МААМ-картинки

Алгоритм сопровождения дошкольников с проблемами поведения в условиях ДОУ

Елена Марголис
Алгоритм сопровождения дошкольников с проблемами поведения в условиях ДОУ

Березовское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12 «Радуга» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию детей»

Алгоритм сопровождения дошкольников

с проблемами поведения

в условиях ДОУ.

Педагог – психолог

Марголис Елена Николаевна.

Березовский

2018

Алгоритм сопровождения дошкольников с проблемами поведения

в условиях ДОУ.

Публикация «Алгоритм сопровождения дошкольников с проблемами поведения в условиях ДОУ» размещена в разделах

Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо понимать причины так называемого проблемного поведения ребенка. Давайте подробнее остановиться на психоневрологическом диагнозе, который зачастую является причиной поведенческих отклонений – это синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Это самая частая причина нарушений поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте, проблем в отношении с окружающими людьми и в итоге – заниженной самооценки.

«Дефицит внимания», «гиперактивный ребенок», «ребенок с коротким фитилем», «непоседа», - это всего лишь часть имен и наименований, имеющих отношение к расстройству, от которого страдают миллионы людей.

Что это такое? Это неврологическое, поведенческо-возрастное расстройство, которое расстраивает механизмы, несущие ответственность за диапазон внимания, умение сконцентрироваться, контроль над побуждениями. Количество таких детей неуклонно растет.

Дошкольное учреждение является основным образовательным полем для детей с различными нарушениями в психическом развитии. Следовательно, необходима тщательная работа с детьми. Возможным для детского сада являются некоторые компоненты психолого-педагогической помощи.

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ В ДОУ:

1. Проводить диагностические исследования детей с целью раннего выявления для оптимального подбора учебных программ и организации условий обучения и воспитания (с согласия родителей).

2. Регулярно проводить просветительскую и профилактическую работу с родителями и воспитателями с целью повышения уровня их компетентности в вопросах, связанных с особенностями обучения и воспитания детей.

3. Координировать действия родителей, воспитателей и специалистов ДОУ для осуществления комплексной медико-психолого-педагогической реабилитации детей.

4. Оказывать консультативную помощь родителям и воспитателям по вопросам обучения и воспитания детей.

АЛГОРИТМ СОПРОВОЖДЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЕМ РЕБЕНКА С ПРОБЛЕМАМИ ПОВЕДЕНИЯ.

1. Способствовать обучению ребенка по оптимальной для него программе.

2. Хорошо знать и учитывать в педагогической деятельности особенности развития ребенка. Воспитателю важно понимать ребенка: его что-то беспокоит и поэтому он ведет себя так не нарочно, ведь иначе он не может. Особенности ребенка надо учитывать, но не поощрять. Воспитатель должен осознавать разницу между интеллектуальным потенциалом ребенка и его наличными возможностями в реализации потенциала. Необходимо верить в ребенка, не считать отсутствие стабильности в работоспособности признаком отсутствия способностей к обучению.

3. Внимательно следить за динамикой проявлений в поведении у ребенка различного рода истерик, обид, криков и агрессии. При необходимости рекомендовать консультацию психолога, врача.

4. Поддерживать постоянный контакт с психологом, в целях обеспечения оптимальных условий для обучения и воспитания ребенка.

5. Поддерживать постоянный контроль с родителями, держать их в курсе дел.

6. Создавать спокойную, доброжелательную атмосферу сотрудничества.

7. Не требовать от детей идеального соблюдения дисциплины. Не допуская грубых нарушений ее, позволять детям отдельные вольности: например, какую-то часть времени работать стоя или сидя, с подогнутой под себя ногой. Не путать проявления болезни и невоспитанности.

8. В обязательном порядке проводить физкультминутки или релаксационные паузы не позднее чем через 15-20 минут от начала занятия.

9. Находить возможности для детей проявить во время занятия двигательную активность, отдохнуть.

10. Обязательно предоставлять возможность для активного отдыха не только детям с «проблемами поведения», но и всей группе. Такие дети успевают так набегаться, что потом от перевозбуждения долго не могут включиться в работу.

Если во время занятия воспитатель видит, что ребенок «отключился», лучше дать ему некоторое время на отдых.

11. По возможности уделять детям дополнительное внимание.

Не стоит ставить в пример такому ребенку успехи других, более усидчивых и работоспособных детей.

12. При подборе педагогических технологий и методик желательно развивать мелкую моторику (раскрашивание, лепка, аппликация и пр.)

13. В работе с детьми необходимо быть умеренным в использовании яркой эмоциональной информации, красочных наглядных примеров, так как в памяти детей может остаться лишь эта дополнительная информация.

14. Уделять больше внимания в развитии интеллекта, кругозора детей, обходя дефектные функции.

15. При построении алгоритма занятия рекомендуется многократное повторение с целью прочного закрепления материала.

При организации коррекционной работы с гиперактивными детьми акцент должен делаться на следующих умениях ребенка:

- концентрировать внимание;

- доводить начатое до конца;

- контролировать свои движения;

- снимать мышечное напряжение;

- контролировать свои эмоциональные проявления;

- расширять поведенческий репертуар во взаимодействии с взрослыми и сверстниками.

В работе воспитателя,а так же с родителями, важно изменить их отношение к своему ребенку, стиль взаимодействия с ним. Начало работы заключается6

в объяснении причин поведения на основе сбора анмнеза. Они должны понять, что дисциплинарные меры воздействия на гипеактивног ребенка не дейсвуют. Эмоциональный фон общения с ребенком должен быть ровным, позитивным, но без эйфории от его успехов и отвержения из-за неудач. Тактика вседозволенности также недопустима, так как такие дети очень быстро становятся манипуляторами.

детям должны даваться инструкции, содержащие не более 10-слов. Нельзя просить сделать сразу несколько поручений (убрать игрушки, почистить зубы, умыться и т. д., так как ребенок просто не запомнит их. Лучше давать следующее задание после выполнения предыдущего. Предполагается обязательный контроль качества выполнения поставленной задачи.

система ограничений и запретов должна быть четкой и неукоснительно управляемой, количество запретов должно быть сведено до минимума (они должны касаться исключительно безопасности и здоровья ребенка). Совместно с ним должны быть разработаны санкции, которые последуют в случае нарушения запрета.

важно обратить внимание родителей и воспитателя на построение фраз в общении с гиперактивным ребенком. Более эффективно давать малышу позитивную альтернативу его негативному поведению, перепроектировать его. Лучше сказать «можно бегать по улице», чем «прекрати беготню»! Но еще более эффективно – включиться в игру ребенка, направить его неконтролируемую энергию в нужное русло [3,10].

чтобы ребенок мог услышать взрослого и включиться в новую деятельность, необходимо дать ему время на подготовку, предупредить об изменениях. Можно использовать звуковой сигнал.

гиперактивных детей необходимо приучать к режиму, к четкому распорядку дня. Нежелательно изменять его даже в исключительных ситуациях. При организации предметно-пространсвенной среды ДОУ необходимо помнить о том, что гиперактивные дети вследствие двигательной расторможеннсти и отсутствии произвольного внимания характеризуются повышенным травматизмом. Поэтому желательно наличие мягких модулей, сухих бассейнов и т. д. В групповой комнате или в ДОУ должно быть пространство для активного отдыха детей.

при организации учебных занятий необходимо продумать предлагаемый материал так, чтобы один и тот же алгоритм варьировал в различных видах. Занятия должны проводиться в игровой форме с включение физминуток. Нельзя требовать от гиперактивных детей абсолютной дисциплины, это лишь снимет работоспособность и уровень усвоения материала. Занятия постройте так, чтобы оно включало различные методы (обыгрывание, рассказ, демонстрацию и т. д.). При непосредственном выполнении ребенком задания взрослому лучше находиться рядом с ним, поглаживая его, успокаивающе проговаривая его действие спокойным голосом. Главное – сохранять спокойствие и помнить, что в основе гиперактивности лежат органические нарушения и ребенок не виноват в этом [7].

Коррекционное воздействие психолога на ребенка с проблемным поведением должно включать следующие приемы и технологии:

1. Обучение приемам саморегуляции через использование релаксаций, визуализаций.

2. Обучение самомассажу.

3. Игры для развития быстроты реакции, координации движения.

4. Игры для развития тактильного взаимодействия.

5. Пальчиковые игры.

6. Подвижные игры с использованием сдерживающих моментов.

7. Психогимнастические этюды для обучения понимания и выражения эмоционального состояния.

8. Работу с глиной, водой и песком.

Коррекционную работу боле эффективно строить поэтапно:

- индивидуальная;

- парная;

- подгрупповая [7].

Вывод: Таким образом, дети, с проблемным поведением, как никакие другие требуют со стороны взрослых терпения и участия. Работа с ними должна быть кропотливой и комплексной, так как только выработка единой системы требований в ДОУ и семье может помочь адаптироваться таким детям и быть успешными.

Дети требуют индивидуальный подход. Однако недостаточно оказывать психологическую поддержку ребенку, необходимо организовать его психологическое сопровождение. Оно реализуется:

o в продуманной организации жизни детей в ДОУ;

o в поддержке воспитателя;

o в индивидуальной работе, стимулирующей социальное, эмоциональное и личностное развитие детей;

o в поддержке их семей и координации взаимодействия родителей со специалистами.

Список литературы

1. Арцишевская, И. Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду [Текст] /И. Л. Арцишевская. – 2-е изд. доп., - М. : Книголюб, 2005. – 64 с.

2. Брязгунов, И. П. Непоседливый ребенок [Текст] / И. П. Брязгунов, Е. В. Касатикова. – М., 2001.

3. Лютова, Е. К. Шпаргалка для родителей [Текст] / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. СПб., 2002.

4. Марцинковская, Т. Д. Детская практическая психология [Текст] / под ред. Т. Д. Марциновской. – М., 2000.

5. Павлова, М. Гиперактивный ребенок / М. Павлова // Дошкольное образование. – 2002. - № 11 (83). – С 36.

6. Пасечник, Л. В. Коррекция тревожности и гиперактивности в детском возрасте [Текст] / Л. В. Пасечник. – М. : ТЦ Сфера. 2007. – С 112.

7. Сиротюк, А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью [Текст] / А. Л. Сиротюк. – М. : ТЦ Сфера. – 2005. С 128.

8. Тутушкина, М. К. Психологоческая помощь и консультирование в практической психологии [Текст]; под ред. М. К. Тутушкиной. – СПб., 2001.

9. Хухлаева, О. Работа психолога с родителями: концепция и психология / О. Хухлаева // Школьный психолог. – 2006. - № 23. – С. 39 – 45.

10. Широкова, Г. А. Справочник дошкольного психолога [Текст] / Г. А. Широкова. Ростов н/Д. : Феникс, 2003. – С 384.

Публикации по теме:

Экологическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ «Экологическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ» Гончарова З. С., воспитатель МБДОУ д/с № 10 «Светлячок» г. Старый Оскол Белгородской.

Презентация «Алгоритм организации исследования в ДОУ» В настоящее время происходит переход школ к новым программам обучения. Это требует от дошкольных учреждений совершенствования учебно-воспитательного.

Алгоритм построения работы в ДОУ при возникновении случаев жестокого обращения с детьми Актуальность усиления профилактики защиты детей от жестокого обращения и насилия в семье связана с тем, что насилие в семье оказывает негативное.

Алгоритм сопровождения педагогом ДОУ семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ Алгоритм сопровождения педагогом ДОУ семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ 1. Установление контакта отношений с семьёй, воспитывающей ребенка.

Консультация «Детский календарь» как средство развития театрализованной деятельности дошкольников в условиях ДОУ и семьи»Консультация «Детский календарь» как средство развития театрализованной деятельности дошкольников в условиях ДОУ и семьи» «Воспитывает все:люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги». Макаренко А. С.

Деловая игра для педагогов «Гендерное воспитание дошкольников в условиях современного ДОУ» «Гендерный подход в образовательном процессе ДОУ» Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросам гендерного воспитания.

Консультация для воспитателей «Формы и методы правового воспитания дошкольников в условиях ДОУ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 21 «Золотой ключик» " Формы и методы правового воспитания.

Проект «Русское ремесло» в рамках реализации программы «Поликультурное воспитание дошкольников в условиях ДОУ» Проект «Русское ремесло» первый этап реализации программы: «Поликультурное воспитание дошкольников в условиях ДОУ» Этап дошкольного детства.

Рабочая программа сопровождения по коррекции поведения гиперактивного ребёнка в подготовительной группе В группе имеется ребёнок с гирерактивностью (медицинское подтверждение). Психологическая характеристика ребенка Мальчик требует к себе повышенного.

«Использование подвижных игр в коррекции поведения дошкольников». Рекомендации воспитателям ДОУ«Использование подвижных игр в коррекции поведения дошкольников». Рекомендации воспитателям ДОУ «Использование подвижных игр в коррекции поведения дошкольников» Чаще всего вызывают беспокойство воспитателя так называемые шустрики –.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Алгоритм сопровождения дошкольников с проблемами поведения в условиях ДОУ
Опубликовано: 4 апреля 2018 в 14:19
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД