МААМ-картинки

Алгоритм формирования устойчивого навыка безопасного поведения на дороге у дошкольников (3 фото)

Елена Потапова
Алгоритм формирования устойчивого навыка безопасного поведения на дороге у дошкольников

Безопасность дорожного движения является одной из важных социально-экономических и демографических задач Российской Федерации. Данная проблема отличается сложностью и многоплановостью и приобрела особую остроту в последнее десятилетие в связи с возрастающей диспропорцией между приростом числа автомобилей и крайне слабой культурой безопасности и дисциплиной участников дорожного движения.

Результаты наблюдений за поведением детей показали, что мало кто из детей имеет привычку останавливаться перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать с поворотом головы и контролировать ситуацию слева и справа во время движения. Увлекаясь игрой, дети не обращают внимание на проезжающий транспорт, как на дороге, так и во дворе. У дошкольников не сформировано чувство безопасного поведения на дороге.

Публикация «Алгоритм формирования устойчивого навыка безопасного поведения на дороге у дошкольников» размещена в разделах

Проведенная диагностика исходного уровня знаний детьми Правил дорожного движения по методикам А. И. Замалеевой и Н. И. Клочанова выявила неустойчивость знаний правил дорожного движения и навыков безопасного поведения на улице и в транспорте у 72 % дошкольников, и только 28 % детей ориентируются в дорожной обстановке самостоятельно, без подсказки взрослого.

Безопасное поведение – это поведение, обеспечивающее безопасность существования личности, а также не наносящее вред окружающим людям.

Игра – наиболее эффективная форма усвоения знаний и приобретения необходимых навыков для дошкольников. Увлеченные интересной игрой, сами того не замечая, дети усваивают основные нормы безопасного поведения на улице или дороге. Однако игра отличается от жизненных дорожных ситуаций. Необходима выработка устойчивого навыка.

Навык - действие, доведенное до автоматизма путем многократных повторений. Но навык не приобретается по взмаху волшебной палочки, а проходит многоступенчатый алгоритм: знание – понимание – отношение – поведение. Таким образом, навык обеспечивает осознанное самим ребенком поведение. Данный алгоритм можно рассматривать и в возрастном контексте.

В младшем и среднем возрасте ребенок знакомится с элементарными знаниями, отдаленно напоминающие Правила Дорожного движения, которые направлены на формирование у детей умения ориентироваться в пространстве, а также дети знакомятся с видами автомобильного транспорта. Дошкольники среднего дошкольного возраста самостоятельно не выходят на улицу. У них нет необходимости заботиться о своей безопасности в присутствии взрослого. Но средний возраст – это период интенсивного накопления опыта взаимодействия с окружающим миром, получения первых практических навыков ориентировки в пространстве. В возрасте 4-5 лет дети не только получают элементарные знания о Правилах поведения на дороге, но и понимают по какой причине их необходимо выполнять. Начиная с этого возраста у дошкольников появляются признаки самодисциплины, выражающиеся в подчинении определенным правилам при проведении подвижных игр. Наслоение правил подвижных игр с Правилами поведения на дороге укрепляет понимание необходимости в строгом выполнении их.

В старшем возрасте продолжается процесс пополнения знаний Правил дорожной грамотности, а вместе с ним происходит не только понимание этих правил, но и формируется свое личностное отношение к ним. При организации сюжетно-ролевых игр «Мы – пешеходы», «Путешествие по городу», «Поездка на автобусе» дошкольники становятся регулировщиками движения, водителями автомобилей, пассажирами, пешеходами. Все они «по-настоящему» выполняют свои игровые обязанности и выражают свое серьезное отношение к созданию безопасных условий на дороге. Усложняется и сюжет подвижных игр, где от быстрой и уверенной реакции ребенка зависит успех всей игры («Наша улица», «Машины», «Пешеходы и водители», «Повороты» и другие).

Переход на четвертую ответственную ступень – поведение, происходит в возрасте 6-7 лет, когда ребенок знает Правила безопасного поведения на дороге, понимает их значимость, старается ответственно следовать их требованиям, в отсутствии взрослых выполняет эти правила. Однако практика показывает, что ребенок в отсутствии поддержки взрослого, может поступить неадекватно в сложившейся дорожной ситуации: побежать, либо засуетится на дороге, выбрать неправильный маршрут движения. Такие поведенческие особенности вполне объяснимы и решаемы многократностью повторений. Следовательно, выработка устойчивого навыка возможна при участии самих родителей, которые при переходе улицы должны обращать пристальное внимание на поведение ребенка, побеседовать и напомнить последовательность перехода через проезжую часть дороги. Заботящийся о безопасности своего ребенка родитель найдет время для проведения тренировочных упражнений перехода через дорогу, стоя на одной стороне улицы, следить за поведением ребенка. Приободренный вниманием мамы или папы, ребенок почувствует уверенность в своих действиях и страх дороги уйдет бесследно. Ко времени перехода из детского сада в школу дошкольник будет готов к самостоятельному и безопасному передвижению от дома до школы.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Данилова Г. М. Программа Светофор [Текст]: Обучение детей дошкольного возраста/ Г. М. Данилова - Санкт Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.-126 с.

2. Извекова, Н. А., Медведева, А. Ф. Занятия по правилам дорожного движения / [Текст]: Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева. - М. : ООО «ТЦ Сфера», 2009 – 64 с.

3. Павлова, Т. А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников [Текст] / Т. А. Павлова. - М. : Школьная Пресса, 2004. 64 с.

Алгоритм формирования устойчивого навыка безопасного поведения на дороге у дошкольников
Фото №1 Безопасность дорожного движения является одной из важных социально экономических и демографических задач Российской Федерации Фото №2 Увлекаясь игрой дети не обращают внимание на проезжающий транспорт как на дороге так и во дворе

Публикации по теме:

Система работы по обучению дошкольников грамоте безопасного поведения на дорогеСистема работы по обучению дошкольников грамоте безопасного поведения на дороге Главная цель воспитательной работы дошкольного учреждения по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в.

Фотоотчёт по формированию безопасного поведения детей на дороге в средней группе «Правила дорожного движения для малышей»Фотоотчёт по формированию безопасного поведения детей на дороге в средней группе «Правила дорожного движения для малышей» В нашей группе регулярно проводятся мероприятия информационного и обучающего характера с целью ознакомления детей и их родителей с правилами.

Консультация для родителей дошкольников «Правила безопасного поведения в лесу»Консультация для родителей дошкольников «Правила безопасного поведения в лесу» Прогулка в лес-это хороший отдых,замечательное время,которое можно провести вместе всей семьёй,познакомиться с природой поближе и узнать.

Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для формирования безопасного поведения на дороге»Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для формирования безопасного поведения на дороге» Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для формирования безопасного поведения на дороге у детей дошкольного.

Методическая разработка по формированию у младших дошкольников навыков безопасного поведения на улице АКТУАЛЬНОСТЬ Одна из наиболее важных задач детского дошкольного учреждения - научить детей правилам жизни во взрослом мире, правилам, которые.

Влияние игры и ПРС на формирование основ безопасного поведения на дороге дошкольниковВлияние игры и ПРС на формирование основ безопасного поведения на дороге дошкольников Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Без увлекательной игры не может быть страны детства. Чем разнообразнее, интереснее.

Проект по ознакомлению детей с основами безопасного поведения на дороге, на улице, в транспорте «Счастливого пути!»Проект по ознакомлению детей с основами безопасного поведения на дороге, на улице, в транспорте «Счастливого пути!» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Проект по ознакомлению.

Проект по ознакомлению старших дошкольников с основами безопасного поведения «Береги себя!» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Проект по ознакомлению старших.

Воспитание у детей навыков безопасного поведения на дорогеВоспитание у детей навыков безопасного поведения на дороге То, что среди всех участников дорожного движения самый подвижный и непредсказуемый – это ребёнок, является неоспоримым фактом. Привить детям.

Эссе «В чем заключается успех формирования у детей безопасного поведения на дорогах в процессе их обучения в ДОУ, школе» Как сформировать у детей навыки безопасного поведения на дорогах? Какие формы, методы, технологии применить педагогу, воспитателю? Как объяснить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Алгоритм формирования устойчивого навыка безопасного поведения на дороге у дошкольников
Опубликовано: 21 декабря 2021 в 10:28
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД