Актуальные проблемы взаимодействия с семьей по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста

Наталья Карабанова
Актуальные проблемы взаимодействия с семьей по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста

Наша сегодняшняя встреча посвящена 700-летию со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского. В связи с этим нельзя не упомянуть о его богатейшем педагогическом наследии, которым он внес значительный вклад в образование и педагогику как своего Отечества, так и в мировую педагогическую мысль. Преподобный Сергий рассматривал формирование духовно-нравственных ценностей как главный приоритет в воспитании человека. Именно этим отличалась педагогическая система православия от педагогической системы католицизма, в которой приоритетным считалось воспитание рационального (т. е. прагматического, практического) начала.

К сожалению, за давностью лет, мы не имеем рукописного наследия Преподобного Сергия, однако суть его учения в более современном понимании точно отражают слова К. Д. Ушинского, которые Вы видите на экране. Говоря бытовым языком, воспитываем мы только своим примером, своими делами, своей личностью. Слова не оставляют в человеке такого глубокого следа, как дела.

*

Однако, в последние годы, то самое «рациональное зерно» стало весьма популярно и в нашем Отечестве и уже явно наблюдается кризис нравственности и нарастающая бездуховность общества. Этот кризис проявляется, прежде всего, в доминировании материальных ценностей над духовными, всеобщей меркантильности, росте социальной напряженности и агрессии.

*

Как следствие, мы имеем искажение представлений детей о добродетельных человеческих качествах, наблюдаем повсеместно детскую агрессивность и враждебность, в том числе, и у детей дошкольного возраста.

Поэтому, с нарастанием бездуховности в обществе, все значимей становится наша с Вами непростая работа и у нас нет морального права упускать столь уникальный и важный период жизни – дошкольное детство.

*

В процессе духовно-нравственного воспитания в детском саду преимущество традиционно отдается воспитанию и педагогическим методам воздействия на ребенка. Однако, нельзя недооценивать влияние семьи на этот процесс. Семейные условия воспитания по-прежнему остаются основополагающими. Отсюда вытекает чрезвычайная значимость взаимодействия с семьей.

Но и в современной семье произошли значительные изменения, как следствие изменений в обществе. Причем, в отрицательную сторону. Появилось множество проблем, одна из которых, на наш взгляд, самая актуальная – недостаточность непосредственного живого общения детей с родителями, дедушками и бабушками, как носителями духовного и культурного, наследия.

*

Современные дети вместо мамы и папы воспитываются телевидением и компьютерными играми. Очень часто приходится слышать, как родители с гордостью рассказываю о том, что ребенок уже с самого нежного и раннего возраста самостоятельно выбирает и включает мультфильмы и компьютерные игры. Наши вопросы о том, сколько времени безопасно для себя может проводить ребенок за подобным занятием, какие мультфильмы он предпочитает смотреть, как они влияют, зачастую вызывают у родителей недоумение. Главным для них является наличие технических навыков обращения с компьютером. Здесь мы видим проблему подмены истинных ценностей ложными.

Для педагогов всех времен – это является сигналом к действию. Однако, возникают вопросы: как детский сад может повлиять на формирование духовности у ребенка в семье, и внести коррективы в процесс семейного воспитания, не нарушая при этом право семьи на индивидуальность, самоопределение, не нарушая личного пространства?

А ответ прост: ведущим принципом в работе с семьей должно являться постоянное доброжелательное и творческое взаимодействие педагогического коллектива, детей и родителей.

Родители должны быть в курсе всего воспитательно-образовательного процесса, сопереживать и участвовать. Это поможет им увидеть мир с позиции ребенка, формировать доверительные с ним отношения. Кроме того, обеспечит единство педагогических требований, предъявляемых в семье и в садике.

*

Одной из традиционных форм работы с родителями является организация мероприятий с непосредственным очным участием родителей. Однако, при этом педагоги так же сталкиваются с рядом проблем, таких как:

-занятость родителей (особенно, работа с выездом за пределы места жительства);

-личностные качества, такие как, застенчивость, страх перед выступлением на публике;

-отсутствие интереса к предлагаемому виду деятельности.

*

Таким образом, любая из узких форм взаимодействия с семьей не может быть самодостаточной и всеобъемлющей. Универсальным решением проблемы является использование как можно более разнообразных форм и тем для взаимодействия, чтобы каждый мог, что называется, найти дело по душе.

Здесь бесконечное поле для творчества предоставляется в организации всем уже знакомой проектной деятельности.

Проектную деятельность можно рассматривать как некую систему коллективных творческих, и в то же время, познавательных дел - маленьких или более масштабных, стимулирующих общение родителей и детей при непосредственном участии педагогов. Анализируя опыт внедрения проектной технологии в нашем садике, мы выделили несколько основных факторов, обеспечивающих успешность взаимодействия с родителями.

1. Тщательная подготовка взаимодействия

К моменту общения и совместного труда с родителями дети должны уже владеть информацией в той мере, в которой она необходима для возникновения детских вопросов: «Почему нужно делать кормушки для птичек?», «Почему нужно заботиться о домашних животных?» и т. д. Родители вынуждены будут объяснять и показывать пример, формируя тем самым морально-нравственные качества ребенка.

*

2. Интеграция

Достижение нескольких целей в одном проекте: в приведенном примере (Проект «Куклы своими руками»)– это формирование духовно-нравственных качеств и речевое развитие через непосредственное общение с мамой, бабушкой в процессе изготовления кукол, развитие познавательного интереса – дети узнают историю народных кукол, художественно-эстетическое развитие - они учатся видеть красивое.

*

3. Косвенное и прямое стимулирование к действию

Покажите человеку достижения других и он обязательно, в силу своей человеческой сущности, подумает: «Но я ведь могу не хуже!»

Например, изготовление массажных ковриков для детей – это еще и повод лишний раз обратить внимание родителей на здоровье детей. А ребенок, в свою очередь, видит заботу о себе и учится заботиться о других.

4. Опора на эмоциональную сферу личности человека

«Удивите человека и у него появится интерес, удивите еще раз и вы побудите его к действию».

*

Особенно эффективно это работает с родителями вновь поступивших детей.

5. Обязательная демонстрация полезности и востребованности

результата совместного труда родителей и детей

Ведь в процессе труда получен продукт – это поделка, игрушка, информация. Процесс совместного труда доставил радость.

Созерцание результатов труда вызывает чувство гордости за себя и свою семью. Показывая, мы закрепляем положительный эффект.

*

6. Обязательная благодарность за участие в устной, а еще лучше, в письменной форме.

В семье остается некое свидетельство о произошедшем позитивном событии, повод для общих воспоминаний и бесед, начинающихся со слов: «А помнишь, мама, МЫ?» - формируется позиция МЫ.

7. Разнообразие и оптимальная интенсивность взаимодействия

дает возможность родителям реализоваться в близкой для себя сфере деятельности в свое свободное время.

Подведу итог: проектная деятельность

-реализуется при непосредственном участии родителей;

-косвенно или прямо стимулирует родителей к осуществлению духовно-нравственного воспитания детей;

- учит общению и доставляет радость общения и детям, и родителям;

-оставляет общесемейные позитивные воспоминания;

-за счет чрезвычайного разнообразия тематики позволяет удовлетворить личностные потребности и педагогические запросы родителей;

-позволяет деликатно, не нарушая личного пространства корректировать и стимулировать внутрисемейные отношения.

*

Осуществляя взаимодействие с родителями в рамках вышеописанной системы, наш коллектив сделал и для себя определенные выводы:

для полной самореализации в профессии и осуществления успешной педдеятельности мы должны руководствоваться принципами, сформированными нашим мудрым народом еще в незапамятные времена.

«Вода камень точит»

- не отступать и не сдаваться; тяжело начинать, но результат всегда радует и дает силы работать дальше.

«Кто если не я?»

- никто не придет и не сделает наших детей добрыми, сильными, честными «по мановению волшебной палочки».

«Подари детям сказку»

- в русских народных сказках всегда побеждает добро, они несут в себе величайший воспитательный потенциал. Это наша история – культурное и духовное наследие.

Разрешите в качестве наглядного примера осуществления духовно-нравственного воспитания в детском саду предложить Вам небольшой фрагмент занятия.

Публикации по теме:

Паломническая поездка в Звенигород и ИструПаломническая поездка в Звенигород и Истру 2 марта этого года в который раз мне представилась возможность побывать в роли паломницы. Паломническая поездка была организована от Старо-Голутвина.

Ура! Я победила!!!Ура! Я победила!!! Уважаемые коллеги, так часто я разделяю радость с Вами, когда Вы делитесь впечатлениями от получения грамот. Я горжусь тем, что есть педагоги,.

Библиотека изображений:
  • Этикет
  • Одежда, обувь
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Актуальные проблемы взаимодействия с семьей по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста
Опубликовано: 17 декабря 2013 в 15:37
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...
Детский мастер-класс: «Снегурочкины сестрички!» (техника квиллинг).
В облаках летают Белые пушинки. Все желанья исполняют, Эти балеринки! Ну-ка, подставляй ладошки, И лови зимы-пушинку- Новогоднюю снежинку! Вот и...
«Наш подарок маме» (фото отчет)
-Моя мама самая красивая! -Мама ласковая! -Мамочка очень добрая и заботливая! -Моя мамочка любимая! Вот такие слова говорили дети о своих мамах,...
Разноцветные снежинки. Фотоотчет.
Добрый вечер, уважаемые коллеги. Хочу предоставить вашему вниманию наши разноцветные снежинки. В нашем саду продолжается подготовка к конкурсу « Парад...
«В гости к нам пришел Петрушка». Петрушка (оригами). Фотоотчет.
Чем ближе Новый год, тем сильнее ностальгия по нему. Потому что в Новый год « Все детство свое вспоминают, счастливые светлые дни… » В новогоднюю ночь...