Аквааэробика как сопутствующая форма развития плавательных способностей детей дошкольного возраста

Елена Щелканова
Аквааэробика как сопутствующая форма развития плавательных способностей детей дошкольного возраста

В настоящее время Правительство Российской Федерации уделяет большое внимание вопросам охраны и укрепления здоровья детей и всего населения страны. Здоровый образ жизни, физическая культура и спорт - те социальные факторы, которые способствуют развитию сильного государства и здорового общества. Основа здоровья закладывается в раннем возрасте и зависит от воспитания в семье, деятельности дошкольных образовательных учреждений и других социальных институтов, где развивается и воспитывается ребенок. Поэтому особенно важно строить образовательный процесс в области физического воспитания на принципах здоровьесберегающих технологий.

В системе комплексной физкультурно–оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста большое место занимает обучение детей плаванию. Глен Доман, американский детский врач, утверждает, что «вода – это еще одна среда обитания, которая способствует процветанию вашего ребенка, а плавание – дополнительный источник наслаждения на пути к физическому совершенству!».

Проблема научить плавать и поиск наиболее эффективных, нестандартных инновационных подходов к ее решению – очень важны и актуальны. В связи с этим, возрастает роль используемых форм и средств, по развитию у детей плавательных умений, создающих условия для расширения круга двигательных навыков и повышение функциональных возможностей организма, творческого самовыражения детей. Возникает необходимость знакомства и приобщение к новым формам физической активности, к различным видам спорта.

Опыт работы в образовательном учреждении, применение различных средств обучения детей плаванию, изучение современной литературы и различных методик, привели к выбору той единственно эффективной и действительно доступной форме физической активности – аквааэробике. Этот вид спорта, к сожалению, мало знаком детскому населению. Поэтому темой моей инновационной деятельности и стала разработка и внедрение программы аквааэробики для детей дошкольного возраста.

«Аквааэробика» - это выполнение широкого спектра физических упражнений в воде: от активных развлечений до серьезных занятий под музыку, часто имеющих спортивную направленность. В отличие от других видов физических упражнений, аквааэробика обеспечивает более высокий оздоровительный эффект, положительно влияет на организм человека. При этом отсутствует такой высокий уровень нагрузки как при занятиях на суше.

Цель программы: укрепление здоровья и повышение двигательной активности дошкольников средствами аквааэробики.

Исходя из поставленной цели, основными задачами являются:

- формировать культуру здорового образа жизни;

- способствовать закреплению навыков плавания и преодолению чувства боязни воды;

- развивать такие качества, как сила, выносливость, гибкость и ловкость;

- формировать новые двигательные умения и навыки, используя средства аквааэробики;

- способствовать развитию чувства ритма и умению управлять телом в воде;

- развивать творческие способности и акватворчество;

- воспитывать художественный вкус, любовь к воде и движениям в ней.

Программа занятий аквааэробикой основана на общепринятых педагогических принципах и методах.

По данной программе, занятия проводятся в форме кружка для детей дошкольного возраста 5-7 лет (с учетом их возрастных особенностей и уровня плавательной подготовленности) и включают элементы статистического и художественного плавания, комплексы и плавательные упражнения, игры и игровые задания, восстановительные упражнения, эстафеты на воде.

Немаловажное значение имеет создание предметно - развивающей среды, от которой зависит эффективность занятий аквааэробикой: оформление акватории бассейна, укомплектование специальным материалом и оборудованием, наличие технических средств обучения – важным является подборка фонограмм и песен, соответствующих возрасту обучающего контингента, музыки для релаксации.

Работа по данной программе ведется по трем направлениям: работа с детьми, родителями и педагогическим коллективом.

Основными формами работы с детьми являются занятия:

теоретические - предполагающие рассказ о значении аквааэробики, ее влиянии на организм, об использовании упражнений в повседневной жизни и самостоятельной активности;

практические - обеспечивающие обучение новым упражнениям, совершенствование умения выполнять движения в темпе музыки;

самостоятельные - предусматривающие самостоятельное выполнение упражнений под музыку, проявление индивидуальности, реализацию своих потребностей в движении;

индивидуальные - направленные на совершенствование умений детей, которые имеют слабую подготовку или, наоборот, сильную.

Основное содержание и структура занятия состои из:

Подготовительная часть состоит из выполнения умеренных по интенсивности физических упражнений в воде под музыку, которые выполняются с предметами и без, обеспечивающих разогревание организма, повышение частоты пульса, дыхания.

Основная часть направлена на развитие физических качеств, силы, гибкости, выносливости, а также основных навыков плавания. Состоит из выполнения плавательных движений, элементов статистического и художественного плавания, упражнений на развитие акватворчества, комплексного использования умений и навыков в самостоятельной деятельности и в сотворчестве с педагогом.

Заключительная часть предусматривает постепенное снижение нагрузки под успокаивающую, расслабляющую музыку, выполнение упражнений контролируемого дыхания, релаксации, заданий на расслабление методом контраста, преодоление чувства боязни воды и восстановление функций организма.

Дозировка физической нагрузки зависит от подбора упражнений, и от темпа музыки.

Ценность таких занятий в том, что они имеют большое оздоровительно-гигиеническое значение. Музыкальный ритм организует движения, создает хорошее настроение, вызывает положительные эмоции, усиливает воздействие физических упражнений на организм, способствует повышению работоспособности, бодрости здоровья, тонуса нервной системы.

Взаимодействие с воспитателями и родителями ведется по следующей схеме: определяются цели и задачи совместной деятельности по созданию здоровьесберегающего пространства детства, создаются общие установки на решение задач воспитания здорового ребенка, вырабатываются общие стратегии сотрудничества для приобщения его к ценностям здорового образа жизни. (слайд – схема)

Таким образом, родители и педагоги получают возможность познакомиться с содержанием работы кружка, обучаются конкретным приемам оздоровления детей, определяют совместно, какие условия можно создать в семье, чтобы активизировать потенциальные физические возможности ребенка.

Каждая программа предполагает конкретные результаты. Успешность усвоения программного материала по аквааэробике определяется степенью овладения основными навыками плавания и определенными требованиями к уровню подготовленности воспитанников. В качестве процедуры оценивания используется тестирование плавательной подготовленности дошкольников на начало и конец года, содержащее разработанные контрольные упражнения для каждой возрастной группы.

Анализ уровня плавательной подготовленности детей показывает положительную динамику роста плавательных умений и навыков.

Формой проведения итогов реализации программы являются спортивные праздники, развлечения на воде, показательные выступления, открытые занятия, мастер-классы, занятия в спортивном комплексе «Дельфин», участие лучших воспитанников в первенстве города по плаванию среди дошкольников.

Программа кружка «Золотая рыбка» в 2010 году получила экспертную оценку в Министерстве образования Сахалинской области и рекомендована как дополнительная модифицированная образовательная программа для детей дошкольного возраста.

Таким образом, можно заключить, что аквааэробика содействует укреплению здоровья и обогащению двигательной активности дошкольников, выступая, как сопутствующая форма обучения плаванию, является преемственным его продолжением, так как содержит упражнения на развитие плавательных способностей. Делает процесс обучения более эффективным, разнообразным, интересным. Придает занятиям яркую эмоциональную окраску, приносит ощутимую пользу здоровью, развивает творчество и фантазию. В физкультурно-оздоровительной работе необходимо использовать нетрадиционные формы и средства, которые позволяют не только стимулировать улучшение здоровья детей, но и сформировать интерес к физической культуре и здоровому образу жизни.

В перспективе развития работы по обучению плаванию: продолжение знакомства с оборудованием, инвентарем и специальными приспособлениями для занятий аквааэробикой, с упражнениями для развития гибкости и силы, с элементами других водных видов спорта, а также разработка методического комплекса безопасности жизнедеятельности на воде и программы по обучению плаванию детей с раннего возраста.

Чтобы стать властелином своего здоровья, надо учиться этому искусству с самого раннего возраста.

Публикации по теме:

Чтоб ребенок рос здоровым. Для каждого из нас самым ценным является здоровье. Если ты здоров, то легко справишься с любым делом. «Здоровье, ни за какие деньги не.

Конкурс среди воспитанников детского сада: «Здоровая семья» Конкурс среди семей воспитанников детского сада «Здоровая семья» Вопросам здоровья подрастающего поколения уделяется особое внимание. Однако.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Наша армия
  • Буквы, алфавит
Автор публикации:
Аквааэробика как сопутствующая форма развития плавательных способностей детей дошкольного возраста
Опубликовано: 11 января 2013 в 17:00
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...
Постановка мюзикла «Дюймовочка» по сказке Г. Х. Андерсена с детьми подготовительной...
Юные артисты мюзикла входят в зал под музыку и выполняют перестроения Исполняется песня-пролог о доброй давней сказке Г. Х. Андерсена. В...
Детский мастер-класс: «Снегурочкины сестрички!» (техника квиллинг).
В облаках летают Белые пушинки. Все желанья исполняют, Эти балеринки! Ну-ка, подставляй ладошки, И лови зимы-пушинку- Новогоднюю снежинку! Вот и...