит практический характер, т. е. происходит во время театральных игр, упражнений, работы над этюдами, посещения театра в форме диалога в виде вопросов и ответов. Не имеет смысла строго требовать усвоения всего материала каждым ребенком, достаточно того, чтобы дети понимали педагога, использующего театральные термины, и постепенно пополняли свой словарный запас. Н-Р:

Антракт -- промежуток между действиями спектакля.

Аплодисменты -- одобрительные хлопки.

Артист -- художник (умение, мастерство).

Афиша -- объявление о представлении.

Работа над словом опирается на активное действенное познание детьми предметов и явлений театрализованной деятельности с привлечением всех или многих анализаторов: зрения, слуха, осязания и т. д.

Обогащению словарного запаса детей также способствует театральная задача—занять позицию героя, вживаться в литературный образ и творчески интерпретировать литературный текст в пересказе от лица литературного героя. Для пересказа сказки или эпизода от лица литературного героя ребенку необходимо понимать значение образных выражений, используемых в тексте, осознавать смысловую последовательность сюжетных действий; производить творческую интерпретацию подлинника.

Исходя из этого, осуществляя словарную работу в том числе и в театрализованных играх, преследуются следующие цели:

-подвести к пониманию значения фразеологизмов, образных выражений (на ворон зазеваться, насилу найти, горюет, бранится);

- активизировать в речи фразеологизмы, образные выражения (броситься со всех ног, нестись что есть мочи, насилу убежать);

- учить понимать значение слов, характеризующих движение героев (вскочить);

- развивать умение подбирать слова, обозначающие действия, состояния, характер движения (пришел – приплелся,значение имен прилагательных оценочного характера (старый – дряхлый, робкий - трусливый);

-учить использовать в речи глаголы, характеризующие продолжительность действий героев в сказке (шел, шел и пришел; погоревал, погоревал, да делать нечего);

- развивать умение подбирать определения к заданным словам из сказки (игра «скажи какой, какая?»);

- учить подбирать синонимы к глаголам (действиям героев)- смекнул – догадался, бока подвело - исхудал, колотили – били, стянула – украла и др.);

-подводить к пониманию многозначных слов, подбирать синонимы к словосочетанию с многозначным словом (тяжелый мешок, тяжелая задача, тяжелый день);

- подбирать антонимы к изолированным словам, обращая внимание на сочетание частей речи (петушок работает, а мыши бездельничают; мышата ленивые, а петушок трудолюбивый);

- активизировать образную лексику в описании героя (одна- одинешенька, медведь- богатырь, лягушка – квакушка, мышка – нарушка и т. д.)

На разных этапах театрализованной деятельности широко используются речевые игры, которые помогают детям понять эмоциональное состояние и поступки персонажей и подводят к употреблению уместных языковых средств, для создания портретов героев драматизации. В тесной связи со словарной работой и развитием связной речи в театрализованной деятельности не меньшее внимание уделяется работе над грамматической формой слова и предложения.

. Во время таких игр интенсивно развивается речь, выполняя грамматические упражнения, дети учатся:

- подбирать слова, обозначающие признаки и действия, согласовывая их в роде, числе, падеже;

- находить родственные слова в контексте;

-образовывать имена существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами, что помогает детям понимать различие смысловых оттенков слова (береза- березка- березонька); различие смысловых оттенков глаголов образованных аффиксальным способом (бежал- забежал- подбежал); имен прилагательных образованных суффиксальным способом (умный – умнейший, плохой – плохонький); развивает умение точно и уместно использовать эти слова в разных видах рассказывания;

-догадываться о значении незнакомого слова (ушанка);

- объяснять оттенки значения глаголов и имен прилагательных, близких по смыслу, понимать переносное значение слов: засмеялись - захихикали; бежать – мчаться, звать – приглашать. ;

- использовать разные степени имен прилагательных с помощью суффиксов (хитрый – хитрее- хитрющий);

- использовать слова с разными смысловыми оттенками (рука - ручка - ручища, друг - дружок - дружочек);

-согласовывать имена существительные и прилагательные в роде (если серый, то волк, а не туча);

- сопоставлять предложения с противительными союзами «но,а»;

-уметь строить предложение, заменять слова в предложении;

- уметь использовать разные синтаксические конструкции;

Творческие игры также обеспечивают усвоение притяжательных местоимений, определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных и их использование в экспрессивной речи.

Развитие языковых способностей у детей в театрализованной деятельности состоит в том, чтобы научить их умело пользоваться средствами языка в реальных условиях речевого общения. Ребенок, пользуясь всеми имеющимися у него в запасе речевыми средствами, должен уметь произвольно строить и перестраивать высказывания, использовать в речевом общении разные виды предложений, а внутри их - синонимы, антонимы, разные языковые средства для передачи разных смысловых оттенков высказывания.

Театрализованные деятельность способствует формированию интереса к учению у дошкольников, приносит им успех и радость творческого общения, дает возможность прочно закрепить лексический и грамматический материал, необходимый для развития навыков и умений устной речи.

Участие ребенка в театральных постановках, творческий характер его деятельности, привлекательность этой деятельности, открывает для дошкольников новое, интересное, помогает обнаружить в себе ранее неизведанное, возможности прикладывать необходимые условия, направленные на преодоление трудностей. Театрализованная деятельность укрепляет положительную самооценку, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов, изменяет характер влияния нарушений речевой деятельности на деятельность в целом.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Занимательная улитка» для развития речи детей дошкольного возраста.Дидактическая игра «Занимательная улитка» для развития речи детей дошкольного возраста. Дидактическая игра "Занимательная улитка" предназначена для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Направлена на развитие фонематического.

Формирование грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня.Формирование грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня. МКУ Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями Мариинского муниципального района МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ.

Библиотека изображений:
  • Орфография
  • Орфография
  • Транспорт
Автор публикации:
Способы актуализации словарного запаса дошкольников и формирования лексико-грамматических категорий
Опубликовано: 27 февраля 2013 в 21:44
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Схема реки. Дидактическая игра»
В марте наш детский сад принял участие в Региональной предметной неделе "Экология Подмосковья" проводимой Ассоциацией педагогов дошкольных образовательных...
НОД «Наблюдение за примулами» (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...