Анализ современных программ и практических пособий для работы с детьми дошкольного возраста, имеющими системные нарушения речи

Оксана Сурьянинова
Анализ современных программ и практических пособий для работы с детьми дошкольного возраста, имеющими системные нарушения речи

Программа обучения и развития детей «Предшкольная пора» разработана под руководством Н. Ф. Виноградовой авторским коллективом проекта "Начальная школа XXI века" и специалистами по дошкольному образованию и воспитанию. Этим обеспечивается преемственность методических и педагогических подходов. В результате программа очень гармонична: с одной стороны, специалисты по начальному образованию указали какого ученика они хотят видеть в первом классе, какими качествами он должен обладать, чему должен научиться для успешного старта в первом классе, а с другой стороны - специалисты по дошкольному образованию исключили "перетаскивание" содержания, форм и методов работы начальной школы на детей дошкольного возраста.

Изучив более подробно методические пособия: конспекты занятий «Подготовка к обучению грамоте» и рабочие тетради «Тайны слов и звуков» автора Л. Е. Жуковой, мы нашли много интересных приёмов по развитию фонематического слуха, что необходимо для дальнейшего успешного усвоения грамматики. Зачастую родители, а в некоторых случаях и воспитатели считают первоочередной задачей научить ребёнка узнавать и называть буквы, затем переходят к звуковому анализу слогов и слов в сочетании с написанием этих слов. Не всем детям в силу нейрофизиологических особенностей удаётся усвоить и дифференцировать одновременно понятия «звук» и «буква». В пособиях Л. Е. Жуковой мы видим яркие лаконичные картинки, крупные клетки, что должно заинтересовать ребёнка и не пугать его объёмом предстоящего занятия. Примечательно, что в приложении есть всё необходимое для полноценной работы с пособием. Пособие можно использовать неоднократно, варьируя различные виды заданий на одних и тех же страницах, так как нет необходимости вписывать буквы, можно ограничиться накладыванием букв разрезной азбуки. Достаточно развёрнутые конспекты позволят воспитателям и родителям

значительно сократить время на подготовку к занятиям – они доступны к пониманию даже неспециалистам.

Нас заинтересовал приём подачи дошкольникам йотированной функции букв «я», «ё» и т. п. По нашему мнению, такая подача материала возможна лишь при условии сохранности фонематического слуха и отсутствии любых других речевых нарушений. Также смущает сравнение твёрдого звука с «сердитым братом», а мягкого – с «добрым братишкой». У детей может возникнуть неверная ассоциация, что подтвердилось на опыте. Мы попробовали провести подобную аналогию в своей работе с детьми 5-6 лет в группе для детей с нарушениями речи. В ходе упражнения по определению твёрдости и мягкости первого звука в словах, на слове «зайчик» произошло следующее: лишь один из девяти присутствующих детей определил звук [з] как «сердитого братишку», остальные утверждали, что этот звук «добрый». Мы в своей работе используем иные аналогии: «большой и маленький братишки» или произнесение «твердое как лёд» (синяя фишка, «мягкое как травка» (зелёная фишка).

Рабочая тетрадь очень интересна, многофункциональна. На одной странице можно обыграть несколько ситуаций, приёмов. Мы начали использовать это пособие в индивидуальной работе с некоторыми детьми.

Ознакомившись с программой «Диалог», пообщавшись с автором, поработав с пособиями, можно прийти к выводу, что эта программа – спасение от скучных занятий учебной деятельностью для детей, которые склонны отвлекаться, мечтать, которые во время занятия думают только о том, когда их отпустят поиграть. Таких детей зачастую относят в начальной школе к категории «слабых», с плохой памятью. Педагоги редко сознаются в том, что не сумели заинтересовать, увлечь именно такого ребёнка. На самом деле, дети, которые много фантазируют, обладают хорошей памятью, богатым внутренним миром, а современный ритм жизни даже младших школьников просто калечит души маленьких детей, которых «не увидели» и не дали им возможность раскрыть свои таланты только оттого, что они не в состоянии быстро механически отражать полученную информацию в контрольных работах. Двуполушарный подход в обучении даёт возможность проявиться всем детям с разными интересами, учит рассуждать, не бояться неточностей в ответах, как того требуют большинство учебных пособий. Удивительное сочетание обучения математике и развития речи позволяет ребёнку самому выбрать способ решения математических задач. Самое ценное в пособиях Ольги Соболевой и Василия Агафонова – это возможность определить дальнейший интерес ребёнка: что для него ближе, что получается лучше – считать или сочинять истории, ищет ли ребёнок краткий путь решения поставленной задачи или подойти к этому более творчески.

Пособия просто насыщены жизнью, неординарный подход к подаче материала, непривычные для педагога инструкции являют собой понятные ребёнку «просьбы» и приглашения к игре. Абсолютно новый, современный подход к работе с дошкольниками позволяет использовать методические пособия О. Л. Соболевой и В. В. Агафонова в работе с детьми с отклонениями в развитии.

Несколько смущают размеры пособий, с ними можно работать в условиях детского сада только индивидуально или малыми подгруппами, будет не очень удобно хранить и раздавать такие габаритные пособия. Также не совсем доступная цена комплекта для некоторых семей может стать препятствием для использования в работе со всей группой.

Предлагаемые пособия программно-методического комплекса «Успех» имеют необычный и очень увлекательный для детей формат в виде календарей с набором магнитных фишек. Работа с пособиями является одной

из форм сотрудничества взрослых и детей в совместной деятельности в виде реализации различных игровых ситуаций. Она стимулирует развитие детского воображения и творческих способностей, развивает умение сравнивать, классифицировать предметы и явления, способствует развитию пространственных и временных ориентировок, а также поможет детям приобрести первичные представления о российских и международных праздниках. Доступные методические рекомендации позволяют использовать пособие в домашних условиях. Данные пособия можно использовать и в коррекционной работе, и в общеразвивающих видах деятельности. Можно отступать от рекомендаций и придумывать вместе с детьми и родителями всё новые игры, направленные на развитие всех видов познавательной деятельности. Пособия удобно хранить, переносить и использовать неоднократно. Мы планируем включить в работу в группе по коррекции речи предлагаемые программой методические пособия после более подробного ознакомления с ними в ближайшее время.

Публикации по теме:

«Ступени мастерства 2013 г.»«Ступени мастерства 2013 г.» Победитель районного конкурса "Ступени мастерства 2013г" г. Самара Потепалова Ольга Викторовна МБОУ начальная школа-сад"Росток" Лауреаты.

Предшкольное образование Уважаемые коллеги! Выкладываю нормативную документацию по предшкольному образованию. Материал обобщила Макатрова Л. О. методист Центра педагогики.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Безопасность детей
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Анализ современных программ и практических пособий для работы с детьми дошкольного возраста, имеющими системные нарушения речи
Опубликовано: 25 сентября 2013 в 16:14
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет по художественному творчеству (лепке) «Лисичка-сестричка» с детьми старшей...
Цель: развивать умение детей лепить лису по сказкам. Задачи: продолжать учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Учить...
Интегрированное занятие по физической культуре «Игры Есенинского края»
Интегрированное занятие « Игры Есенинского края» ( подготовительная к школе группа) Программные задачи: Образовательная область «Физическое...
Дидактические игры на автоматизацию звуков в слогах
Дидактическая игра «Полянка», "Облака". Цель: автоматизация звука в слогах, сочетание произнесения слогов с движениями. Оборудование:пальчиковые игрушки...
Фотоотчёт мероприятия с родителями в нетрадиционной форме к Дню матери. Огонёк «Милой...
СТАРШАЯ ГРУППА С годами став взрослее в чувствах строже , вдруг начинаешь понимать Нет человека ближе и дороже , чем женщина которой имя МАТЬ . Она с...
Конспект НОД по рисованию тычком жесткой полусухой кистью в младшей группе...
Возраст детей: 2 и 3 года. Цель: обобщить и систематизировать представление детей о зиме как о времени года. Задачи: -совершенствовать навыки рисования...