Папки-передвижки

Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме детско-родительских отношений

Инна Ковалева
Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме детско-родительских отношений

Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме детско-родительских отношений

Современная семья и её проблемы служат объектом исследования для многих наук. К ним относятся : педагогика, психология, экономика, демография, социология и др. Специалисты изучают семью в разных направлениях, но каждый из них подчёркивает важнейшую роль проблемы детско-родительских отношений.

Публикация «Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме детско-родительских отношений» размещена в разделах

При анализе психолого-педагогических исследований по проблеме детско-родительских отношений, мы столкнулись с тем, что у многих авторов используются разные понятия. К их числу относятся : стили общения, родительские установки и ожидания, типы родительского отношения, семейные ценности.

Под детско-родительскими отношениями мы будем понимать «один из видов человеческих отношений, который включает в себя систему разнообразных чувств родителей по отношению к ребёнку и ребёнка по отношению к родителям, особенности их поведения, восприятия и понимания оценок друг друга» [4, с. 68].

В отличие от других видов межличностных взаимоотношений детско-родительские отношения отличаются неоднозначностью, противоречивостью, амбвивалентностью, сильной эмоциональной значимостью.

Важным понятием в особенностях детско-родительских отношений является понятие двух подсистем отношений : «отношение родителя к ребёнку» и «отношение ребёнка к родителю». Первая подсистема отношений включает отношение к себе как к родителю, стиль семейного воспитания и отношение к ребёнку, вторая – отношение к себе, социальная адекватность поведения и отношения к родителям [5, с. 276].

Данный подход к понятию особенностей детско-родительских отношений позволяет обозначить проблемы в детско-родительских отношения не только как проблемы отношений. При тотальных нарушениях в обеих подсистемах и во всех компонентах детско-родительских отношений в коррекционной работе необходимо опираться на наиболее сохранные компоненты отношений. Вполне естественным является перенесение в свою семью методов воспитания и воздействия, которые были присущи родительской семье [5, с. 277].

Детско-родительским отношениям как важнейшему детерминанту психического развития и процесса социализации ребё нка свойственны следующие характеристики:

- мотивы воспитания и родительства;

- стиль общения и взаимодействия с ребёнком;

- характер эмоциональной связи;

- степень вовлечённости ребёнка и родителя в детско-родительские отношения;

- удовлетворение потребностей ребёнка;

- степень устойчивости и последовательности семейного воспитания;

- социальный контроль;

- способ разрешения конфликтных и проблемных ситуаций.

К интегративным показателям детско-родительских отношения относят :

- родительскую позицию;

- образ родителя как воспитателя и образ системы семейного воспитания у ребёнка;

- тип семейного воспитания.

В настоящее время современная семья утратила многие функции такие как: производственную, образовательную, охранительную и другие. Всё большее значение приобретают функции: эмоциональная удовлетворённость всех членов семьи, психологическая безопасность, подготовка детей к жизни в обществе.

Если сделать исторический экскурс в историю, можно увидеть, как трансформировалось на протяжении истории взаимодействие между родителями – от «инфантицидного» - детоубийства, насилия до помогающего. Помогающее взаимодействие между родителями и детьми заключается в том, что родители налаживают эмоциональный контакт, стремятся обеспечить индивидуальное развитие ребёнка, учитывая способности и склонности последнего.

Радикальные сдвиги, произошедшие в течение двух десятилетий в России (возникновение принципиально нового информационной пространства, интенсивное развитие рыночной экономики, расширение контактов с внешним миром российских граждан и т. д.) привели к изменениям системы ценностей. В том числе изменения коснулись и детско-родительских отношений, и самой концепции детства.

Например, в 1980-х годах было нормой взрослеть в обществе сверстников. Существовали определённые часы (условно до прихода с работы родителей) и определённые пространства (двор, улица, кружки). В это время дети были предоставлены сами себе и родители более менее были спокойны за них. Позднее преобразования привели к изменениям в жизни родителей и их детей. Во-первых, усилилась детско-родительская зависимость, проявляющаяся в том, что дети дошкольного и младшего школьного возраста практически перестали проводить время в компании сверстников или оставаться без присмотра. В 1990-е годы в связи с криминальной обстановкой детей перестали выпускать на улицы без сопровождения родителей. В 1990-2000-е годы по мере сокращения детской автономии возрастал страх родителей за будущее своих детей. Нередко этот страх приводил к возникновению различных фобий, связанных с безопасностью ребёнка. Всё выше перечисленное не могло не сказаться на особенностях стиля воспитания в семье и ошибках, которые присутствуют и сегодня.

Понятие стиль семейного воспитания, как показывает анализ теоретических источников, в литературе является наиболее распространённым. Это связано с тем, что он в большей степени определяет личностное становление и развитие ребёнка по сравнению с другими компонентами детско-родительских отношений.

Стиль воспитания – это определённый образ поведения родителей. Он проявляется в разных ситуациях, создавая устойчивый климат воспитания ребёнка.

Синонимом данному термину будет являться «тип воспитания», являющийся важной интегративной характеристикой воспитательной системы. В современной литературе, трактовка данного термина не представлена, а в самом широком смысле тип определяется как «классификационное понятие в научной систематике». Таким образом, можно сказать, что под типом семейного воспитания можно понимать разновидность процесса внутреннего взаимодействия в семье, обладающего различными признаками. Это понятие близко определению, которое дано И. А. Хоменко в исследовании понятийно-терминологического аппарата семейной педагогики. Тип, по ее мнению - доминанта семейного воспитания, определяемая по какому-либо конституированному признаку (например, по степени эмоциональной близости; гендерной включенности; психолого-педагогической компетентности родителей и т. д.) [6, с. 110].

Обычно трудности детей являются проекцией отношений в семье. Соотнесение семьи и себя у ребёнка и у взрослого «зеркальны». Это проявляется в том, что для ребёнка «я» - производное от семьи, для взрослого семья – производное от «я».

Следует обратить внимание и на то, что корни этих проблем формируются в детстве. В это время закладываются базисные подструктуры личности и установки. Впоследствии сформированные установки слабо поддаются коррекции в подростком возрасте, и тем более у взрослого человека.

Российские психологи (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, П. Я. Гальперин, Л. И. Божович, В. С. Мухина и другие) в качестве доминирующей стороны в развитии личности называют социальный опыт, который воплощен в продуктах материального и духовного производства, который усваивается ребёнком на протяжении всего детства. В процессе усвоения этого опыта происходит не только приобретение детьми отдельных знаний и умений, но осуществляется развитие их способностей, дальнейшее формирование личности. Для развития личности ребёнка важна гармонизация семейных отношений [1, c.45].

Проблема детско-родительских отношений определяется всем многообразием взаимоотношений родителей и детей, теми нарушениями, которые существуют в детско-родительских отношениях, и которые могут оказать существенное влияние на развитие ребёнка и его благополучие в семье [6, с. 10].

Проблема взаимодействия взрослого с ребенком занимает в психологии одно из центральных мест, это обусловлено осознанием исключительной роли взрослого в развитии ребенка. Как отечественные, так и зарубежные авторы говорят о значимой роли родителей в жизни ребенка, о специальной подготовке близких к выполнению практических функций, подразумевая, что родитель – лучший педагог для собственного ребенка. В настоящее время широкое распространение получили различные модели помощи родителям по организации эффективного взаимодействия с ребёнком (Т. Гордон, Х. Джайнотт, И. М. Марковская) [2, c.56].

Создатели моделей берут за основу суждение о том, что многие родители в достаточной мере знают недостатки своей воспитательной системы, но в силу недостаточной даже элементарной психологической грамотности, не могут решить возникающие проблемы. Но при этом не задаются вопросы: «Действительно ли родитель лучший педагог?», «Действительно ли он знает своего ребёнка?» и «Что именно родитель должен передать своему ребёнку?». Естественно в какой-то мере родитель знает своего ребёнка. Однако не всегда это знание является полным, систематичным, объективным, и взрослый не всегда руководствуется в ситуации взаимодействия с ребёнком этим знанием.

Часто у родителей, занятых на работе, погружённых в бытовые проблемы, не остаётся ни сил, ни времени на совместное времяпровождение с ре5бёнком. Дефицит общения приводит к тому, что родитель не имеет чётких знаний и представлений о психофизиологических особенностях своего ребёнка, не знает его интересы, способности, увлечения, неудачи и достижения в процессе развития.

По мнению известного исследователя Д. И. Фельдштейна проблема отношений детей и взрослых приобрела особую значимость и остроту в настоящее время. Современные родители, стремясь максимально полноценно воспитывать своих детей, передают эту важную функцию в руки педагогов, психологов и других людей. Родители снимают с себя многие обязанности, в том числе и родительскую ответственность за образовательно-воспитательный процесс. В результате этого часто «атрофируется» ответственное отношение к детям родителей. Кроме того, резко обострились и противоречия между увеличивающейся с возрастом потребностью ребёнка во внимании и усложнением социальной ситуации и непрерывным ослаблением внимания со стороны взрослых. Взрослые, проявляя повышенную заботу об питании, одежде, развлечении своих детей, не реализуют возможности общения с детьми. В следствие этого у детей возникает чувство одиночества, доходящее до отчаяния, нивелируется уважение к важнейшим человеческим ценностям, растёт цинизм.

Следовательно, нормальное психическое развитие ребёнка возможно лишь в условиях взаимодействия со взрослым и определяется во многом характером его отношений с социальным окружением.

По мнению А. Н. Леонтьева, от этих отношений зависят не только успехи и неудачи ребенка, в них самих заключены радости и огорчения, они имеют силу мотива. Потребности, интересы, склонности личности являются, прежде всего, результатом того, как человеку удается взаимодействовать с совершенно конкретной окружающей средой и насколько эта среда позволяет человеку проявлять его индивидуальность, как в предметной деятельности, так и при взаимодействии с другими людьми. Сущность взаимодействия взрослого и ребенка реализуется в понятии зоны ближайшего развития. С одной стороны, создание взрослым зоны ближайшего развития является условием психического развития ребенка, с другой стороны, переход от уровня ближайшего развития на уровень реального развития и возникновение нового уровня ближайшего развития составляет содержание развития ребенка [3, c.45].

И. Е. Валитовой и З. Р. Железняковой предложена концептуальная модель взаимодействия ребёнка и взрослого. Данная модель основана на сущностных характеристиках данной категории. Взрослый при взаимодействии с ребёнком выступает как носитель культуры и как посредник её усвоения. Поэтому по своему определению взаимодействие ребёнка и взрослого не является взаимосвязью равных участников [6, с. 120].

Роль взрослого заключается в том, что он должен принимать участие в совместной деятельности с ребёнком, для того чтобы регуляция и организация, которую он вначале осуществляет превратилась в саморегуляцию и самоорганизацию ребёнка. Для того чтобы это взаимодействие носило развивающий характер, взрослый до начала его осуществления должен определить цели и задачи взаимодействия. При этом он должен исходить из двух оснований: уровня ближайшего развития ребёнка и уровня наличного развития ребёнка. Цели и задачи в данном случае могут быть выстроены в зависимости от значимости их реализации для процесса психического развития ребенка. Это значит, что взрослый должен ориентироваться в фактах, механизмах и закономерностях психического развития ребёнка. Кроме того, взрослый должен и учитывать основные показатели развития в определённом возрасте.

В процессе взаимодействия значимая роль отводится рефлексивной стороне. Она предполагает формирование образа себя и образа другого как участников и образа ситуации взаимодействия. Участник взаимодействия при этом связывает свои воздействия с изменениями, которые происходят в другом, в самом себе и в результатах взаимодействия, что приводит к развитию каждого из участников [6, с. 121].

Таким образом, можно предположить, на процесс взаимодействия значительное влияние будет оказывать представление взрослого о ребёнке, о его роли в жизни ребёнка. То есть значимым является то, на что ориентируется взрослый в процессе взаимодействия с ребёнком. Поскольку, вступая во взаимодействие с ребенком, значимые взрослые руководствуются разными мотивами, то это задает разный образ ребенка, который впоследствии определяет всю структуру совместной деятельности.

Список использованной литературы

1. Выготский Л. С. Проблемы возраста. - М., 2004. – 396 с.

2. Гордон А. Популярная педагогика. - М., 2004. – 406 с.

3. Леонтьев А. Н. К теории развития психики ребенка // Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. - М., 2005. – 396 с.

4. Смирнова Е. О. Влияние формы общения со взрослым на эффективность обучения дошкольников // Вопросы психологии. - 1980. - № 5. – С. 67-88.

5. Смирнова Е. О. Детская психология. - М. : Владос, 2005. – 348 с.

6. Хрестоматия по возрастной и и педагогической психологии, под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. - М., 2007. – 190 с.

Публикации по теме:

«Гуманизация детско-родительских отношений через систему семейного досуга» Семья - это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной.

Коррекция детско-родительских отношенийКоррекция детско-родительских отношений Воспитание детей часто осуществляется нерегулярно, стихийно. Причина педагогических неудач родителей: неподготовленности к воспитанию,.

Мониторинг по результатам исследования детско-родительских отношений В феврале 2016г. было проведено исследование эмоциональной стороны отношений родителей с детьми. В опросе приняли участие 41 человек. В.

Особенности детско — родительских отношений в семьях имеющих детей с задержкой психического развития Понятие «задержка психического развития» – употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной.

Проект детско-родительских отношений «Дидактические игры своими руками»Проект детско-родительских отношений «Дидактические игры своими руками» Сегодня я хочу поделиться своим опытом работы с родителями и представляю вашему вниманию отчет о реализации проекта детско-родительских.

Проект детско-родительских отношений «Моя любимая игрушка» в младшей группе №3Проект детско-родительских отношений «Моя любимая игрушка» в младшей группе №3 Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №18 «Веснянка» Проект детско - родительских отношений «Моя.

Психологические особенности детско-родительских отношений старших дошкольников Психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным благополучием. Однако среди типичных детских эмоций нередко существенное место.

Тренинг по оптимизации детско-родительских отношений «Особенности стиля семейного воспитания» Современные семьи часто нуждаются в поддержке специалистов, которые помогут утвердиться им в родительской компетентности, выработать правильную.

Укрепление детско — родительских отношений через совместную деятельность.Укрепление детско — родительских отношений через совместную деятельность. Укрепление детско - родительских отношений через совместную деятельность. Мысленно еще ни раз хочется возвратиться к очень теплому, красочному,.

Влияние детско-родительских отношений на развитие личности ребенка Влияние детско – родительских отношений на развитие личности ребенка. Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме детско-родительских отношений
Опубликовано: 24 августа 2017 в 12:09
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 марта. Всемирный день воды. Передвижка о воде и видах водоемов

22 марта мы отмечаем экологический праздник «Всемирный день воды», он должен напомнить нам о важности водных ресурсов и необходимости сохранять водные запасы планеты.

21 марта. Всемирный день поэзии. Передвижка «Зачем и как учить стихи»

21 марта во всем мире празднуется День поэзии. Этот праздник отмечают поэты и все любители поэтического творчества. Недаром датой его празднования был выбран день весеннего равноденствия, как самая...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД