Анализ проектной деятельности «Грамоте учиться — всегда пригодится» за 2011–2012 учебный год.

Лариса Малышева
Анализ проектной деятельности «Грамоте учиться — всегда пригодится» за 2011–2012 учебный год.

Одной из главных задач ДОУ является подготовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к обучению грамоте. Для достижения наилучшего результата в 2011 году продолжил свою работу проект «Грамоте учиться всегда пригодится».

Цель: создание единого пространства обучения детей основам грамоты в семье и ДОУ.

В течение2011-2012 года решались задачи:

1. Продолжать развивать психолого-педагогическую компетентность родителей;

2. Разработать методические рекомендации, направленные на развитие фонематического восприятия у дошкольников;

3. Продолжать организовывать консультативную помощь семьям;

4. Помочь ребенку в процессе формирования основами овладения грамотой;

5. Продолжать вовлекать семью в единое образовательное пространство.

На начальном этапе в сентябре 2011 года с целью повышения уровня развития у детей ориентировки в звуковой стороне речи, в слоговом составе слова, в словесном составе предложений, была организована специальная система работы по использованию дидактических игр, как на занятиях, так и в совместной деятельности. Для этого разработана картотека дидактических игр и упражнений для каждой возрастной группы, созданы тетради, в которых после каждого занятия планировалась индивидуальная работа с детьми и упражнения для закрепления полученных знаний.

Разработаны анкеты для родителей старшей и подготовительной групп позволяющие определить их отношение к речевому развитию и первоначальному обучению чтению и письму в детском саду. Все родители были доброжелательно настроены, ни один из них не отказался от выполнения этого задания. Полученная из анкет информация позволила конкретизировать содержание работы с семьей и определить тематику и направленность собраний, консультаций и других фронтальных и индивид форм общения с родителями.

Организация «Консультативного пункта» обеспечила единство и преемственность семейного и общественного воспитания, оказала педагогическую помощь родителям, поддержку всестороннего развития личности детей.

Был создан индивидуальный маршрут для Данила Д. главное место, в котором отведено работе со звуком, словом. По итогам работы в мае месяце были проведены диагностические занятия. В ходе индивидуальных занятий по обучению грамоте уДанила Д. развился фонематический слух, мальчик научился проводить звуковой анализ слов через моделирование в виде карт – схем, дифференцировать звуки, давать им качественную характеристику, подбирать слова на заданный звук, определять ударный гласный.

Для того чтобы активизировать совместное творчество детей и родителей, укрепить партнерские отношения ДОУ и семьи, продолжать развивать творческие способности дошкольников с 16 по 27 февраля проводился конкурс «Необычная буква». В конкурсе принимали участие дети и родители старших, подготовительной групп. Экспертная комиссия в оговоренные сроки оценила представленные на конкурс работы.

На основании положения о конкурсе на лучшую «Необычную букву» и по результатам победителями стали:

1место – Кощеева Марина Евгеньевна, Кощеев Артем.

2 место разделили – Малышева Лариса Васильевна, Малышева Рита, Власенко Оксана Аркадьевна, Власенко Влад.

3 место – Покровская Светлана Александровна, Покровский Даниил.

Победители получили дипломы. Участникам вручили сертификаты.

Еще одной формой взаимодействия с семьей являлись совместные мероприятия с родителями. В двух младших группахродители стали активными участниками и помощниками в ходе проведения непосредственно образовательной деятельности «Кто-кто в теремочке живет?», а в подготовительной группе прошло занятие посвященное Дню матери. Данные мероприятия оказались самыми привлекательными, востребованными, полезными, но и самыми трудными в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

В течении года с родителями проводились индивидуальные беседы и консультации по обучению детей грамоте, давались рекомендации,чем и как следует заниматься с ребенком дома, как пользоваться практическим материалом.

Кроме этого проводились групповые консультации и выступления на родительских собраниях. Темы формулировались в соответствии с запросами: «Фонематический слух – основа правильной речи», «Способы развития речи детей младшего дошкольного возраста»,

«Наши достижения, планы на будущее».

Изготовленная презентация «Развиваем фонематический слух» и брошюра «Домашняя игротека» дополнительно познакомили родителей с играми на развитие фонематического слуха.

С целью закрепления пройденного материала по обучению грамоте и развитию речи в подготовительной группе прошла викторина «Азбука – к мудрости ступенька». В результате у детей формировался познавательный интерес к буквам, звукам. Дети продолжали учиться взаимодействовать друг с другом, коллектив группы стал более сплоченным, создалась атмосфера общности интересов; они стали более внимательны друг к другу, доброжелательны.

Форма работы через родительские уголки являлась традиционной. Созданные папки – передвижки (Узоры из букв», Как помочь ребенку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы?», «Как выучить с ребенком буквы, «Подготовка руки ребенка к письму: советы родителям») сообщили необходимые сведения, приобщили родителей к вопросам обучения и воспитания. Родители познакомились с требованиями, которые предъявляет школа к ученикам, получили рекомендации по развитию речи, им были предложены игры и игровые упражнения по развитию фонематического слуха детей, игры с буквами и т. д. Материалы менялись 1 раз в месяц в каждой возрастной группе.

В апреле проходил «День открытых дверей», который продолжил знакомить родителей с условиями, содержанием, методами и приемами воспитательно-образовательной работы в средней и старшей группах по подготовке к обучению грамоте. На основании отзывов родителей можно сделать вывод, что данная форма работы была интересна, познавательна.

Подводя итоги, следует отметить, что использование различных форм и методов работы с детьми, способствовали созданию интереса и активности у воспитанников, а также успешному решению поставленных задач на занятиях по овладению основами грамоты, что подтверждено итоговыми результатами диагностики.

Уровни Май 2010 год Май 2012 год Динамика

Высокий 24% 36% +12%

Средний 62% 59% - 3%

Низкий 14% 5% - 9%

Как видно из данных, представленных в таблице количество детей, не усвоивших материал к маю 2012 г., уменьшилось на 9%. Количество детей умеющих справляющихся с поставленными задачами увеличилось на 12% в связи с тем, что присоединились дети, ранее не полностью овладевшие материалом. Обработка и анализ полученных результатов детей позволили обнаружить положительную динамику с 2010 по май 2012 года.

Итак, результаты диагностики, анализ анкетирования, количество посещений родителями с детьми Консультативного пункта, совместных мероприятий, викторин, участия в конкурсе «Необычная буква», а также Дня открытых дверей, подтверждает мнение о том, что проектная деятельность в данном направлении является, необходимой и востребованной. В результате ее,улучшилась психолого-педагогическая грамотность родителей, сформироваласьактивная родительская позиция.

Публикации по теме:

Анкета для родителей, образовательная область «Коммуникация» .

Анализ семинара. «Обучение детей дошкольного возраста основам грамоты» Блог Ларисы Малышевой Анализ семинара " «Обучение детей дошкольного возраста основам грамоты» " Одной из главных задач ДОУ является подготовка.

Библиотека изображений:
  • Еда, продукты питания
  • Еда, продукты питания
  • Времена года и погода
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Анализ проектной деятельности «Грамоте учиться — всегда пригодится» за 2011–2012 учебный год.
Опубликовано: 29 мая 2012 в 19:15
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Пасхальное творчество (фотоочет)
Праздник Пасхи это "праздник праздников", прославляющий победу добра над злом, жизни над смертью, света над тьмой. Накануне пасхи принято печь пасхальные...
3D принтер и развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим...
Фотоотчёт о выставке «Пасхальная радость»
Закончился чистый, светлый праздник – Пасха. Но состояние радости не исчезает, ведь приходя каждое утро в детский сад, мы любуются пасхальными поделками...
Нетрадиционное физкультурное оборудование
Вот такие гантели в виде грибочков мы придумали для наших ребят. Внутри гантелей песок, вес получается около 120-130 грамм. Бутылочки закрыты крышкой,...
Фотоотчет «День Победы — славный праздник, мы готовимся к нему»
День Победы – славный праздник, мы готовимся к нему. 9 мая вся наша страна отмечает уже 72 раз славный праздник - День Победы. Наша Армия и наш...