Анализ педагогических ситуаций (из опыта работы)

Анна Аксенова
Анализ педагогических ситуаций (из опыта работы)

1 ситуация:

Дети старшей группы вышли на участок. Сегодня им предстояло потрудиться в саду: окопать фруктовые деревца. Радостные и шумные, они столпились вокруг молодой яблоньки. Оиа пользовалась у детей особым вниманием, так как в этом году на ней впервые появились плоды.

Чуть ли не каждый день ребята подмечали, что изменилось в ней: вот сегодня у одного яблочка покраснел бок, а эти два, что на верхней ветке, совсем-совсем одинаковые! За это дети называют их «яблочки-сестрички». И вдруг чей-то звонкий взволнованный голос:

— Ребята, а здесь, на самой нижней ветке, кто-то яблоко сорвал!

Ребята зашумели. Теснее обступили яблоньку.

— Как же так? Ведь это самое большое яблоко было!

— Кто посмел?

— Может быть, это малыши?

Дети наперебой высказывали свои предположения.

Вмешалась воспитательница. Она предложила, чтобы тот, кто сделал это, честно признался в своем поступке.

— Тот, кто сорвал яблоко, поступил нехорошо. Но он поступает вдвойне плохо, если трусит в этом признаться.

Воцарилась тишина.

— Пусть подумает тот, кто так поступил, что лучше: честно признаться или свалить вину на своих товарищей, а то и на малышей?

. Маргарита стояла с опущенной головой. Посмотрев внимательно на детей, воспитательница сразу догадалась, кто виновник происшедшего. Но она молчала, ожидая: признается или нет? Вдруг Маргарита решительно шагнула к воспитательнице:

— Валентина Васильевна, это я сорвала яблоко. Я не хотела, чтоб плохо вышло: просто нечаянно так получилось. Мама привела меня в детский сад раньше, и я решила посмотреть на яблоньку. Я сначала это яблоко только погладила и понюхала: оно холодное и пахнет вкусно. А потом. Я, ребята, больше никогда не буду, самое-самое честное слово даю!

1. Как бы вы реагировали на данный поступок девочки, соблюдая педагогический такт?

Если ребенок сам признался в своем проступке, сказал правду, надо отметить это. Однако необходимо сделать замечание ребенку за неправильное поведение и обязательно спросить, поняла ли она, за что просит прощения. Ведь дети часто просят прощения механически, не вникая в смысл происшедшего.

2. Какие чувства испытывала девочка?

Девочка испытывала чувство вины, неловкости и стыда.

2 ситуация:

Мальчик старшего дошкольного возраста — Валерик — принес в детский сад новую книгу. Он хотел, чтобы воспитательница почитала ее всем ребятам. Книга сбыла в красивой обложке и со множеством цветных картинок.

Ребята сразу окружили Валерика, все наперебой просили дать им посмотреть книжку. Вдруг подскочил Кирюша, стараясь выхватить книгу из рук Валерика, и порвал ее.

Владелец книги очень огорчен, чуть не плачет, ребята возмущены: еще бы, даже и почитать не успели! А виновник случившегося, нимало не смущаясь, упрямо оправдывается:

— Я не виноват! Не надо было Валерику так крепко ее держать, она и не порвалась бы.

— По-твоему, значит, виноват Валерик? А как вы, ребята, считаете? — обращается воспитательница ко всем ребятам.

Дети возмущены Кирюшиным поведением, наперебой высказывают свое мнение:

— Наверное, ему хотелось одному ее смотреть? Ишь какой!

— Виноват, конечно, Кирюша. А признаться трусит! Нехорошо так.

Крепко досталось Кирюше от ребят. Мальчик стоял опустив голову. Что можно возразить? Ведь все ребята справедливо осудили Кирюшин поступок.

Различные мнения были высказаны детьми, как поступить с виновным: «Не давать больше книг Кирюше», «Рассказать маме, как плохо он поступил». Наконец, было принято коллективное решение относительно поступка Кирюши. Услышав его, мальчик просветлел. Без напоминания воспитательницы он подошел к Валерику, взял за руку и сказал:

— Не сердись на меня. Я ведь не хотел, чтобы так случилось.

(Л. Ф. Островская. Надо ли наказывать детей. М., «Просвещение», 1967, стр. 69—70.)

1. Выскажите предположения о том, каким было коллективное решение детей.

Дети решили, что необходимо извинится перед Валериком за порванную книгу.

2. Чем можно объяснить успех в развязке данной конфликтной ситуации?

Вспитатель прибегнула к общественному мнению, что является в данном случае – сильнейшим методом воздействия, формирующим детское поведение, но при этом она управляла мнением детского коллектива.

3 ситуация:

Как-то несколько ребят (4—6 лет, которых только что отчитала молоденькая воспитательница, «критиковали» ее поведение. Белобрысенький Саша осуждающе сказал:

— А еще учится на курсах воспитателей! (Они всегда все знают.)

— Зачем? — заинтересовался Вова. — Она и так воспитательница. — И после небольшого раздумья:— Знаю, знаю! Ее хотят сделать доброй, да?

(Б. Леонидова. Зову в страну Детства. «Известия» от 20 октября 1966 г.)

1. О чем свидетельствует этот разговор малышей?

Можно предположить, что педагог большую часть времени находится в подавленном настроении, психологическом дискомфорте, из-за чрезмерной нагрузки. В следствии чего, в своей практике чаще использует негативные установки, что влияет на восприятие детей.

2. Какие выводы должна сделать для себя воспитательница, узнав об этом рассуждении?

Если педагог хочет сохранить уважение и любовь своих воспитанников, он не должен ни одним словом, взглядом, жестом показывать свою расположенность или неприятие к кому-то из них. Стремится, чтобы в процессе общения с детьми, чаще звучали поощрения, похвала, одобрение. Также необходимо контролировать свое эмоциональное состояние, педагог обязан перестраивать свое подавленное настроение.

4 ситуация:Шестилетней Маринке было очень весело: наконец-то упросила маму заплести ей косички. Это ничего, что они маленькие, что не все волосы схвачены ими. Зато их украшают белые банты. Чтобы волосы не попадали в глаза, мама завязала сверху еще один бант.

Посмотрев в зеркало, Маринка осталась довольна. Все было именно так, как ей хотелось. На радостях она подбежала к маме и крепко обняла ее.

С улыбкой девочка вошла в групповую комнату. Ее окружили подруги. В их взглядах было неподдельное восхищение.

— Ой, как красиво! — воскликнула Рита.

— А какие пышные банты! — с восторгом произнесла Наташа.

Маринка стояла счастливая, улыбающаяся. И вдруг услышала:

— Кто это тебе столько бантов нацепил? Скажи своей маме, пусть не выдумывает. И так времени нет, а ты еще со своими косичками. Только и делай, что заплетай их тебе теперь!

На глазах Маринки появились слезы. Еще немного, и они полились ручьями.

Но воспитательница ничего этого не видела. Она уже была поглощена поисками чего-то в шкафу.

(А. Прийдак. Косички. «Дошкольное воспитание», 1965, № 10, стр. 89.)

1. Объясните причину возникшего конфликта.

Из данной ситуации видно, что педагог не обладает самообладанием, доброжелательностью, порядочностью, педагогическим тактом, уважением к ребенку. В следствии чего, услышав восхищения детей, решила проявить свое превосходство над ними.

2. Какие чувства будет испытывать Маринка после встречи с воспитательницей?

Психологический дискомфорт, огорчение и обиду.

3. Почему воспитательнице не пришло в голову, что она обидела девочку?

Из данной ситуации видно, что воспитатель обладает авторитарным стилем общения, руководствуется в большинстве случаев отсутствием доброжелательности, гуманности, чуткости. Использует указ, упрек, наказание. Модель взаимодействия — учебно-дисциплинарная, о чем свидетельствует общение и отношение к ребенку. Также у воспитателя не развиты такие элементы педагогической техники, как саморегуляция, умение видеть себя и свое поведение со стороны, самоанализ своей педагогической деятельности и поведения, педагогическая этика.

5 ситуация:

Молодого педагога очень беспокоил развязный, самоуверенный, несосредоточенный мальчик Валерик из подготовительной группы. На занятиях он был недисциплинирован, его рисунки и поделки всегда отличались неряшливостью.

Однажды, когда Валентина Ивановна рассказывала детям, как рисовать орнамент, Валерик поднялся и с шумом пошел что-то строить.

— Тебе кто позволил ходить по группе во время занятий? — опросил педагог.

— А я не хочу заниматься, — ничуть не смущаясь, ответил Валерик.

— Сейчас же садись на место, — строго, с возмущением сказала воспитательница. Валерик вздрогнул, попятился к столу и, пробормотав: «Я всегда у Марии Ивановны куда хотел, туда и ходил, чем хотел, тем и занимался», — сел на свое место.

В ответ на это Валентина Ивановна медленно, но строго, с соответствующей интонацией сказала: «А теперь всегда будешь сидеть на занятиях и заниматься вместе со всеми детьми».

1. Проанализируйте эту ситуацию и укажите, правильны ли действия педагога.

Действия педагога были с одной стороны правильны, но с другой стороны не стоит забывать о том, что педагогу необходимо считаться с индивидуальностью каждого ребенка, а тем более ярко выраженной индивидуальностью.

2. Как бы вы реагировали на поведение Валерика?

В общении с детьми возникают нередко ситуации, которые как бы специально испытывают педагога на сдержанность, терпение, умение владеть собой. В данном случае можно было попробовать заинтересовать ребенка …

3. Совместим ли педагогический такт с гневом педагога? Приведите соответствующие доводы.

Безусловно, педагогический такт не совместим с гневом. Однако в деятельности педагога могут присутствовать элементы авторитарного стиля руководства, в данном случае, при установлении порядка, дисциплины. Педагог не может абсолютно исключить из своего арсенала некоторые приёмы авторитарного стиля руководства, так как иногда они оказываются достаточно эффективными, особенно при работе с группой и отдельными воспитанниками относительно низкого уровня социально-психологического и личностного развития.

Публикации по теме:

«Мой профессиональный опыт использование алгоритмов для решения педагогических ситуаций». Очень важно уметь и учиться воспринимать условные символы и действовать по задуманной схеме. Порой взрослые говорят, я бы пользовался алгоритмом,.

Анализ работы инструктора по физическому воспитанию Гуацаевой Е. С. «Береги здоровье смолоду» - этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребёнка с первых дней жизни. Растить детей.

Анализ работы музыкального руководителя АНАЛИЗ РАБОТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ. Первой квалификационной категории Агибаловой Татьяны Владимировны МАДОУ 10 детского сада за 2014-2015.

Анализ работы РМО ДОУ Руководитель РМО: Парахина Л. Н. 2015 Дошкольное образование - это начальное звено в системе непрерывного образования. В настоящее время.

Анализ работы учителя-логопеда Анализ проведенной коррекционной (логопедической) работы в 2014 – 2015 учебном году учителем – логопедом Синдицкой Ирины Михайловны МБДОУ.

Стратегии анализа проблемных педагогических ситуаций как основа взаимодействия ребенка и взрослого в семье и детском саду Стратегии анализа проблемных педагогических ситуаций, как основа взаимодействия ребенка и взрослого в семье и детском саду. Семья.

Из опыта работы «Обогащение социокультурного опыта детей с ОВЗ при организации работы в мини-музее» Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально.

Опыт работы на тему «Моделирование игровых ситуаций в процессе обучения конструированию дошкольников с нарушением интеллекта» Конструирование относится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер. В ходе конструирования окружающий мир моделируется.

Реализация педагогических идей в системе работы дошкольного учреждения посредством издания авторских пособий Внедрение ФГОС в систему дошкольного образования влечёт за собой необходимость повышения профессиональной компетентности педагогов. Одним.

Анализ работы кружка тестопластики Кружок «Семицветик». (стал Победителем всероссийского конкурса поделок «Соседи по планете» ноябрь 2014г.) Я благодарна, что работаю под.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Анализ педагогических ситуаций (из опыта работы)
Опубликовано: 24 апреля 2016 в 14:28
+40Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 23.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Рекомендации родителям «Летом играем, познаём, развиваемся»
Скоро наступит лето. Лето - благодатный период для игр, отдыха, закаливания и развития познавательной активности детей! Дети - это маленькие исследователи,...
Конспект занятия по рисованию красками «Гнездышко»
Программные задачи: Закреплять умение соединять в одном рисунке несколько изображений разной формы; развивать воображение, фантазию. Материал: Альбомный...
Мастер-класс «Приглашение на выпускной»
Выпускной в старшей специальной группе все ближе, подготовка активно идет. Мы начали делать приглашения на наш праздник. Сегодня предлагаю Вам вариант...
Экскурсия для детей старшего дошкольного возраста «Весенний лес»
Цель. Закрепить знания детей о животном и растительном мире леса, о весенних изменениях, происходящих в природе. Задачи: • закрепить представления о том,...
Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок не делится игрушками?»
«Это моё! », «Отдай мне! », "Нет, не бери, это моё! " На детских площадках нередко можно услышать, что родители ругают своего ребёнка за то, что он не...