Лучший педагог года

Аналитический отчет «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

Неля Терентьева
Аналитический отчет «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

Введение

Актуальность темы заключается в том, что первые годы жизни ребенка являются периодом наиболее интенсивного развития, когда потенциальные возможности ребенка чрезвычайно велики, когда закладывается фундамент физического и психического здоровья. От того, в каких условиях будет протекать раннее развитие ребенка, во многом зависит его будущее.

Модернизация системы образования во многом обусловливает необходимость и возрастающую потребность в обеспечении доступности, расширении вариативности и повышении качества дошкольного образования.

Публикация «Аналитический отчет „Здоровьесберегающие технологии в ДОУ“» размещена в разделах

В реализации данной приоритетной задачи большое значение имеют «здоровьесберегающие технологии», главное назначение которых – объединить педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Очень важно применять здоровьесберегающие технологии в работе с первых дней пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении. Адаптивные возможности ребёнка раннего дошкольного возраста ограничены, поэтому переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.

В настоящее время признан приоритет семейного воспитания детей раннего возраста, однако современные социальные условия вынуждают родителей прибегать к общественным формам воспитания уже на самых ранних этапах жизни ребенка. Особенности раннего возраста взаимосвязаны с психофизическим развитием. Дети раннего возраста отличаются неустойчивостью эмоционального состояния. Разлука с близкими людьми и изменение привычного образа жизни вызывают у детей негативные эмоции и страхи. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье. В этом отношении активную помощь могли бы предоставить педагоги дошкольного образовательного учреждения, поскольку обладают определёнными потенциальными возможностями.

Проблема заключается в том, что поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций (динамического стереотипа) крохи, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни.

Все дети в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению испытывают стресс; состояние нервной системы, в свою очередь, оказывает воздействие на другие функциональные системы организма, потому в именно период адаптации наблюдается повышенный уровень заболеваемости. В настоящее время педагогическая наука располагает целым арсеналом современных технологий, методов и приемов адаптации, которые, при условии их комплексного использования, позволяют сделать процесс адаптации к дошкольному образовательному учреждению как можно менее длительным и болезненным.

Проблема заключается в необходимости разработки комплексной системы адаптационных мероприятий на основе здоровьесберегающих технологий для группы раннего возраста и первой младшей группы Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Солнышко».

В связи с этим целью работы - создать условия для адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению на основе здоровьесберегающих технологий.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать психолого - педагогическую и методическую литературу по адаптации детей в дошкольном образовательном учреждении. Проанализировать свою работу с точки зрения сохранения здоровья дошкольников в период адаптации.

2. Внедрить современные технологии, методы и приёмы адаптации, и здоровьесберегающие технологии : (гимнастика для глаз, точечный массаж, «сухой дождь», пальчиковые игры, рассасывание замороженной клюквы).

3. Создать предметно - развивающую среду с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Аналитическая часть

1.1. Анализ условий организации адаптации детей к дошкольному учреждению

Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности и легли в основу моей работы.

Во время адаптационного периода решала следующие задачи: преодоление стрессовых состояний у детей и формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

Так как малыши нередко болеют и после болезни нуждаются в повторной адаптации (да и пополнение группы вновь поступающими детьми может продолжаться на протяжении всего года, эту работу проводила не только в первые два-три месяца, но и на протяжении всего учебного года.

Базовыми средствами работы служили разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, марши, песенки, потешки, стишки, «ладушки» и «догонялки». Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.

В своей работе с детьми раннего возраста (1,5 - 2 лет) я использовала здоровьесберегающие технологии, цель которых - становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.

Цель применения здоровьесберегающих технологий в группе раннего возраста и в первой младшей группе - сделать адаптационный период как можно менее длительным и болезненным.

Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром настроении, играет один или со сверстниками.

В группе раннего возраста и первой младшей группе я работала по программе «Кроха».

Это адаптационная программа к условиям детского сада для детей 1,5-3 лет, учитывающая психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста, и представляющая собой модель взаимодействия детского сада и семьи в этот непростой для ребенка период.

Цель программы: - создать благоприятные условия социальной адаптации ребенка в условиях дошкольного учреждения, способствующие повышению его адаптационных возможностей, необходимых для дальнейшего развития.

Задачи программы:

1. Прогноз вероятной степени адаптации ребенка.

2. Разработка схемы введения ребенка в группу детского сада.

3. Консультирование родителей.

4. Консультирование персонала.

При изучении психолого-педагогической и методической литературы по проблеме адаптации детей к детскому саду, я пришла к выводу, что здоровьесберегаюшие технологии, направленные на укрепление здоровья детей и формирование бережного отношения к собственному здоровью, являются оптимальными для работы с детьми в период адаптации к ДОУ, когда они испытывают состоянии стресс и подвержены высокому риску заболеваемости.

Приоритетным направлением программы «Кроха», основанной на применении здоровьесберегающих технологий, является адаптация детей к условиям ДОУ, что позволило мне успешно использовать эту программу в работе с детьми раннего возраста, с самых первых дней их пребывания в детском саду.

Приступая к организации адаптационного периода, большое внимание уделила соблюдению режима дня. Режим помогает поддерживать у ребёнка состояние оптимальной возбудимости центральной нервной системы и создаёт нормальные условия для его нормального развития. Каждому родителю предложила оптимальный режим дня, который следует соблюдать в домашних условиях как в рабочие дни, так и в выходные.

Следующим условием адаптации являлась постепенность. Для исключения возможных негативных реакций (как со стороны ребёнка, так и со стороны родителей) был найден компромиссный вариант, который включает в себя различное время прихода детей.

В этот период особое внимание обращала на время пребывания детей раннего возраста в ДОУ. В первой половине дня оно могло быть сокращено в связи с индивидуальными особенностями ребёнка и социальным заказом родителей.

Многообразие игр и игровых упражнений помогали создать комфортную для детей обстановку, обеспечить состояние внутреннего спокойствия и защищённости ребёнка в начале его пребывания.

1.2. Анализ предметно-развивающей среды в группе детей раннего возраста

Известно, что предметная развивающая среда способствует социализации, своевременному физическому, сенсорному и познавательному развитию, удовлетворению потребности в общении у детей раннего возраста.

Прежде всего, учитывала принципы построения развивающей среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования:

- Насыщенность среды;

- Трансформируемость пространства;

- Полифункциональность материалов;

-Вариативность;

- Доступность среды;

В соответствии с требованием открытости, групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Есть уголок уединения, где можно поиграть с любимой игрушкой, рассматривать книжку.

Групповое пространство я разделила на семь зон.

Размещение игрушек и дидактических материалов в этих зонах я произвела в соответствии с принципом насыщенности.

В первой - игровой зоне – я разместила игрушки для мальчиков и девочек: куклы, кубики, крупный конструктор, большие машины, и т. д. При размещении игрушек я учла принцип доступности: полки расположены на уровне роста детей, дети свободно могут подойти к полке, взять нужную игрушку, сесть на коврик и поиграть с ней.

Во второй зоне - также игровой - расположены уголки для игр в магазин, в парикмахерскую, в больницу.

В третьей – музыкальной зоне – размещены детские музыкальные инструменты; в любой момент ребенок может подойти и поэкспериментировать с этими инструментами, попытаться извлечь звуки из них;

Четвертая – зона отдыха, или релаксации. Сидя в креслах или лежа на удобном диванчике, дети рассматривают книжки, вместе с воспитателем играют в пальчиковые игры.

Пятая – зона продуктивной деятельности. В ней расставлены столы, за которыми воспитанники учатся разукрашивать, клеить, изучают цвет, форму и т. д.

В шестой зоне – «Наряжай-ка»– имеются различные наряды для детей.

Каждая зона - полифункциональна. Например, в период адаптации к детскому саду эти зоны служат не столько для решения образовательных задач, сколько для отвлечения детей от отрицательных эмоций, для установления эмоционального контакта между педагогом и ребенком, для создания заинтересованности. В зоне уединения успешно провожу индивидуальную работу с детьми (игровая деятельность, предметная деятельность, чтение художественной литературы).

В соответствии с принципом вариативности, я периодически меняю игровой материал: убираю одни игрушки и дидактические материалы, добавляю другие. Игровое пространство меняется в зависимости от дней недели: в понедельник предпочтение отдавалось играм со строительным материалом; во вторник развивались предпосылки к сюжетно-ролевым играм; в среду проводились сенсорные игры и упражнения; в четверг – ознакомление с художественной литературой и игры на развитие предпосылок к театрализованной деятельности; пятница посвящена режиссёрским играм.

При организации группового пространства я руководствовалась принципом безопасности: игрушки и дидактические материалы не содержат мелких деталей; среди них исключены острые предметы; все игрушки сделаны из легко моющихся материалов.

И последняя, седьмая, зона призвана обеспечить взаимодействие с родителями. Актуальную информацию они могут получить благодаря витринам, на которых выставляются поделки детей. О жизнедеятельности воспитанников в ДОУ можно судить по фотоальбому, на снимках которого изображены дети во время самостоятельной игровой, организованной образовательной деятельности и различных мероприятий.

Постепенно мной ведётся работа по дальнейшему усовершенствованию предметно - развивающей среды. Периодически меняю игровой материал, стимулирующий игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. В центре «Наряжай-ка»- имеются различные наряды для детей; в музыкальном уголке изготовлены музыкальные инструменты, из бросового материала: шумелки, деревянные ложки; в центре двигательной активности - массажные коврики, сделанные своими руками, маски для проведения подвижных игр, альбом с видами спорта; в уголке театрализованной деятельности - ширма в виде домика с окошком, плоскостной театр, пальчиковый театр. Сшиты атрибуты одежды для сюжетно-ролевых игр «Парикмахерская», «Больница». Наша развивающая среда вызывает у детей чувство радости, побуждает к активной творческой деятельности.

Таким образом, при организации предметно-развивающей среды я постаралась учесть практически все принципы, установленные ФГОС дошкольного образования. Я считаю, что насыщенная, доступная, безопасная среда способствует гармоничному развитию детей, благоприятному эмоциональному фону, включению детей во все виды детской деятельности, что положительно сказывается на процессе адаптации к ДОУ. Такие принципы, как безопасность, насыщенность, полифункциональность среды способствуют реализации здоровьесберегающих технологий. К сожалению, в группе пока не оборудован спортивный уголок, что не может в полной мере реализовать принцип насыщенности предметно-развивающей среды, а также не позволяет в полной мере реализовать потребность детей в двигательной активности. Итак, моя задача по построению предметно-развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС частично решена; но, вместе с тем, оборудование зоны двигательной активности (спортивного уголка в группе) необходимо для окончательного ее завершения; без этой зоны невозможно полноценное внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.

По результатам проведенной диагностики, у 50 % воспитанников была выявлена

За основу моей педагогической работы я взяла методику Т. В. Островской «Детский сад понарошку».

Основываясь на методике Т. В. Островской, я провела серию игр, направленных на адаптацию воспитанников к детскому саду.

1. Сюжетные игры в детский сад:

- «Строим детский сад из кубиков»;

- «Куклы в детском саду» ( варианты игровых ситуаций: «Куклы идут в детский сад», «Куклы обедают», «Куклы на прогулке», «Куклы ложатся спать»).

- «Детский сад для зверей».

2. Дидактические игры «Что умеет делать?» «Животный мир», «Найди общее», «Чудесный мешочек» и др.

4. Пальчиковые игры «Пальчики здороваются», «Один, два, три, четыре, пять! Вышли пальчики гулять», «Этот пальчик дедушка», «Фигурки из пальчиков» («Коза», «Зайчик» и т. д.

5. Подвижные игры «Зайка шел», «Раздувайся, пузырь», «Хоровод», «Самолеты», «Догони меня», «Прокати мяч» и др.

Игры не только способствуют снятию негативных эмоций в период адаптации к детскому саду, но и развитию памяти, внимания, мышления, речевому развитию детей, формированию у них коммуникативных навыков.

Важная задача в период адаптации - добиться того, чтобы ребенок освоился в пространстве группы детского сада.

В первые дни пребывания в детском саду мы «знакомимся» со шкафчиком, с группой, со своей кроваткой в спальне, со спортивным уголком, с уголком для игрушек, с умывальной комнатой. На прогулке происходит знакомство с участком.

Когда я вижу, что дети освоились в пространстве группы, мы с ними идем на «экскурсии» - в музыкальный зал, в спортивный зал, по разным кабинетам.

Каждое «знакомство» происходит в игровой форме, с использованием сюрпризных моментов. На участке и в спортивном зале мы осваиваем первые подвижные игры; в музыкальном зале музыкальный работник поет детям короткие песенки и дает поиграть на детских музыкальных инструментах; «знакомство» с игрушками происходит в форме театрализованной игры.

Для оздоровления и профилактики простудных заболеваний детей в группе проводятся следующие мероприятия:

- чесночные медальоны; в группе раскладываются тарелочки с нарезанным чесноком и луком;

- организация полноценного дневного сна. Для засыпания детей используются различные методические приемы: колыбельные песенки, слушание аудиозаписей «Звуки природы» и сказок;

- использование здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе ДОУ (гимнастика в постели после дневного сна ; дыхательная гимнастика; босохождение по массажным коврикам; физкультминутки, пальчиковые игры, гимнастика для глаз) ;

- прогулки на свежем воздухе два раза в день в любое время года и любую погоду;

- утренний приём детей на улице в соответствии с температурой воздуха (зимой до -10 градусов);

- проведение утренней гимнастики на свежем воздухе;

- подвижные игры на прогулке;

-использование оксолиновой мази как профилактического средства;

-рассасывание замороженной клюквы в холодное время года перед выходом на улицу;

закаливание организма, которое является эффективным средством укрепления здоровья, снижения заболеваемости и повышения работоспособности детей. В своей работе я применяю различные формы закаливания.

Также была организована целенаправленная работа по профилактике заболеваний опорно-двигательной системы:

- профилактика плоскостопия: хождение босиком в группе по мостику с рифленой поверхностью, по дорожке ощущений, резиновому коврику с выступающей поверхностью в виде иголочек в середине; упражнения: перекаты с пятки на носок и обратно, хождение на внешней и внутренней стороне стопы; самомассаж – катание ногами массажных шариков; собирание с пола пальцами ног небольших предметов (игрушек от киндер-сюрприза). С родителями проводился мини - практикум по профилактике плоскостопия у детей, так же были разработаны рекомендации по подбору обуви для детей-дошкольников;

- профилактика нарушения осанки у детей: подбор мебели в соответствии с ростом детей, контроль за правильной осанкой во время непосредственно образовательной деятельности, приема пищи, свободной деятельности детей; обязательное проведение физкультурных минуток в непосредственно образовательной деятельности; утренняя гимнастика; контроль за двигательной активностью детей во время прогулок, достаточная физическая нагрузка, соответствующая возрасту; по возможности проведение занятий не за столами, а сидя на ковре, стоя; выполнение упражнений на расслабление-напряжение мышц спины.

В группе активно проводится работа по привитию детям культурно-гигиенических навыков.

С самых первых дней адаптации я обучаю детей:

- Самостоятельно одеваться и раздеваться;

- Проситься на горшок.

- Складывать свою одежду в шкафчик, развешивать ее на спинку стульчика перед дневным сном;

- умываться, мыть руки с мылом, пользоваться полотенцем;

- самостоятельно есть, благодарить за еду.

Многие дети приходят в детский сад, не владея этими элементарными навыками, поэтому привить их ребенку стоит большого труда, требует терпения.

Я стараюсь, чтобы самостоятельное одевание, умывание, прием пищи доставляли ребенку радость, а не служили причиной слез. Для этой цели широко используются малые фольклорные жанры (потешки).

Для формирования у детей полезных привычек, способствующих хорошему самочувствию, бодрому настроению и усвоению основ здорового образа жизни, разработала кратковременный проект: «В гостях у феи Чистоты». Для активизации взаимодействия с родителями и повышения сопротивляемости организма к болезням был проведё н ряд мероприятий: «Мама, папа, я - спортивная семья», консультации для родителей на темы: «Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка», «Здоровье на тарелке».

Составила картотеку подвижных игр, физкультминуток, пальчиковых игр, что позволило увеличить посещаемость детей. Проводила фотовыставки работ родителей совместно с детьми на тему: «В здоровом теле - здоровый дух».

Я разработала систему работы с родителями на период адаптации детей к детскому коллективу, куда вошли следующие мероприятия:

1. Анкетирование родителей по знакомству с семьёй будущего воспитанника «Готов ли Ваш ребёнок к поступлению в детский сад».

2. Круглый стол «Адаптация ребёнка к условиям дошкольного образовательного учреждения»;

3. Консультации для родителей на темы:

- «Развивающие и обучающие игры с детьми раннего возраста»;

- «Идём в детский сад, как облегчить адаптацию?»

4. Родительское собрание, на котором были подведены итоги адаптационного периода.

На информационном стенде, который регулярно обновляется, родители всегда могут найти полезную для себя информацию о том, как готовить ребенка к детскому саду; как закаливать ребенка, какие другие меры профилактики заболеваемости в адаптационный период можно принимать в домашних условиях; что делать, если ребенок отказывается идти в детский сад.

Но самое главное, на мой взгляд, - это доброе, внимательное отношение и к детям, и к родителям. Каждый день я встречаю детей в детском саду с улыбкой; показываю, что я рада каждому из них. В общении с родителями проявляю тактичность, в работе с детьми - доброту и терпение; широко применяю такой педагогический прием, как похвала. И результаты не заставляют себя ждать: уже на третью- четвертую неделю пребывания в детском саду вместо слез я вижу улыбки детей; вместо настороженности - заинтересованность, желание играть и общаться.

Основываясь на данных диагностики, я могу с уверенностью утверждать, что моя работа дала положительные результаты.

С ними я проводила систематическую работу по адаптации к детскому саду, используя свой накопленный опыт и уже имеющиеся методические разработки, начиная с первых дней их пребывания в детском саду.

На основании результатов работы можно сделать вывод, что здоровьесберегающие технологии играют положительную роль в адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению.

Исходя из результатов мониторингов, свою работу по адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению, считаю успешно завершенной.

Публикации по теме:

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Зуйкова Н. В., воспитатель МБДОУ № 4 «Сказка» р. п. Култук. На сегодняшний день проблема здоровья.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУЗдоровьесберегающие технологии в ДОУ Проблема здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна. Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Презентация инструктора по физической культуре на тему "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ" Здоровьесберегающие технологии в дошкольном.

Фотоотчёт «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»Фотоотчёт «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Технологии сохранения и стимулирования здоровья. Динамические паузы Подвижные и спортивные игры Релаксация перед сном и после занятия.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Мастер-класс Тема: Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Педагог: Минина Валентина Анатольевна Место проведения: аудитория Целевая аудитория:.

Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ Дошкольное образование ориентируется на подход к ребенку с пониманием и уважением его возможностей, способностей, а также социальных прав.

Аналитический отчет «Здоровьесберегающие технологии в практике работы воспитателя ДОО» Здоровье-сберегающие технологии. Воспитатель МДОУ детский сад «Колокольчик» п. Первомайский Дускалиева Динара Куатовна Проблема ухудшения.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ.Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Счастливый ребенок – это прежде всего такой ребенок, которой здоров. Здоровый ребенок полон энергии,.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУЗдоровьесберегающие технологии в ДОУ Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. «Здоровый дух в здоровом теле - вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире».

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Здоровье человека всегда будет актуальной темой. Его невозможно удержать лекарствами. Есть более действенное средство - движение. Физические.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Аналитический отчет «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
Опубликовано: 12 ноября 2017 в 13:04
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД