Арт-терапия. Ты и твой цвет. 1 часть

Ирина Моторина
Арт-терапия. Ты и твой цвет. 1 часть

Мы часто замечаем, что некоторые дети постоянно рисуют только одним цветом, не меняя его. Психологи утверждают, что они это делают не осознано, в силу некоторых причин. Цветом дети передают своё эмоциональное состояние.

Предлагаем 8 наиболее популярных цветов.

БЕЛЫЙ ЦВЕТ.

Как правило, белые рисунки появляются у детей из сложных семей, хотя сам ребёнок не выглядит благополучным. Он самостоятелен, всегда у него наблюдается завышенный психологический возраст. Поведение его в детском саду не вызывает нареканий. У такого ребёнка хорошая успеваемость, однако, в коллективе он выделяется: ребёнок скрыт, необщителен,без особого желания играет в подвижные игры или их игнорирует. В редких случаях наблюдается гиперактивность. Такой ребёнок стремится к лидерству, но лидером не является. У него нет близких друзей, братьев и сестёр, но если они имеются, то отношения прохладные. Белый ребёнок всегда стремится к общению со взрослыми (воспитатели, друзья, родители, он чувствует себя с ними гораздо спокойней и естественней.

Что делать с таким ребёнком?

Ни в коем случае не давить на него, не пытаться «переключить» на общение с детским коллективом, если ребёнок тянется к взрослому. Педагог должен позволить с собой общаться. Если белые рисунки появились сравнительно недавно – дать специальное задание, например: нарисовать натюрморт, составленный из белых предметов с белой драпировкой (это очень непростое задание, для детей нет ничего невозможного, он справится с работой) или попросить нарисовать зимний пейзаж, или сказочную тему, что бы основной цвет был белый. Как правило, после таких заданий, у ребёнка наступает перенасыщение белым цветом, и он стремится сделать свою работу яркой, разноцветной. А с первой цветной работой мир начинает расцветать для ребёнка.

Арт-терапия. Ты и твой цвет. 1 часть

КРАСНЫЙ ЦВЕТ.

Этот цвет имеет двойственное значение.

1. Красные работы означают эмоциональность и открытость автора. Дети активны, подвижны и непоседливы, отличаются отсутствием чувства дистанции. Воспитатель нередко «красных детей» наказывает, успеваемость у них на среднем уровне. Дети не обладают хорошим интеллектом. Но очень эмоциональны, глубоко чувствительны. Они не видят разницы между ребёнком и взрослым, могут первыми начать разговор с взрослым. Не жадны, с лёгкостью могут отдать свою игрушку. Недостатка в общении не испытывают, постоянно находятся в центре событий. Являются зачинщиками шумных игр, но не стремятся к лидерству. Дети относятся к ним с симпатией. Красный цвет предпочитают дети из семей, где 2 или более ребёнка.

2. Если ребёнок использует тёмно – красный цвет, смешивая его с коричневым или чёрным – это признак, повествующий об агрессии, внутреннем дискомфорте, конфликтности, иногда чувстве обделённости. Тёмно – красные работы наблюдаются у детей, не получающих внимания в семье, или когда основное внимание родителей отдано малышам. Они не общительны, контакт со сверстниками у них не ладится, они живут своими переживаниями.

Что делать с таким ребёнком?

Отнестись к нему с пониманием. Здесь нужно большое терпение; ребёнка необходимо успокоить.

Если с первым ребёнком достаточно дать задание поработать в зелёной и синей гамме, или поработать ограниченными цветами. То со вторым ребёнком будет сложнее. Нужно предложить 2 -3 темы требующие использование светлых цветов – белого и жёлтого. Для таких детей полезен живой натюрморт – настоящие растения и фрукты, овощи и цветы. Помогает психокорекционное задание – рисунок семьи.

ЖЁЛТЫЙ ЦВЕТ.

Этот цвет говорит о склонности к лидерству. Эти дети обладают завышенным «психологическим» возрастом, завышенной самооценкой, знают себе цену и ведут себя с достоинством. Эти дети уравновешены, поведение безупречно, отлично учатся, обладают хорошим интеллектом, легко адаптируются, но сразу стараются подчинить себе других и им это удаётся. Иногда «жёлтые дети» стараются подчинить себе взрослых. Нередко такое общение имеет одну цель – самоутверждение. В разговоре он старается блеснуть умом и знаниями.

Что делать с такими детьми?

В общении с ними взрослый должен вести себя сдержанно и с достоинством. Для терапевтических занятий с ребёнком используют синюю или зелёную гамму, а так же задания, рассчитанные на фантазию, сказочность, воображение. «Жёлтым детям» не хватает душевного теплоты. И, с помощью заданий в них можно открыть это качество.

ЗЕЛЁНЫЙ ЦВЕТ.

Он не однозначен.

1. Дети любящие светло – зелёный цвет или тёплый – зелёный добры и отзывчивы, но очень незащищены и ранимы. Он открытыми широко глазами смотрит на мир, но в компании – одинок, ему не интересно с ними. Возможно и другое. Ребёнок может благополучно влиться в коллектив, заступиться за слабого, опекать, помирить драчунов. Но сам, «светло – зелёный» ребёнок не в меньшей степени нуждается в поддержке. Зелёным цветом в работах он старается себя успокоить. В жизни «светло – зелёного ребёнка», как правило, можно отыскать травмирующую ситуацию – перенесённое заболевание, Болезнь родителей, несчастный случай, которому ребёнок был свидетелем (которую ребёнок часто штампует в своих работах).

2. «Тёмно – зелёные дети» практически не используют светлые цвета. У хозяев таких работ очень непростой характер: они упрямые, капризные, обидчивые, настаивают на своём, даже видя, что он не прав. Крайне редко просит прощение, не произносит слово «спасибо», «пожалуйста». «Тёмно – зелёные дети» обладают заниженным психологическим возрастом, нередко избалованны, но очень преданы родителям. Поведение и успеваемость такого ребёнка не блестящая. В коллективе ему трудно со сверстниками. Контакты с ними мимолётны, непродолжительны, дети быстро отвергают «тёмно – зелёного ребёнка», в результате он испытывает чувство одиночества, которое он очень трудно переносит, за душой ничего нет, кроме родителей.

Как помочь таким детям?

1.«Светло – зелёные дети» нуждаются в поддержке, в вере в свои силы. Такому ребёнку, нужно давать пейзажи и иллюстрации. Лекция на мифологическую и историческую тему не оставит его равнодушным. Предлагается ребёнку делать работы в жёлтой и красной гаммах.

2. Для «тёмного – зелёного» ребёнка нужна родительская опека, а «светло – зелёного ребёнка» увлекают рассказы. «Тёмно – зелёному ребёнку» предложить нарисовать себя самого в разных ситуациях (с родителями, в огороде, одного, в сказочной стране). Терапевтические цвета для него – синий, жёлтый, белый, и постоянное поощрение его действий словами.

Публикации по теме:

Арт — терапияАрт — терапия Коллективная работа воспитанников приюта "ДОРИС" г. Апшеронска (3-4 года). Рисование в технике " ладошки", рисование пальчиками. Нашей.

Работа группы «Смородинка» по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы у детей старшего возраста. Одним из способов оказания помощи детям старшего возраста по обеспечению адекватного реагирования в коммуникативной сфере, развитию навыков.

Библиотека изображений:
  • Цветы
  • Логические загадки
  • Изучаем цвета
Автор публикации:
Арт-терапия. Ты и твой цвет. 1 часть
Опубликовано: 10 июня 2013 в 16:00
+53Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 52.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий Ярмарки социально-педагогических инициатив «Лето прекрасное и безопасное»
Ведущий: Уважаемые коллеги, мы рады приветствовать Вас. Совсем недавно в нашем коллективе появилась новая традиция – проведение ярмарки...
Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в старшей группе на тему: «Здравствуй,...
Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в старшей группе на тему:"Здравствуй, лето! " Цель занятия: - Познакомить детей с новым видом нетрадиционной...
Дидактическое пособие по безопасности «Чудо-куб»
Данное пособие рассчитано для занятий и игр индивидуально или с подгруппой детей. «Чудо куб» привлекает детей своей яркостью, мобильностью,...
Театрализованное шоу-дефиле в Екатерининском парке. Фотозарисовки.
"Готика: новые смыслы" так называлось театрализованное шоу-дефиле в рамках ежегодного проекта "Ассоциации". Проходит такое шоу с 2009 года, но я посетила его...