Алгоритм выполнения анализа и характеристики звука

Юлия Авдюнина
Алгоритм выполнения анализа и характеристики звука

Предлагаемый алгоритм будет полезен, как мне кажется, не только логопедам, работающим с детьми с ТНР, но и воспитателям старших и подготовительных групп детских садов.

Характеристика звука проводится в один или три этапа.

Для начала давайте вспомним определение гласных и согласных звуков.

Гласные звуки состоят из голоса, поются, не встречают преграды, образуют слог.

Согласные звуки состоят из шума или из шума и голоса, встречают преграду (губы, зубы или язык), не образуют слог.

I ЭТАП. Прежде всего, определяем наличие или отсутствие преграды в ротовой полости.

Считаю этот признак важнейшим, так как дети с речевой патологией часто путают

пропевание гласных и «протягивание», например, соноров. Более того, наличие или

отсутствие преграды дети буквально нащупывают собственным пальчиком

(предварительно тщательно вымытым). Этот приём также считаю необходимым,

потому что у детей с дизартрией часто отмечается грубое нарушение иннервации, не

позволяющее осознать положения губ и языка.

Эмпирически осознав наличие или отсутствие преграды, мы определяем

принадлежность данного звука к группе гласных или согласных звуков. Если преграда

отсутствует и звук определён как «гласный», обозначаем его красным кружочком и на

этом работу с ним заканчиваем. Если же нащупали преграду, тогда переходим ко

второму этапу.

II ЭТАП. Определяем твёрдость или мягкость изучаемого согласного, обозначая его

синим или зелёным кружком соответственно.

III ЭТАП. Наконец характеризуем согласный звук по звонкости-глухости, дорисовывая

символу колокольчик.

На своих занятиях я начинаю использовать данный алгоритм буквально со второго занятия по формированию навыка звукового анализа. Строгая последовательность и наглядность пособия помогают детям усвоить новые термины и систематизировать полученные знания.

Публикации по теме:

Занятие по развитию фонематического слуха и навыков звукового анализа «Загадки на автоматизацию звука [Р] в словах» Цель: автоматизировать звук [р] в начале, в середине и в конце слова. Задачи: • Развивать логическое мышление и расширять кругозор. • Закреплять.

Психолого-педагогические характеристики гендерного воспитания детей Гендерное воспитание в детском Вступительная часть. Проблемы гендерного воспитания волнуют сегодня большое количество исследователей и.

Конспект занятия по обучению грамоте «Алгоритм проведения звукового анализа в старшем дошкольном возрасте» Конспект занятия по обучению грамоте. «Алгоритм проведения звукового анализа в старшем дошкольном возрасте» Цель: Закреплять умение детей.

Библиотека изображений:
  • Лето
  • Весна
  • Осень
Автор публикации:
Алгоритм выполнения анализа и характеристики звука
Опубликовано: 25 мая 2018 в 02:28
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий праздника в подготовительной группе «Волшебница весна»
Сценарий праздника в подготовительной группе «Волшебница весна» Дети входят в зал под музыку и садятся на стулья. Ведущая: Посмотрите за окно: Светом залито...
Конспект занятия «Узоры якутского народа» для детей 4–5 лет
Актуальность данной методической разработки заключается в том, что обучающиеся знакомятся с узорами народа Саха через рисование с трафаретами. Тема...
Спортивный праздник «День здоровья» для 6 класса
Спортивный праздник в школе. Сценарий "День здоровья" Автор: Морева Татьяна Валерьевна, учитель физической культуры МОУ «СОШ №5», г. Ухта, Республики...
Сценарий летнего концерта для дошкольников «День цветов»
Сценарий летнего концерта для дошкольников «День цветов» Цели и задачи: Прививать любовь к родной природе, цветам, выражать чувство красоты через...
Конспект открытого мероприятия в форме НОД для детей старшей возрастной группы...
Конспект открытого мероприятия в форме НОД для детей старших возрастных групп: «Сказка за сказкой» Цель: познакомить детей со сказками и их героями...