Актуальные вопросы формирования нравственных привычек дошкольников

Татьяна Серебрякова
Актуальные вопросы формирования нравственных привычек дошкольников

В рамках современной модернизации общества государством сформулированы новые требования к гражданину. Это должен быть высоконравственный человек, носитель культуры с прочными представлениями о морали и этике. Культура поведения включает: манеры общения, этикет - важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, в добре, справедливости, человечности - в области моральной культуры и красоте, порядке, благоустройстве.

Дошкольное детство – это самое благоприятное время для формирования навыков культуры поведения, так как жизненный опыт и багаж нравственных представлений у малышей еще небольшой. На сегодняшний день формирование культуры поведения составляет одну из важных задач духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, решать которую призваны все связанные с воспитанием организации, учреждения, лица и, конечно же, в первую очередь, детский сад и семья.

Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования описывают интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения программы в той или иной деятельности. Предполагается, что дошкольник будет владеть основными культурно-гигиеническими навыками, т. е. будет самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры. Так же планируется сформировать такие качества личности, как способность управлять своим поведением, соблюдать основные элементарные общепринятые нормы и правила поведения. В современных требованиях выделены такие образовательные области, как «здоровье» «социализация», которые направлены на воспитание у дошкольника культурно-гигиенических навыков, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни, приобщение к общепринятым нормам и правилам.

В реальной педагогической практике мы часто наблюдаем ситуацию, когда ребенок имеет представления о правилах гигиены или культурного поведения за столом, но не выполняет их:

- моет руки без мыла

- плохо вытирает руки после мытья рук

- не знает, как правильно пользоваться салфеткой

- даже если знает, может вытереть рот после приема пищи рукавом

- не правильно осуществляет хват столовых приборов

- помогает себе руками зачерпнуть еду в ложку или вилку

- плохо умеет сервировать стол

- разговаривает во время приема пищи

- не следит за своей осанкой

- жует с раскрытым ртом, «чавкает»

- наклоняет тарелку на себя, а не в сторону

- принимает пищу неряшливо, раскидывая кусочки еды по столу и т. д.

Таким образом, как бы банально не звучала тема привития детям навыков культуры в приеме пищи и соблюдении элементарных гигиенических процедур перед ее приемом, на практике существует проблема в сформированности культуры и этикета еды у дошкольников.

Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

Интерес к проблеме формирования культуры поведения дошкольников во время приема пищи обусловлен тем, что резко снижается воспитательное воздействие семьи и российской национальной культуры в сфере воспитания. Перед дошкольными образовательными учреждениями в числе наиболее важных стоит задача формирования с самого раннего детства базовой культуры личности.

Педагоги должны постоянно помнить, что привитые с детства навыки, в том числе культурно - гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни. Систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены до и после еды, формирование культуры поведения за столом – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.

Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе культуры поведения во время еды.

Задачи по формированию культурного поведения во время приема пищи у детей дошкольного возраста:

• познакомить с правилами культуры приема пищи и основами гигиены;

формировать навыки гигиены и культуры поведения за столом в повседневной жизни;

• учить видеть свои и чужие недостатки в поведении, уметь их исправлять;

От воспитания у детей культуры еды и навыков личной гигиены зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. Поэтому необходимо достичь следующего воспитательно-образовательного результата, когда дошкольник выполняет следующие культурно-гигиенические навыки:

• моет руки с мылом перед едой

• правильно намыливает руки

• насухо вытирает руки

• пользуется индивидуальным полотенцем

• после еды пользуется салфеткой

Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения во время приема пищи. У дошкольника необходимо сформировать навыки:

• правильно сидеть во время еды;

• правильно осуществлять хват столовых приборов

• не разговаривать во время приема пищи

• не выходить из-за стола с едой во рту

• аккуратно кушать и оставаться опрятными;

• тщательно, бесшумно пережевывать пищу;

• прожевывать пищу с закрытым ртом

• уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой;

• наклонять тарелку с первым блюдом в сторону

• уметь правильно накрыть на стол.

• следит за своей осанкой

• не облокачивается на локти

Овладение культурой еды - нелегкое для дошкольников дело, но осуществлять формирование этих навыков необходимо, надо добиваться, чтобы дети ели с удовольствием, с аппетитом и опрятно.

В дошкольном учреждении дети осваивают правила поведения за столом как в непосредственно организованной деятельности, так и ежедневно во время приёма пищи, а так же через сюжетные игры и игровые действия. Дети знакомятся с разными видами посуды (кухонной, столовой, чайной) и столовых приборов, усваивают правила пользования ими, правила приема жесткой, жидкой пищи, а так же усваивают необходимость выполнения гигиенических процедур до и после приема пищи.

Опираясь на особенности дошкольного возраста, мы определили этапы овладения правилами столового этикета.

1 этап. Знакомство с правилами, корректировка имеющихся знаний. Обучение правилам этикета сотрудников дошкольного учреждения.

Детям в игровой ситуации объясняют, как нужно ставить ноги, куда класть руки, какой должна быть спина. Пусть ребёнок ненадолго примет правильную позу, но это уже станет образцом для подражания, своеобразным опытом, который поможет ему вспомнить правильную позу при словесном напоминании взрослого.

Конечно, эту работу можно проводить и непосредственно во время приёма пищи. Но мы твёрдо убеждены: знакомство с правилами должно происходить на занятии. Во время приёма пищи физиологические потребности ребёнка преобладают над всеми остальными, и ему совершенно не хочется слушать и запоминать правила. Поэтому первостепенную роль мы отводим специально организованным занятиям.

Чтобы создать атмосферу общей культуры и красоты, разработали план занятий семинара с сотрудниками по обучению правилам столового этикета.

2 этап. Создание необходимой материально-технической базы и развивающей предметной среды: аудио- и видеоаппаратура; наборы красивой современной посуды и столовых принадлежностей: белоснежные скатерти, салфетки, вазочки для цветов, подставки для бумажных салфеток.

Особое внимание уделили оборудованию центров этикета в группах. Воспитатели на основе методических рекомендаций оформили центр этикета, включая схемы сервировки стола и складывания салфеток, картинки по украшению и сервировке стола, образцы оформления подарков, украшения для праздничного стола.

3 этап. Закрепление знаний (сюжетно-ролевые и дидактические игры, создание специальных ситуаций, другие виды занятий (по изобразительной деятельности, познавательные, музыкальные, праздники и развлечения («День рождения», «День смеха» и др., традиции группы: «Сладкий стол», «Чаепитие с родителями», игры на развитие мелкой моторики и координации движений «Сервируй стол правильно».

4 этап. Самостоятельное выполнение правил в соответствии с жизненными ситуациями и обстоятельствами (организация работы в центрах этикета).

Таким образом, система работы по формированию норм культурного поведения ребёнка за столом построена на соблюдении следующих принципов:

• Основные правила столового этикета адаптированы к дошкольному возрасту.

• Обучение строится с учётом возраста детей. Обучение правилам этикета начинается с трёхлетнего возраста с последующим усложнением на каждом возрастном этапе.

• В целях закрепления полученных знаний и умений используются специальные уголки этикета.

• Широкая просветительская работа среди родителей.

• Компетентность всех сотрудников по вопросам столового этикета.

Этикет, как элемент культуры поведения детей, для формирования требует соблюдения ряда условий. Для воспитания этикета у детей необходимо следующее:

• Позитивный настрой (обращение по именам, похвала детей, соблюдающих правила поведения во время приема пищи);

• Пример взрослых (создание доброжелательной, дружественной обстановки, демонстрация культуры приема пищи взрослыми: родителями и воспитателями);

• Связь с семьей (единство требований детского сада и семьи через оформление консультаций, в которых раскрываются требования, необходимые навыки и представления о культуре приема пищи и гигиенических навыках «Как правильно кушать» «Что я уже могу сам» «Правила гигиены» и др.).

Следующее условие, необходимое условие для успешного гигиенического воспитания - единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней, и конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.

Большое место в организации взаимодействия занимает общение педагогов с родителями. Родители, как полноправные участники воспитательно-образовательного процесса привлекаются к совместно организованным процессам, направленных на формирование правил поведения за столом и гигиенических навыков у дошкольников. Родителей нужно постоянно держать в курсе событий, создавая возможности для ознакомления с работой детского сада на открытых занятиях, при посещении различных общих мероприятий; помещать информацию в «Уголке для родителей»; организовывать специальные экспозиции и выставки работ.

Родительские собрания проводятся групповые и общие. На собраниях можно информировать родителей о достижениях и проблемах детей, связанных с усвоением ими норм и правил культуры поведения “Культурно-гигиенические навыки”.

Положительные результаты в формировании культуры поведения у детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества воспитателей и родителей.

Публикации по теме:

Презентация проекта «Пасха в гости к нам пришла» Детство - время развития всех сил человека, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек.

Современный воспитатель — какой он? Какой должен быть нынешний воспитатель? Он должен быть современным, эрудированным, мобильным, с прогрессивными взглядами и идеями, способным.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Актуальные вопросы формирования нравственных привычек дошкольников
Опубликовано: 27 октября 2013 в 17:10
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...
Новогодняя поделка «Необычная ёлочка»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! С наступлением зимы хочется чего-то сказочного, волшебного, и идеи приходят самые необычные, яркие. В преддверии Нового года...
Дидактическое пособие для развития фонематических процессов «Ромашка»
Хочу с Вами поделиться своим пособием, для развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста. Развитие фонематических процессов является...
«Шары для ёлки». Поделка из пластилина и мишуры
Скоро, скоро Новый Год! Он торопится, идёт! Постучится в двери к нам: Дети: здравствуйте, я к вам! Праздник мы встречаем, Ёлку наряжаем, Вешаем...