МААМ-картинки

Арт-терапевтические возможности применения метода мандалы в работе педагога-психолога

Карцева Алена Геннадьевна
Арт-терапевтические возможности применения метода мандалы в работе педагога-психолога

Реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования способствует тому, чтобы ребенок проявлял положительное отношение к миру, обладал чувством собственного достоинства, развитым воображением, активно взаимодействовал со сверстниками и взрослыми. [1]

Для успешной социализации воспитанников в нашем детском саду активно используются различные арт-терапевтические методы. Одним из которых является мандалотерапия.

Публикация «Арт-терапевтические возможности применения метода мандалы в работе педагога-психолога» размещена в разделах

Мандалотерапия– одно из направлений арт-терапии (исцеление искусством). На наш взгляд, это естественный и радостный способ улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств, который способствует развитию творчества, художественному и духовному самовыражению детей.

Мандала в переводе означает "круг" или "колесо". Мандала всегда симметрична, внутри нее преобладают геометрические фигуры. Мандала - это символ целостности и гармонии.

В психологии мандалу впервые начал использовать швейцарский психиатр Карл Густав Юнг.

Для педагога - психолога мандала имеет ценность как арт-терапевтический метод в коррекционной, диагностической и развивающей работе с детьми.

Данный вид деятельности в нашем дошкольном учреждении используется с детьми в таких направлениях, как:

- раскрашивание мандал-раскрасок;

- мандала на песке;

- создание собственных мандал из декоративных мелких камней, природного материала.

Дети в ходе индивидуальных и подгрупповых занятий раскрашивают мандалы, начиная от простых узоров, заканчивая более сложными.

Цель данной работы :

• коррекция эмоциональной сферы дошкольника, нормализация поведения (раскрашивание готовых мандал-раскрасок);

• изучение взаимоотношений детей в подгруппе (создание индивидуальных мандал с последующим созданием коллективной композиции);

• формирование самоуверенности на основе спокойствия и стимуляции творческого потенциала;

• диагностика и коррекция конкретной проблемы;

• развитие творческих способностей;

• развитие мелкой моторики руки.

Также есть и другие возможности применения мандал в актуальных направлениях психокоррекционной работы педагога - психолога с детьми:

- активизация ресурсных состояний личности;

- психокоррекция накопившегося раздражения и агрессии;

- психокоррекция эмоциональной гиперчувствительности или напротив, алекситимии (сложность в отреагировании чувств, эмоций);

- психокоррекция страхов и тревог;

- сопровождение адаптации;

- психосоматические проблемы;

- сплочение группы на основе духовного сближения, коллективного творчества;

- повышение концентрации и внутреннего равновесия (например, у гиперактивных детей);

- коррекция расстройств мелкой моторики и нервного напряжения;

- воспитание терпеливости и аккуратности.

С какого возраста можно заниматься созданием мандал?

1–2 года - Рисование в пустом круге (в этом возрасте важны цвет и форма). Рисование вместе с мамой безопасными пальчиковыми красками ( четыре основных цвета: красный, желтый, синий, зеленый).

3–5 лет - Раскрашивание готовых мандал на выбор ребенка и рисование собственных. Гуашь, цветная пастель масляная, работа с цветным песком ( восемь цветов: красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, серый, коричневый, черный). Также можно использовать различные природные материалы, крупы, макаронные изделия, пряжу, нити и прочее (клей ПВА для закрепления материалов).

6–7лет - Раскрашивание готовых мандал на выбор ребенка и рисование собственных. Можно уже использовать в работе более сложные акварельные краски.

Правила работы практического психолога с детьми при использовании мандал :

1. Ребенку предлагается несколько мандал на выбор (то, что ему ближе по настроению).

2. Ребенок самостоятельно выбирает материалы для работы и цветовую гамму.

3. На одном занятии ребенку предлагается только одна мандала.

4. Практикуется использование музыкального сопровождения.

5. Педагог не вмешивается в работу ребенка, без его согласия.

6. Психолог следит за состоянием напряжения/расслабленности в процессе работы.

7. Не высказываются оценочные комментарии по поводу работы.

8. После работы ребенку предлагается дать название мандале, которую он изобразил, проводиться беседа по поводу работы, анализ его деятельности (допускаются корректные наводящие вопросы).[2]

Создание собственных мандал из разнообразного материала (цветной песок, соль, камушки, кристаллы) развивает творческие способности, детскую фантазию, мелкую моторику руки. При работе с цветным песком используется набор из нескольких цветов, или же песочница. Можно использовать 1 кг цветного песка и разровнять его по поверхности песочницы. При желании дети украшают изображение стразами, бусинками. По окончании работы можно предложить детям дать название своим «волшебным кругам», рассказать о проделанной работе. Таким образом, работа с мандалами оказывает не только коррекционное воздействие на личность ребенка, а еще способствует развитию речи детей дошкольного возраста. [3]

Данный вид деятельности положительно влияет на гиперактивных детей, снижает уровень тревожности, повышает концентрацию внимания, способствует развитию творческих способностей.

Модификации мандалотерапии могут использоваться в работе психологов, дефектологов, логопедов.

Литература:

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва [Электронный ресурс] : "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования". Приказ об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Режим доступа: https://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения 31.03.2015).

2. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала»./ Под ред. А. И. Копытина-СПб. : Речь, 2002.

3. Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. — М. :Теревинф,1997.-341.

Публикации по теме:

Использование метода проектов в работе воспитателя ДОУ Цель, значение, актуальность проектного метода Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная.

«Возможности использования ИКТ в работе воспитателя младшей группы». Возможности использования ИКТ в работе воспитателя младшей группы. Слайд №1. Тема. Слайд №2. Сегодня применение информационно-коммуникационных.

Использование игровых технологий в работе педагога-психолога Дошкольный возраст – важнейший период становления личности. Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только.

Проект «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога с детьми» Актуальность: XXI век называют веком информации. Современные информационно коммуникационные технологии все больше внедряются в различные.

Сказкотерапия в коррекционной работе учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми с ОВЗ Использование сказкотерапии в коррекционной работе Все дети любят сказки. Ведь с помощью неё ребёнок знакомится с миром, который ему не.

Выступление на педсовете «Использование метода интерактивной игры в работе с дошкольниками» Цель: повышение профессионального уровня педагогов, обмен опытом, развитие профессионального творчества. Оборудование: нарисованная (вылепленная.

Возможности метода проекта в нравственном воспитании дошкольников. Возможности метода проекта в нравственном воспитании дошкольников Перед дошкольными образовательными учреждениями в числе наиболее важных.

Возможности современных технологий в работе по коррекции социально-эмоциональной сферы воспитанников Конспект методического объединения педагогов ДОУ по теме: «Возможности современных технологий в работе по коррекции социально – эмоциональной.

Эссе педагога-психолога «Возможности деятельности молодого педагога-психолога в современных условиях образования» .

Эссе «Возможности деятельности молодого педагога-психолога в современных условиях образования: проблемы, пути их решения» Делай только то, что духовно поднимает тебя, и будь уверен, что этим самым ты более всего можешь быть полезен обществу. Л. Н. Толстой Я, Кривец.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Арт-терапевтические возможности применения метода мандалы в работе педагога-психолога
Опубликовано: 12 декабря 2015 в 17:45
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД