Авторская разработка. Аналитический отчет. Познавательное развитие детей с применением технологии проектной деятельности.

Анна Копыткова
Авторская разработка. Аналитический отчет. Познавательное развитие детей с применением технологии проектной деятельности.

Познавательное развитие детей с использованием технологии проектной деятельности.

Объект анализа: педагогическая деятельность в межаттестационный период

Предмет анализа: система психолого-педагогических условий для познавательного развития детей с использованием технологии проектной деятельности.

Цель аналитического отчета: проанализировать и оценить педагогическую деятельность в межаттестационный период, выявить эффективность созданных психолого-педагогических условий формирования познавательной активности детей дошкольного возраста.

Введение.

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности воспитания в детском саду и успешном обучении в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое — основа формирования этого качества. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы продиктовали необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Проблема особенностей познавательного развития, создания условий, эффективно влияющих на формирование познавательной активности детей дошкольного возраста, на протяжении многих лет занимает одно из ведущих мест в педагогических и психологических исследованиях (П. П. Блонский, В. П. Вахтеров, Д. Брунер, К. Бюлер, психологи Л. С. Выготский, А. В. Запорожец). Изучая теоретические и методологические основы развития познавательных способностей детей, выделила целый спектр составляющих сформированности у ребенка познавательного отношения к окружающему, где наиболее значимыми выступают познавательная активность и познавательный интерес. Так, как на активность ребёнка влияют только те знания, которые ребёнок сделал сам, значит, условием развития познавательной активности являются практические исследовательские действия самого ребёнка.

Для повышения профессионального уровня и научно-теоретической обоснованности педагогической деятельности обратилась к понятию познавательной активности. Так, под познавательной активностью подразумевается самостоятельная, инициативная деятельность ребёнка, направленная на познание окружающей действительности (как проявление любознательности) и определяющая необходимость решать задания, которые ставят перед ним в конкретных жизненных ситуациях. Познавательная активность не является врождённой, а значит, для ее формирования и развития требуются специальные психолого-педагогические условия. Источником познавательной активности является познавательная потребность, которую необходимо формировать еще в младшем дошкольном возрасте. Собственный опыт работы с детьми показывает: если ребёнок понимает новый материал, осознаёт, что ему нужно сделать и как, он всегда активен, проявляет большое желание исполнить задание и стремится продолжить работу в этом направлении, поскольку ему хочется довести, что он способен познавать, понимать и действовать. Именно от этого ребёнок получает удовольствие. Переживание ситуации успеха очень важно для его дальнейшего развития и является трамплином для преодоления процесса познания.

Изучив работы Л. С. Выготского М. И. Лисиной, Е. И. Щербакова, Г. И. Щукиной, выделила условия формирования познавательной активности детей:

- своевременное и адекватное соотнесение познавательных интересов с предметом, их стимулирование и развитие во всех сферах деятельности ребенка,

- отбор наиболее эффективных форм и методов работы с детьми,

- учет личностных особенностей ребенка.

Вначале межаттестационного периода (с 2006 года) детский сад реализовывал комплексную «Программу воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, которая в основном ориентировала педагога не столько на формирование познавательной активности, сколько на усвоение готовых знаний.

Возникло противоречие: с одной стороны, в образовании на всех уровнях провозглашены приоритеты в формировании познавательной активности детей, а с другой стороны, реальные психолого-педагогические и программно-методические условия не в полной мере соответствуют современному социальному заказу.

Проблема: выявить эффективные психолого-педагогические условия, которые будут обеспечивать формирование познавательной активности детей дошкольного возраста.

На межаттестационный период была поставлена цель: определить, систематизировать и реализовать на практике оптимальные психолого-педагогические условия для познавательного развития детей с использованием технологии проектной деятельности.

Для достижения цели были намечены и реализованы следующие задачи:

в работе по самообразованию – изучить существующие технологии развивающего обучения с применением методов проектной деятельности и внедрить в педагогическую практику наиболее эффективные и актуальные;

в работе с детьми - приобщать детей к процессу познания, формировать различные представления, обогащать и расширять представления об окружающем мире; побуждать познавательный интерес и формировать эмоциональную заинтересованность в совместной деятельности; овладение различными способами решения поставленных задач;

в работе с педагогами – познакомить с различными концепциями проектировочной деятельности и обобщить опыт по данному направлению. Презентовать опыт работы среди педагогов ДОУ по познавательному развитию с помощью проектной деятельности с детьми и родителями.

в работе с родителями – расширить и активизировать различные способы общения с семьей по вопросам развития детей; повысить заинтересованность родителей к проблеме познавательного развития.

Аналитическая часть.

1. Анализ результатов продуктивности педагогической деятельности.

Для обеспечения целенаправленности образовательного процесса определила целевые ориентиры и ожидаемые результаты в педагогической деятельности, которые сформировала в портрете выпускника, его особенностях познавательного развития на этапе завершения дошкольного образования.

Портрет познавательно развитого ребёнка

на этапе завершения дошкольного образования

(целевой ориентир педагогической деятельности)

Проявляет интерес к различным видам игр, к участию в совместных играх.

Интересуется собой (кто я, сведениями о себе, о своем прошлом, о происходящих с ним изменениях.

Интересуется предметами ближайшего окружения, их назначением, свойствами.

Проявляет интерес к животным и растениям, к их особенностям, к простейшим взаимосвязям в природе; участвует в сезонных наблюдениях.

Любит слушать новые сказки, рассказы, стихи; участвует в обсуждениях.

Участвует в разговорах во время рассматривания предметов, картин, иллюстрации, наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов.

Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире).

Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать.

Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности).

В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому.

Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).

Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в за-висимости от ситуации.

Задает вопросы взрослому, ребенку старшего возраста, слушает рассказ воспитателя о забавных случаях из жизни.

Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы де-ятельности для решения новых задач (проблем, поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем).

Способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.

Осуществляя мониторинг эффективности созданных условий и результативности познавательного развития детей для сбора информации о качестве образованности детей применялись:

- длительные, кратковременные, специально-организованные наблюдения за детьми;

- диагностические методики (беседы, игровые задания);

- итоговые мероприятия (КВН, викторины, конкурсы, досуги) и проблемные ситуации.

По результатам мониторинга выявила следующее:

- самостоятельно справлялись – 34% детей, справлялись с небольшой помощью- 56%, со значительной помощью- 10% (2008-2009);

-самостоятельно справлялись- 55%, с небольшой помощью- 41%, со значительной помощью- 4% детей (2009-2010);

Сравнительный анализ показал, что в период 2008-2009г. г. успешно освоили образовательную программу- 90% воспитанников, а в период 2009-2010г. г. – 96% детей.

Проанализировав полученные результаты, я сделала вывод, что организовывая образовательный процесс с применением методов проектировочной деятельности, я сумела развить у детей познавательную активность и познавательный интерес, тем самым подготовила к успешному обучению в школе. По опросам родителей, более 67% выпускников поступило в статусные школы, гимназии и лицеи и продолжают успешно учиться.

В 2010-2011г. г. был проведен моноторинг детей младшего дошкольного возраста и он показал, что самостоятельно справлялись- 21% детей, с небольшой помощью- 45%, со значительной помощью- 34%. Проведя диагностику на начало 2011 года выявила следующие результаты: самостоятельно справлялись- 39% детей, с небольшой помощью- 45%, со значительной помощью- 15 % воспитанников.

Осмыслив, что чем раньше я начну развивать познавательную активность у детей, тем эффективнее будет результат на этапе завершения дошкольного образования.

2. Анализ условий достижения результатов.

Для достижения вышеизложенных результатов мною были созданы следующие благоприятные условия:

2.1. Программно-методические условия.

Реализуя примерную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, эффективно дополняю такими педагогическими технологиями: Веракса Н. Е., Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников», Л. Г. Петерсона «Игралочка», И. А. Лыковой «Изобразительная деятельность в детском саду», А. А. Вахрушева «Здравствуй, мир», А. И. Ивановой «Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду», «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» и др.

Анализ программно-методического обеспечения позволил отобрать и систематизировать программно-методические средства, позволяющие решить задачи познавательного развития детей дошкольного возраста.

2.2. Организационно-педагогические условия.

Для системности и планомерности педагогического процесса с детьми разработана система образовательной деятельности по формированию целостной картины мира с применением технологии проектной деятельности. В проектах объединяется содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей. Тематика и содержание проектов для детей дошкольного возраста могут быть очень разнообразны. В зависимости от доминирующих методов, - используемых в работе над проектом — игровых, творческих, познавательных, мною были разработаны и реализованы в педагогической практике следующие проекты:

- творческие: «Открытие и реклама кафе» (тема «В гостях у гнома Эконома»)

- игровые: «Поле чудес» (тема «Дикие животные»)

- познавательные:

«Собрание первых людей на Земле» (тема «Лиственные и хвойные деревья»)

«Ученый совет» (тема «Собираем урожай»)

Конкурс «Лучший экскурсовод по Екатеринбургу» (тема «Достопримечательности города Екатеринбурга»)

В работе с детьми использовала нетрадиционные формы проведения презентаций детских проектов.

Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходила в несколько этапов:

1) постановка цели;

2) поиск формы реализации проекта;

3) разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;

4) организация развивающей, познавательной, предметной среды;

5) определение направлений поисковой и практической деятельности;

6) организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;

7) работа над частями проекта, коррекция;

8) коллективная реализация проекта, его демонстрация.

В зависимости от цели и содержания проекта различны и временные рамки педагогической деятельности: так проекты могут быть краткосрочные (от 1 до 3 дней, средней продолжительности и долгосрочные (до 1 года и более). Мои проекты были как краткосрочными («Права ребенка», «Оранжевое настроение»,так и средней продолжительности( «Открытие и реклама кафе», «Ученый совет» и др.).

2.3. Пространственно–развивающие условия.

Создана благоприятная развивающая среда группы для развития познавательной, игровой, продуктивной, двигательной совместной и самостоятельной деятельности детей, способствующая реализации разносторонних интересов детей, результаты творческой проектной деятельности детей и родителей используются для оформления и пополнения игровых уголков детского экспериментирования, краеведческого и природного уголков, уголков искусств и продуктивной деятельности.

Работа над каждым тематическим проектом предполагает отражение темы в предметно-развивающей среде для организации разных видов совместной и самостоятельной деятельности детей. Варианты проектирования и оформления развивающей среды группы по некоторым проектам представлены ниже.

Проект «Собираем урожай»

Физкультурный уголок

-этюд «Тянем репку»;

-пантомима «Собираем урожай»;

-пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим…»;

-физминутка «Собираем урожай»;

Познавательный уголок

-работа с энциклопедией, просмотр журналов, классификация овощей и фруктов;

-узнать, где растут, как выращивают;

-как перерабатывают;

-польза овощей и фруктов;

Уголок книги

- чтение и рассматривание иллюстраций по стихотворениям Ирмы Финк «Овощи и фрукты», Елены Эрато «Стихи про овощи и фрукты», К. Тангрыкулиев

«Картошка»;

-загадывание загадок, составление загадок описательного характера;

-придумывание рассказов о приключениях овощей и фруктов;

Уголок искусства

-рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей и фруктов;

-выставка посуды с нарисованными овощами и фруктами;

-трафареты «Овощи, фрукты»; Игровой уголок-сюжетно - ролевая игра «Магазин овощей и фруктов»;

- театрализованная игра «Живые овощи и фрукты»;

- сценка в стихах «про витамины»;

-дидактические игры «Овощи, фрукты», «Четвертый лишний»;

Уголок продуктивной деятельности

-лепка овощей и фруктов из пластилина, теста, глины;

- конструирование овощей и фруктов из бросового материала (яичная скорлупа, скорлупа грецкого ореха. желуди);

Краеведение

- выставка овощей и фруктов, выращенных в садах и огородах нашего края;

- подбор районированных сортов для последующей весенней посадки в «Огороде на окне».

ЗОЖ и ОБЖ

-гигиена при употреблении овощей и фруктов;

- витамины в овощах и фруктах (оформление иллюстрированного фотоальбома);

Проект «Собрание первых людей на Земле»

Физкультурный уголок-физкультминутки «Мы листики осенние», «Ветер тихо клен качает», «Есть в лесу три полочки»;

- пластический этюд «Деревья»;

- подвижная игра «Пробеги среди деревьев»;

Познавательный уголок

-названия деревьев, их классификация (лиственные, хвойные);

- иллюстрации с изображением деревьев;

- энциклопедии, журналы с информацией о деревьях;

- что изготавливают из деревьев;

Уголок книги- загадки о деревьях, составление загадок описательного характера;

- стихи И. Семеновой «Березка», Н. Нищевой «Ветер по лесу гулял», М. Вайнилайтис «Дуб», Н. Гончаров «Ели», Г. Виеру «Ива», Ф. Петров «Калинушка»;

-рассказы о деревьях Ю. А. Крутогорова, Сказки - притчи для детей А. Лопатиной «Волшебная рябинка», «Художник и клен»;

Уголок природы- гербарии;

- коллекция семян деревьев;

- схема строения дерева;

- макет леса;

Игровой уголок

-дидактические игры «Узнай дерево по листьям», «Плод с какого дерева»;

- подвижная игра «Шишки, желуди, орехи»

Уголок искусства

- иллюстрации с изображением деревьев;

- картины русских художников (пейзажи);

-схема рисования дерева;

- трафареты;

Уголок продуктивной деятельности

- изготовление сувениров и поделок с использованием природных материалов (веточек, листьев, семян);

- раскраски «Деревья»;

- образцы работ;

Уголок ЗОЖ, ОБЖ

- безопасное поведение в природе;

- деревья с ядовитыми плодами;

- польза деревьев (березовый сок, дубовая кора, березовый веник);

Проект «Дикие животные»

Физкультурный уголок

- подвижная игра «Бездомный заяц»,

- пальчиковая гимнастика «Животные»;

- пластический этюд «Изобрази животное»;

Познавательный уголок

-энциклопедии, открытки, журналы с изображением животных;

- карта с обозначениями среды обитания животных;

- польза от животных;

Уголок книги

- загадывание загадок о животных;

- чтение потешек, закличек;

- знакомство с пословицами и поговорками с участием животных;

-рассказы В. Бианки Весенняя хитрость», Н. Сладков «Лесные шорохи», Загадочный зверь», «Хитрющий зайчишка», К. Паустовский «Заячьи лапы», «Барсучий нос», «Дремучий лес».

Уголок искусств-нарисовать сказку про животных;

- картины художников с изображением животных;

-выставка животных из различных материалов (чугун, керамика); Игровой уголок

- с/и «Зоомагазин», «Ветлечебница»;

- д/и «Назови семью», «Кто, где живет?», «Отгадай, кто это?», «Чей хвост (туловище, голова)»;

Уголок продуктивной деятельности- конструирование животных из бросового материала, из природного материала;

- лепка животных способом пластилинографии;

-- конструирование животных из конструктора «Лего»;

Уголок природы

- макет леса с фигурами животных;

- альбомы с изображением животных;

Уголок ЗОЖ, ОБЖ- безопасное поведение с животными;

- полезные продукты, производимые животными;

Проект «Лучший экскурсовод»

Физкультурный уголок

-физминутки «Мы по городу идем.»,«Мы играем», «Едем, едем, долго едем…»;

-подвижная игра «воробушки и автомобиль»;

-пантомима «В незнакомом городе»;

Познавательный уголок- энциклопедии, книги, журналы, открытки с изображениями достопримечательностей Екатеринбурга;

- книги по истории города;

- карта города Екатеринбурга;

- пособия, иллюстративный материал и энциклопедическую литературу о природе и животном мире Урала, формирующего у детей интерес к истории родного края;

Уголок книги

- книги со сказами П. П. Бажова «Серебряное копытце», «Малахитовая шкатулка», «Огневушка- поскакушка»;

-чтение стихов И. Анферова «Домик Бажова», «Начало Екатеринбурга», Г. Варшавский «Песня о моём городе»;

- иллюстративный материал по произведениям для закрепления содержания произведений;

Уголок искусства

- картины екатеринбургских художников;

- выставка изделий из каслинского литья;

- афиши, программки из театров города;

- иллюстрации по сюжетам сказов П. П. Бажова;

Игровой уголок

-д/и «Узнай театр (памятник, достопримечательность);

-с/р игры «Путешествие по городу», «Поездка в автобусе»;

-театрализованная игра «Экскурсия по Екатеринбургу»;

Уголок продуктивной деятельности

-коллективный коллаж «Мой город»;

- рисование на тему «Город будущего»;

- пособия и принадлежности для изобразительной деятельности: материалы для рисования, аппликации, лепки, выполнения графических заданий (бросовый, природный материал, цветная бумага, картон, трафареты, пластилин, глина, образцами для самостоятельного изготовления поделок с уральскими мотивами;

Уголок конструирования

- наборы разных видов строительных конструкторов, мелких и средних форм; наличие иллюстративного материала с разнообразными архитектурными сооружениями разных времен для создания построек;

- альбомы со схемами и чертежами – данный материал с большим интересом используется детьми в играх;

ЗОЖ, ОБЖ

-правила дорожного движения (светофор, дорожные знаки, перекресток);

-правила поведения в транспорте;

-правила поведения в общественных местах;

- экология города;

-парки, спортивные комплексы, бассейны (фотоальбом);

Для активизации родителей по вопросам познавательного развития и вовлечения их в процесс обучения воспитания и развития детей был продуман дизайн родительского уголка с использованием наработок Н. М. Метеновой после посещения семинара «Инновационные формы работы с семьей». Советы по воспитанию и обучению были лаконичны, целостны, крупно оформлены и размещались на объемных модулях; объявления вывешивались на импровизированном мониторе «Фантазер. ru» (по названию группы, регулярно предлагались высказывания великих людей о роли родителей в воспитании ребенка.

Работа с родителями строилась на принципах:

- системность и плановость;

- дифференцированный подход к работе с родителями;

- доброжелательность;

- открытость.

После проведенной работы в направлении организации развивающей среды, способствующей познавательному развитию, можно утверждать, что созданная в группе развивающая среда:

- даёт детям возможность для реализации индивидуальных интересов в процессе самостоятельной деятельности;

- помогает использовать и применять свои знания и способности в практической деятельности.

На данный момент более 87 % родителей стали активными субъектами образовательного процесса, направленного на познавательное развитие. У родителей повысился уровень теоретических и практических знаний по данной проблеме.

Проявился повышенный интерес к жизни детского сада: они активны на родительских собраниях, чаще стали обращаться за советом и помощью, делятся своим опытом, откликаются на предложения воспитателя.

В работе с педагогами познакомила коллег с различными концепциями проектировочной деятельности и обобщила опыт по данному направлению. На семинаре-практикуме для педагогов презентовала опыт работы по познавательному развитию детей с помощью проектной деятельности, выступив с докладом на тему «Эффективность и актуальность использования проектного метода в образовательном процессе», принимала активное участие в ежегодных «Педагогических мастерских», предлагая различные формы организации образовательной деятельности. Приняла участие в городском конкурсе методических разработок по познавательно-речевому развитию, организованному издательством «Страна Фантазий» при поддержке Управления образования г. Екатеринбурга.

В рамках межаттестационного периода были достигнуты результаты на различных уровнях:

1) на уровне условий:

- содержательных, организационных, технологических;

- материально-технических (развивающая среда);

- контрольно-диагностических;

- нормативных (Приложение «Рабочая программа»)

2) на уровне детей:

Повышение познавательной активности, что проявилось в активной жизненной позиции детей, в желании демонстрировать свои достижения (Приложение «Папка диагностики», «Сведения об участии детей в конкурсах, смотрах»)

3) на уровне педагогического сообщества:

результаты деятельности были представлены педагогическому сообществу (Приложение «Сведения об участии в конференциях, методических мероприятиях») и внедряются в образовательный процесс.

4) на уровне собственного профессионализма:

большое внимание уделялось повышению собственного профессионализма, так как от профессионализма педагога зависит грамотность планирования и реализации задач деятельности.

В результате самообразования и прохождения курсов повышения квалификации (Приложение «Сведение о повышении квалификации», значительно возросли компетентность в проектировании деятельности, результатов, условий достижения результата, изучены и внедрены в педагогическую практику разнообразные подходы и формы работы с семьей, сформирована компетентность в современных требований к системе дошкольного образования, современные подходы к планированию и содержанию образовательной деятельности в ДОУ, овладение развивающими педагогическими технологиями.

Проектная часть.

На следующий межаттестационный период планирую продолжить работу над проблемой познавательного развития детей, так как убедилась в эффективности использования проектной деятельности, её востребованности и актуальности в решении задач развития и воспитания детей с учётом современных требований. В дальнейшей педагогической практике, я планирую расширить тему познавательно-исследовательской деятельности детей, используя современные информационно-коммуникационные технологии.

Цель: оптимизация психолого-педагогических условий развития познавательно-исследовательской деятельности детей.

Задачи:

- анализ теоретических и программно-методических материалов;

- изучение ИКТ, и практики их использований в ДОУ;

- систематизация оптимальных подходов, методов, приемов и содержания познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста;

- корректировка рабочей программы по познавательно-исследовательской деятельности с применением ИКТ.

Публикации по теме:

Образовательное видео «Проектная деятельность в дошкольном образовании». Консультация для воспитателей. В связи с введением Федеральных Государственных Требований к структуре программы дошкольного образования, активизировался интерес педагогов.

Педагогические технологии. Технология – это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода. Педагогическая технология.

Библиотека изображений:
  • ПДД
  • ПДД
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Авторская разработка. Аналитический отчет. Познавательное развитие детей с применением технологии проектной деятельности.
Опубликовано: 17 февраля 2013 в 08:29
+75
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 69.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Занятие по не традиционной техники рисования с детьми старшей группы.
Занятие по нетрадиционной техники рисования для детей старшей группы тема: Новогоднее волшебство Цель: Научить детей использовать различные способы...
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка».
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....
Фотоотчёт. Выставка ко Дню матери «Куколка — самоделка»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я хочу рассказать в своём фотоотчёте о взаимодействии с родителями ( мамами и бабушками) в преддверии...
Лэпбук «Вода — чудо природы»
Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. С детьми старшей группы изготовили вот...