Арт-терапия: инновационный метод психологии

Альбина Исламова
Арт-терапия: инновационный метод психологии

Основные изменения, происходящие в любой сфере деятельности и в любой сфере науки, связанны с процессами производства новых идей, их внедрением и распространением.

Понятие «инновация» получило своё начало в XIX веке. Инновация (от латинского «innovation» - нововведение, изменение, обновление) - это деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению нового, с целенаправленным изменением, вносящим в среду внедрения новые элементы, вызывающие изменение системы из одного состояния в другое (Л. И. Орлова).

Любая наука стремиться к внедрению в общество инновационных технологий. Инновация – это «не просто создание и распространение новшеств, это изменения, которые носят существенный характер, сопровождающийся изменениями в образе деятельности и стиле мышления» (А. И. Пригожин).

Инновации – целенаправленные изменения, вносящие в среду внедрения новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое (Й. А. Шумпетер). Каждое нововведение имеет технологический и личностный элемент. Технологический заключается в специфике использования новой идеи; личностный – в умении инициатора идеи влиять на результаты внедрения. Результат освоения говорит о прогрессивности нововведения.

Термин «арт-терапия» (буквально: «терапия искусством») ввёл в употребление Адриан Хилл (1938 г., британский художник. В 1945 г. А. Хилл опубликовал свои идеи в книге «Искусство против болезней». Арт-терапия - это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве и творческой деятельности.

Первоначально арт-терапия как метод психологии был применён в США для коррекции эмоциально-личностного состояния детей. Её основой выступает художественная практика, поскольку в ходе арт-терапевтических занятий клиенты вовлекаются в изобразительную деятельность. В качестве материалов на занятиях по арт-терапии используются: бумага, ёмкости с водой, кисти, краски, фломастеры, карандаши, камни, клейкая бумага, глина, клей, мел, крупы.

Иногда в русскоязычных публикациях арт-терапию необоснованно смешивают с «психотерапией выразительными искусствами» или «психотерапией искусством», связывая её с применением разных форм творческого самовыражения с целью достижения лечебно-коррекционных и развивающих эффектов (Э. Р. Ахметова, А. В. Гришина, Е. А. Медведева).

В групповой работе арт-терапия даёт возможность разрешения различных конфликтов. Приемы арт-терапии используются при исследовании внутрисемейных проблем, когда родственникам предлагается вместе поработать над художественными проектами или изобразить свои представления о состоянии дел в их семействе. Многие руководители организаций пользуются приёмами арт-терапии.

Арт-терапия является эффективным методом улучшения психического состояния. Даёт социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам, разрешению неосознаваемых внутренних конфликтов, поскольку переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции. Невербальное общение легче усколь-зает от цензуры сознания. Благодаря художественным работам клиентов, психолог может легко получить информацию о них. Также совместная деятельность психолога и клиента способствует созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.

Арт-терапия - метод, возникший в XX в., до сих пор применяется в психологии как инновационный. Это объясняется тем, что он является наиболее эффективным способом удовлетворения потребности личности в самовыражении, самопознании, саморазвитии. Кроме того арт-терапия не имеет своего аналога и является одним из безболезненных приёмов приемлемых в работе с детьми.

Мы убеждены, что арт-терапию можно правомерно представить как здоровьесберегающую инновационную технологию, которая может проявляться через систему методов спонтанного творчества наравне с другими технологиями психологической и социальной работы.

С каждым годом происходит внедрение в арт-терапию новых элементов, при этом она не теряет своей необходимости. Применение данного метода имеет сразу несколько преимуществ: во-первых, даёт возможность раскрыть творческий потенциал личности и формировать здоровые потребности; во-вторых, является мощным средством сближения людей и средством свободного самовыражения; и в-третьих, позволяет мобилизовать творческий потенциал внутренних механизмов саморегуляции и исцеления.

Список использованной литературы:

1. Копытин А. И. / Свистовская Е. Е. Арт-терапевтические методы, используемые в работе с детьми и подростками: обзор современных публикаций. [Электронный ресурс] / http://psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=2844 – Дата обращения 26.11.2015.

2. Орлова Л. И., Современный словарь иностранных слов русского языка / Под ред. Харвест, 2010. – 448 стр.

3. Столяренко Л. Л. Инновационное технологии в психологии. [Электронный ресурс] / Gigabaza.ru. http://gigabaza.ru/doc/42479.html - Дата обращения 26.11.2015.

4. Яголковский С. Р. [Электронный ресурс] / Психология инноваций: подходы, модели, процессы. Научная монография. http://www.hse.ru/data/2010/05/13/1217328104/ pdf. – Дата обращения 28.11.2015.

5. Библиотека учебных материалов. Педагогика. [Электронный ресурс] / http://эссе. рф/Педагогика/Общие основы педагогики / p8d29tln165734/ - Дата обращения 29.11.2015.

Публикации по теме:

«Дорожка здоровья». Проектный метод, как метод развивающего обучения дошкольников.«Дорожка здоровья». Проектный метод, как метод развивающего обучения дошкольников. Любой проект в ДОУ делится на определенные этапы: Первый этап На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего.

Конспект занятия по психологии в старшей группе «Волшебный мир эмоций» Конспект занятия по психологии в старшей группе «Волшебный мир эмоций». Подготовила: Педагог – психолог МБДОУ №201 Ергалиева Майя Сергеевна.

Консультация для воспитателей «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников» Консультация для воспитателей «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников» Цели и задачи проектного метода в дошкольном.

Неделя психологии для участников воспитательно-образовательного процесса Неделя психологии-это совокупность психологических акций,подчиненных одной теме, одной идее,которая для всех участников образовательного.

Неделя психологии «Планета Детства» Неделя психологии «Планета Детства» Девиз недели: «Пусть наша жизнь будет интересной и яркой!» Эпиграф недели: Делать нужно только то,.

Неделя психологии в детском саду Неделя психологии – это технология, автором которой является психолог Марина Ростиславна Битянова (к. п. н.). Традиционно Неделя психологии.

Отчет о проведении «Недели психологии»Отчет о проведении «Недели психологии» Неделя психологии На основании приказа УО КГО № 170/1 от 22.10.2015 года, в целях привлечения внимания к достижениям и проблемам психологической.

Песочная терапия как инновационный метод работы с детьмиПесочная терапия как инновационный метод работы с детьми В последнее время, по результатам исследований, увеличилось количество детей с синдромом дефицита внимания и гиперрактивности, в коррекции.

Эссе (взгляд со стороны психологии) по фильму «Уроки французского» Эссе по фильму «Уроки французского» Лидия Михайловна — добрый и бескорыстный педагог. Она значительно отличается от всех других типичных.

Занятие по психологии для дошкольников с ЗПР, модифицированное модифицированное занятие для дошкольниками с зпр. Цель: развивать воображение и творческие способности, развивать приемы ассоциативного.

Библиотека изображений:
  • Цветы
Автор публикации:
Арт-терапия: инновационный метод психологии
Опубликовано: 11 апреля 2016 в 17:00
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Лэпбук «Кошка» как одно из средств всестороннего развития ребенка дошкольного возраста
Как хочется быть всегда в работе, в движении, в самообразовании. И декрет тому – мне не помеха. Как только мой маленький комочек засыпает, практический...
Снова о переписке дошкольников на МAAM, или Доброго вам пути, дорогие выпускники!
Своей публикацией хотела вновь напомнить о замечательном проекте, дающем возможность дошкольникам переписываться, общаться, расширять кругозор. На днях...
Рекомендации для родителей «Польза мячей»
МАЛЕНЬКИЕ И БОЛЬШИЕ МЯЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ – КАКИЕ МЯЧИ НЕОБХОДИМО ПОКУПАТЬ РЕБЕНКУ? Для маленького ребенка мяч – это, в первую очередь, заряд позитива и радость...
Играем с пальчиками
1. Массаж ладоней и пальцев. Сорока – белобока Кашу варила, Детишек кормила. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала: Ты воды...
Проект по правовому воспитанию «Дети цветы — жизни»
Воспитатели средней группы «Непоседы» Мухаева Т. М, Алексеева А. С. Вид проекта: творчески - информационный. Продолжительность проекта: долгосрочный...