Получи документы

Авторская разработка. Аналитический отчет. Познавательное развитие детей с применением технологии проектной деятельности.

Анна Копыткова
Авторская разработка. Аналитический отчет. Познавательное развитие детей с применением технологии проектной деятельности.

Познавательное развитие детей с использованием технологии проектной деятельности.

Объект анализа: педагогическая деятельность в межаттестационный период

Предмет анализа: система психолого-педагогических условий для познавательного развития детей с использованием технологии проектной деятельности.

Публикация «Авторская разработка, Аналитический отчет, Познавательное развитие детей с применением технологии проектной деятельности,» размещена в разделах

Цель аналитического отчета: проанализировать и оценить педагогическую деятельность в межаттестационный период, выявить эффективность созданных психолого-педагогических условий формирования познавательной активности детей дошкольного возраста.

Введение.

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности воспитания в детском саду и успешном обучении в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое — основа формирования этого качества. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы продиктовали необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Проблема особенностей познавательного развития, создания условий, эффективно влияющих на формирование познавательной активности детей дошкольного возраста, на протяжении многих лет занимает одно из ведущих мест в педагогических и психологических исследованиях (П. П. Блонский, В. П. Вахтеров, Д. Брунер, К. Бюлер, психологи Л. С. Выготский, А. В. Запорожец). Изучая теоретические и методологические основы развития познавательных способностей детей, выделила целый спектр составляющих сформированности у ребенка познавательного отношения к окружающему, где наиболее значимыми выступают познавательная активность и познавательный интерес. Так, как на активность ребёнка влияют только те знания, которые ребёнок сделал сам, значит, условием развития познавательной активности являются практические исследовательские действия самого ребёнка.

Для повышения профессионального уровня и научно-теоретической обоснованности педагогической деятельности обратилась к понятию познавательной активности. Так, под познавательной активностью подразумевается самостоятельная, инициативная деятельность ребёнка, направленная на познание окружающей действительности (как проявление любознательности) и определяющая необходимость решать задания, которые ставят перед ним в конкретных жизненных ситуациях. Познавательная активность не является врождённой, а значит, для ее формирования и развития требуются специальные психолого-педагогические условия. Источником познавательной активности является познавательная потребность, которую необходимо формировать еще в младшем дошкольном возрасте. Собственный опыт работы с детьми показывает: если ребёнок понимает новый материал, осознаёт, что ему нужно сделать и как, он всегда активен, проявляет большое желание исполнить задание и стремится продолжить работу в этом направлении, поскольку ему хочется довести, что он способен познавать, понимать и действовать. Именно от этого ребёнок получает удовольствие. Переживание ситуации успеха очень важно для его дальнейшего развития и является трамплином для преодоления процесса познания.

Изучив работы Л. С. Выготского М. И. Лисиной, Е. И. Щербакова, Г. И. Щукиной, выделила условия формирования познавательной активности детей:

- своевременное и адекватное соотнесение познавательных интересов с предметом, их стимулирование и развитие во всех сферах деятельности ребенка,

- отбор наиболее эффективных форм и методов работы с детьми,

- учет личностных особенностей ребенка.

Вначале межаттестационного периода (с 2006 года) детский сад реализовывал комплексную «Программу воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, которая в основном ориентировала педагога не столько на формирование познавательной активности, сколько на усвоение готовых знаний.

Возникло противоречие: с одной стороны, в образовании на всех уровнях провозглашены приоритеты в формировании познавательной активности детей, а с другой стороны, реальные психолого-педагогические и программно-методические условия не в полной мере соответствуют современному социальному заказу.

Проблема: выявить эффективные психолого-педагогические условия, которые будут обеспечивать формирование познавательной активности детей дошкольного возраста.

На межаттестационный период была поставлена цель: определить, систематизировать и реализовать на практике оптимальные психолого-педагогические условия для познавательного развития детей с использованием технологии проектной деятельности.

Для достижения цели были намечены и реализованы следующие задачи:

в работе по самообразованию – изучить существующие технологии развивающего обучения с применением методов проектной деятельности и внедрить в педагогическую практику наиболее эффективные и актуальные;

в работе с детьми - приобщать детей к процессу познания, формировать различные представления, обогащать и расширять представления об окружающем мире; побуждать познавательный интерес и формировать эмоциональную заинтересованность в совместной деятельности; овладение различными способами решения поставленных задач;

в работе с педагогами – познакомить с различными концепциями проектировочной деятельности и обобщить опыт по данному направлению. Презентовать опыт работы среди педагогов ДОУ по познавательному развитию с помощью проектной деятельности с детьми и родителями.

в работе с родителями – расширить и активизировать различные способы общения с семьей по вопросам развития детей; повысить заинтересованность родителей к проблеме познавательного развития.

Аналитическая часть.

1. Анализ результатов продуктивности педагогической деятельности.

Для обеспечения целенаправленности образовательного процесса определила целевые ориентиры и ожидаемые результаты в педагогической деятельности, которые сформировала в портрете выпускника, его особенностях познавательного развития на этапе завершения дошкольного образования.

Портрет познавательно развитого ребёнка

на этапе завершения дошкольного образования

(целевой ориентир педагогической деятельности)

Проявляет интерес к различным видам игр, к участию в совместных играх.

Интересуется собой (кто я, сведениями о себе, о своем прошлом, о происходящих с ним изменениях.

Интересуется предметами ближайшего окружения, их назначением, свойствами.

Проявляет интерес к животным и растениям, к их особенностям, к простейшим взаимосвязям в природе; участвует в сезонных наблюдениях.

Любит слушать новые сказки, рассказы, стихи; участвует в обсуждениях.

Участвует в разговорах во время рассматривания предметов, картин, иллюстрации, наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов.

Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире).

Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать.

Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности).

В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому.

Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).

Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в за-висимости от ситуации.

Задает вопросы взрослому, ребенку старшего возраста, слушает рассказ воспитателя о забавных случаях из жизни.

Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы де-ятельности для решения новых задач (проблем, поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем).

Способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.

Осуществляя мониторинг эффективности созданных условий и результативности познавательного развития детей для сбора информации о качестве образованности детей применялись:

- длительные, кратковременные, специально-организованные наблюдения за детьми;

- диагностические методики (беседы, игровые задания);

- итоговые мероприятия (КВН, викторины, конкурсы, досуги) и проблемные ситуации.

По результатам мониторинга выявила следующее:

- самостоятельно справлялись – 34% детей, справлялись с небольшой помощью- 56%, со значительной помощью- 10% (2008-2009);

-самостоятельно справлялись- 55%, с небольшой помощью- 41%, со значительной помощью- 4% детей (2009-2010);

Сравнительный анализ показал, что в период 2008-2009г. г. успешно освоили образовательную программу- 90% воспитанников, а в период 2009-2010г. г. – 96% детей.

Проанализировав полученные результаты, я сделала вывод, что организовывая образовательный процесс с применением методов проектировочной деятельности, я сумела развить у детей познавательную активность и познавательный интерес, тем самым подготовила к успешному обучению в школе. По опросам родителей, более 67% выпускников поступило в статусные школы, гимназии и лицеи и продолжают успешно учиться.

В 2010-2011г. г. был проведен моноторинг детей младшего дошкольного возраста и он показал, что самостоятельно справлялись- 21% детей, с небольшой помощью- 45%, со значительной помощью- 34%. Проведя диагностику на начало 2011 года выявила следующие результаты: самостоятельно справлялись- 39% детей, с небольшой помощью- 45%, со значительной помощью- 15 % воспитанников.

Осмыслив, что чем раньше я начну развивать познавательную активность у детей, тем эффективнее будет результат на этапе завершения дошкольного образования.

2. Анализ условий достижения результатов.

Для достижения вышеизложенных результатов мною были созданы следующие благоприятные условия:

2.1. Программно-методические условия.

Реализуя примерную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, эффективно дополняю такими педагогическими технологиями: Веракса Н. Е., Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников», Л. Г. Петерсона «Игралочка», И. А. Лыковой «Изобразительная деятельность в детском саду», А. А. Вахрушева «Здравствуй, мир», А. И. Ивановой «Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду», «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» и др.

Анализ программно-методического обеспечения позволил отобрать и систематизировать программно-методические средства, позволяющие решить задачи познавательного развития детей дошкольного возраста.

2.2. Организационно-педагогические условия.

Для системности и планомерности педагогического процесса с детьми разработана система образовательной деятельности по формированию целостной картины мира с применением технологии проектной деятельности. В проектах объединяется содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей. Тематика и содержание проектов для детей дошкольного возраста могут быть очень разнообразны. В зависимости от доминирующих методов, - используемых в работе над проектом — игровых, творческих, познавательных, мною были разработаны и реализованы в педагогической практике следующие проекты:

- творческие: «Открытие и реклама кафе» (тема «В гостях у гнома Эконома»)

- игровые: «Поле чудес» (тема «Дикие животные»)

- познавательные:

«Собрание первых людей на Земле» (тема «Лиственные и хвойные деревья»)

«Ученый совет» (тема «Собираем урожай»)

Конкурс «Лучший экскурсовод по Екатеринбургу» (тема «Достопримечательности города Екатеринбурга»)

В работе с детьми использовала нетрадиционные формы проведения презентаций детских проектов.

Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходила в несколько этапов:

1) постановка цели;

2) поиск формы реализации проекта;

3) разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;

4) организация развивающей, познавательной, предметной среды;

5) определение направлений поисковой и практической деятельности;

6) организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;

7) работа над частями проекта, коррекция;

8) коллективная реализация проекта, его демонстрация.

В зависимости от цели и содержания проекта различны и временные рамки педагогической деятельности: так проекты могут быть краткосрочные (от 1 до 3 дней, средней продолжительности и долгосрочные (до 1 года и более). Мои проекты были как краткосрочными («Права ребенка», «Оранжевое настроение»,так и средней продолжительности( «Открытие и реклама кафе», «Ученый совет» и др.).

2.3. Пространственно–развивающие условия.

Создана благоприятная развивающая среда группы для развития познавательной, игровой, продуктивной, двигательной совместной и самостоятельной деятельности детей, способствующая реализации разносторонних интересов детей, результаты творческой проектной деятельности детей и родителей используются для оформления и пополнения игровых уголков детского экспериментирования, краеведческого и природного уголков, уголков искусств и продуктивной деятельности.

Работа над каждым тематическим проектом предполагает отражение темы в предметно-развивающей среде для организации разных видов совместной и самостоятельной деятельности детей. Варианты проектирования и оформления развивающей среды группы по некоторым проектам представлены ниже.

Проект «Собираем урожай»

Физкультурный уголок

-этюд «Тянем репку»;

-пантомима «Собираем урожай»;

-пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим…»;

-физминутка «Собираем урожай»;

Познавательный уголок

-работа с энциклопедией, просмотр журналов, классификация овощей и фруктов;

-узнать, где растут, как выращивают;

-как перерабатывают;

-польза овощей и фруктов;

Уголок книги

- чтение и рассматривание иллюстраций по стихотворениям Ирмы Финк «Овощи и фрукты», Елены Эрато «Стихи про овощи и фрукты», К. Тангрыкулиев

«Картошка»;

-загадывание загадок, составление загадок описательного характера;

-придумывание рассказов о приключениях овощей и фруктов;

Уголок искусства

-рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей и фруктов;

-выставка посуды с нарисованными овощами и фруктами;

-трафареты «Овощи, фрукты»; Игровой уголок-сюжетно - ролевая игра «Магазин овощей и фруктов»;

- театрализованная игра «Живые овощи и фрукты»;

- сценка в стихах «про витамины»;

-дидактические игры «Овощи, фрукты», «Четвертый лишний»;

Уголок продуктивной деятельности

-лепка овощей и фруктов из пластилина, теста, глины;

- конструирование овощей и фруктов из бросового материала (яичная скорлупа, скорлупа грецкого ореха. желуди);

Краеведение

- выставка овощей и фруктов, выращенных в садах и огородах нашего края;

- подбор районированных сортов для последующей весенней посадки в «Огороде на окне».

ЗОЖ и ОБЖ

-гигиена при употреблении овощей и фруктов;

- витамины в овощах и фруктах (оформление иллюстрированного фотоальбома);

Проект «Собрание первых людей на Земле»

Физкультурный уголок-физкультминутки «Мы листики осенние», «Ветер тихо клен качает», «Есть в лесу три полочки»;

- пластический этюд «Деревья»;

- подвижная игра «Пробеги среди деревьев»;

Познавательный уголок

-названия деревьев, их классификация (лиственные, хвойные);

- иллюстрации с изображением деревьев;

- энциклопедии, журналы с информацией о деревьях;

- что изготавливают из деревьев;

Уголок книги- загадки о деревьях, составление загадок описательного характера;

- стихи И. Семеновой «Березка», Н. Нищевой «Ветер по лесу гулял», М. Вайнилайтис «Дуб», Н. Гончаров «Ели», Г. Виеру «Ива», Ф. Петров «Калинушка»;

-рассказы о деревьях Ю. А. Крутогорова, Сказки - притчи для детей А. Лопатиной «Волшебная рябинка», «Художник и клен»;

Уголок природы- гербарии;

- коллекция семян деревьев;

- схема строения дерева;

- макет леса;

Игровой уголок

-дидактические игры «Узнай дерево по листьям», «Плод с какого дерева»;

- подвижная игра «Шишки, желуди, орехи»

Уголок искусства

- иллюстрации с изображением деревьев;

- картины русских художников (пейзажи);

-схема рисования дерева;

- трафареты;

Уголок продуктивной деятельности

- изготовление сувениров и поделок с использованием природных материалов (веточек, листьев, семян);

- раскраски «Деревья»;

- образцы работ;

Уголок ЗОЖ, ОБЖ

- безопасное поведение в природе;

- деревья с ядовитыми плодами;

- польза деревьев (березовый сок, дубовая кора, березовый веник);

Проект «Дикие животные»

Физкультурный уголок

- подвижная игра «Бездомный заяц»,

- пальчиковая гимнастика «Животные»;

- пластический этюд «Изобрази животное»;

Познавательный уголок

-энциклопедии, открытки, журналы с изображением животных;

- карта с обозначениями среды обитания животных;

- польза от животных;

Уголок книги

- загадывание загадок о животных;

- чтение потешек, закличек;

- знакомство с пословицами и поговорками с участием животных;

-рассказы В. Бианки Весенняя хитрость», Н. Сладков «Лесные шорохи», Загадочный зверь», «Хитрющий зайчишка», К. Паустовский «Заячьи лапы», «Барсучий нос», «Дремучий лес».

Уголок искусств-нарисовать сказку про животных;

- картины художников с изображением животных;

-выставка животных из различных материалов (чугун, керамика); Игровой уголок

- с/и «Зоомагазин», «Ветлечебница»;

- д/и «Назови семью», «Кто, где живет?», «Отгадай, кто это?», «Чей хвост (туловище, голова)»;

Уголок продуктивной деятельности- конструирование животных из бросового материала, из природного материала;

- лепка животных способом пластилинографии;

-- конструирование животных из конструктора «Лего»;

Уголок природы

- макет леса с фигурами животных;

- альбомы с изображением животных;

Уголок ЗОЖ, ОБЖ- безопасное поведение с животными;

- полезные продукты, производимые животными;

Проект «Лучший экскурсовод»

Физкультурный уголок

-физминутки «Мы по городу идем.»,«Мы играем», «Едем, едем, долго едем…»;

-подвижная игра «воробушки и автомобиль»;

-пантомима «В незнакомом городе»;

Познавательный уголок- энциклопедии, книги, журналы, открытки с изображениями достопримечательностей Екатеринбурга;

- книги по истории города;

- карта города Екатеринбурга;

- пособия, иллюстративный материал и энциклопедическую литературу о природе и животном мире Урала, формирующего у детей интерес к истории родного края;

Уголок книги

- книги со сказами П. П. Бажова «Серебряное копытце», «Малахитовая шкатулка», «Огневушка- поскакушка»;

-чтение стихов И. Анферова «Домик Бажова», «Начало Екатеринбурга», Г. Варшавский «Песня о моём городе»;

- иллюстративный материал по произведениям для закрепления содержания произведений;

Уголок искусства

- картины екатеринбургских художников;

- выставка изделий из каслинского литья;

- афиши, программки из театров города;

- иллюстрации по сюжетам сказов П. П. Бажова;

Игровой уголок

-д/и «Узнай театр (памятник, достопримечательность);

-с/р игры «Путешествие по городу», «Поездка в автобусе»;

-театрализованная игра «Экскурсия по Екатеринбургу»;

Уголок продуктивной деятельности

-коллективный коллаж «Мой город»;

- рисование на тему «Город будущего»;

- пособия и принадлежности для изобразительной деятельности: материалы для рисования, аппликации, лепки, выполнения графических заданий (бросовый, природный материал, цветная бумага, картон, трафареты, пластилин, глина, образцами для самостоятельного изготовления поделок с уральскими мотивами;

Уголок конструирования

- наборы разных видов строительных конструкторов, мелких и средних форм; наличие иллюстративного материала с разнообразными архитектурными сооружениями разных времен для создания построек;

- альбомы со схемами и чертежами – данный материал с большим интересом используется детьми в играх;

ЗОЖ, ОБЖ

-правила дорожного движения (светофор, дорожные знаки, перекресток);

-правила поведения в транспорте;

-правила поведения в общественных местах;

- экология города;

-парки, спортивные комплексы, бассейны (фотоальбом);

Для активизации родителей по вопросам познавательного развития и вовлечения их в процесс обучения воспитания и развития детей был продуман дизайн родительского уголка с использованием наработок Н. М. Метеновой после посещения семинара «Инновационные формы работы с семьей». Советы по воспитанию и обучению были лаконичны, целостны, крупно оформлены и размещались на объемных модулях; объявления вывешивались на импровизированном мониторе «Фантазер. ru» (по названию группы, регулярно предлагались высказывания великих людей о роли родителей в воспитании ребенка.

Работа с родителями строилась на принципах:

- системность и плановость;

- дифференцированный подход к работе с родителями;

- доброжелательность;

- открытость.

После проведенной работы в направлении организации развивающей среды, способствующей познавательному развитию, можно утверждать, что созданная в группе развивающая среда:

- даёт детям возможность для реализации индивидуальных интересов в процессе самостоятельной деятельности;

- помогает использовать и применять свои знания и способности в практической деятельности.

На данный момент более 87 % родителей стали активными субъектами образовательного процесса, направленного на познавательное развитие. У родителей повысился уровень теоретических и практических знаний по данной проблеме.

Проявился повышенный интерес к жизни детского сада: они активны на родительских собраниях, чаще стали обращаться за советом и помощью, делятся своим опытом, откликаются на предложения воспитателя.

В работе с педагогами познакомила коллег с различными концепциями проектировочной деятельности и обобщила опыт по данному направлению. На семинаре-практикуме для педагогов презентовала опыт работы по познавательному развитию детей с помощью проектной деятельности, выступив с докладом на тему «Эффективность и актуальность использования проектного метода в образовательном процессе», принимала активное участие в ежегодных «Педагогических мастерских», предлагая различные формы организации образовательной деятельности. Приняла участие в городском конкурсе методических разработок по познавательно-речевому развитию, организованному издательством «Страна Фантазий» при поддержке Управления образования г. Екатеринбурга.

В рамках межаттестационного периода были достигнуты результаты на различных уровнях:

1) на уровне условий:

- содержательных, организационных, технологических;

- материально-технических (развивающая среда);

- контрольно-диагностических;

- нормативных (Приложение «Рабочая программа»)

2) на уровне детей:

Повышение познавательной активности, что проявилось в активной жизненной позиции детей, в желании демонстрировать свои достижения (Приложение «Папка диагностики», «Сведения об участии детей в конкурсах, смотрах»)

3) на уровне педагогического сообщества:

результаты деятельности были представлены педагогическому сообществу (Приложение «Сведения об участии в конференциях, методических мероприятиях») и внедряются в образовательный процесс.

4) на уровне собственного профессионализма:

большое внимание уделялось повышению собственного профессионализма, так как от профессионализма педагога зависит грамотность планирования и реализации задач деятельности.

В результате самообразования и прохождения курсов повышения квалификации (Приложение «Сведение о повышении квалификации», значительно возросли компетентность в проектировании деятельности, результатов, условий достижения результата, изучены и внедрены в педагогическую практику разнообразные подходы и формы работы с семьей, сформирована компетентность в современных требований к системе дошкольного образования, современные подходы к планированию и содержанию образовательной деятельности в ДОУ, овладение развивающими педагогическими технологиями.

Проектная часть.

На следующий межаттестационный период планирую продолжить работу над проблемой познавательного развития детей, так как убедилась в эффективности использования проектной деятельности, её востребованности и актуальности в решении задач развития и воспитания детей с учётом современных требований. В дальнейшей педагогической практике, я планирую расширить тему познавательно-исследовательской деятельности детей, используя современные информационно-коммуникационные технологии.

Цель: оптимизация психолого-педагогических условий развития познавательно-исследовательской деятельности детей.

Задачи:

- анализ теоретических и программно-методических материалов;

- изучение ИКТ, и практики их использований в ДОУ;

- систематизация оптимальных подходов, методов, приемов и содержания познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста;

- корректировка рабочей программы по познавательно-исследовательской деятельности с применением ИКТ.

Публикации по теме:

Образовательное видео «Проектная деятельность в дошкольном образовании». Консультация для воспитателей. В связи с введением Федеральных Государственных Требований к структуре программы дошкольного образования, активизировался интерес педагогов.

Педагогические технологии. Технология – это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода. Педагогическая технология.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Авторская разработка. Аналитический отчет. Познавательное развитие детей с применением технологии проектной деятельности.
Опубликовано: 17 февраля 2013 в 08:29
+75Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 70.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД