Папки-передвижки

Аналитическая справка «Современные подходы к организации патриотического воспитания дошкольников»

Оксана Кононова
Аналитическая справка «Современные подходы к организации патриотического воспитания дошкольников»

Сроки проведения: 16.10.17 г. по 27.10.17 г.

Цель тематической проверки: определение уровня качества организации воспитательно-образовательной работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, выявление уровня знаний у дошкольников; выяснение причин и факторов, определяющих качество работы по патриотическому воспитанию дошкольников.

Публикация «Аналитическая справка „Современные подходы к организации патриотического воспитания дошкольников“» размещена в разделах

В соответствии с годовым планом работы на 2017 – 2018 учебный год МДОУ «ясли-сад № 395 г. Донецка», приказом МДОУ от 02.10.2017 № 161 «Об организации тематической проверки» была проведена тематическая проверка с 16.10.17 по 27.10.17 в старших группах № 5, № 6, № 7. В проверке участвовали заведующий дошкольным учреждением Жовнер С. И., старший воспитатель Кононова О. В.

Предмет контроля: педагогическая деятельность и ее результат.

Объект контроля: система воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении.

Для эффективности проведения тематического контроля использовались следующие формы и методы (оценочный инструментарий):

1. изучение документации педагогов;

2. создание предметно-развивающей среды в группах;

3. тестирование, беседы с детьми;

4. наблюдение за педагогическим процессом;

5. работа с родителями.

Содержание контроля:

1. Оценка планирования работы воспитателя.

В ходе проверки были проанализированы перспективные и календарные планы образовательной работы с детьми. Планирование по патриотическому воспитанию детей осуществляется по типовой программе под редакцией Л. Н. Арутюнян «От рождения до школы» и по парциальной воспитательно-образовательной программы для детей дошкольного возраста Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования «Донбасс – мой край родной». Планы оформлены в соответствии с требованиям.

Планирование данной работы проводится по темам: "Моя семья", "Моя улица", "Мой детский сад" и т. д. Работа по каждой теме включает в себя занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам — праздники, развлечения.

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут, причем темы разнообразны в каждой группе по содержанию, объему познавательного материала и сложности, следовательно, и длительности изучения.

Воспитателями запланированы ряд мероприятий, который включает

• Занятия: «Кем ты будешь, когда повзрослеешь?», «Хлеб всему голова» (группа № 5); «Осень наступила», «Труд людей в селе осенью» (группа № 6); «Семья», «Донецкий край» (группа № 7).

• Чтение художественной литературы: С. Маршак «Почта», «Дядя Степа» (группа № 6); «Кем быть», «Хлеб с росою» (группа № 7); В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо» (группа № 5).

• Беседы: «Мир глазами ребенка», «Дружеские отношения между людьми» (группа № 5); «Моя семья», «Город, в котором мы живем» (группа № 6); «Что такое доброта», «Как трудились наши предки» (группа № 7).

• Сюжетно-ролевые игры: «Детский сад», «Дочки – матери», «Магазинчик» и др.

• Дидактические игры: «Назови традиции», «Хорошо – плохо» (группа № 6); «Уроки доброты», «День рождения» (группа № 5).

• Запланирован и проведен Всемирный день Гражданской обороны.

• Консультации для родителей: «Патриотическое воспитание в семье» (группа № 5); «Моральные ценности личности» (группа № 6).

• Конкурс детских рисунков «Мы против войны» (группа № 5).

• Праздники «День Знаний», «Осенняя ярмарка» (группа № 6).

Но вместе с тем в календарном планировании педагоги не отражают индивидуальную работу с детьми по патриотическому воспитанию, а также недостаточно уделяют внимание театральным играм (кукольный театр, фланелеграф, настольный театр).

2. Оценка создания условий в группе.

В группах имеются центры по патриотическому воспитанию, содержанием которых является: символика ДНР, родного города, портрет Главы Донецкой Народной Республики Захарченко А. В. ; художественная литература для детей (сказки, рассказы); дидактические игры на формирование представлений детей о профессиях, природе; фотоальбомы с достопримечательностями города Донецка и др.

Материалы, размещенные в центре, освещают основные направления по патриотическому воспитанию и включают в себя направления: «Моя семья», «Мой родной край», «Народные обряды и промыслы», «Донецк – столица Донецкой Народной Республики», «Кто такие защитники Отечества?». В старших группах созданы условия для развёртывания сюжетно-ролевых игр «Семья», «Больница», «Парикмахерская», «Мы - строители».

3. Обследование уровня развития детей.

В период тематической проверки воспитателями старших групп № 5, № 6, № 7 был проведен мониторинг с детьми по патриотическому воспитанию с 17.10.17 – 19.10.17.

Цель: определение уровня знаний по патриотическому воспитанию дошкольников. Предмет исследования – знания воспитанников по патриотическому воспитанию. Объект исследования – дети старших групп.

В каждой группе было опрошено по 10 воспитанников. В процессе исследования был составлен вопросник, включающий в себя 17 вопросов.

Вопросы: название страны, название города, домашний адрес, достопримечательности города, названия улиц, площадей города, флаг ДНР, герб ДНР, гимн ДНР, народные и государственные праздники, народные игры и игрушки, народные традиции, отношение к окружающей среде, дружелюбие, забота, умение договориться, умение уступить, готовность прийти на помощь.

Ответы детей оценивались по балльной системе:

• 3 балла – высокий результат;

• 2 балла – средний результат;

• 1 балл – низкий результат.

В результате опроса детей было выявлено следующее, что воспитанники старших групп № 5, № 6, № 7 показали средний результат знаний по патриотическому воспитанию:

• Группа № 5 – 2,3 балла;

• Группа № 6 – 2,6 балла;

• Группа № 7 – 2 балла.

Самый лучший результат показала группа № 6, воспитатели Михальчук О. Л., Макаренко Л. М.

Выводы: мониторинг по патриотическому воспитанию детей в старших группах № 5, № 6, № 7 показал, что уровень овладения необходимыми знаниями по патриотическому воспитанию - средний.

Рекомендации: воспитателям продолжать создавать условия для развития знаний и умений у воспитанников по патриотическому воспитанию, внедрять в работу парциальную воспитательно-образовательную программу для детей дошкольного возраста Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования «Донбасс – мой край родной».

4. Оценка профессиональных умений воспитателя.

Среди воспитателей старших групп № 5 (Шубина Ю. А., Кравченко А. В., № 6 (Макаренко Л. М., Михальчук О. Л., № 7 (Быценко Н. Ю., Плисенко Р. А.) было проведено анкетирование 19.10.17. Цель анкетирования: организация патриотического воспитания дошкольников в дошкольном учреждении. В анкете по патриотическому воспитанию было 10 вопросов, участников анкетирования 6 человек. Обработав ответы воспитателей групп по каждому вопросу анкеты, мы видим такие результаты, что воспитатели старших групп считают актуальной в наше время проблему патриотического воспитания – 100 % .

Какими нужно обладать личными качествами педагогу, чтобы служить положительным примером в воспитании патриотизма у детей, воспитатели дошкольного учреждения считают это:

• любовь и привязанность к Родине – 66%

• бескорыстие – 33%

• самопожертвованию – 16%

• чувство долга по отношению к Родине - 50%;

• активная гражданская позиция – 50%.

Выявлено, что все воспитатели на 100 % могут планировать работу по патриотическому воспитанию. 66% воспитателей считают, что у них правильно организована предметно-развивающая среда и только 33 % считают – частично. 16 % считают, что востребована тема патриотического воспитания детей в работе с родителями и частично – 83%.

Основные цели, которые ставят воспитатели дошкольного учреждения (100%) перед собою это - формирование гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности: к семье, городу, стране; к природе родного края; к культурному наследию своего народа.

Вывод: по результатам анкетирования видно, что патриотическое воспитание актуально. Педагогам необходимо больше заниматься самообразованием по теме патриотическое воспитание, изучать современные технологии и применять их в своей образовательной работе.

Анализ просмотренной непосредственно - образовательной деятельности показал, что педагоги на достаточном уровне владеют разнообразными современными методами обучения и воспитания детей. Педагоги были готовы к занятиям, которые проходили в игровой занимательной форме.

На занятие в старшую логопедическую группу № 6 (воспитатель Михальчук О. Л.) пригласили спасателя спасательного отделения Прапорщика службы гражданской защиты 9 ПЧС ГПСО г. Донецка МЧС ДНР Кононова Максима Игоревича. Тема занятия «Спички детям не игрушка». На занятии дети закрепили правила пожарной безопасности, во время экскурсии дети познакомились с рабочими инструментами пожарных, с планом эвакуации, с пожарным краном. С детьми были проведены дидактические игры: «Как вызвать пожарных?», «Можно – нельзя», Опиши ситуацию».

На занятие в старшую группу № 5 (воспитатель Кравченко А. В.) пригласили главного специалиста отдела организации специальных мероприятий защиты населения Департамента гражданской обороны и защиты населения МЧС ДНР Майора Жамбовского Алексея Андреевича. Тема занятия «Профессия – спасатель». На занятии дети узнали кто такие спасатели, чем они занимаются, кого спасают, какую технику используют в своей работе. Возможно, это занятие подтолкнет кого-то выбрать в дальнейшем эту мужественную профессию - спасатель.

Во время тематической проверки воспитатель Шубина Ю. В. (группа № 5) провела с детьми занятие «Это все мое, родное». На занятии Юлия Владимировна формировала представление детей о символах ДНР, дети отвечали на проблемные вопросы: «Что такое Родина?», «Что означают три буквы ДНР?» и др. В практической части занятия использовала дифференцированный подход: мальчики строили из крупного конструктора город своей мечты, а девочки украшали его (из бумаги изготовили флаги).

В старшей логопедической группе № 6 прошло занятие «Мой любимый город», воспитатель Макаренко Л. М., дети слушали гимн Донецкой Народной Республики. Дети рассказывали, чем знаменит Донбасс (улицы, реки, полезные ископаемые, люди, а так же отгадывали загадки. Играли в игры: «Продолжи предложение» (Кто живет в России – россияне. Кто живее в Америке – американцы и т. д., «Я живу на улице…». На практическом задании детям нужно было собрать флаг Донецкой Народной Республики из частей. Все дети справились с заданием.

На занятие в старшую группу № 7 (воспитатель Плисенко Р. А.) пригласили сержанта артиллериста Брычкова Андрея Юрьевича, военная часть 0886 МО СБ ГБР. Тема занятия «Есть такая профессия – Родину защищать». На занятии Римма Анатольевна расширила знания детей о силе и славе богатырской Руси, о ее народных героях – богатырях, дала представления о защитниках Отечества, о разнообразии военных профессий.

Все занятия осуществлялись в соответствии с конспектом. Условия проведения занятия соответствовало требованиям СанПин: соблюдение температурного и светового режима, проведены физминутки, длительность занятий соответствует возрастным нормам.

Вывод: занятия в старших группах № 5, № 6, № 7 по патриотическому воспитанию прошли на достаточном уровне.

5. Оценка форм взаимодействия с родителями.

Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Совместно с родителями создаются альбомы «Моя семья», «Мой родной край», «Мой город». Прикосновение к истории вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

Анализ результатов проверки по работе с родителями по патриотическому воспитанию показал, что педагоги используют разнообразные формы взаимодействия это:

• наглядно - демонстрационная информация;

• рекомендации для родителей по данной проблеме «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников» (группа № 7, «Права ребенка», «Роль семьи в воспитании ребенка» (группа № 5);

• папка - передвижка «Воспитание маленького патриота» (группа № 6);

• родительское собрание «Воспитание патриота своей Родины»;

• индивидуальные консультации, беседы.

Совместно с родителями отмечаются общественные праздники: Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День Победы, День Донецкой Народной Республики, День Защиты ребенка и т. д.

Среди родителей старших групп № 5, № 6, № 7 было проведено анкетирование с 26.10.17 по 27.10.17. Цель анкетирования: выявить отношение родителей к патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. В анкете по патриотическому воспитанию было 11 вопросов, участников анкетирования 13 человек. Обработав ответы родителей по каждому вопросу анкеты, мы видим такие результаты, что для основной массы опрошенных – 76% считают актуальной в наше время проблему патриотического воспитания детей и только 23% - нет.

69% опрошенных считают, что основную ответственность за патриотическое воспитание детей несут родители, 30 % - педагоги и общество и лишь 7% опрошенных считают, что ответственность за патриотическое воспитание детей несут СМИ.

Компетентными в вопросах патриотического воспитания считают себя 38 %, не компетентными – 23%, частично – 61 %.

На вопрос «Что лично Вы делаете для патриотического воспитания своего ребенка?» не ответили – 30%, остальные родители с детьми проводят патриотические беседы, читают художественную литературу, проводят экскурсии по музеям города и т. д.

На вопрос «Какой помощи в этом направлении Вы ждете от дошкольного учреждения» родители ответили пожеланием постоянно уделять внимание к патриотическому воспитанию.

Родители удовлетворены качеством образовательных услуг, оказываемых в дошкольном учреждении на 100 %.

Выводы: по результатам анкетирования мы видим, что патриотическое воспитание актуально, на современном этапе родители считают, что патриотическому воспитанию нужно постоянно уделять внимание, поэтому семьи воспитанников будут продолжать работу в этом направлении.

Вывод по тематической проверке: на основании выше изложенного можно сделать выводы, что в целом работа воспитателей старшей групп № 5, № 6, № 7 по патриотическому воспитанию ведется планомерно, целенаправленно и систематически. Образовательный процесс в группах строится на основе типовой программы под редакцией Л. Н. Арутюнян «От рождения до школы» и по парциальной воспитательно-образовательной программы для детей дошкольного возраста Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования «Донбасс – мой край родной». Планирование данной работы проводится по темам: "Моя семья", "Моя улица", "Мой детский сад" и т. д. Работа по каждой теме включает в себя занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам — праздники, развлечения. Методические пособия, необходимые для решения задач по патриотическому воспитанию имеются в каждой группе. В старших группах создана предметно-развивающая среда - центры по патриотическому воспитанию, содержащие материал по ознакомлению с малой родиной, страной, государственной символикой. Педагоги воспитывают у дошкольников любознательность, чувство любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к своему народу, его обычаям, традициям в разных видах деятельности. Работа педагогического коллектива по воспитанию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста ведется на достаточном уровне.

На основании детального анализа работы по патриотическому воспитанию в старшей группах № 5, № 6, № 7, воспитателям рекомендовано:

1. Воспитателям продолжать работу по внедрению парциальной воспитательно-образовательной программы для детей дошкольного возраста Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования «Донбасс – мой край родной».

Сроки: в течение года

Ответственные: воспитатели

2. Старшему воспитателю провести консультацию с педагогами: «Структура и наполняемость центров по патриотическому воспитанию».

Сроки: до 21.11.17

Ответственные: старший воспитатель

3. Активизировать работу по патриотическому воспитанию детей через взаимодействие с социальными институтами: организацию целевых прогулок, экскурсий (в библиотеку, школу, ДК «Юбилейный» и т. д.).

Сроки: согласно плану

Ответственные: воспитатели

4. Систематизировать работу по приобщению детей к истокам русской народной культуры (проведение фольклорных праздников, знакомство с предметами народного быта, народно-прикладного творчества).

Сроки: постоянно

Ответственные: воспитатели

5. Воспитателям пополнить папку-передвижку по вопросам патриотического воспитания.

Сроки: до 21.11.17

Ответственные: воспитатели

Старший воспитатель Кононова О. В.

Публикации по теме:

Аналитическая справка по организации работы с родителями в летний оздоровительный период. Аналитическая справка по организации работы с родителями в летний оздоровительный период. От 13.06.17 По результатам контроля в шести группах.

Аналитическая справка по организации предметно-развивающей среды в группе раннего возраста Аналитическая справка по организации предметно-развивающей среды в группе раннего возраста. Цель: развивающая предметно-пространственная.

Аналитическая справка по тематической проверке «Современные образовательные технологии в оздоровительной работе с детьми» Аналитическая справка по тематической проверке «Современные образовательные технологии в оздоровительной работе с детьми в контексте ФГОС.

Особенности организации нравственно-патриотического воспитания в условиях реализации ФГТ Родина – это страна, где человек родился и живет, гражданином которой он является. Это ее земля, природа, богатства. Дошкольное детство.

Семинар для педагогов ДОУ «Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников» Семинар «Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО".

Презентация «Семинар-практикум для педагогов «Современные подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды» Современные подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды. Воспитатель МБДОУ №10, гр. Орешки: Грасс У. С. План семинара.

Современные подходы к организации музыкального воспитания в детском саду Музыкальное воспитание в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие.

Современные подходы к организации танцевального кружка в общеобразовательной школе для детей с нарушением интеллекта Танцевальный кружок приобщает школьников с ограниченными возможностями здоровья к музыкальному искусству через танец, самый доступный для.

Современные подходы к осуществлению физического развития дошкольников в ДО Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без движения. Шумные праздники, интересные аттракционы, веселые состязания, спортивные.

Эссе учителя-логопеда «Современные подходы к обучению и воспитанию детей с ОВЗ в условиях образовательной организации» Эссе на тему: «Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ОВЗ в условиях образовательной организации» «Чтобы быть.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Аналитическая справка «Современные подходы к организации патриотического воспитания дошкольников»
Опубликовано: 9 января 2018 в 14:01
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД