Лучший педагог года

Познавательное развитие дошкольников

Елизавета Антошкина
Познавательное развитие дошкольников

1. Представление собственного инновационного педагогического опыта на тему: "Познавательное развитие дошкольников"

Актуальность опыта.

Актуальность познавательного развития детей дошкольного возраста заключается в том, что ребёнок развивается и живёт, познавая мир. Даже маленькие дети сначала познают самого себя : узнают себя в зеркале, показывают, где носик, ротик, ушки и т. д. Затем идё т экспериментирование: оно направлено на познание свойств и связей объектов.

Публикация «Познавательное развитие дошкольников» размещена в разделах

Познавательное развитие – это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятие, мышление, внимание, воображение, которые представляют собой разные формы ориентации ребёнка в окружающем мире, в самом себе и регулирует его деятельность. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Дошкольный возраст – это время фантазёров, неиссякаемых вопросов, разнообразия игровых замыслов. Познавательная активность детей очень высока: каждый ответ взрослого рождает новые вопросы. Следовательно, чрезвычайно важно в этом возрасте способствовать формированию у детей творческого отношения к окружающему миру и к своей деятельности.

Концептуальность опыта.

Познавательная активность ребёнка проявляется в любознательности, стремлении к получению новых впечатлений, инициативном поиске новой информации об окружающем мире. Исследуя новые предметы и игрушки, экспериментируя с песком, водой, красками, пытаясь открыть коробочки с "секретом", ребёнок решает настоящие мыслительные задачи. И хотя решение этих задач неотделимо от практических действий, оно требует значительных умственных усилий, а также настойчивости и целеустремленности. Основной задачей является то, чтобы вызвать и поддержать познавательную активность, заинтересовать ребёнка и побудить его к самостоятельному экспериментированию.

Благодаря различным видам деятельности и прежде всего игре, память ребёнка становится произвольной и целенаправленной. Игра – ведущая деятельность дошкольников. Но помимо игры очень важно вовлекать ребят в исследовательскую работу: проведение простейших опытов, наблюдений. Опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное – ребята всё проделывают сами. Исследовательская работа помогает развить познавательный интерес ребёнка, его мышление, творчество, умение мыслить логически, обобщать.

Экспериментирование тесно связано у дошкольников с практическим преобразованием предметов и явлений. В процессе таких преобразований, имеющих творческий характер, ребёнок выявляет в объекте всё новые свойства, связи и зависимости. При этом наиболее значим для развития творчества дошкольника сам процесс поисковых преобразований.

Ведущая педагогическая идея

В дошкольном возрасте ярко проявляются две категории знаний: - знания и умения, которыми ребёнок овладевает без специального обучения в повседневном общении со взрослыми, в играх, наблюдениях, во время просмотра телевизионных передач; - знания и умения, которые могут быть усвоены только в процессе специального обучения на занятиях.

В результате усвоения систематизированных знаний у детей формируются обобщенные способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности. Всё это – одна из важнейших основ компетентности ребёнка, его готовности к обучению в школе.

Дети постепенно начинают понимать, что состояние, развитие и изменения в природе, с одной стороны, происходят в соответствии с определёнными закономерностями, которые необходимо учитывать, а, с другой стороны – во многом зависят от отношения к ним человека.

Поэтому, главным педагогическим условием для поддержания и развития познавательных интересов ребёнка, я считаю, это – естественнонаучная осведомлённость воспитателя, развитие его собственного познавательного развития, сознания и готовности к содержательному, увлеченному общению с детьми.

Публикации по теме:

План педагогического совета «Развитие речи детей дошкольного возраста» Цель педсовета: • Повышение эффективности и профессионального уровня педагогов в работе с детьми по развитию связной речи. • В игровой форме.

Презентация к педагогическому совету на тему: «Развитие речи детей дошкольного возраста» Цель педсовета: • Повышение эффективности и профессионального уровня педагогов в работе с детьми по развитию связной речи. • В игровой форме.

Автор публикации:
Познавательное развитие дошкольников
Опубликовано: 27 января 2015 в 15:07
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД