Папки-передвижки

Артикуляционная диспраксия у детей по Б. Ж. Монделаресу

Анастасия Кудлаева
Артикуляционная диспраксия у детей по Б. Ж. Монделаресу

Артикуляционная диспраксия по Б. Ж. Монделарес.

1. В настоящее время прослеживается тенденция увеличения детей с проблемами в речевом развитии.

Изучением проблемы расстройств дизартрического характера занимались отечественные и зарубежные исследователи.

Публикация «Артикуляционная диспраксия у детей по Б, Ж, Монделаресу» размещена в разделах

2. Зарубежный учёный Б. Ж. Монделарес определяет стёртую дизартрию как «речевую или артикуляционную диспраксию развития». Данный дефект он определяет как нарушение контроля за речевыми движениями. «Диспраксия – это расстройство речи нейрогенного происхождения, но в отличие от дизартрии это расстройство связано не только с двигательными нарушениями».

3. Слово «диспраксия» - это «дис» (нарушение) и «праксия» (движение). Это нарушение движений у детей при отсутствии нарушений мышечного тонуса и параличей.

4. Диспраксия у детей может быть первичной или вторичной. В первом случае причины нарушения не связаны с невропатологическими нарушениями. В случае вторичной диспраксии она является следствием ДЦП, черепно-мозговой травмы, различных патологий нервной системы и т. д.

Из этого можно выделить основныепричиныдиспраксии :

• Тяжелое течение беременности. Стрессы, лекарственная интоксикация, кислородное голодание плода – все это может повлиять на недостаточное развитие двигательного анализатора и нейронных путей, которые формируют программу действия.

• Генетическая предрасположенность.

• Наследование по прямой линии (от родителей).

• неблагоприятные социальные условия

• дцп

5. А в зависимости от того, какой участок коры головного мозга не сформирован, можно выделить несколько основных видов диспраксии.

Эфферентная диспраксия (кинетическая).

Где проблемы выполнения серий последовательных движений в виде сложности переключения внутри моторной программы. Ребенку трудно переключаться с одного действия на другое (к примеру, ему трудно плавать, бегать или танцевать). К этой группе относятсясовсем неговорящие дети, которые не могут выговорить даже отдельные звуки, за исключением нескольких гласных.

• Афферентная диспраксия (кинестетическая). Связана с нарушениями мелкой моторики, выполнением мелких движений руками: собирать мозаику, пазлы, застегивать пуговицы и т. д. Ребенок при таком нарушении может произносить отдельные ударные слоги, которые он путает, проглатывает - говорит на своем языке, иначе говоря - каша во рту – все это нарушение слоговой структуры слова.

6. Так как в работах Монделаерс с артикуляционной диспраксией внимание больше обращено на неспособность совершать последовательные действия органами артикуляции, невозможность переключения с одной артикуляционной позы на другую, поэтому коррекционная работа начинается не только с развитием общей и мелкой моторики, но и с формирования орального праксиса.

Это традиционная логопедическая гимнастика с использованием серий упражнений.

Так повторим, что же такое артикуляционная гимнастика?

7. Артикуляционная гимнастика — это система упражнений, помогающая улучшить подвижность органов артикуляционного аппарата, увеличить объем, силу движений, а также выработать точность и дифференциацию артикуляционных поз.

8. Всю систему артикуляционной гимнастики, можно разделить на два вида упражнений: статические и динамические с образными названиями. Статические упражнения (в нашем случаи «Лопаточка», «Чашечка», «Иголочка», «Трубочка») направлены на удержание артикуляционной позы в течении 6 – 10 секунд. Динамические упражнения («Лошадка», «Грибок», «Качели», «Вкусное варенье», «Часики», «Маляр») требуют ритмического повторения 6 – 8 раз движений, координации, хорошей переключаемости.

9. Целенаправленные упражнения подготавливают артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому для удобства они объединены в комплексы. Каждый комплекс готовит определённые движения и положения губ, языка, вырабатывает правильную воздушную струю. Это всё необходимо для правильного образования звука.

10. Не нужно забывать и основные правила проведения артикуляционной гимнастики :

• продолжительность проведения зависит от возраста, но не должна превышать 10 минут;

• во время гимнастики обязательно нужно использовать зеркало, чтобы ребенок видел свои органы артикуляции;

• гимнастика должна проходить в игровой форме;

• комплекс должен включать не менее 4–5 упражнений, но переутомлять детей большим количеством заданий не нужно;

• если дети пока еще затрудняются в выполнении какого-либо упражнения, не заставлять их;

• всегда следить за правильностью и плавностью выполнения упражнений;

• помнить, что качество важнее количества.

11. Хотелось бы отметить, что в современном мире выполнение артикуляционной гимнастики несёт разнообразный характер. При её выполнении можно использовать множество различных картинок, ходилок-бродилок,игрушек, кубиков, альбомов и прочего дидактического материала.

Наш детский сад так же применяет инновационные технологии в выполнении артикуляционной гимнастики, такие как:

12. Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

Биоэнергопластика включает в себя три базовых понятия: био (биос – жизнь) – человек как биологический объект, энергия – сила, необходимая для выполнения определённых действий, и пластика – движение, связанное пластичностью.

В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы.

На данном слайде предоставлены примеры выполнения упражнений, лягушка (улыбка) и хоботок.

13. Использование элементов песочной терапии в артикуляционной гимнастики.

Игры с песком позволяют значительно повысить мотивацию ребенка к занятиям, способствуют более интенсивному развитию познавательных и речевых процессов.

Ведь часто дети с речевыми нарушениями не умеют сочетать речь с движениями рук в песке: они либо играют, либо говорят. В этом случае их необходимо целенаправленно этому обучать. Поэтому при применении песочной терапии вартикуляционной гимнастики, нужно учитывать следующие этапы: сначала отрабатываются движения языка, потом движение пальцев, а затем они совмещаются.

Например, при выполнении упражнения «часики» - необходимо двигать указательными пальцами в песке в том же направлении, что и языком. А на этапе автоматизации звука предлагается включать в работу различные игрушки и дидактические пособия.

14. А использование артикуляционных игрушек несёт в себе наглядно-образный характер, что позволяет применять их не только в сюрпризных моментах, но и в коррекции речи.

Такие игрушки изготавливаются с отдельным элементом- язычком, который можно надеть на руку взрослого или ребенка.

Играя с язычком и знакомясь с новым звуком, ребёнок узнаёт, где находится кончик, спинка, корешок языка.

15. Применение умных зеркал, это новая инновационная технология, которая продуктивно показала себя в практике.

Суть таких зеркал, в том что, с одной стороны ребенок видит себя в зеркале,с другой стороны-он видит " в живую" правильную артикуляцию логопеда. Тем самым и воспитанник,и педагог могут лучше контролироватьнужную артикуляционную позицию. Преимущество таких зеркал состоит ещё в том, что они мобильны.

Умные зеркала и дидактический материал по теме представлен перед Вами, с ним можно ознакомиться после методического обеднения.

16. И так, термин артикуляционная диспраксияв отечественной логопедии используется мало, но можно обратиться к таким авторам, как Шайтор Валентина Мироновна и Емельянов Виталий Давидович, это доктора медицинских наук. Под их руководством была выпушена книга «Диспраксия у детей», которая посвящена актуальной проблеме своевременной диагностики двигательных расстройств в виде диспраксии, неудовлетворительной мелкой моторики и статико-моторной недостаточности у детей с церебральной дисфункцией различного происхождения.

17. Таким образом, работа над артикуляцией занимает важную и не легкую задачу, т. к. в речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координировано. Поэтому применение инновационных технологий становятся актуальными в коррекционной работе.

Они помогают удерживать интерес ребенка, повышают мотивационную готовность детей, поддерживают эмоциональный настрой на протяжении всего занятия. У воспитанников нормализуется мышечный тонус органов артикуляции; активизируется речевая функция; повышается работоспособность; улучшается соматическое состояние.

18. Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Артикуляционная гимнастика для детей 5–6 лет в детском садуАртикуляционная гимнастика для детей 5–6 лет в детском саду Артикуляционная гимнастика является эффективным средством изучения, уточнения и совершенствования основ взаиморасположения и движения органов.

Артикуляционная гимнастика «Осенние мотивы»Артикуляционная гимнастика «Осенние мотивы» Артикуляционная гимнастика «Осенние мотивы» Выполнение артикуляционной гимнастики регулярно помогает, как подготовить артикуляционный аппарат.

Артикуляционная гимнастика в картинкахАртикуляционная гимнастика в картинках Умение правильно, красиво, грамотно говорить имеет большое значение для полноценного развития личности. Успешным человека делает его.

Артикуляционная гимнастика «Зарядка для язычка»Артикуляционная гимнастика «Зарядка для язычка» АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА «ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА» Артикуляционнаягимнастика - это специалные упражнения,для развития подвижности и ловкости.

Игра для детей дошкольного возраста «Морская артикуляционная гимнастика»Игра для детей дошкольного возраста «Морская артикуляционная гимнастика» Как разнообразить артикуляционную гимнастику учителю-логопеду? Нужно исходить из того, что ведущей деятельностью у детей дошкольного возраста.

Дидактические игры и задания «Артикуляционная гимнастика»Дидактические игры и задания «Артикуляционная гимнастика» Дидактические игры и задания «Артикуляционная гимнастика». Цель: тренировка и укрепление органов артикуляционного аппарата: губ, щек, языка.

Фотоотчет «Артикуляционная гимнастика»Фотоотчет «Артикуляционная гимнастика» Предлагаю небольшой фотоотчет артикуляционной гимнастики с детьми, которую мы провели дистанционно. Сказка про язычок Жил-был язычок (показали.

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика для дошкольников» Грамотная, чистая и ритмичная речь ребенка достигается совместными усилиями педагогов и родителей. Такая речь характеризуется правильным.

Универсальная артикуляционная гимнастика в стихах Универсальная артикуляционная гимнастика в стихах. Просто распечатай и занимайся с удовольствием. Будет в помощь не только родителям,.

Здоровьесберегающие технологии. Артикуляционная гимнастикаЗдоровьесберегающие технологии. Артикуляционная гимнастика Здоровьесберегающие технологии – система мер, направленная не только на сохранение и стимуляцию здоровья, но и на активное формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Артикуляционная диспраксия у детей по Б. Ж. Монделаресу
Опубликовано: 29 декабря 2022 в 05:42
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД