Лучший педагог года

Актуальность современного образования и образовательных процессов в ДОУ

людмила федорова
Актуальность современного образования и образовательных процессов в ДОУ

В эпоху развития компьютерного пространства, затрагивающего все стороны жизни современного человека, актуальным становится проблема адаптации человеческого сознания, а именно его умение приспосабливаться, варьироваться в изменяющихся условиях для самосовершенствования. Современное дошкольное образование ставит перед собой определенную цель - стимулирование личностного роста ребенка, развития его внутреннего потенциала. В настоящее время дошкольное образование должно принимать на себя функции развития многообразных способностей и качеств личности ребенка, его подготовку к начальному школьному этапу. Важную роль в осуществлении качественного образования и воспитания дошкольников принадлежит высококлассным специалистам, работающим на основе новых инновационных технологий.

Публикация «Актуальность современного образования и образовательных процессов в ДОУ» размещена в разделах

Содержание современного образовательного процесса в ДОУ, имеющего в своей основе определенные проблемные стороны, претерпевает изменения в увеличивающемся потоке информации и, в следствии чего, возрастает роль образовательной деятельности, направленной на развитие личностно- ориентированного, духовно- нравственного, гуманного современного человека. Проблема содержания образования очень актуальна, т. к. важной особенностью образования сегодня является всесторонне развитие личности как воспитанника ДОУ, так и педагогического состава, а также родительской общественности.

Важная роль в осуществлении качественного образования и воспитания дошкольников принадлежит высококлассным специалистам, работающим на основе новых инновационных технологий. Раскрывая вопросы содержания образования, необходимо назвать его приоритеты. В обучении основополагающим является цепочка понятий: факты — теория — мировоззрение. Воспитание затрагивает основные вопросы: знание о мире — умение взаимодействовать с миром, отношение к миру. В развитии важным аспектом становится формирование у обучающихся умения выполнять профессиональные и социальные роли, т. е. адаптация к современному миру во всех ее проявлениях. Современное образование рассматривается как процесс получения, накопления и систематизации практических навыков, умений и знаний, являющихся ведущими средствами достижения побед человека в его жизни.

Процесс образования — это «школа жизни» (А. Моль, которая является основой для становления у человека определенных качеств и способностей. Мы говорим «жизнь учит», «жизнь воспитывает», «среда формирует» и т. п. Способы поведения и культуры, формы мышления и сознания, нормы общения и приобретения знаний осваиваются ребенком в естественных условиях в процессе совместного общения и взаимодействия со сверстниками, взрослыми, через язык и речь.

Образовательный процесс — это осознанно, рационально построенная практика образования, исходящая из общих задач социализации детей. Образовательный процесс не происходит сам по себе, а должен быть специально построен, целенаправленно ориентирован и организован педагогом. Социализация — это процесс и результат усвоения социального опыта как опыта совместной жизнедеятельности педагога и ребенка, опыта общения и взаимодействия друг с другом. Социализация включает способность к адекватному восприятию новых социальных требований, формирование личностных предпосылок для выполнения задач следующего этапа социализации дошкольников к школе.

Обучение — это образовательный процесс передачи-освоения детьми всеобщих способов деятельности, освоения теоретических понятий и идеальных способов действия, знаний и умений. В процессе обучения происходит (должно происходить) становление субъекта собственной учебной деятельности, что является залогом самостоятельного обретения жизненной позиции, своих взглядов и мировоззрения.

Воспитание — это образовательный процесс передачи - усвоения культуры общения, ценностей и норм взаимоотношений в человеческом обществе. В нем можно отметить два исходных значения: «воспитание» - значение «питания» воспитанников духовно- нравственными ценностями и нормами совместной человеческой жизни, а также «воспитание»- развитие отдельного человека и создания условий по превращению его в сознательную одухотворенную личность, ориентированную на построение связей и отношений между всеми участниками образовательной деятельности. Воспитание –это путь становления каждого воспитанника, проявляющего свои личностные возможности и достижения на практике при многообразной совместной деятельности взрослых и детей, в различных традиционных и нетрадиционных формах, в которых проис-ходит взаимодействие ребенка со взрослыми: педагогами, родителями.

Одной из актуальных проблем образования является проблема развития

творческого потенциала - существующие в скрытом виде возможности человека, которые при определенных благоприятных условиях могут проявиться, обнаружиться и раскрыться в определенной сфере деятельности. Она связана не только с обучением и формированием развитой личности, но и с сохранением и развитием творческих качеств и способностей детей, к которым можно отнести познавательную активность, стремление к поиску нового, умение уйти от стереотипов, смелость в решениях на основе личного опыта или приобретенных знаний, умений, навыков. Задача современного педагога все лучшее в детях переводить из состояния потенциального в состояние актуальное, чему может способствовать реализация идеи «зоны ближайшего развития».

Педагог-профессионал, являющийся активно созидающим, позитивно настроенным субъектом образовательного процесса, становится организатором и ее непосредственным участником, а так же носителем определенных жизненных взглядов и позиций, что предполагает свободное и сознательное самоопределение в педагогической практике, принятие ответственности за объективные результаты образования подрастающего поколения, владение соответствующими нормами, способами и средствами для ее осуществления, для достижения целей образования и развития личности ребенка в целом. Педагог для воспитанника становится той надежной опорой, благодаря которой ребенок чувствует себя уверенно, проявляет активность и творчество в совместной с педагогом деятельности на практике.

В настоящее время, решая возникающие проблемные ситуации в образовательном процессе в ДОУ, важно уделить внимание вопросу наглядности в обучении как показателя доступности, простоты и понятности для конкретного воспитанника того психического образа, который он создаёт в процессе восприятия, мышления и воображения. Наглядность зависит от уровня развития интеллекта, познавательных способностей, интересов, склонностей дошкольника, его мотивации. Главную роль в создании у воспитанников наглядных образов изучаемых явлений играет учебное действие моделирования - создание модели (муляжа, макета, чертежа, схемы, графика, диаграммы, конспекта, плана и т. д.) в результате анализа, выявления в объекте главных существенных свойств и характеристик. Используя наглядные пособия, воспитатель должен учитывать возможность проявления детского неординарного мышления, а, значит, предугадывать необычные действия, которые могут вызвать у воспитанников предъявляемые им средства наглядности. Предложенные воспитателем наглядные пособия и средства наглядности в практической деятельности должны соответствовать друг другу. Например, если при обучении счёту используются очень красочные картинки или игрушки, то внимание детей будет направлено не на конкретный образовательный процесс, а на внешние проявления, что порой отрицательно сказывается на мыслительной деятельности дошкольников. Или, наоборот, однообразные наглядные пособия при закреплении тематического материала не увлекут детей, а значит, оставят равнодушными детей к восприятию основного содержания изучаемого материала.

Актуальными проблемами образования в ДОУ на сегодня являются психологическая готовность ребёнка к школьному обучению, формирование у дошкольников положительной мотивации к учению, преемственность в обучении, сохранение психологического или личностного здоровья участников образовательного процесса, здоровьесберегающие технологии обучения; безопасность образовательной среды, личностная зрелость и компетентность субъектов образовательного процесса.

Таким образом, решение проблем в процессе воспитания дошкольников является основной формой работы педагога по активизация психофизиологических структур, способствующих регулированию потребности в развитии ценностного субъективного отношения детей к окружающему миру, открытие самого себя и своих потенциальных возможностей, проявление ответственности, решительности, поиску творческого направления пути, способствующего осознанному самостоятельному выбору ребенка в жизни.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о конференции «Компетентностно-деятельностный подход в системе современного образования»Фотоотчёт о конференции «Компетентностно-деятельностный подход в системе современного образования» В соответствии с годовым планом методической работы в КОУ «Леушинская школа- интернат для обучающихся с ОВЗ» прошла научно-практическая.

Использование ИКТ в ДОУ — необходимость и актуальность В данной нам с вами современности, в условиях ФГОС ДО, предлагающего нам модернизировать и оптимизировать процесс обучения воспитанников,.

Оценка качества образовательных программ дошкольного образования (Всоко до) Оценка качества образовательных программ дошкольного образования1. Наличие документов, регламентирующих реализацию образовательных программы.

Развитие мышления у дошкольников с ОВЗ. Актуальность проблемы. Наше время смело можно назвать временем перемен. Мы живём в веке новых технологий, когда очень ценится человек мыслящий, ищущий, творческий,.

Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов «Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов. А что такое ресурс? Ресурс — количественная мера.

Роль физической культуры в системе современного школьного образования В настоящее время отмечается существенное изменение российского образования, которое требует активных преобразований в сфере физического.

Семинар-конференция «Приобщение детей к традициям народной культуры в контексте современного образования» (фотоотчет)Семинар-конференция «Приобщение детей к традициям народной культуры в контексте современного образования» (фотоотчет) Приветствую вас, дорогие мои друзья! Все мы так или иначе стараемся повышать свое самообразование. Иногда такое желание идет от сердца,.

Консультация «Актуальность коврографа Воскобовича» Сообщение по теме: Коврограф Воскобовича Зайцева Е. М Коврограф Ларчик является основным игровым пособием Актуальность состоит в том,.

Тематические дни как форма современного образования в детском саду. День народного единстваТематические дни как форма современного образования в детском саду. День народного единства Тематические дни - как форма современного образования в детском саду. День народного единства. Развитие системы дошкольного образования.

Эссе «Как я понимаю миссию современного воспитателя, реализующего ФГОС дошкольного образования» Профессию не выбирала я. Быть воспитателем! – мне сердце подсказало. С детьми работать – вот судьба моя! Другого в жизни я бы не желала.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Актуальность современного образования и образовательных процессов в ДОУ
Опубликовано: 28 декабря 2022 в 23:00
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД